Урок о счастье. ОДНКНР, 5 класс
методическая разработка по обществознанию (5 класс)

Запрягаева Наталья Юрьевна

Разработка  может использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Направлена на развитие метапредметных результатов и  духовности учащихся. Содержит интересные материалы для учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №38
Приморского района Санкт-Петербурга

Разработка урока «О счастье»

по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. (5-й класс)»

                                                                                                     Подготовила: Запрягаева Наталья Юрьевна,

                                                                                                                                учитель истории

2019

Технологическая карта урока «О счастье»

                               по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. (5-й класс)»

Методический комментарий: УМК Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Дополнительный учебник: Шевченко Л.Л.Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

Тип урока:  Изучение нового материала

Цель урока: формирование представления о счастье  как пути нравственного самосовершенствования человека.

Задачи урока, относящиеся к деятельности учителя:

Обучающие:  организация  продуктивного изучения текстов, понимание учащимися этических терминов.

Воспитательные: создание условий  для становления гуманистических ценностных ориентаций учащихся

Развивающие: развитие эмоций учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности.  Развитие мыслительных процессов учащихся: суждение, умозаключение; развитие  устной и письменной речи.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Предметные: знание содержания важнейшей для всех народов и культур этической категории «счастье»

Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД):

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, участие в диалоге.

- поиск и отбор необходимой информации в текстах разной степени сложности

Личностные:

осознание важности счастья для определения жизненных приоритетов человека; понимание  многомерности человеческой жизни и счастья.

Основные термины и понятия урока: счастье, смысл жизни, гуманизм

Информационно-образовательная среда: Философский энциклопедический словарь, источники в интернете, сборники афоризмов, демонстрационный материал из интернета.

Межпредметные связи: обществознание (темы, связанные с моралью и этикой), литература.


 План ведения урока-беседы  «О счастье».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы обучения

Способы организации деятельность

Средства обучения

1 этап урока. Организационный.

Учитель настраивает учеников на плодотворную работу и сотрудничество. Проверяет готовность к уроку.

Готовятся к уроку. Самоорганизация

1 мин.

Проектор, видео, карточки, бланки опроса.

(На всех этапах урока)

2 этап урока. Мотивационный

Просмотр https://yandex.ru/video/search?filmId=14685595529250280759&text=%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%B2%2010&noreask=1&path=wizard

О счастье. Чтение под музыку Привыкайте счастливыми быть...

Ирина Самарина-Лабиринт

Привыкайте счастливыми быть!
Просыпаться с улыбкой лучистой…
И со взглядом, по детскому, чистым,
Привыкайте друг друга любить…

Научитесь плохое не звать,
Предвещая заранее беды…
Вы ведите другие беседы…
Научитесь душой расцветать…

Привыкайте добро замечать
И ценить то, что жизнью даётся…
И за счастьем бежать не придётся…
Будет счастье за вами бежать!

Научитесь подвоха не ждать
От людей незнакомых и близких…
Ведь у всех, у высоких, и низких
Есть желание – счастье познать…

Привыкайте не злиться на зло,
А рискните помочь,  разобраться…
Если кто-то вдруг начал кусаться,
Значит, в чём-то ему не везло…

Научитесь прощенья просить
И прощать… Вам судьба улыбнётся.
И весна в вашу душу вернётся!
Привыкайте счастливыми быть…

 Что вы почувствовали, когда смотрели это видео?

О чем это стихотворение?

Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев и оценок. Записывает важные моменты на доске

4 мин.

Учащиеся оценивают своё эмоциональное состояние.

Учащиеся анализируют содержание стихотворения

Обмен информацией между учителем и детьми

Фронтальная работа

3. Этап актуализации знаний. Осуществление первого пробного действия.  Дидактическая задача: применение ЗУНов в условиях решения учебных задач

Как же мы назовем наш урок?

Учитель: Счастье – это то, к чему стремятся люди во все времена, независимо от их религиозных и национальных  различий.

Как мы сформулируем цель урока?

