конспект урока
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Светлана Ивановна Гриценко

Цели урока:

ознакомление с понятием избирательное право, формирование знаний об основных этапах избирательного процесса и принципах участия граждан в выборах.

- формирование интереса учащихся к правовым вопросам; развитие умения излагать собственную точку зрения и принимать во внимание позицию других, анализировать и делать выводы.

-  воспитание чувства ответственности за свои поступки; формирование активной гражданской позиции, воспитание гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_9_kl.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: Участие граждан политической жизни.

9 класс

Цели урока:

ознакомление с понятием избирательное право, формирование знаний об основных этапах избирательного процесса и принципах участия граждан в выборах.

- формирование интереса учащихся к правовым вопросам; развитие умения излагать собственную точку зрения и принимать во внимание позицию других, анализировать и делать выводы.

-  воспитание чувства ответственности за свои поступки; формирование активной гражданской позиции, воспитание гражданственности.

Оборудование: учебник обществознание, проектор, конституция, паспорт.  

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся

Проверка к готовности урока

  1. Изучение новой темы

Мозговой штурм:

  1. Что такое политика
  2. Власть
  3. Государство
  4. Признаки государства
  5. Гражданство
  6. Правовое государство
  7. Что такое гражданское общество
  8. Что такое социальное государство

 «Всякий народ живет под властью того правительства, какого заслуживает»

Жозеф Деместр

Прочтите высказывание и подумайте о чем мы сегодня будем разговаривать?

Кто мне скажет,  какое мероприятие с политической сферой деятельности будет проходить в нашей школе.

(ответы детей:  Выборы президента ученического самоуправления)

Можно ли это считать, участием в политической жизни?

А что вы знаете о выборах?

(ответы детей)

Тема нашего урока: Участие граждан  политической жизни

В чем заключаются права и обязанности гражданина России?

Может ли рядовой гражданин влиять на политику?

Первый вопрос, который мы сегодня рассмотрим это выборы и референдум.

Выборы и референдум – что это такое?

Найдите в учебнике определение и запишите в тетрадь

Выборы - участие в политической жизни страны − право всех совершеннолетних граждан.

Рефере́ндум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

(запись в тетради)

Мы с вами живем в правовом государстве, кто может принимать участие в выборах и референдуме?

Работа с текстом Конституции (ст.4, ст.5, ст.6, ст.7, ст.32 п.1)

Статья 4.Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме.

1.Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации……..быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2.Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Гражданин избирает – это активное избирательное право

Гражданин избирается- пассивное избирательное право

Статья 5.Равное избирательное право и право на участие в референдуме.

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.

Каждый избиратель имеет лишь один голос.
Статья 6.Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме.

Граждане российской Федерации голосуют на выборах и референдуме …. непосредственно.

Статья 7. Тайное голосование.

Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля  за волеизъявлением гражданина.


Выборы – это процедура избрания кого-либо путем голосования.

Б) Практическая часть. Разбор ситуаций :

  1. Накануне выборов молодому человеку исполнилось 18 лет и ему предстоит принять участие в выборах. Он не стал себя утруждать долгим чтением предвыборной агитации и попросил помощи друга. Друг написал ему, за какую партию надо голосовать. Молодой человек отправился на выборы и проголосовал за ту партию, про которую написал друг.

- согласны ли вы с его действиями?

- а с действиями друга?

  1. Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Согласны ли вы с действиями комиссии? 
  2. Каждый раз, когда в день выборов низкая явка избирателей – выборы считаются не состоявшимися и назначается второй тур. На повторную агитацию и финансирование избирательных участков тратится очень много денег. Возможно, стоит наказывать несознательных граждан. Согласны?

(Например,  в Турции может наступить уголовная ответственность за постоянное уклонение от выборов. В Австрии граждане, не принявшие участие в голосовании, подвергаются 4-недельному тюремному заключению. В Австралии и Аргентине за неучастие налагается штраф от 20 до 200 долларов. Также есть наказания в Бельгии и Греции).

Обществоведы дали четкое название пассивной позиции граждан: абсентеизм.

Запись в тетрадь: Абсентеизм – уклонение граждан от участия в выборах.

Работа в тетради

Подумайте и напишите 10 качеств, которые с вашей точки зрения обязательно должны быть у будущего Президента. Далее выпишем указанные вами качества на доске и проранжируем их по значимости.

II. Право на равный доступ к государственной службе.

Работа с текстом учебника (стр.48 п.2)

Выпишите определение государственная служба.

Что означает право граждан РФ на равный доступ к государственной службе? (сделать вывод)

Физминутка. (1 мин.)


III. Обращение в органы власти и другие пути влияния на власть.

Работа в группах:

1-ая группа:

Какие существуют пути и способы побудить власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности граждан?

(стр.48-49)

2-ая группа:

Назовите пути влияния на власть.

(стр.49-50)

IV. Значение свободы слова.

V. Опасность политического экстремизма.

Экстремизм – это особый вид деятельности направленный против власти.

(запись в тетради)

Работа с учебником (стр.52)

Что относят к экстримистским видам деятельности?

VI. Политика дело каждого.

Работа с учебником (стр.52-53)

Назовите статистику в нашей стране интересующихся и не проявляющих интерес к политике граждан.


V. Подведение итогов и оценивание учащихся за работу в классе.

Обратимся к высказыванию

«Всякий народ живет под властью того правительства, какого заслуживает»

Жозеф Деместр

Выскажите свои соображения относительно того, с какими идеями урока связано это высказывание?

Закончить наш урок я хотела бы притчей

В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках? Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках…»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...