политическое насилие
статья по обществознанию (11 класс)

понятие политического насилия.

судьба депортированных немцев из Республики немцев Поволжья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Депортация немцев Поволжья, как проявление политического насилия в СССР

Цель данной работы: познакомить учащихся старшей школы, изучающих историю России на углубленном уровне, с событиями, происходившими на территории СССР в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Политическое насилие – это принудительное ограничение прав и свобод человека, социальной группы.[1] Одним из проявлений политического насилия в СССР являлись депортации народов, в частности депортация немцев Поволжья 1941 года. Согласно Конституции СССР 1936 года ст.21 провозглашала, что в СССР устанавливалось единое гражданство. Это означало, что каждый гражданин союзной республики являлся и гражданином СССР, т.е. пользовался всеми правами и исполнял все обязанности гражданина Советского Союза. Ст.22, раскрывая состав РСФСР, называла и автономную советскую социалистическую республику Немцев Поволжья. Кроме того, ст.18 подтверждала тезис о том, что граждане РСФСР одновременно являются гражданами СССР.[2]

Таким образом, немецкое население республики немцев Поволжья являлись не только гражданами республики, но и гражданами Советского Союза, и обладали всем набором гражданских прав, которые также гарантировались Конституцией СССР.

Нарушением конституционных норм по отношению к населению республики Немцев Поволжья как гражданам Советского Союза в августе 1941 года стал печально известный Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года.[3] Указ обвинил немцев в шпионаже, назвал их виновными в пособничестве врагу. Данный указ нарушал статью 102 «Правосудие в СССР осуществляется Верховным судом СССР». И только суд может вынести приговор и признании вины. Тем не менее, население республики Немцев было обвинено в шпионаже, укрывательстве «тысяч врагов и диверсантов», пособничестве врагу, в государственной измене.

Но, выселяемые немцы в данном указе назывались «эвакуированными», а, следовательно, государство не могло лишить их гражданских прав. Но на практике оказалось вводились так называемые ограничения, которые в сущности лишали гражданских прав. Они не имели права без разрешения спецкомендатуры выезжать за пределы колхоза, совхоза или города. Не обладали политическими правами (запрет на участие в общественных организациях, в выборах).[4] Кроме того, выселенные немцы попали под контроль органов НКВД – в отдел спецпоселений, т.е., были переданы ведомству осуществлявшему контроль над пенитенциарной системой, без выполнения судебных протоколов. Следовательно, правовой статус переселенных немцев приравнивался к правовому статусу лиц совершивших преступление против советского государства, без постановления суда.

Таким образом, депортированные немцы подверглись политическому насилию. Это выразилось в нарушении прав и свобод, закрепленных в Конституции, в обвинении в государственной измене без следствия и суда.


[1] Дмитриев А.В., Залысин И.Ю. Насилие: социально-политические анализ.- М.: РОССПЭН, 2000

[2] Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза ССР от 5.12.1936 г.

[3] Герман А.А. Большевистская власть и немецкая автономия на Волге (191801941 гг.). – Саратов, 2004

[4] Боркова Е.В. Спецконтингент в северо-западной Сибири в 1930-е – начале 1950-х гг. – автореф. диссерт. На соискание степени кандидат истор.наук. – Екатеринбург, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политические партии в политической системе общества

Презентация урока в 11 классе по  обществознанию.Цели урока:Образовательные: Сформировать у учащихся представление о том, что  такое партия. Показать признаки и роль политических партий...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Профилактическое мероприятие для обучающихся 6-9 классов в рамках программы "Школа без насилия" - "Психологическое и физическое насилие в школе"

Данная методическая разработка знакомит обучающихся с социально-рсихологическим особенностями подросткового возраста, с понятиями "Буллинг", "психологическое насилие", "физическое насилие". А также со...

программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»,

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...

Региональный, программа профилактики жестокого обращения и насилия над деть-ми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних...