Конспект урока по обществознанию по теме "Общение"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Вавилова Юлия Игоревна

Разработанный конспект урока по теме "Общение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obshchenie.docx581.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Первые шаги»

Номинация «Молодой учитель»

Тема: Урок по обществознанию, 6 класс, тема «Общение»

ФИО автора: Вавилова Юлия Игоревна

Должность: учитель

Наименование образовательной организации: МАОУ «СОШ №38»


Пояснительная записка

Актуальность темы:  Общение-это универсальный способ существования человека в обществе, в процессе которого происходит обмен опытом, ценностями, вырабатываются общие нормы, правила, установки и взгляды. Общение формирует человека как личность. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. В новую информационную эпоху- общение приобретает новые формы и важно иметь представление о способах, видах и роли общения в целом.

Практическая значимость: актуальность и практическая значимость данной работы обусловлена прежде всего важностью самой темы, отраженной в конспекте. Кроме этого, в ходе урока реализуются технологии и приемы, соответствующие стандартам ФГОС, а также применяются различные современные онлайн приложения, способствующие повышению мотивации к изучению предмета. В ходе урока используется наглядность, разработанная лично учителем, которая может быть универсально использована и на других уроках педагога.

Тема: Общение

Цель урока: познакомить учащихся с определением «общение» и его ролью при формировании личности человека.

Задачи:

образовательные:

  • дать определение понятию «общение»;
  • узнать виды общения;
  • исследовать роль общения и его механизм;

воспитательные:

  • создавать условия для развития самостоятельности;
  • укреплять навыки работы в группе;

развивающие:

  • способствовать становлению коммуникативной культуры;
  • содействовать поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе;

Этапы урока, микроэтапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Ориентировочно-мотивационный этап

1.1.Мотивация учащихся на включение в учебную деятельность

Приветствует учащихся. Проводит опрос, с помощью приложения Plickers. (см. приложение 2)

Добрый день, ребята! Как ваше настроение? Все готовы к работе?

Приветствуют учителя. С помощью заранее подготовленных карточек (QR-кодов) отвечают на вопросы.

Сторона А: Хорошее настроение.

Сторона В: Настроение плохое.

Сторона А: Готов к работе.

Сторона В: Не настроен на работу.

КУД: умение отвечать на вопросы.

1.2. Актуализация знаний, выравнивание стартовых позиций. Создание ситуации успеха.

Предлагает вспомнить учащимся определение человека.

Спрашивает, что означает социальное существо?

Без чего невозможно общество?

Ответ:

Человек-био-социальное существо.

Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей. Это происходит благодаря тому, что люди обмениваются информацией друг с другом.

Познавательные УД: делать

выводы на основе обобщения

знаний.

1.3.Проблемная ситуация, постановка цели УД

Предлагает прослушать притчу и ответить на вопросы.

      Человек сидел в одиночестве. Вдруг к нему подошел друг. «Я должен поговорить с тобой»,-сказал он. Человек увидел знак в том, что пришел его друг, и стал говорить о том, что он считал важным. Он говорил о Божьих благословениях, о любви и о том, что он увидел друга знак от своего ангела, потому что до этого он чувствовал себя одиноко, а теперь у него была компания.
    Друг слушал его, не говоря ни слова, поблагодарил и ушел. Но не счастье, а еще большее одиночество почувствовал человек. Позже он понял, что в восторге не обратил никакого внимания на просьбу своего друга: поговорить.

Вопросы:

  • Как вы поняли смысл этой притчи?

Учащиеся отвечают на вопрос и высказывают своё мнение по прослушанной притче.

КУД: формулировать свою точку зрения и быть готовым её изменить.


2. Ориентационно-исполнительский этап

2.1. Решение учебной задачи.

Обсуждение решения. Фиксация результатов. Самооценка решения УЗ

  • Предположите тему и цель сегодняшнего урока?

  • Как вы думаете, что мы сегодня узнаем?

