Рабочие программы по предмету "Обществознание"
рабочая программа по обществознанию


Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

среднего общего образования

Рабочая программа

по предмету обществознание

10 класс

        

МБОУ  «СШ № 10»

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (чему обучающиеся научатся, чему могут научиться на конец реализации программы).

Личностные результаты.

  1. Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите.
  2.  Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  3. Совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты изучения обществознания выражаются в следующих качествах:

регулятивные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные:

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

коммуникативные:

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и не знания, новых познавательных задач и средств их достижения.

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;умение осознанно использовать речевые средства в  ответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами освоения на базовом уровне выпускниками полной средней школы содержания программы по обществознанию являются:

понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития; владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; владение основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами окружающей социальной действительности; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, собственник, потребитель);

сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного азвития;

умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;

социальная самоидентификация личности обучающегося как гражданина России, наследника традиций и достижений своего народа, современника и в ближайшем будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни; мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие интереса к их проблематике;

умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты суждения и оценки, их связь с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

уважение ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении.

Ученик научится:

раскрывать, смысл понятия «общество»; устанавливать и конкретизировать примерами взаимосвязь человека и его естественной среды обитания; описывать общество как целостную социальную систему, сферы жизни общества и социальные институты; объяснять роль социальных институтов в жизни общества; различать исторические типы обществ по их признакам, объяснять причины перехода от одного типа общества к другому;

раскрывать смысл понятий «общественный прогресс» , «общественный регресс»;  иллюстрировать фактами социальной жизни теоретические положения о многообразии путей и форм общественного развития, о критериях и противоречивости общественного прогресса; характеризовать сущность и оценивать последствия глобализации; обосновывать необходимость коллективных усилий для решения глобальных проблем современности; различать в социальной информации о современном обществе факты, оценочные утверждения, гипотетические суждения.

объяснять специфику социального в человеке; описывать и конкретизировать факторы социализации, типы мировоззрения; характеризовать и классифицировать потребности человека, иллюстрировать проявления потребностей, связи потребностей и деятельности; раскрывать с помощью примеров структуру, мотивы и конкретные виды деятельности;

моделировать практические ситуации, связанные с различными мотивами и видами деятельности людей;

находить и извлекать информацию о деятельности людей из различных неадаптированных источников;

исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя;

сравнивать формы познания, виды человеческих знаний, критерии истины, процессы познания природы и общества;

выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях, связанных с социальной и деятельностной сущностью человека;

указывать элементы правовой системы, раскрывать взаимосвязь элементов правовой системы; выявлять функциональные, иерархические и другие связи внутри правовой системы; различать нормы обычаев, морали и права, нравственные и правовые нормы, их связь с определённой системой ценностей; анализировать, приводить аргументы, делать выводы при работе с различными источниками правовой информации; называть источники права;  различать нормативно-правовые акты по их юридической силе в системе источников права;  характеризовать Конституцию РФ как основной закон прямого действия;  называть конституционные права и обязанности граждан, раскрывать взаимосвязь прав и обязанностей; анализировать конкретные жизненные ситуации и с опорой на полученные правовые знания определять вид правоотношения и отрасль права, регулирующую возникшие правоотношения; перечислять правоохранительные органы в российской правовой системе; указывать виды деятельности, входящие в сферу компетенции права; раскрывать значение права для современного социума и становления демократического правового государства;

иллюстрировать проявления патриотизма фактами социальной жизни;  распознавать формы культуры; выявлять специфику образования, науки, искусства, морали и религии как форм культуры;  определять их место и значение в жизни общества ; давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям; характеризовать и конкретизировать примерами СМИ и их функции; оценивать значение информации в современном мире; сравнивать информационные возможности Интернета и традиционных СМИ.

