Инновационные технологии на уроках обществознания
статья

Зуева Елена Николаевна

Использование ИКТ на уроках обществознания позволяет подготовить обучающихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_na_urokah_obshchestvoznaniya.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Зуева Елена Николаевна,  учитель обществознания высшей квалификационной категории

МБОУ «Агибаловская СШ», Смоленская область, Холм – Жирковский район

Инновационные технологии на уроках обществознания

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки активных выпускников способных:

  • ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов в обучении и воспитании, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной практике.
  2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие

В настоящий момент в школьном образовании применяются самые различные педагогические инновации.  

На своих уроках я применяю такие образовательные технологии, как информационно – компьютерные, проектные и игровые

Информационно-коммуникативные технологии

Использование ИКТ на уроках обществознания   позволяет подготовить обучающихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. Одной из самых актуальных и эффективных форм ИКТ является интерактивная доска. Использование интерактивной доски предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурировании урока, улучшении темпа и течения занятия.

Достоинства использования интерактивной доски на уроках истории и обществознания:

- демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса; 
- демонстрация учебных видеороликов; 
- создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;

- использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат.

Другие варианты использования ИКТ на уроках обществознания:

  1. Урок-лекция по изучению нового материала – ИКТ используется в качестве иллюстративного материала
  2. Урок – семинар или урок – конференция - учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ
  3. Подготовка к ЕГЭ – выполнение тестовых заданий в рамках мультимедиа презентаций и проведение тестирования в онлайн режиме и др.

Проектная технология

Данная технология позволяет развивать основные компетенции:

-развивать учебные умения и навыки, коммуникативный потенциал школьников; 

-решать информационные задачи; 

-организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса;

-создавать комфортные условия обучения; 

-активизировать мыслительную деятельность школьников; 

-снимать нервную нагрузку (релаксация).
              В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности обучающихся. Она же обуславливает метод деятельности, направленной на её решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.

Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличающегося от уже существующего.

В каждом тематическом блоке обучающиеся выбирают тему наиболее заинтересовавшего их урока, проект которого готовят:

  • индивидуально;
  • группой или совместно всем классом.

6 класс

Коллективный проект «Самый лучший рассказ».

Проект  «Познаю себя и других».

Индивидуальный проект  «Мой идеал».

Исследовательский проект  «Три возраста».

Информационный проект  «Духовная культура народов».

7 класс

Коллективный исследовательский проект  «Ваш школьный класс».

Индивидуальный исследовательский проект  «Человек в обществе».

8 класс

Исследовательский проект  «Права ребёнка».

Исследовательский проект  «Несовершеннолетние и уголовный закон».

9 класс

Исследовательский проект  «Конкуренция и её виды».

Индивидуальный исследовательский проект   «Семейный бюджет».  

10 класс

Индивидуальный исследовательский проект «Брачный договор».

Исследовательский проект  « Молодёжные субкультуры».

11 класс

Групповой исследовательский проект «Моя фирма».

Исследовательский проект  «Несовершеннолетние и закон».

Деловые игры
С помощью деловых игр на уроках обществознания могут быть реализованы следующие цели:

  1. Развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных областях.
  2. Развитие умений находить и анализировать необходимую информацию.
  3. Формирование навыков групповой деятельности
  4. Повышение коммуникативной культуры.
  5. Овладение основными видами публичных выступлений.

Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры:

  1. Формирование групп.
  2. Моделирование реальной ситуации.
  3. Работа в группах.
  4. Подготовка к публичному выступлению.
  5. Выступления групп.
  6. Подведение итогов.

Очень удачными являются деловые игры на темы «Выборы», «Я – предприниматель», «Политические партии», «Судебное разбирательство» и др.

Развитие  современного общества и жизни в целом показало необходимость воспитания людей творческих, активно преобразующих действительность на основе нравственных ценностей, людей, способных активно включаться в различные социальные процессы и отношения, умеющих принимать самостоятельные решения и нести личную ответственность. Молодой человек должен не только обладать знаниями, умениями и навыками, но и активно взаимодействовать с окружающим миром.

На мой взгляд, данные технологии, как раз, помогают нам обучать, воспитывать и развивать обучающихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому человеку. Они учатся критически мыслить, высказывать и защищать свою точку зрения, ориентироваться в политических, экономических, правовых, нравственных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Презентация "Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Публичная презентация "Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Использование ИКТ"

В презентации помещен материал портфолио учителя истории и обществознания. Он будет полезен тем, кто подает на высшую категорию или собирается участвовать в ПНПО...

Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания

Из опыта работы.  Краткое описание педтехнологий, применяемых учителем на уроках....

Доклад по теме:"Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания"

Данный доклад содержит различние формы и методы инновационных технологий которые можно использовать на уроках истории и обществознания....

Инновационные технологии на уроках истории и обществознания

Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания  Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование у учащихся ключе...

Инновационные технологии на уроках обществознания. Метод проектов. Презентация "Товар 21 века"

Инновационные технологии на уроках обществознания. Метод проектов. Презентация "Товар 21 века" презентация+. Защита проетов на тему товар 21 века...