Формулирует название и цель урока после обсуждения

Учащиеся предлагают свои варианты.

«Корзина идей»

Записывают название и цель урока

  5 мин

Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми

Фронтальная работа

Парная работа

4. Постановка проблемных вопросов. Поиск решения проблемных ситуаций.

Дидактическая задача: Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационные умения  учащихся при индивидуальной деятельности)

Что же такое счастье?

Давайте «проверим себя на счастье».

Счастье это:

Можно применить метод ассоциаций. Напишите слово счастье по вертикали и к каждой букве слова напишите то, что вы считаете необходимым для вашего счастья.

Учитель  может записывать варианты на доске.

Учитель  говорит, что однажды получил по эл.почте письмо. Приложение 1. Зачитывает его.

 Далее учитель задает вопросы из приложения конкретным ученикам

Работа с приложением 2. 

Текст выводится на экран и читается вслух учениками, или учитель зачитывает текст.

Учитель: подумайте, посоветуйтесь с соседом по парте:

1.Почему люди аплодировали?

2. Как эта ситуация связана с нашей темой?

Учитель фиксирует варианты ответов (можно аудиозапись)

Подводит, если ученики не справятся, к выводу: глубоко внутри себя, мы все знаем, что самая важная вещь в жизни значит намного больше, чем побеждать для себя. Самая важная вещь в этой жизни – это помогать другим.

Учитель спрашивает, сможем ли мы сформулировать определение счастья?

Или нам нужно ещё подумать?

 (если ученики готовы дать определение, выслушать варианты и всё же подвести к выводу, что нам еще многое нужно понять)

Ученики выполняют задание в тетради, подбирая слова.

5 мин

Ученики отвечают на вопросы

4-5 мин

Ученики высказывают свои предположения,  идёт дискуссия

Ученики предлагают свои определения счастья. Записывают в тетрадь.

В сильных классах (сильные ученики): ученики приводят аргументы для защиты своего определения.

6 мин.

Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью карточек, классной доски)

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности

Работа с текстом, выполнение самостоятельных заданий, устный ответ

Работа в парах

V. Выполнение продуктивных заданий  по теме.

Дидактическая задача: Формирование УУД в условиях решения практических задач.

Учитель:  сейчас мы проведем интеллектуальную физкультминутку. Приложение 4 (можно сократить количество вопросов. Это задание даёт возможность учителю отследить, кто из учеников ещё не понял нравственный посыл урока и скорректировать их работу)

А сейчас мы поработаем с текстом. Ваша задача: прочитать задание к тексту и выполнить его как можно интереснее. Выдается распечатка. Приложение 3.

Учитель просит  нескольких учеников прочитать свои выводы. Подводит итог этой работы: у нас уже есть определения счастья, у нас есть правила, как  стать счастливым, а сейчас мы с вами поговорим о том, что наполняет нас ощущение счастья.

Дети читают притчу:

  Один великий правитель восточной страны сказал:

«Вот уже пятьдесят лет, как я в силе и славе мирно правлю страной, меня любят подданные, боятся враги, уважают союзники. Богатства и почести, власть и наслаждения лежат у моего трона, и, кажется, нет ни одного земного блаженства, которого бы недоставало моему благоденствию. И вот я задумался и подсчитал, сколько при этом выпало мне на долю дней настоящего и чистого счастья: и вышло их четырнадцать.»
Источник: https://mislitel.info/quote-588580
© Мыслитель.инфо

Задание: как вы думаете, чем были заполнены эти 14 дней?

Сравните то, что вы написали сейчас, с вашими вариантами в задании с ассоциациями. Подчеркните то, что нового у вас появилось.

Интеллектуальная физкультминутка  

4 мин.

Учащиеся работают с текстом. В сильных классах дети  могут сделать три важных вывода и записать их в тетрадь. При недостатке времени – подчеркнуть выводы в тексте.

7 мин

Работа в парах. (возможна индивидуальная) Дети обсуждают и записывают в тетрадь свои варианты.

