Сказкотерапия как игровая методика на уроках обществознания при изучении темы «Самопознание»
статья по обществознанию

Артемьева Светлана Геннадьевна

Сказкотерапия  – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Основные задачи, которые ставит учитель на уроке с применением сказкотерапии, - это самопознание обучающимися самих себя, своего внутреннего мира, развитие коммуникативных навыков, актуализация личностных ресурсов, развитие рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как игровая методика на уроках обществознания при изучении темы «Самопознание»

Сказкотерапия  – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Основные задачи, которые ставит учитель на уроке с применением сказкотерапии, - это самопознание обучающимися самих себя, своего внутреннего мира, развитие коммуникативных навыков, актуализация личностных ресурсов, развитие рефлексии.

Сказкотерапия – процесс воспитания Внутреннего Ребёнка, повышения уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления.

Сказкотерапия использует  сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Для решения этих задач на уроках обществознания, посвященных психологии и самопознанию, учитель дает обучающимся  задание: написать сказку.  В ней должно быть пять основных  персонажей, которые демонстрируют нам систему социальных  программ, обеспечивающих выживание человеческого индивидуума в обществе.

  1. Герой – это персонаж, который должен пройти сказку от начала до конца. Его путь в сказке начинается с какой-то потери (вещи, качества, чувства, права, человека). Это условие является необходимым. Для того, чтобы стать Героем, данному персонажу необходимо отправиться на поиски утраченного, пройти испытание для получения Волшебного Дара  и сразиться с Антагонистом.
  2. Антагонист (враг Героя). Он    отвечает за обеспечение потери  у Героя (отнимает, разрушает, заколдовывает).
  3. Даритель. Он является обладателем Волшебного Дара – ресурса, с помощью которого можно победить Антагониста. Дар обладает волшебной силой. Основная функция Дарителя – не давать Герою обрести этот Волшебный Дар, пока тот не пройдет испытание, находящееся за гранью привычных ему возможностей. Герой должен пройти какое-то испытание и получить Дар.
  4. Помощники – это персонажи, которые неожиданно встречаются на пути Героя. Их основная задача – тестирование Героя на способность вступать в контакт с миром безо всякой корысти. В случае прохождения этой проверки он получает доступ к ресурсу, которым обеспечивают его помощники. Герой должен помочь Помощникам, в свою очередь, Помощники помогают Герою.
  5. Приз. Персонаж, который ничего не делает, но которым все хотят обладать. На психоаналитическом языке: объект желания. Призом может вступать человек, вещь, качество, чувство.

Затем сказку можно прочитать по ролям или попросить, чтобы автор или другой ученик прочитал ее вслух. Важно, чтобы создатель сказки в процессе чтения прислушивался к своим чувствам.  После прочтения учащимся следует обсудить с точки зрения их персонажей и со своей собственной позиции ощущения и открытия, имевшие место во время прочтения сказки. Очень важно связать опыт, полученный в сказке с жизненным опытом. Важно иметь в виду, что фигуры всех персонажей сказки являются внутренними фигурами личности автора сказки (и одновременно – внутренними фигурами каждого из участников группы, только другими) и поэтому их сила, слабость или искривленность отражают силу, слабость или искривленность его отдельных психологических функций. Встречаясь со сказкой, необходимо отмечать изменения в своих ощущениях и впечатлениях, но не следовать за ней, а найти возможность абстрагироваться и «посмотреть со стороны». Часто процесс размышления над сказкой длительный. Поэтому нельзя «перегружать» сказкой. Один из секретов сказкотерапии состоит в последействии, которое является мощной силой, стимулирующей развитие. Анализ сказок, рассказывание, сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизация позволяют изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с духовными ценностями. Игровая сторона метода, творческая составляющая  заставляет обучающихся включится в процесс познания.





    



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка презентации "Игровая методика на уроках английского языка"

Игровая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, выводящими на спонтанный уровень говорения, что отвечает требованиям стандартов второго поколения....

Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"

Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица" 5 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Один из этап...

Использование игровых методик на уроках истории

Данная презентация рассказывает об использовании игровых методик на уроках истории...

Использование игровых методик на уроках истории

Данная презентация рассказывает об использовании игровых методик на уроках истории...

Игровые методики на уроках английского языка в 3 – 4-х классах (на примере темы «Простое прошедшее время глагола»)

Тому, кто преподает в начальной школе, хорошо известно, что дети легче запоминают довольно сложные грамматические формы, если материал урока подается в интересной игровой форме. При изучении простого ...

«Использование сказкотерапии и игровых методик при фонетическом разборе слова у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

laquo;Использование сказкотерапии и игровых методик при фонетическом разборе слова у детей дошкольного и младшего школьного возраста»...

Тема мастера- класса: Социо – игровая методика на уроках русского языка и литературы»

Уважаемые коллеги.   Я предлагаю сейчас всем на минутку задуматься и ответить на вопрос выбора, вот, если бы вам предоставилась возможность выбрать  между «легко и трудно», ...