Ученик получит возможность научиться:

конкретизировать примерами факты социальной жизни, функции общества и его подсистем, взаимосвязь подсистем общества; оценивать возможности и риски современного общества; выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений; характеризовать факторы процесса глобализации в современном мире; прогнозировать последствия влияния глобализации на различные сферы жизни общества; анализировать социальные причины и моделировать последствия экономического кризиса;

раскрывать на примерах уникальность человека как индивидуальности; выделять основания различных классификаций видов деятельности; выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и человека; описывать методы научного познания; оценивать, обращаясь к примерам, возможности индивидуальной самореализации; исследовать практические ситуации, связные с адекватной и неадекватной самооценкой; объяснять роль мировоззрения в жизни человека; показывать на конкретных примерах взаимосвязь свободы и ответственности как необходимых условий жизнедеятельности человека;

характеризовать право как систему;   находить необходимую правовую информацию; формулировать нравственные и правовые суждения и оценки;  аргументировать собственную позицию;  уметь соотносить свои действия с возможными правовыми последствиями; использовать правовые нормы как средство защиты своих прав и прав людей, нуждающихся в правовой защите; понимать взаимосвязь прав и обязанностей, необходимость соблюдения юридических обязанностей;

характеризовать сущность гуманизма; показывать значение свободы совести для развития человека и общества; аргументировать необходимость нравственного поведения и собственного морального выбора; оценивать влияние СМИ на социальную активность личности; выявлять признаки манипулирования сознанием, определять возможные способы противодействия; выражать собственное отношение к роли самообразования и духовного развития в жизни человека; находить формы и способы конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями культурными ценностями.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Базовый уровень

 Содержание основных образовательных программ по обществознанию

Человек как творец и творение культуры. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия, проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.

Общество как сложная динамическая система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. экономическая политика российской федерации.

Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в российской федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология. Политический процесс, его особенности в российской федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Человек в системе общественных отношений. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы, мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство.

Правовое регулирование общественных отношений. Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Формы организации занятий:  лекции,  семинары ,  дискуссии,  экскурсии, викторины, написание эссе.

Формы контроля: тестирование, составление схем, таблиц, написание эссе, моделирование жизненных ситуаций,  дискуссии, анализ иллюстративного материала семинары.


Календарно-тематическое планирование

уроков обществознания в 10 классе

2019 – 2020 учебный год

Учитель Колосова Н.В.

Раздел программы, количество часов

Планируемые предметные результаты к изучаемому разделу

№ урока

Дата проведения

Тема

Примечания

Раздел I.

Человек в обществе.

Сформировать целостное представление об учебном курсе «Обществознание» в средней школе. Знать требования, предъявляемые к изучению предмета в старшей школе, структуру и аппарат учебника.

1

2.09

Введение

Стр. 4-6

Углубить понимание общества как формы совместной жизнедеятельности людей. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятия общество, выделяя его характерные признаки;  различать такие понятия, как государство, общество, страна, и давать им определения;

2 3

6.09

9.09

Общество как часть материально мира

§ 1, составить план развёрнутого ответа

Формировать научное представление об обществе как социальной системе, раскрывать понятие социального института. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах, приводить конкретные примеры экономической сферы общества, политической сферы общества, духовной сферы жизни общества, социальной сферы; объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.

4 5

13.09

16.09

Общество как сложная система

§ 2, составить развёрнутый план, эссе, текст на стр. 25-26

Анализировать многовариантность общественного развития. Приводить конкретные примеры целостности и противоречивости современного мира. Объяснять сущность проблемы общественного прогресса.

6 7

20.09

23.09

Динамика общественного развития

§ 3, эссе

Знать: содержание понятия человек, соотношение биологического и социального в человеке, отличия человека от животного. Уметь: высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий;  объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории;

8 9

27.09

30.09

Социальная сущность человека

§ 4, план развёрнутого ответа на вопрос

Знать: что такое деятельность, потребности и иерархическую теорию потребностей. Уметь: характеризовать черты деятельности; определять мотивы деятельности; приводить конкретные примеры видов деятельности человека

10 11

4.10

7.10

Деятельность – способ существования людей

§ 5, план развёрнутого ответа на вопрос,  эссе

Знать основные положения по теме урока. Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания, осуществлять поиск собственной позиции в вопросах познавательной деятельности.

