Сказкотерапия как игровая методика на уроках обществознания при изучении темы «Самопознание»
статья по обществознанию
Сказкотерапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Основные задачи, которые ставит учитель на уроке с применением сказкотерапии, - это самопознание обучающимися самих себя, своего внутреннего мира, развитие коммуникативных навыков, актуализация личностных ресурсов, развитие рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия как игровая методика на уроках обществознания при изучении темы «Самопознание»
Сказкотерапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Основные задачи, которые ставит учитель на уроке с применением сказкотерапии, - это самопознание обучающимися самих себя, своего внутреннего мира, развитие коммуникативных навыков, актуализация личностных ресурсов, развитие рефлексии.
Сказкотерапия – процесс воспитания Внутреннего Ребёнка, повышения уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления.
Сказкотерапия использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Для решения этих задач на уроках обществознания, посвященных психологии и самопознанию, учитель дает обучающимся задание: написать сказку. В ней должно быть пять основных персонажей, которые демонстрируют нам систему социальных программ, обеспечивающих выживание человеческого индивидуума в обществе.
- Герой – это персонаж, который должен пройти сказку от начала до конца. Его путь в сказке начинается с какой-то потери (вещи, качества, чувства, права, человека). Это условие является необходимым. Для того, чтобы стать Героем, данному персонажу необходимо отправиться на поиски утраченного, пройти испытание для получения Волшебного Дара и сразиться с Антагонистом.
- Антагонист (враг Героя). Он отвечает за обеспечение потери у Героя (отнимает, разрушает, заколдовывает).
- Даритель. Он является обладателем Волшебного Дара – ресурса, с помощью которого можно победить Антагониста. Дар обладает волшебной силой. Основная функция Дарителя – не давать Герою обрести этот Волшебный Дар, пока тот не пройдет испытание, находящееся за гранью привычных ему возможностей. Герой должен пройти какое-то испытание и получить Дар.
- Помощники – это персонажи, которые неожиданно встречаются на пути Героя. Их основная задача – тестирование Героя на способность вступать в контакт с миром безо всякой корысти. В случае прохождения этой проверки он получает доступ к ресурсу, которым обеспечивают его помощники. Герой должен помочь Помощникам, в свою очередь, Помощники помогают Герою.
- Приз. Персонаж, который ничего не делает, но которым все хотят обладать. На психоаналитическом языке: объект желания. Призом может вступать человек, вещь, качество, чувство.
Затем сказку можно прочитать по ролям или попросить, чтобы автор или другой ученик прочитал ее вслух. Важно, чтобы создатель сказки в процессе чтения прислушивался к своим чувствам. После прочтения учащимся следует обсудить с точки зрения их персонажей и со своей собственной позиции ощущения и открытия, имевшие место во время прочтения сказки. Очень важно связать опыт, полученный в сказке с жизненным опытом. Важно иметь в виду, что фигуры всех персонажей сказки являются внутренними фигурами личности автора сказки (и одновременно – внутренними фигурами каждого из участников группы, только другими) и поэтому их сила, слабость или искривленность отражают силу, слабость или искривленность его отдельных психологических функций. Встречаясь со сказкой, необходимо отмечать изменения в своих ощущениях и впечатлениях, но не следовать за ней, а найти возможность абстрагироваться и «посмотреть со стороны». Часто процесс размышления над сказкой длительный. Поэтому нельзя «перегружать» сказкой. Один из секретов сказкотерапии состоит в последействии, которое является мощной силой, стимулирующей развитие. Анализ сказок, рассказывание, сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизация позволяют изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с духовными ценностями. Игровая сторона метода, творческая составляющая заставляет обучающихся включится в процесс познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка презентации "Игровая методика на уроках английского языка"
Игровая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, выводящими на спонтанный уровень говорения, что отвечает требованиям стандартов второго поколения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/23/picture-389058-1390488241.jpg)
Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"
Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица" 5 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Один из этап...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-448202-1414419027.jpg)
Использование игровых методик на уроках истории
Данная презентация рассказывает об использовании игровых методик на уроках истории...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-448202-1414419027.jpg)
Использование игровых методик на уроках истории
Данная презентация рассказывает об использовании игровых методик на уроках истории...
![](/sites/default/files/pictures/2011/02/03/picture-7602.jpg)
Игровые методики на уроках английского языка в 3 – 4-х классах (на примере темы «Простое прошедшее время глагола»)
Тому, кто преподает в начальной школе, хорошо известно, что дети легче запоминают довольно сложные грамматические формы, если материал урока подается в интересной игровой форме. При изучении простого ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-914534-1491676223.jpg)
«Использование сказкотерапии и игровых методик при фонетическом разборе слова у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
laquo;Использование сказкотерапии и игровых методик при фонетическом разборе слова у детей дошкольного и младшего школьного возраста»...
Тема мастера- класса: Социо – игровая методика на уроках русского языка и литературы»
Уважаемые коллеги. Я предлагаю сейчас всем на минутку задуматься и ответить на вопрос выбора, вот, если бы вам предоставилась возможность выбрать между «легко и трудно», ...