Представляют их к обсуждению.

5 мин

Сравнивают, анализируют написанное.

Возможен обмен тетрадями с соседями по парте для выполнения этого задания.

5мин

 Развитие произвольного внимания.

Работа с текстом, выполнение самостоятельных заданий, устный ответ

Возможны дифференцированные задания

Обмен информацией между учителем и детьми,

диалог

Коллективная работа

Фронтальная работа

Работа в парах

Индивидуальная работа

6. Подведение итога урока. Дидактическая задача: обобщение полученных знаний

Задание:  Захотелось  ли вам добавить что-либо  в своё определение счастья, может быть, изменить его?

Действуйте. Кто хочет поделиться своим счастьем?

Учитель раздаёт распечатку теста с рисунками. Просит выполнить задание.

Приложение 6.Что важно для счастья?

Это задание  дает социологический материал и поможет  выяснить ценностные ориентиры учеников. На следующем уроке можно познакомить учеников с итогами анализа  собранного материала. (Можно попросить учащихся дополнить перечень своими вариантами).

Учащиеся корректируют определение счастья, написанное ими ранее.

Устные ответы

Ученики заполняют бланк опроса.

2  мин.

Учебное сотрудничество

Работа с текстом, с бланком социологического опроса

7. Домашнее задание.

Учитель даёт д/з.

Найти в сборниках афоризмов или в интернете  и выписать в тетрадь 10 афоризмов и пословиц народов России и мира о счастье. Объяснить письменно, что между ними общего.

1 мин.

8. Рефлексия

Ученики оценивают  свой вклад в урок, своё эмоциональное состояние по любой шкале, принятой учителем.

1 мин.


Приложение 1. Письмо

Мы убеждаем себя, что жизнь когда- то станет лучше. Истина в том, что нет лучшего времени для того, чтобы быть счастливыми, чем сейчас. Это понимание помогло мне увидеть, что нет никакого пути к счастью. Счастье – это и есть Путь, а не пункт назначения. Нет другого времени для того, чтобы быть счастливым, кроме … СЕЙЧАС! Будь счастливым и дари счастье другим. Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча.

Теперь ответьте на вопросы:

1.Назови 5 богатейших людей на земле.

2. Назови 5 последних Мисс Мира.

3. Назови 5 последних лауреатов Нобелевской премии.

Не совсем получилось? А теперь ответьте на эти вопросы:

  1. Назови трех учителей, которые внесли вклад в твоё образование
  2.  Назови трех друзей, которые помогают тебе переживать трудности
  3. Назови  трех человек,  которые вызывают у тебя особые чувства.

Учитель: Это легче, не правда ли? Люди, которых вы любите, не в рейтингах.  Но они заботятся о вас, дорожат вами. Может быть, они дарят вам счастье?

Елена Сикирич. «Счастье – это путь» https://www.bez-granic.ru/index.php/358-happiness.html


Приложение 2.

Случай на Паралимпийских играх  (детские соревнования)

На Олимпиаде, девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Они все были физическими или ментальными инвалидами. Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить. Они пробежали треть дистанции, когда мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег и оглянулись. Они остановились и вернулись обратно… Все… Девочка с синдромом Дауна присела рядом с ним, обняла и спросила: Теперь тебе лучше? Потом, все они пошли плечом к плечу к финишной линии. Вся толпа встала с мест и зааплодировала. Аплодисменты длились очень долго. Те, кто это видел, до сих пор об этом говорят.

 Почему?

https://pritchi.ru/id_6516  Забег на паралимпиаде. Современная притча


Приложение 3.   

Задание: Прочитай текст.  Придумай название.  Подчеркни (выпиши)  два  самых важных, на твой взгляд, правила  из этого текста.

Ищи Смысл Жизни — придавай смысл каждому твоему дню, твоим мечтам и стремлениям, твоему отношению к людям, к природе и окружающему миру.