Спрашивает какие ассоциации возникают у учащихся при слове «общение» и предлагает обратиться к определениям в опорном конспекте, для того, чтобы узнать, как характеризуют общение другие люди.

Предлагает сравнить свои ассоциации и определения В. Даля и А. де Сент-Экзюпери и подчеркнуть самое важное в предложенных определениях.

Для того, чтобы дать полное определение «общению» в опорном конспекте изображена схема, с которой предлагается ознакомиться учащимся.

Ученики приходят к выводу о том, что разговор на уроке пойдет про общение и взаимодействие между людьми.

Тема- общение.

Цель- познакомиться с ролью общения при формировании личности

Регулятивные УД: самостоятельно

сформулировать цель деятельности.

Отвечают:

1.Что такое общение.

2.Цели общения.

3.Виды общения.

Учащиеся заполняют пропуски в опорном конспекте (см. приложение 4), выданным заранее каждому учащемуся.


Учащиеся высказывают своё мнение и читают в  определения, данные В. Далем и А. де Сент-Экзюпери.

Учащиеся изучают схему и дают комментарии.

Предметные УД: анализировать имеющиеся данные и соотносить их с собственными знаниями.

Динамическая пауза

Проводит физкультминутку.

Выполняют физкультминутку.

2.2.Решение типовых заданий

Просит предположить, что было бы, если бы не было общения.

Используя приём «Мозговой штурм» учащиеся определяют роль общения и фиксируют варианты в опорном конспекте.

Для того, чтобы узнать, какие виды общения существуют, предлагает отправиться в виртуальную экскурсию в страну «Общение». По пути учащиеся делают путевые заметки в опорном конспекте, а в конце дают характеристику видам общения.

  1. Выделяют две разновидности устной речи. Какие?: монолог и диалог. Диалог-это обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог-это речь одного человека, не предполагающая обмен репликами с другими лицами.
  2. Существуют такие типы неречевого общения, которые связаны с использованием предметов и рисунков (гос флаги, дорожные знаки и светофоры). Около 30% населения Земли старше 15 лет неграмотны, не умеют ни читать, ни писать, а для общения используют устную речь и символы. До сих пор существуют общества, знающие только разговорный и жестовый язык.
  3. В повседневной жизни вы часто прибегаете к неречевому (вербальному) общению: воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека (жесты, мимика, позы, походка).
  4. Самый простой прием невербального общения-жесты. Когда люди из разных стран недостаточно понимают друг друга, они пытаются использовать жесты. Однако жесты для одного народа могут быть непонятны другому или даже носить противоположный характер. Например: если провести ребром ладони у горла, показывая японцу, что ты уже сыт, то это произведет на него тягостное впечатление, ведь этот жест у японцев обозначает увольнение с работы. Лучше провести ладонью над головой-тогда японец поймет, что его гость наелся «выше крыши». Или, если человек, соединив указательный и большой палец в виде кружка, пожелает показать, что у него все в порядке (окей), то японец подумает, что он хочет получить деньги (для японцев-этот знак-монета).  Жест приглашения у японцев точности совпадает с нашим жестом прощания-ладонь обращают от себя и раскачивают ею вперед и назад.

Проверка записей учащихся.

Предполагают, что без общения человек не смог бы социализироваться, вспоминают случаю с детьми-маугли.

Определяют роль общения и делают записи в опорном конспекте:

-только в общение с другими людьми происходит формирование личности;
-основные черты человек приобретает через личный опыт общения;
-в процессе общения человек усваивает опыт и знания;
-общение дает возможность правильно оценивать своих товарищей.

Личностные УД:
-понимание значения общения;

 

Учащиеся делают заметки:

-Выделяют устную и письменную речь. В устной речи: диалог и монолог.

-Существует неречевое общение (предметы и рисунки).

-Речевое и неречевое общение (жесты, мимика, походка и т.д.)

Познавательные УД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

3. Рефлексивно-оценочный этап

3.1.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует работу в группах, создает условия для самостоятельной деятельности детей, по закреплению и развитии полученных знаний, оказывает необходимую помощь.

