Урок по обществознанию "Ваша семья"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Урок по обществознанию "Ваша семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx25.43 КБ
Файл zadaniya_na_urok.docx21.58 КБ
Файл kopiya_semya.pptx2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 7 класс

Учебник: «Обществознание», О.Б. Соболева, Р. П. Корсун «Обществознание: человек в обществе: 7 класс» под общей редакцией Г. А. Бордовского, М.- «Вентана - Граф», 2014.

Тема: Ваша семья

Цели урока: Формировать понятия семьи и брака посредством анализа и оценки состояния современной семьи и тенденции ее развития.

Задачи урока:

Дидактическая - научить работать с основными понятиями семья, брак, функции семьи, проблемы семьи;

оценить основополагающие моменты, без которых невозможно создание счастливой семьи.

Развивающая - развивать логическое мышление учащихся на примере влияния семейных ценностей в вопросе воспитания детей; учить анализировать свои поступки, давать им оценку.

Воспитательная - формирование у учащихся чувства личной ответственности за благополучие в своей семье; способствовать формированию духовно - нравственным основам семьи у подрастающего поколения.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать целостное представление о семье, семейных ценностях и ее традициях; понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; применять эти социальные и нравственные нормы и правила при анализе и оценке реальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении.

Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к своим родным и близким, формирование ценностных ориентиров на убежденности в важности для общества семьи и семейных ценностей.

Оснащение урока: доска, учебник «Обществознание» 7 класс, презентация, компьютер, колонки, раздаточный материал.

Технологии: элементы проблемно-диалогической технологий, ИКТ - технологии

Методы: репродуктивный, эвристический (частичнопоисковый), наглядный, побуждающий диалог

Основные понятия: семья, брак, функции семьи, проблемы семьи

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Доска и оборудование

Вводная часть

Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем плодотворной работы на уроке.

Презентация по теме.

1. Создание проблемной ситуации

Сейчас вы посмотрите два видеоролика, и попытаемся определить, о чем идет речь?

Одинаково ли отзываются о семье?

- О семье, детях, отношение к семье.

Вступая в диалог, выявляют противоречие:

- Две точки зрения на вопрос об отношение к семье, с одной стороны, семья - важна для человека. С другой, семья - ответственный шаг, к которому готов не каждый человек.

Просмотр видеоролика, где звучать два высказывания о семье

1.2.Формулирование проблемы

Какой у вас возникает вопрос?

Что нам предстоит сегодня выяснить?

По - разному формулируют вопрос.

Какую роль в жизни человека играет семья?

Что значит семья для человека, можно ли без нее обойтись?

Основной вопрос записывается на доске: Нужна ли семья человеку?

2. Выдвижение версий

Какие у вас есть варианты для решения этой проблемы?

Предлагают версии, принимаются все:

- Семья - ячейка общества.

- Семья играет важную роль в жизни человека.

- Семья - главная опора в жизни человека.

2.1.Актуализация имеющихся знаний (побуждающий диалог)

Что мы уже знаем по этой проблеме?

- Что такое семья?

- А из скольки человек состоит ваша семья?

- Какую роль играет семья в жизни человека и общества?

Что нам нужно узнать для решения проблемы?

Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты).

Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть).

План действий:

1. Почему брак является основой для создания семьи.

2. Какие существуют функции семьи.

3. Какие проблемы существуют в современной семье?

Поиск решения

(открытия нового знания)

(динамическая пауза)

У меня есть мама, папа,

Старший брат, сестра,

У меня есть бабушка и дедушка.

А у них есть я.

Мы – семь - я.

1. Почему брак является основой для создания семьи.

- Что такое «брак», «Семья»? Мы с вами узнаем, если обратимся к учебнику на стр. 43

- Ответьте, что общего в этих понятия?

- Что является обязательным условием оформления брака?

- Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.

Что является основой такой семьи?

- Давайте узнаем, кто входит в вашу семью? Давайте посчитаем (динамическая пауза).

В современном обществе семьи бывают разные.

Ребята, а в какой семье проживаете вы?

- Какой делаем вывод по данному вопросу?

Социологи отмечают, что семья возникает и развивается лишь на основе брака. Общество стоит на охране семьи и брака, защищает его законом - Семейным правом (подробнее в 8 классе).

Вступают в диалог (пассивным можно задать вопрос, используя фразы «объясни, как ты понял, что сказал другой ученик... »).

- Семья - малая группа людей, члены которой связаны кровным родством или браком.

- Брак - добровольный союз мужчины и женщины, связанные правами и обязанностями друг перед другом

Работа с документом - Семейный Кодекс РФ.

К обязательным условиям его оформления относятся:

  • Достижение брачного возраста – 18 лет
  • Взаимное добровольное согласие
  • Отсутствие других браков
  • Отсутствие родственных связей между лицами, вступающими в брак

Сравнивают понятия, предлагают версии.

- Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.

- Семьи бывают нуклеарные и расширенные, полные и неполные, одно - двух - трехпоколенные.

Делают вывод: Семья является более сложной системой отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

На слайде понятии «Семья и брак»

Называют статью и пункт.

2. Какие существуют функции семьи.

- Семья играет важную роль в жизни общества, выполняя целый ряд социальных функций. Сейчас мы выясним, какие существуют функции семьи, работая с текстом учебника на стр. 44 и заполняя таблицу.

Теперь проверяет таблицу.

Заполняют таблицу «Функции семьи».

Название функции

Сущность функции

1

Продолжение рода

Рождение детей и сохранение их здоровья

2

Воспитательная

Воспитание и передача опыта и знаний следующим поколениям

3

Хозяйственная

Ведение домашнего хозяйства, планирование семейного бюджета

4

Правовая

Все члены семьи имеют права и обязанности, охраняемые законом

На слайде проверка заполнения таблицы

3. Какие проблемы существуют в современной семье?

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных в нашем обществе.

Попытаемся их определить по картинкам на слайдах.

- Какой делаем вывод по данному вопросу? Решаемы ли эти проблемы?

Работают по картинкам, формулируют проблемы современной семьи.

1.Изменение позиции женщины в обществе.

2. Ранние браки.

3. Алкоголизм. Наркомания.

4. Несходство характеров.

5. Жилищные и материальные проблемы

6. Вмешательство родственников.

7. Дети, оставшиеся без одного родителя.

- Много проблем, но большинство людей стремится к созданию прочной семьи, где царит любовь и взаимоуважение.

Рассматривают слайды.

Выражения решения. Применение нового знания.

- Народная мудрость сохранила много пословиц и поговорок о семье. Давайте обратимся к ним.

Соотнесите обе части пословиц:

Семья вместе

если в семье лад

Семейные нелады

не страшны тучи

На что клад

доведут до беды

Семья в куче

душа на месте

Ваши одноклассники, получили опережающее задание, провести соц.опрос, с целью выяснить, что значит семья сегодня для нас с вами.

- Какой вывод по проблеме мы можем сделать?

Нужна ли семья человеку?

- Чьи версии подтвердились?

Выполняют задание, отвечают на вопрос об актуальности пословиц.

Выступление по соц. опросу, объявление результатов.

- Примерный вывод по проблеме:

Люди на разных этапах своей жизни связаны с семьей. Семья нужна человеку в современном обществе.

Семья – это крепость, спасение от трудностей, защита от жестокого мира. Счастлив тот, кто родился и вырос в дружной семье.

- Подтвердились все версии, которые мы сформулировали в начале урока.

Семья имеет огромное значение для человека в современном обществе. Семья является опорой для человека, где его любят таким, какой он есть.

Семья - ячейка общества, государство проводит политику по защите и охране государства.

На слайде проверка заполнения задания

Презентация, диаграмма

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания.

Вам надо вставить пропущенные слова в тексте, чтобы получился связанный текст.

- Сейчас вы получите творческое задание, я вам раздам конфеты в обертке и когда вы вернетесь домой, то обсудите с родителями и нарисуйте - символ семьи.

- Я думаю, с заданием мы справимся. У вас есть 3 минуты нарисовать символ счастливой семьи и

объяснить его значение.

«Семья – это малая ............ людей, связанные кровным родством или .......... Семьи могут быть нуклеарными и ……..., полными и ............ . К функциям семьи относится: продолжение рода, воспитание, экономическая и ....... . Алкоголизм может быть причиной…… семьи».