Учись, познавай и открывай красоту мироздания, удивительные законы существования. Ищи Любовь чистую, настоящую, бескорыстную и учись любить — так, как ты всегда мечтал, чтобы люди или Бог любили тебя.

Ищи свое Предназначение и свой Путь — ищи любимое дело и вдохновенные, настоящие задачи.

Ищи тех, кому ты нужен, кого будешь любить, кому можешь помочь. Учись проявлять доброту и сострадание ко всем существам и оказывай помощь кому только можешь  (прежде чем искать тех, кто будет сострадать и помогать тебе)...

Ищи самого себя. Учись быть собой (вместо того, чтобы опускать руки при каждом порыве ветра).

Ищи богатства собственной Души и Сердца — свои таланты, потенциалы, достоинства... Научись наполнять Душу повседневно тем, что ее вдохновляет, светом, ибо ты не можешь ничего дарить другим, если сам пуст, а пустая душа всегда несчастна...

Ищи богатства Души и Сердца других людей, открывай их, покажи им, что они многого достойны.

Счастье не в обретении, а в изменении к лучшему. Счастье не ближайшая цель, до которой всего один шаг, — оно в Пути, ведущем к звездному небу над тобой и к вечным ценностям в твоей душе, оно в Пути, ведущем навстречу людям, Богу и всему миру.

Счастье — это Высшее Благо в твоей жизни, до которого нужно долго добираться, и которое спешит тебе навстречу в ответ на твои собственные усилия... Получается, какой ты сам, таким и будет твое счастье.              

Елена Сикирич. «Счастье – это путь» https://www.bez-granic.ru/index.php/358-happiness.html


Приложение 4.  

Физкультминутка. Встаньте, (хлопните в ладоши и т.п.) кто согласен/не согласен  с данным высказыванием:

  1. Марк Аврелий: «Для счастливой жизни нужно совсем немного. И всё это в тебе, в твоём образе мыслей»
  2.  Амброз Бирс: «Счастье это  приятное ощущение, возникающее от созерцания чужих невзгод»
  3.  Рой Гудман: «Счастье – это способ передвижения, а не пункт назначения»
  4. Томас Джефферсон «Не богатство и роскошь, а душевный покой и занятость дают счастье»
  5. Тимоти Дуайт: «Самый счастливый человек тот, у кого самые интересные мысли»
  6. Счастье это не непрерывное состояние радости и  непрекращающихся удовольствий. Это - миг, «звездный час» человека, наиболее яркие точки его жизни.
  7. Предчувствие счастья, его ожидание часто значительнее и ярче, чем его осуществление.
  8. Удовольствие в жизни может испытать каждый, счастье — только по-настоящему нравственный человек.

https://psycabi.net/vdokhnovlyayushchie-tsitaty-i-aforizmy/2506-mudrye-mysli-ob-optimizme-radosti-schaste

https://resheto.net/raznosti/681-aforizmy-o-schaste

https://ktotakoj.ru/cop619_cit-citaty-o-schaste/


Приложение 5.

Материалы для учителя.

Рассуждая с детьми на эту сложную тему, учитель должен быть подготовленным теоретически и готовым к неожиданным поворотам дискуссии.

Счастье может основываться не только на высоких моральных ценностях, в его основе могут лежать и антиценности, ради которых

человек иногда сознательно идет на саморазрушение личности, будучи не в состоянии отказаться от мгновений пусть призрачного,

но счастья.

Мы знаем такие примеры: алкоголизм, наркомания, месть (в СМИ приводился пример о мужчине из Германии,

который, разбогатев от выигрыша в лотерею, часть денег потратил на месть тем, кто его сильно обижал в детстве:

бывшим одноклассникам, учителю, продавцу – всего 70 человекам. Так, он разорил предприятие, в которое вложил

все деньги пенсионер-учитель, оставив  последнего без средств к существованию)

Необходимо подвести учащихся к выводу, что мера счастья зависит от степени нравственности индивида: удовольствие в жизни

может испытать каждый, счастье —  только по-настоящему нравственный человек.