Работа в группах осуществляется с помощью приложения Castle Quiz (умная викторина)- см. приложение 3.

Предлагает выбрать критерии оценивания.

Делятся на две группы и по очереди осуществляют ходы в приложении Castle Quiz, отвечая на вопросы по пройденной теме.

Коммуникативные УД: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения и быть готовым её изменить.

Оценивают работу по выбранным критериям.

Критерии:

5- команда, которая одержала победу

4-команда, которая проиграла

3-ставится учителем, при наблюдении неактивной работы в группе и на уроке.

3.2. Включение нового знания в систему знаний по теме

Мы узнали, что такое общение, его роль и виды. Авторы учебника дают практический совет: чтобы научиться понимать другого, важно чаще ставить себя на его место, представлять, как сказываются на окружающих ваши слова и поступки.

Предлагает сделать выводы по пройденному материалу и совету, данному в учебнике.

Делают выводы, что общение играет большую роль в жизни каждого человека. С помощью слов можно, как ранить, так и помочь человеку, поэтому нужно правильно выбирать стиль, формат общения.

Личностные УД: понимание значения общения; осмысленное отношение к искусству общения;

3.3. Итоговая самооценка учащимися результатов своей деятельности

Опрос, с помощью приложения Plickers, о том, насколько была понятна тема урока.

Вопросы в приложении:

-Была ли понятна тема урока?

-Понравился сегодняшний урок?

-Как оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают, с помощью карточек, которые были получены в начале урока.

Ответы:

Сторона А-тема понятна.

Сторона В-тема не до конца усвоена.

Сторона А-урок понравился, было интересно.

Сторона В-урок не понравился, показался скучным. 

Сторона А-работал активно, с удовольствием.

Сторона В-работал неактивно.

3.4. Разноуровневое домашнее задание

Запишите домашнее задание:

  • Изучите п2 парграфа8 учебника и составьте таблицу по следующим вопросам
    1. Что происходит в процессе общения?
    2. Что происходит с людьми в результате общения?
  • Попробуйте сравнить: чем отличается общение со сверстниками и со старшими (начертите сравнительную таблицу).

Записывают домашнее задание.

Приложение:

Приложение 1.

Презентация, включающая самостоятельно разработанные стикеры (с изображением учителя) в приложении: bitmoji.

Приложение 2.

Приложение Plickers-позволяет быстро провести фронтальные опросы с помощью одного мобильного телефона. Основу приложения составляет мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Каждому ребенку выдается по одной карточке. Сама карточка квадратная и имеет 4 стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (А,В,С, D), который указан на самой карточке. Учитель задает вопрос, ребенок выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной вверх. Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы детей в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.

Приложение 3.

Приложение Castle Quiz- это игра тренажер, которая помогает закрепить знания. Интересная, интерактивная викторина, где игрокам предлагается защитить свой замок, отвечая на вопросы по выбранным темам и категориям. Данная игра предполагает наличие одного смартфона на всю команду.

Приложение 4.

Опорный конспект.

Тема урока: ______________________________________________Картинки по запросу общение клипарт

Цель: _________________________________________________________

  1. Какие ассоциации у Вас возникают при слове «общение»?
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Ознакомьтесь с определениями:

В. Даль: «Изящество, изобилие прекрасного, богатство, полнота, великодушие, щедрость».

А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь-это роскошь человеческого общения».

  1. Изучите и прокомментируйте схему:

Общение-взаимные деловые и дружеские отношения людей

При этих взаимоотношениях люди оказывают влияние на мысли и чувства друг друга

Своими словами                                     Внешним видом                               Поведением

  1. Роль и значение общения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Заполните таблицу по ходу экскурсии в страну «Общение»

Речевое

Неречевое

6. «Чтобы научиться понимать другого важно чаще ставить себя на его место, представлять, как сказывается на окружающих ваши слова и поступки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

План-конспект урока по обществознанию "Повторительно-обобщающий урок"

План - конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Повторительно-обобщающий урок"...

Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")

Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства...