Развитие финансовой грамотности школьников на уроках обществознания
методическая разработка по обществознанию (9, 10 класс)

Деречинникова Елена Анатольевна

Основные методические приемы используемые при формировании финансовой грамотности на уроках обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansova_gramotnost.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие финансовой грамотности школьников на уроках обществознания Составил: учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 13 города Тюмени Деречинникова Елена Анатольевна

Слайд 2

как известно, главный враг успеха — это однообразие и монотонность, рождающие скуку. Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.

Слайд 3

Именно по этой причине на своих уроках я стараюсь использовать различные методические приемы, направленные на развитие финансовой грамотности. Именно о них я и хочу вам рассказать.

Слайд 4

И нтегрированный урок (обществознание, математика, информатика ) В мире финансовой и компьютерной грамотности

Слайд 5

Расшифруйте с помощью алфавита название темы (1 балл) 31 12 16 15 16 14 10 12 1 19 6 14 30 10 1 тур

Слайд 6

Разгадайте кроссворд (9 баллов) 2 тур

Слайд 7

По вертикали: Что состоит из строк и столбцов? Люди, живущие на проценты от банковских вкладов Одна сотая доля Все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников Денежное обеспечение за выслугу лет, по инвалидности и т.д. По горизонтали: Квартира, дом, дача, автомобиль и т.д. Проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь Предварительно составленная роспись будущих доходов и расходов семьи на некоторый период Находится на пересечении строки и столбца

Слайд 8

Доход семьи (6 баллов) 3 тур

Слайд 9

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ. Результаты запиШИТЕ в таблицу ДОХОД СУММА РАСХОД СУММА ПЛАТА МАМЫ ??? КРЕДИТ ПЛАТА ПАПЫ ??? ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ ПРОЦЕНТЫ ПО ВКЛАДУ ??? ОСТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ ИТОГО: ИТОГО: ОСТАТОК:

Слайд 10

Расходы семьи (6 баллов) 4 тур

Слайд 11

ДОХОД СУММА РАСХОД СУММА ПЛАТА МАМЫ КРЕДИТ ??? ПЛАТА ПАПЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ ??? ПРОЦЕНТЫ ПО ВКЛАДУ ОСТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ ??? ИТОГО: ИТОГО: ОСТАТОК:

Слайд 12

Все ваши ответы должны быть перенесены в таблицу и оформлены в виде таблицы в текстовом документе Word За лучшее оформление +3 балла

Слайд 13

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: рассчитать бюджет семьи за один месяц и представить его в таблице

Слайд 14

Особую роль я отвожу методике ТРИЗ, позволяющую развивать возможности и способности детей, часто не востребованных при традиционном обучении. В качестве примера использования ТРИЗ на уроке можно привести метод мозгового штурма для нахождения более рационального решения.

Слайд 16

Прием «КЛАСТЕР» - Данный приём предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определённом порядке.

Слайд 17

Одной из форм совершенствования теоретических знаний и практических навыков я считаю деловые игры. Цель деловой игры – смоделировать определенные управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и сформировать умения анализировать их и принимать оптимальные решения.

Слайд 18

Одной из интересных деловых игр является « Фондовая биржа». Цель игры: На практике изучить работу фондовой биржи – работу маклеров и акционеров, процесс расчета дивидендов, курса акций. Отработать умение построения графика курса акций. «Маклеры» - заполняют ведомость сделок и заносят итоги по каждому периоду в таблицу на доске. « Акционеры» - фиксируют свои сделки в тетрадях по периодам, рассчитывают курс акций и строят график курса акций для одной из фирм, делают вывод о своей роли в игре и том, от чего зависит курс акций, анализируют график курса акций.

Слайд 19

Условия игры: На рынке действуют три акционерных общества - фирмы: АО «Хлебозавод», АО «Нефть-экспорт», АО «Торгово-развлекательный центр» (акции фирм для удобства различаются по цветам). Учащиеся – «маклеры» – разделены по фирмам и регистрируют сделки (количество купленных/проданных акций и сумма потраченных средств), подводят итоги периода по одной из фирм, результаты заносят в таблицу на доске. Учащиеся – «акционеры» - выгодно для себя должны разместить имеющиеся денежные средства, им необходимо учитывать сложившиеся ситуации на рынке и выбранную для себя стратегию игры (роль). Результаты своих покупок они записывают в тетрадь согласно предложенного образца – в таблицу, рассчитывают курс акций и строят график курса акций одной из фирм. В конце игры делают вывод о своей роли и стратегии в игре, о том, от чего зависит курс акций. Игра проходит в 6 периодов-туров. Периоды-ситуации на рынке: В результате аварии пострадал нефтеперерабатывающий комбинат. Торты АО «Хлебозавод» выиграли конкурс «Лучший товар года». Декабрь – скоро новогодние праздники. Из-за неурожая резко подорожал мука. Резко возросли мировые цены на нефть. Мировой экономический кризис.