Если понимать счастье лишь как чувство удовлетворения, то придется признать равноценность любых переживаний

удовлетворенности, а значит, и счастья: и в случае совершения добра, и в случае совершения зла.

Поэтому существует множество «моделей» счастья — общепризнанных и личных, в рамках которых счастье

соотносится с благом — с обладанием им или созиданием его. Однако и здесь «возможны варианты».

В гуманистической этике существует мнение: для того чтобы человек был счастлив, он должен не иметь, а быть (Э. Фромм) — быть нравственно автономной, самодостаточной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. Поэтому счастье — это осуществление внутренней свободы, процесс реализации глубочайшего личного «хотения». Необходимые условия счастья:

Объективные — удовлетворение основных жизненных потребностей человека. Поэтому материальное благополучие и жизненный комфорт — еще не счастье, а лишь норма человеческого существования, одно из условий счастья.

Субъективные — внутренняя готовность и способность личности к счастью — своего рода талант, в котором проявляется глубина и яркость личности, ее внутренняя энергия. В конечном счете, это — нормальное состояние человека. И поэтому отказ от счастья есть предательство личности, подавление в себе собственной индивидуальности, а утрата способности к счастью – показатель деградации личности, душевного хаоса, неспособности найти главную линию в жизни. Счастье можно обрести только в процессе самоосуществления, самореализации личности. Оно невозможно при пассивном образе жизни. Счастье не есть непрерывное состояние радости. В нем нельзя пребывать, как в некой «зоне непрекращающихся удовольствий». Это - миг, «звездный час» человека, наиболее яркие точки его жизни.

Предчувствие, предвкушение счастья, его ожидание часто значительнее, острее и ярче, чем его осуществление.

Счастье существует только во взаимном общении, во взаимодействии людей. Им нельзя владеть, обособившись ото всех. Для счастья всегда нужны другие: только тогда, когда другие приобщены к «моему» счастью, а я к счастью других — только тогда счастье сохраняет свою полноценность, наполненность.

Счастье не может быть абсолютным. Оно — не полное отсутствие несчастий, но способность преодолевать невзгоды и неудачи. Счастье временно, преходяще. Когда мы счастливы, мы всегда испытываем неосознанный страх: страх потерять счастье, страх, что оно пройдет, кончится. Это, с одной стороны, омрачает счастье, придает ему привкус горечи, а с другой — ориентирует нас на бережное отношение к счастью. Счастье не есть безмятежность и спокойствие, оно всегда сопряжено с борьбой — преодолением тех или иных обстоятельств.

Переживание полноты бытия, достижение глубокого внутреннего удовлетворения невозможно без преодоления собственной инертности, пассивности, внешних обстоятельств, наконец, без преодоления «самого себя».

Категория счастья связана с понятием смысл жизни. Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции – от Древней Греции до наших дней, – которые предлагали различные модели смысла жизни исходя из содержания общечеловеческих ценностей:

гедонизм (от. греч. наслаждение) – смысл жизни получить максимум наслаждений;

эвдемонизм (от. греч. счастье) – смысл жизни в том, чтобы быть счастливым;

утилитаризм (от. лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе;

прагматизм (от. греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с богатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем;

перфекционизм (от. лат совершенство) – смысл жизни связывается с личным самосовершенством;

гуманизм (от. лат человечный) – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнут любовью к ним, уважением к человеческому достоинству и с заботой о благе людей.

 Эти понятия можно  назвать учащимся, проводя анализ результатов  работы с приложением 6, если выявятся носители этих моделей.

Многолетний опыт моей работы показывает, что учащиеся этого возраста не боятся новых слов и терминов, и часто являются прирожденными философами. К сожалению, с взрослением эти качества утрачиваются.

https://studopedia.ru/1_119532_schaste-kak-eticheskaya-kategoriya.html. Счастье как этическая категория

https://etika-education.ru/shpory-po-etike-kategorii-etiki-schaste-predstavlenie-lyudej-o-nem-smysl.html Категории этики. Счастье. Представление людей о нем. Смысл жизни.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.  (И.Бунин)


Приложение 6.