Ключ: брак, группа, правовая, многопоколенная, распад, неполная.

Получают заготовки конфет, думают, каким должен быть символ.

Задание на слайде

Подведение итогов.

Мне понравилось, как вы сегодня выступали. Все активно работали, но особенно хочется отметить..........

Перед вами листочки с табличками самооценки работы на уроке.

Мое участие на уроке

Мое эмоциональное состояние

Значимость урока для меня

Оцени свое участие на уроке, вставляя символы в клеточки.

Совместная оценка.

И хочется урок закончить прекрасным стихотворением о семье.

1.В семейном кругу мы растем

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

2. Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

3. Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

4.Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

5.Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

6. Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить без нее не возможно!

Урок окончен, всем спасибо и до свидания!

Заполняют табличку.



Предварительный просмотр:

Повторение по теме «Профессиональные группы. Выбор профессии»

  1. Профессия – это ____________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Хобби – это________________________________________________________

  1.  Запишите критерии  выбора профессии:

А._______________________________________________________________

Б.__________________________________________________________________

В.________________________________________________________________

4.__________________________________________________________________

     4.  Какими качества личности должны быть у следующих категорий профессий:

А. Менеджер _______________________________________________________

Б. Юрист ___________________________________________________________

В. Гувернер ________________________________________________________

Г. Строитель________________________________________________________

  1. Вставьте пропущенное слово

Профессия должна приносить_________ и ______ удовлетворение. Отвечать интересам и способностям ______ , приносить пользу_________.

А. работник

Б. материальное

В. общество

Г. моральное

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

     Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

ЗАДАНИЕ на урок.

Задание 1. на соответствие  «Функции семьи».

Название функции

Сущность функции

1

Продолжение рода (репродуктивная)

А.   Воспитание и передача опыта и знаний следующим поколениям

2

Воспитательная

Б.   Рождение детей и сохранение их здоровья

3

Хозяйственная

В.   Все члены семьи имеют права и обязанности, охраняемые законом

4

Правовая

Г.   Ведение домашнего хозяйства, планирование семейного бюджета

Правильный ответ_________________________________________________

Здание 2.

Вам надо вставить пропущенные слова в тексте, чтобы получился связанный текст.

«Семья – это малая ............ людей, связанные кровным родством или .......... Семьи могут быть нуклеарными и ……..., полными и ............ . К функциям семьи относится: продолжение рода, воспитание, экономическая и ....... . ».

Ключ: брак, группа, правовая, многопоколенная, неполная.

Мое участие на уроке

Мое эмоциональное состояние

Значимость урока для меня

Мое участие на уроке

Мое эмоциональное состояние

Значимость урока для меня

Мое участие на уроке

Мое эмоциональное состояние

Значимость урока для меня

Мое участие на уроке

Мое эмоциональное состояние

Значимость урока для меня

Мое участие на уроке

Мое эмоциональное состояние

Значимость урока для меня

Мое участие на уроке

Мое эмоциональное состояние

Значимость урока для меня

Мое участие на уроке

Мое эмоциональное состояние

Значимость урока для меня

Основные задачи:

1.Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья»; показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества в целом; познакомить учащихся с типами семей, условиями и порядком заключения брака.

2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения через; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся.

3.Личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье; воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми.

4. Метапредметные: формировать умение анализировать текст, картины, схему, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.

5.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности пере семьёй сегодня и чувства долга, перед семьёй будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействии людей.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь оценивать правильность выполнения действия;

Коммуникативные УУД: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Методы обучения, применяемые на уроке:

1.По источнику знаний:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

2.В зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся:

  • Объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя);
  • Частично-поисковый.

Приёмы деятельности учителя:

  • Объяснение;
  • Рассказ;
  • Эвристическая беседа;
  • Использование межпредметных связей;
  • Организация самостоятельной работы с заданиями, документами, учебником.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВАША …….