12 13

11.10

14.10

Познавательная и коммуникативная деятельность

§ 6, эссе

Знать, как понятие «свобода» связано с политической борьбой; к чему приводит неограниченная свобода. Формирование собственных суждений и аргументов по определённым проблемам.

14-15

18.10

21.10

Свобода и необходимость в деятельности человека

§ 7, эссе

Раскрывать специфику развития современного общества, приводить конкретные примеры сущностных характеристик постиндустриального общества. Объяснять противоречивость глобализации современного мира

16-17

25.10

28.10

Современное общество

§ 8, анализ документа с.90-91

Знать понятие и признаки международного терроризма.  Приводить примеры международного терроризма, объяснять механизм противодействия международному терроризму.

18-19

1.11

11.11

Глобальная угроза современного терроризма

§ 9, презентация

Актуализировать свои знания по теме. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

20-21

15.11

18.11

Человек в обществе

Тестирование

Раздел 2.

Общество как мир культуры 22 часа

Систематизировать и теоретизировать знания о культуре. Уметь разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; анализировать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия

22-23

22.11

25.11

Духовная культура общества

§ 10

Уметь: высказывать свое мнение; работать с текстом учебника; отвечать на поставленные вопросы;  давать определение понятий; характеризовать моральные

ценности; объяснять сущность мировоззрения. Формировать понимание необходимости нравственных ориентиров в жизни человека.

24 25

29.11

2.12

Духовный мир личности

§ 11, эссе

Раскрывать значимость нравственного фактора в жизни и деятельности человека и общества. Неприятие зла в любом проявлении. Уметь определять становление нравственного в человеке;

26

6.12

Мораль.

§ 12, эссе

Характеризовать сущность науки, ее функции в обществе, институты науки. Знать, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.

Уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; - уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы

27 28

9.12

13.12

Наука и образование

§ 13, эссе

Знать что такое религия; особенности мировых религий.

Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества. Понимать и приводить конкретные примеры роли религиозного фактора в развитии общества, человека и культуры.  

29 30

16.12

19.12

Религия и религиозные организации

§ 14, эссе

Актуализировать свои знания по теме. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

31

23.12

Административная контрольная работа

Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Уметь анализировать произведение искусства, определяя достоинства, которыми оно обладает; пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Выработать умение аргументировать различные оценки перспектив духовного развития современной России

32 33

27.12

13.01

Искусство

§ 15, эссе.

Знать определение и сущностные характеристики массовой культуры. Уметь приводить конкретные примеры массовой культуры, показывать взаимосвязь массовой и элитарной культуры

34 35

17.01

20.01

Массовая культура

§ 16, эссе

Итоговое повторение и обобщение темы.

36

24.01

Общество как мир культуры

Тестирование

Раздел 3.

Правовое регулирование общественных отношений

50 часов

Знать суть нормативного подхода к праву. Уметь характеризовать особенности естественного права. Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизм правового регулирования.

37-38

27.01

31.01

Современные подходы к пониманию права.

§ 17, задание 1  с. 224

Знать  чем отличаются подходы к определению права; роль системы права в регулировании общественных отношений; сравнивать мораль и право; приводить примеры социальных норм. Уметь объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона, и какие существуют между ними различия; разъяснять сущность права, а также различные его значения; уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах.

39-40

3.02

7.02

Право в системе социальных норм

§ 18

Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений.

41-42

10.02

14.02

Источники права

§ 19

Уметь разъяснять сущность таких понятий «правосознание» и «правовая культура» личности; раскрывать важнейшие признаки правоотношений; определять особенности правонарушений; объяснять различия между проступком и преступлением; называть главные черты юридической ответственности;  объяснять основные цели деятельности судебной системы.