3 – очень важно 2- важно 1- не важно.  Оцените в баллах  важность этих понятий  для вашего счастья.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Запрягаева Наталья Юрьевна, учитель истории ГБОУ СОШ № 38 Приморского района Санкт-Петербурга 1

Слайд 2

по предмету « Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5-й класс 04.12.2019 Урок 2

Слайд 3

Привыкайте добро замечать И ценить то, что жизнью даётся… И за счастьем бежать не придётся… Будет счастье за вами бежать! 3

Слайд 4

О чем это стихотворение? 4

Слайд 5

Тема урока: ????? 5

Слайд 6

Задание. Что вы считаете необходимым для вашего счастья? Напишите слово «счастье» по вертикали. К каждой букве напишите существительное, начинающееся на эту букву, связанное с вашим пониманием счастья. Счастье это: С: Ч: А: С: Т: Ь Е: 6

Слайд 7

Вам пришло письмо. Мы убеждаем себя, что жизнь когда- то станет лучше. Истина в том, что нет лучшего времени для того, чтобы быть счастливыми, чем сейчас. Это понимание помогло мне увидеть, что нет никакого пути к счастью. Счастье – это и есть Путь , а не пункт назначения. Нет другого времени для того, чтобы быть счастливым, кроме … СЕЙЧАС! Будь счастливым и дари счастье другим. Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча. Выпишите в тетрадь главную мысль письма 7

Слайд 8

????? 8

Слайд 9

????? 9

Слайд 10

Случай на Паралимпийских играх Девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Они все были физическими или ментальными инвалидами. Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить. Они пробежали треть дистанции, когда мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег и оглянулись. Они остановились и вернулись обратно. Все… Девочка с синдромом Дауна присела рядом с ним, обняла и спросила: «Теперь тебе лучше?» Потом, все они пошли плечом к плечу к финишной линии. Все зрители встали с мест и зааплодировали. Аплодисменты длились очень долго. Те, кто это видел, до сих пор об этом говорят. Почему, как вы думаете? 10

Слайд 11

Марк Аврелий : «Для счастливой жизни нужно совсем немного. И всё это в тебе, в твоём образе мыслей» Амброз Бирс : «Счастье это приятное ощущение, возникающее от созерцания чужих невзгод» Рой Гудман : «Счастье – это способ передвижения, а не пункт назначения» Томас Джефферсон «Не богатство и роскошь, а душевный покой и занятость дают счастье» Тимоти Дуайт : «Самый счастливый человек тот, у кого самые интересные мысли» Счастье это не непрерывное состояние радости и непрекращающихся удовольствий. Это - миг, «звездный час» человека, наиболее яркие точки его жизни. Предчувствие счастья, его ожидание часто значительнее и ярче, чем его осуществление. Удовольствие в жизни может испытать каждый, счастье — только по-настоящему нравственный человек. Интеллектуальная физкультминутка. 11

Слайд 12

Прочитайте текст. Придумайте название. Выпишите два самых важных, на ваш взгляд, правила из этого текста . Ищи Смысл Жизни — придавай смысл каждому твоему дню, твоим мечтам и стремлениям, твоему отношению к людям, к природе и окружающему миру. Ищи тех, кому ты нужен, кого будешь любить, кому можешь помочь. Учись проявлять доброту и сострадание ко всем существам и оказывай помощь кому только можешь (прежде чем искать тех, кто будет сострадать и помогать тебе)... Ищи богатства собственной Души и Сердца — свои таланты, потенциалы, достоинства... Научись наполнять Душу повседневно тем, что ее вдохновляет, светом, ибо ты не можешь ничего дарить другим, если сам пуст, а пустая душа всегда несчастна... Счастье не в обретении, а в изменении к лучшему. Счастье не ближайшая цель, до которой всего один шаг, — оно в Пути, ведущем к звездному небу над тобой и к вечным ценностям в твоей душе, оно в Пути, ведущем навстречу людям, Богу и всему миру. Счастье — это Высшее Благо в твоей жизни, до которого нужно долго добираться, и которое спешит тебе навстречу в ответ на твои собственные усилия... Получается, какой ты сам, таким и будет твое счастье. 12