Слайд 20

Достаточно интересным и актуальным является метод проектов. Работу обучающихся по методу проектов строю как индивидуальную самостоятельную работу, так и групповую. Это позволяет обучающимся приобретать коммуникативные навыки и умения. При этом они сами выбирают себе группу единомышленников, распределяют обязанности.

Слайд 21

Можно предложить следующие темы: Проблемы защиты прав потребителей . П роблемы личной финансовой безопасности . Анализ банковских услуг населению в нашем городе . Анализ взаимосвязи инфляции и безработицы. Конкурентоспособность России на мировом рынке. Кредитная политика Российских коммерческих банков в современных условиях

Слайд 22

Круглый стол – это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения. Цель круглого стола – выявить противоречия, сравнить разные точки зрения и выбрать приемлемые для всех участников позиции и решения .

Слайд 23

Темы круглого стола: Роль государства в рыночной экономике. Моя экономическая безопасность: как не стать жертвой аферистов. Выявление проблем и стратегия поведения экономических субъектов в ситуации финансовых кризисов.

Слайд 24

Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью правильного решения. Дискуссия возникает на основе общения учителя и учащихся, а так же учащихся друг с другом в процессе решения проблемы.

Слайд 25

Темы для дискуссии: Можно решить проблему ограниченности ресурсов Рыночная экономика: за и против Платная медицина: плюсы и минусы

Слайд 26

Рисунки Например р исуем рекламу - это помогает развить творческие способности, формировать навыки работы по воображению, прививать эстетический вкус, обобщить знания о рекламе.

Слайд 27

Изучение экономики с помощью сказок. Почти все сказки, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как усердие, трудолюбие, доброта, справедливость , честность . В сказках экономическое содержание развертывается в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Например сказки , помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость , практичность, хозяйственность, бережливость (народные сказки «Мальчик–с–пальчик», С.Т . Аксаков «Аленький цветочек», К.И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г.Х. Андерсен «Огниво»).

Слайд 28

Интерактивный мультфильм по финансовой грамотности «Богатый Бобрёнок» по темам «Семья», «Слова „ХОЧУ“ и „НАДО“» и «Откуда берутся товары и услуги » и другие. В полном цикле — 12 серий, и каждая серия посвящена одному из ключевых вопросов финансовой грамотности, но реализована в понятной и доступной для детей форме. Вместе с «Богатым Бобрёнком» дети проведут время с интересом и пользой и узнают важные правила финансово грамотного поведения. Бобрёнок научит детей определять, что такое бюджет, бизнес, какие свойства есть у денег и почему деньги нужно ценить. В конце каждого эпизода Бобрёнок спрашивает, как ему поступить в той или иной ситуации, а зритель решает. Такой подход разовьет аналитические способности учащихся, понимание важности принятия правильных решений в жизни и ответственности за свой выбор.

Слайд 29

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием « Фишбоун ». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Слайд 31

Оправдывают себя и уроки с приглашением специалистов – юристов, экономистов, банковских служащих. Которые помогают детям разобраться в важных вопросах, связанных с экономикой. Учащиеся всегда внимательно слушают, потому что совсем скоро, при выходе во взрослую жизнь, эти знания им пригодятся.

Слайд 32

Решения познавательных и логических задач. Это помогает овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями. Например : решение задач по потребительскому праву на основе Закона о защите прав потребителей .

Слайд 33

Кейс-технология — интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса . Технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение. Обучающимся предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Считается, что оптимальное решение может быть одно, тогда как альтернативных решений – несколько.

Слайд 34

Решить в каком классе и на какой теме вы бы применили данное задание. Определиться на каком этапе урока было бы целесообразнее это сделать (организационный момент, актуализация знаний, сообщение нового материала, закрепление изученного материала, подведение итогов). Какую цель вы преследуете на уроке применяя данный методический прием. Ожидаемые вами результаты на уроке когда вы применяете данный методический прием. Какие другие методические приемы вы бы предложили применить на данном уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои выступления/публикации: Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Выступление на ГМО учителей химии 28.09.2022г. "Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химииГлавное не знание, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен...

Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»

Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученны...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Главное не знания, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в миреНедостатки сегодняшнего образованияСущность национальной гр...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках английского языка по УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (7 класс)

Исходя из определения функциональной грамотности, мы имеем разнообразные возможности посредством своего предмета развивать способность ученика вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироват...

презентация на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ "

В данной презентации находится подбор задач на развитие функциональной грамотности учащихся на уроках информатики....

Формирование и развитие Функциональной грамотности школьников на уроках информатики 2022

Понятие «функциональна грамотность» было введено в 1957 году ЮНЕСКО в связи с необходимостью преодоления безграмотности, важности вопроса формирования базовых навыков, позволяющих человеку...

"Развитие функциональной грамотности школьников на уроках истории и обществознания"

Функциональная грамотность – это способность человека применять свои знания и умения для решения жизненных задач. Она включает в себя:* Читательскую грамотность: способность понимать и использов...