43- 44

17.02

21.02

Правоотношения

§ 20

        

45 46

28.02

Правонарушения . Интегрированный урок с уроком обществознание

Знать определения понятий правосознание и правовая культура. Приводить конкретные примеры функций правовой культуры. Объяснять причины и виды правомерного поведения человека.

47 48

2.03

6.03

Предпосылки правомерного поведения

§ 21, решение задач

Знать, что такое гражданство, каковы принципы гражданства в РФ, права гражданина РФ. Отличать права гражданина от прав человека. Уметь подготовить выступление, творческую работу по социальной проблематике

49

13.03

Гражданин РФ.

§ 22, задание 1-4, с. 238

11.03 – интегрированный урок с историей

19.03 – интегрированный урок с обществознанием

50

16.03

Воинская обязанность

51

18.03

Гражданское право. Интегрированный урок с уроком история

Знать, что такое гражданские правоотношения. Уметь характеризовать социальные объекты, выделять их существенные признаки. Формулировать аргументы по определённым проблемам

52

20.03

Гражданское право.

§ 23, задание 1-4, с. 273-274

53

6.04

Защита гражданских прав

Знать, какие отношения регулируются семейным правом; условия заключения брака; личные имущественные и неимущественные права родителей, супругов и детей. Моделировать ситуации по проблемам семейного права. Аргументировать его основные положения

54-55

10.04

13.04

Семейное право.

§ 24, задание 1-4, с. 285-286

Знать, какие документы необходимы работнику при приёме на работу; порядок заключения, изменения и расторжения  трудового договора. Понимать необходимость правового регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизм правового регулирования.

56 57

15.04

17.04

Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Интегрированный урок с уроком история

§ 25, задание 1  с. 212

58 59

20.04

Социальная защита и социальное обеспечение Интегрированный урок с уроком обществознание

Знать особенности экологического правонарушения и виды ответственности за него. Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты своих прав

60 61

24.04

27.04

Экологическое право.

§ 26, задание 2  с. 249

23.04 – интеграция с технологией

Знать, какие лица участвуют в гражданском,  арбитражном и уголовном процессе, что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд. Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав

62-63

4.05

8.05

Процессуальные отрасли права

§ 27

29.04 – интеграция с историей

Знать юрисдикцию Конституционного судопроизводства, полномочия Конституционного суда. Принципы и стадии конституционного судопроизводства.

64 65

11.05

15.05

Конституционное судопроизводство

Итоговая контрольная работа.

§ 28

06.05 – интеграция с историей

07.05 – интеграция с технологией

Какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована защита прав человека в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного процесса. Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав

66

18.05

Международная защита прав человека.

§ 29, задание 3  с. 330

13.05 - Интеграция с историей

14.05 – интеграция с технологией

Знать правовую базу противодействия терроризму в России. Называть органы власти, производящие политику противодействия терроризма. Объяснять роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму

67

21.05

Правовые основы антитеррористической деятельности Российского государства Интегрированный урок с уроком право

§ 30

Знать основные положения темы. Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

68 69

22.05

25.05

Человек и закон

Тестирование

Анализ документа

Раздел IV.

Итоговое повторение и обобщение.

4 часа

Целостное представление о содержании курса 10 класса, знание ключевых понятий, систематизация изученного материала и сформированность ключевых компетенций.

70

29.05

Итоговый  урок по теме:" Человек в обществе"

 



Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

 основного общего образования

Рабочая программа

по предмету обществознание

5-9 класс

        

МБОУ  «СШ № 10»

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (чему обучающиеся научатся, чему могут научиться на конец реализации программы).

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

 заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Предметными результатами учебного предмета «Обществознание» в 5-8 классе являются:

относительно  целостное  представление  об  обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание   языка   массовой   социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

 

 В 5 классе учащийся  научится:

характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» учащийся получит возможность научиться:

           Определять социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

различные подходы к исследованию человека и общества;

основные социальные институты и процессы;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

В 6 классе учащийся  будет знать /понимать:

социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений; значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; различные подходы к исследованию человека и общества; основные социальные институты и процессы; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь: -характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 5 -совершенствования собственной познавательной деятельности;

В 7 классе учащийся  будет знать /понимать:

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

сущность общества как формы совместной деятельности людей;

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

научится:

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

первичного анализа и использования социальной информации.