Слайд 13

Притча Один великий правитель восточной страны сказал: «Вот уже пятьдесят лет, как я в силе и славе мирно правлю страной, меня любят подданные, боятся враги, уважают союзники. Богатства и почести, власть и наслаждения лежат у моего трона, и, кажется, нет ни одного земного блаженства, которого бы недоставало моему благоденствию. И вот я задумался и подсчитал, сколько при этом выпало мне на долю дней настоящего и чистого счастья: и вышло их четырнадцать.» 13

Слайд 14

Задание к притче Как вы думаете, чем были заполнены эти 14 дней? Запишите свои мысли. Можно советоваться с соседом по парте. Сравните то, что вы написали сейчас, с вашими вариантами в задании с ассоциациями. Подчеркните то, что нового у вас появилось. 14

Слайд 15

Оцените в баллах важность для вашего счастья предложенных понятий. 3 – очень важно 2- важно 1- не важно. Оцените свою работу на уроке. 15

Слайд 16

Домашнее задание Найдите в сборниках афоризмов ( в интернете ) и запишите в тетрадь 10 афоризмов и пословиц народов мира и России о счастье. Объясните письменно, что между ними общего . 16

Слайд 17

Для справки: 1. Пять богатейших людей на земле: Джефф Безос , Билл Гейтс, Уоррен Баффет , Бернар Арно , Карлос Слим Элу 2. Четыре последних Мисс Вселенной: Пиа Алонсо Вуртцбах ,2015 ; Ирис Миттенар , 2016; Деми-Ли Нель-Питерс , 2017; Катриона Грей, 2018. 3. Пять последних лауреатов Нобелевской премии. Нобелевская премия — одна из наиболее престижных международных премий, присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества. 2019 год: Абий Ахмед, политика; Петер Хандке , литература; Акира Ёсино , химия; Стэнли Уиттингем , химия; Дидье Кело , физика. 17

Слайд 18

18 Адрес ресурса (гиперссылка) Название сайта, ФИО автора Аннотация 1 https://etika-education.ru/shpory-po-etike-kategorii-etiki-schaste-predstavlenie-lyudej-o-nem-smysl.html Категории этики. Счастье. Информация о содержании категории счастье 2 https://www.bez-granic.ru/index.php/358-happiness.html Сикирич Елена «Счастье – это путь» Материал о восприятии счастья в культуре 3 https://infourok.ru/itogovoe-zanyatieviktorina-svoya-igra-kurs-vneurochnoy-deyatelnosti-osnovi-duhovnonravstvennoy-kulturi-narodov-rossii-klass-3137483.html Итоговое занятие-викторина «Своя игра» Надеждина Н.Н. Презентация интерактивной игры 4 https://ktotakoj.ru/cop619_cit-citaty-o-schaste/ Ктотакой Сборник цитат о счастье 5 https://mislitel.info/quote-588580 Мыслитель.инфо Притчи Абд ар- Рахман Притчи о счастье 6 https://resheto.net/raznosti/681-aforizmy-o-schaste Решето.нет Афоризмы о счастье 7 https://pritchi.ru/id_6516 Притчи.ру. Забег на паралимпиаде. Современная притча Современная притча 8 https://pedportal.net/po-tipu-materiala/dopolnitelnoe-obrazovanie/testy-po-odnknr-5-klass-1255097 Автор-составитель Кускова Л.С. Подбор тестов к ряду тем курса ОДНКНР 9 http://ship-las.ucoz.ru/publ/5_klass_prezentacii_k_urokam/6 Каталог тестов, викторин по курсу ОДНКНР



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал для учащихся

         

Задание: Прочитай текст.  Придумай название.  Выпиши  два  самых важных, на твой взгляд, правила  из этого текста.