Слайд 2

Одна супружеская пара прожила 30 лет счастливо. В день празднования свадебного юбилея жена готовила для мужа завтрак. Она аккуратно нарезала хлеб и смазывала его маслом. И в этот момент ее посетила мысль: «Вот уже 30 лет я стараюсь угодить ему и всегда отдаю хрустящую горбушку хлеба, которую сама очень люблю!» Эти мысли вызвали у нее чувства раздражения и возмущения Женщина решила сделать себе подарок в день золотой свадьбы и оставила хлебную горбушку для себя. Ароматный мякиш она намазала маслом и отдала его мужу. Увидев это, супруг обрадовался и с улыбкой поцеловал руку любимой женщины. А после сказал: «Моя любовь, ты сегодня доставила мне непередаваемую радость! На протяжении 30-ти лет я не ем хлебный мякиш. Я знаю, что ты его очень любишь. Поэтому нижнюю часть хлеба я всегда оставлял тебе…» -

Слайд 3

ВАША СЕМЬЯ

Слайд 4

Проблемный вопрос Нужна ли семья человеку?

Слайд 5

Что такое семья? Что общего у этих определений? Чем они различаются? БРАК — это признанный обществом союз мужчины и женщины система их прав и обязанностей друг перед другом . СЕМЬЯ — это малая группа людей, объединенных брачными или кровнородственными отношениями, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Слайд 6

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 12. Условия заключения брака Статья 13. Брачный возраст Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Слайд 7

Что такое семья? Общество состоит из людей, многие ученые считают ее самой мелкой ячейкой общества. Семья - это первое устойчивое сообщество, созданное людьми.

Слайд 8

Какие бывают семьи

Слайд 9

Виды семьи Семьи отличаются по многим признакам: по способу их создания, по количеству супругов и детей, по положению в обществе, и способу воспитания детей и т.д . 1. Состав семьи НУКЛЕАРНАЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ

Слайд 10

Виды семьи 2 . Количество партнёров: Моногамная Полигамная: многожёнство (распространена у мусульман), полиандрия ( р едко встречается, напр. Тибет, Непал). МОНОГАМНАЯ ПОЛИАНДРИЯ МНОГОЖЕНСТВО

Слайд 11

Виды семьи 2 . Количество детей: Б ездетная Малодетная Многодетная (3 ребенка и более) МАЛОДЕТНАЯ МНОГОДЕТНАЯ БЕЗДЕТНАЯ

Слайд 12

Виды семьи 4. Стиль отношений между партнерами: Патриархальная Матриархальная (Ю-В Азия) Партнерская (современная, демократическая) ПАРТНЕРСКАЯ ПАТРИАРХАЛЬНАЯ МАТРИАРХАЛЬНАЯ

Слайд 13

ФУНКЦИИ семьи Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы .

Слайд 14

ФУНКЦИИ семьи РЕПРОДУКТИВНАЯ – продолжение человеческого рода, забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения . ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - формирование личности ребенка, передача опыта предков, обучение традиционным или установленным правилам.

Слайд 15

ФУНКЦИИ семьи ХОЗЯЙСТВЕННая - удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. ПРАВОВАЯ – в ыполнение членами семьи друг для друга прав и обязанностей, охраняемые законом.

Слайд 16

Применение нового знания.

Слайд 17

Нужна ли семья человеку?

Слайд 18

роль семьи Семья играет огромную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Создание семьи — ответственный шаг. Сохранение семьи является важнейшей проблемой современного общества.

Слайд 19

роль семьи СЕМЬЯ – это счастье, любовь и удача, СЕМЬЯ – это летом поездки на дачу. СЕМЬЯ – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. СЕМЬЯ – это труд, друг о друге забота, СЕМЬЯ – это много домашней работы. СЕМЬЯ – это важно! СЕМЬЯ – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!!!

Слайд 20

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности»

Ежегодно, 8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём семьи, любви и верности...

Урок- презентация. 1 урок по теме "Семья" 8 класс

Aim: to introduce the topic of family life through personal responses....

План-конспект урока "Отношения в семье"

   Современное обучение подразумевает решение проблем, интересных ученикам и значимых для них. Отношения в семье относятся к числу таковых. Использование инсценировки позволяет на при...

Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.

Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра"  Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проек...

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Урок «Проблемы современной семьи. Уроки великого Л.Н. Толстого»

Урок «Проблемы  современной семьи.  Уроки великого Л.Н. Толстого»...