В 8 классе учащийся  будет знать /понимать:

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

научится:

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

первичного анализа и использования социальной информации.

В 9 классе учащийся  будет знать /понимать:

Способы взаимодействия человека с другими людьми;

Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

Научится :

Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально - деятельное существо; основные социальные роли;

Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

Приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;

деятельности людей в различных сферах;

Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,

Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-первичного анализа и использования социальной информации;-сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Содержание учебного предмета, курса (перечень и название разделов курса; указание форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности).

Содержание учебного предмета 5 класс.

Введение. Что изучает обществознание. Почему так важно  изучать обществознание. Как работать с учебником

Раздел I. Человек.  Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность людей. Можно ли влиять на наследственность.  Отрочество – особая пора жизни. Легко ли быть подростком. Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность - показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

Раздел II. Семья .Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи. Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время, телевизор, компьютер и мобильный телефон. Своими руками. Что такое хобби.

Раздел III. Школа.Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа сегодня. Учись учиться.

Образование и самообразование. Формы самообразования.  Испокон века школа растит человека. Самообразование – путь к успеху. Новые возможности. Самообразование и самоорганизация. Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей. Какой ты друг?

Раздел IV. Труд/ Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Труд и творчество. Трудовая деятельность человека. Мастер и ремесленник. Что такое творчество. Творчество в искусстве.

Раздел V. Родина. Наша Родина – Россия. Русский язык – государственный. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб России. Флаг России. Гимн России.Гражданин России. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?

Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Содержание учебного предмета 6 класс.

 Раздел IЧеловек в социальном измерении Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Самопознание. Самосознание. Потребности человека. Духовный мир человека. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху.

  Раздел II Человек среди людей Межличностные отношения, их особенности, виды. Общение, средства общения. Конфликты в межличностном общении и способы их разрешения. Посредничество при разрешении конфликтов.

Раздел III Нравственные основы жизни Добро, смелость и страх. Человечность.

Содержание учебного предмета 7  класс.

Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе.    Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.    Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.   Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.   Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.   Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.   Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.   Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Раздел II. Человек в экономических отношениях. Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское хозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Раздел III Человек и природа. Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Содержание учебного предмета 8  класс.

Раздел I Личность и общество. Что делает человека человеком. Человек, общество, природа. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Как стать личностью. Практикум.

Раздел II Сфера духовной культуры.  Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Образование. Наука и современное общество. Религия как одна из форм культуры. Практикум.

Раздел III Социальная сфера. Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Практикум.

Раздел IVЭкономика. Экономика и ее роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство – основа экономики. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. Потребление. Инфляция и семейная экономика. Безработица, ее причины и последствия. Мировое хозяйство и международная торговля. Практикум.

Содержание учебного предмета 9  класс.

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общест¬венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Право

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер¬шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи¬моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации

Основные формы организации учебных занятий: школьная лекция; лабораторное занятие практическое занятие; уроки – диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки – презентации, экскурсии, викторины, сюжетно - ролевые игры, беседы.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: работа с текстом учебника: составление тематических таблиц, развёрнутого плана, схем, опорного конспекта; работа с дополнительной литературой; работа с иллюстративным рядом; анализ статистического материала: таблиц, графиков, диаграмм; выполнение творческих заданий: составление кроссвордов, тестов, подготовка сообщений, презентаций.

Формы контроля: тестирование, составление схем, таблиц, написание эссе, фронтальные беседы, моделирование жизненных ситуаций, беседы с элементами дискуссии, анализ иллюстративного материала.