  • Ищи Смысл Жизни — придавай смысл каждому твоему дню, твоим мечтам и стремлениям, твоему отношению к людям, к природе и окружающему миру.

Ищи тех, кому ты нужен, кого будешь любить, кому можешь помочь. Учись проявлять доброту и сострадание ко всем существам и оказывай помощь кому только можешь  (прежде чем искать тех, кто будет сострадать и помогать тебе)...

  • Ищи самого себя. Учись быть собой (вместо того, чтобы опускать руки при каждом порыве ветра).

Ищи богатства собственной Души и Сердца — свои таланты, потенциалы, достоинства... Научись наполнять Душу повседневно тем, что ее вдохновляет, светом, ибо ты не можешь ничего дарить другим, если сам пуст, а пустая душа всегда несчастна...

  • Ищи богатства Души и Сердца других людей, открывай их, покажи им, что они многого достойны.

Счастье не в обретении, а в изменении к лучшему. Счастье не ближайшая цель, до которой всего один шаг, — оно в Пути, ведущем к звездному небу над тобой и к вечным ценностям в твоей душе, оно в Пути, ведущем навстречу людям, Богу и всему миру.

  • Счастье — это Высшее Благо в твоей жизни, до которого нужно долго добираться, и которое спешит тебе навстречу в ответ на твои собственные усилия... Получается, какой ты сам, таким и будет твое счастье.               Елена Сикирич.

  • Ищи Смысл Жизни — придавай смысл каждому твоему дню, твоим мечтам и стремлениям, твоему отношению к людям, к природе и окружающему миру.

Ищи тех, кому ты нужен, кого будешь любить, кому можешь помочь. Учись проявлять доброту и сострадание ко всем существам и оказывай помощь кому только можешь  (прежде чем искать тех, кто будет сострадать и помогать тебе)...

  • Ищи самого себя. Учись быть собой (вместо того, чтобы опускать руки при каждом порыве ветра).

Ищи богатства собственной Души и Сердца — свои таланты, потенциалы, достоинства... Научись наполнять Душу повседневно тем, что ее вдохновляет, светом, ибо ты не можешь ничего дарить другим, если сам пуст, а пустая душа всегда несчастна...

  • Ищи богатства Души и Сердца других людей, открывай их, покажи им, что они многого достойны.

Счастье не в обретении, а в изменении к лучшему. Счастье не ближайшая цель, до которой всего один шаг, — оно в Пути, ведущем к звездному небу над тобой и к вечным ценностям в твоей душе, оно в Пути, ведущем навстречу людям, Богу и всему миру.

  • Счастье — это Высшее Благо в твоей жизни, до которого нужно долго добираться, и которое спешит тебе навстречу в ответ на твои собственные усилия... Получается, какой ты сам, таким и будет твое счастье.               Елена Сикирич.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок (литература-обществознание) 6 класс "А счастье так возможно...Так близко..."

интегрированный урок по темам "Роман А.С.Пушкина "Дубровский"" (литература) и "Семья" (обществознание)...

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.

Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...

Конспект урока «Загадочные сфинксы» 5 класс «Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России» Предметная область ОДНКНР

Конспект урока "Загадочные сфинксы" 5 класс "Санкт-Петербург - хранитель духовных тардиций народов России" предметная область ОДНКНР...

Конспект урока "Люди труда" ОДНКНР 5 класс.

Конспект урока "Люди труда" по предмету ОДНКНР  для 5 класса.  Относится к разделу "Нравственные цености российского народа"....

Урок литературы в 10 классе "В чем счастье Наташи Ростовой" (урок-диспут)

Урок-диспут демонстрирует ососбенности коммуникативной компетенции педагога в рамках групповой работы учащихся. В ходе урока обучающиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос: "В чем счаст...

План-конспект урока по курсу ОДНКНР Тема урока: «Семья – хранитель духовных ценностей» 5 класс

Цель урока: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте,  где ребенок   получает уроки  нравственности....