Календарно-тематическое планирование

уроков обществознания в 6 а  классе

2019-2020 учебный год

Учитель Н.В. Колосова  

Раздел программы,

кол-во часов

Планируемые предметные результаты к изучаемому разделу

№ урока

Дата проведения

урока

Тема урока

Примечания

Человек в социальном измерении. (14)

Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем.

Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах

1–2

4.09

11.09

Человек – личность.

Научатся: характеризовать свои способности; проявлять личностные свойства
в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы;

высказывать собственное мнение, суждения

3–4

18.09

25.09

Познай самого себя .

Научатся: сформируют представление о деятельности человека, основных видах деятельности человека.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

5–6

7

2.10

9.10

16.10

Человек
и его деятельность .

Научатся: : характеризовать виды потребностей, характеризовать свои потребности
Получат возможность научиться: работать
с текстом учебника; анализировать таблицы;

8-9 10

23.10

30.10

13.11

Потребности человека.

Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

11-12

13

20.11

27.11

4.12

На пути
к жизненному успеху .

Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

14

11.12

Обобщение и систематизация знаний
по теме «Человек
в социальном измерении».

Человек среди людей. (12 часов)

Научатся: определять,
в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах.

15-16

17

18.12

25.12

15.01

.

Межличностные

отношения .

Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

18 19

22.01

29.01

Человек
в группе.

Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

20 21 22

5.02

12.02

19.02

Общение .

Научатся: определять,
в чем состоят особенности конфликтной ситуации; научатся определять причины конфликта, виды конфликта.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

23 24

25

26.02

4.03

11.03

Конфликты в межличностных отношениях.

Научатся: определять основные понятия к главе «Человек среди людей».

Получат возможность научиться: работать
с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

26

18.03

Обобщение по теме «Человек среди людей»

Нравственные основы жизни (7 часов)

Научатся: отличать добрые поступки от злых;
определять понятия

«нравственность» и «безнравственность».

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

27

28

29

8.04

15.04

Человек славен добрыми делами.
Интегрированный урок  с уроком обществознание

Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами.

Получат возможность научиться: работать
с текстом учебника;  

30-31

22.04

29.04

Будь смелым.

Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми.

Получат возможность научиться: работать
с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

32 33

6.05

13.05

Человек
и человечность.. «Нравственные

основы жизни» Интегрированный урок  с уроком технология

Тест по теме:

человек

и человечность. «Нравственные

основы жизни»

Научатся: анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

34-35

20.05

27.05

Человек
в системе общественных отношений.

Приложение 3

Календарно-тематическое планирование (по ФГОС)

уроков обществознания в 7 а классе

2019-2020 учебный год

Учитель Н.В. Колосова                                                                                                                  

Раздел программы, кол-во часов

Планируемые предметные результаты к изучаемому разделу

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

        

Примечания

Регулирование поведения в обществе  (14 часов)

Научатся: называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета

Получат возможность научиться: 

использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека

1-2

3.09

10.09

Что значит жить по правилам

Научатся: определять, как права человека связаны с его потребностями, какие группы прав существуют, что означает выражение «права человека закреплены в законе»

Получат возможность научиться: 

моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку

3-4

17.09

24. 09

Права и обязанности граждан 

Научатся: определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной.

Получат возможность научиться: 

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

5

1.10

Почему важно соблюдать законы

Научатся: определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга.

Получат возможность научиться: 

осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства

6-7

8.10

15.10

Защита Отечества

Научатся: определять, что такое дисциплина, ее виды и ответственность за несоблюдение.

Получат возможность научиться: 

моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

8-9

22.10

29.10

Для чего нужна дисциплина

Научатся: определять, кого называют законопослушным человеком, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних

Получат возможность научиться: 

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

 использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю

10-11

12.11

19.11

Виновен – отвечай

Научатся: определять, какие задачи  стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называют правоохранительными, функции правоохранительных органов

Получат возможность научиться: 

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

 использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

12-13

26.11

3.12

Кто стоит на страже закона.

14

10.12

Обобщающий урок по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»

Человек в экономических отношениях  (14 часов)

Научатся: определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют основные участники экономики.

Получат возможность научиться: 

оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;.

15-16

17.12

24.12

Экономика и ее основные участники

Научатся: определять, из чего складывается мастерство работника, чем определяется размер заработной платы.

Получат возможность научиться: 

решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

17-18

14.01

21.01

Мастерство работника

Научатся: определять, какова роль разделения труда в развитии производства, что такое прибыль, виды затрат.

Получат возможность научиться: 

анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

19-20

28.01

4.02

Производство: затраты, выручка, прибыль

Научатся: определять, в каких формах можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, роль бизнеса в экономике

Получат возможность научиться: 

характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

21-22

11.02

18.02

Виды и формы бизнеса

Научатся: определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг

Получат возможность научиться: 

анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

23-24-25

25.02

3.03

10.03

Обмен, торговля, реклама

Научатся: давать определение понятию «деньги», определять их функции

Получат возможность научиться: 

характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

26-27 28

16.03 17.03

7.04

Деньги, их функции Интегрированный урок с уроком история

Научатся: определять, что такое ресурсы семьи, составлять бюджет семьи.

Получат возможность научиться: 

анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

29

14.04

Экономика семьи

Научатся: определять все термины и понятия раздела

Получат возможность научиться: 

работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

30

21.04

Итоговое повторение по теме «Человек в экономических отношениях»

Человек и природа  (4 часа)

Научатся: определять, что такое экологическая угроза, характеризовать воздействие человека на природу.

Получат возможность научиться: 

формировать положительное отношение к необходимости бережного отношения к природе

31

21.04

Воздействие человека на природу Интегрированный урок с уроком обществознание

Научатся: давать определение понятия «экологическая мораль», характеризовать правила экологической морали

Получат возможность научиться: 

формировать положительное отношение к необходимости бережного отношения к природе; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности и бережного отношения к природе

32-33

28.04 12.05

Охранять природу – значит охранять жизнь.

Научатся: определять, какие законы стоят на страже охраны природы

Получат возможность научиться: 

описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и отношением к природе,

корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности и бережного отношения к природе

34

19.05

 Тест по теме: Закон на страже природы

Научатся: анализировать свое отношение к окружающей среде

Получат возможность научиться: 

работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

35

26.05

.

Закон на страже природы»

Приложение 3

Календарно-тематическое планирование (по ФГОС)

уроков обществознания в 8 а  классе

2019-2020 учебный год

Учитель Н.В. Колосова                                                                                                                  

Раздел программы, кол-во часов

Планируемые предметные результаты к изучаемому разделу

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

        

Примечания

Личность и общество. (7 ч.)

Уметь: характеризовать понятия: человек, личность; объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности. определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений. Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности

1

6.09

Что делает человека человеком?

Уметь: – объяснять понятия: общество, государство, страна; – называть основные сферы жизни общества; – характеризовать их; – приводить примеры многообразия и единства мира. Знать понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество

2

13.09

Человек, общество, природа.

Уметь выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР; пояснять сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс; Знать понятия и термины: социальный прогресс и регресс, реформы и революции

3-4

20-27.09

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Уметь анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека; характеризовать особенности общества, менталитет жителя края. Знать понятия и термины: человек, личность, социум, мировоззрение, сферы общества, глобализация

5

4.10

Развитие общества.

Уметь анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека; характеризовать особенности общества, менталитет жителя края. Знать понятия и термины: человек, личность, социум, мировоззрение, сферы общества, глобализация.

6

11.10

Как стать личностью.

Обобщение материала

7

18.10

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Личность и общество»

Сфера духовной культуры. (8 ч)

Знать понятия и термины духовная сфера, внутренний мир, многонациональная культура России. Уметь выделять отличия духовной сферы от других сфер, связи между культурой общества и человека

8

25.10

Сфера духовной жизни.

Знать понятия и термины темы, уметь давать оценку высказываниям и поступкам с точки зрения морали

9

1.11

Мораль.

Знать понятия и термины темы, уметь выделять связь человека с другими людьми, высказывать собственную точку зрения, опираясь на законы морали

10

15.11

Долг и совесть.

Знать понятия и термины темы, уметь определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы

11

22.11

Моральный выбор- это ответственность.  

Знать понятия и термины темы. Уметь выделять связь между конкурентоспособностью страны и образованием, определять основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества.

Уметь определять отличительные черты науки от других систем, роль науки в современном обществе

12

29.11

Образование.  

13

6.12

 Наука в современном обществе.

Знать понятия и термины темы . Понимать  что религия  -  мировоззрение  самое  древнейшей  в сфере духовной культуры. Знать виды религий

14

13.12

Религия как одна из форм культуры.

15

20.12

Обобщающий урок по теме:

« Духовная сфера»

Социальная сфера (5 ч)

Уметь: объяснять и характеризовать сущность социальной структуры; – называть основные социальные нормы; – сравнивать пути решения социальных конфликтов; выделять в тексте оценочные суждения Знать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт,

16

27.12

Социальная структура общества. Актированный день

Уметь характеризовать социальный статус и социальные отношения; – выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. Знать понятия и термины социальная группа, социальные отношения, статус, роль

17

17.01

Социальные статусы и роли

Уметь приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия; находить в учебной литературе оценочные суждения о национальных проблемах. Знать понятия и термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность

18-19

24.01

27.01

Нации и межнациональные отношения. Интегрированный урок с уроком история

Уметь выделять опасные формы отклоняющегося поведения, причины их. Знать основные понятия и термины темы

20

31.01

Отклоняющееся поведение. Актированный день

21

7.02

Повторительно-обобщающий урок по теме: социальная сфера

Экономика (13ч)

Уметь характеризовать понятия; – объяснять роль экономики в жизни общества; – разъяснять структуру экономики. Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок

22

14.02

Экономика и ее роль в жизни общества

Уметь характеризовать понятия, сравнивать модели экономических систем. Знать основные вопросы экономики, функции и модели экономических систем

23-24

21.02

28.02

Главные вопросы экономики

Уметь высказывать свою точку зрения, опираясь на обществоведческие знания, знать термины и понятия темы

25

6.03

Собственность.

Уметь характеризовать рынок, рыночную экономику; – называть основные функции цены; – сравнивать понятия конкуренция, монополия, олигополия. Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия

26-27

13.03

20.03

Рыночная экономика

Уметь: сравнивать понятия: товар и услуги; Знать понятия и термины: факторы производства, разделение труда. специализация, товар, услуги

28

10.04

Производство- основа экономики

Уметь: приводить примеры предпринимательской деятельности; – характеризовать предпринимательскую этику; – высказывать суждения о роли малого бизнеса. Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе

29

17.04

Предпринимательская  деятельность.

Уметь: – называть способы воздействия государства на экономику; – сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог

30-31

24.04

Роль государства в экономике.  Интегрированный урок с уроком обществознание .

Распределение доходов

Уметь давать оценку источникам дохода граждан, знать основные понятия темы .Уметь характеризовать бюджет семьи, основы защиты прав потребителей Знать основные понятия и термины темы

Уметь характеризовать причины инфляции. Знать понятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета

32

8.05

Инфляция и семейная экономика

33

15.05

Итоговая контрольная работа

Уметь характеризовать причины безработицы, ее виды, последствия. Уметь: – называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики; – объяснять понятие «занятость» и причины безработицы. Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы

34

22.05

Безработица, ее причины и последствия

Уметь приводить примеры межд.торговли, опираясь на факты, знать понятия и термины мировое хозяйство, МВФ, ВТО, ЕС, межд.разделение труда, протекционизм, фритрейдерство, валютный курс

35

29.05

Мировое хозяйство и международная торговля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...