Методическая разработка урока "Инфляция и семейная экономика"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Мосина Татьяна Павловна

  Методическая разработка  урока на тему "Инфляция и семейная экономика "составлена в рамках Государственного проекта "Содействие повышения уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", региональной программы Калужской области "Повышение уровня финансовой грамотности населения Калужской области на 2019 - 2023 годы" с целью:

1) повышение уровня финансовой грамотности граждан;

2) формирования системы финансового образования и просвещения обучающихся;

3)повышение эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг в России.

Методическая разработка ориентирована на обучающихся 8 класса в  соответствии с Рабочей программой основного общего образования "Обществознание. Предметная линия учебнтков под редакцией Л.Н.Боголюбова 5-9 классы". Место урока определено курсом "Обществознание" в теме "Экономика". Содержанием является: Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Причины роста цен в рыночной экономике. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образование города Калуги

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  «Средняя общеобразовательная школа № 38» города  Калуги

Методическая разработка урока  

Обществознание, 8 класс

Тема « Инфляция и семейная экономика»

                                     

                                                                   

Автор:   Учитель истории и обществознания

Т.П.Мосина

2020 г.

Цели урока:

Образовательные: реализовывать  меры государственной национальной политики Российской Федерации по  повышению финансовой грамотности населения, созданию системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг;  усвоить учащимися понятия «инфляция», «номинальный доход», «реальный доход»; рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику как политику доходов между экономическими агентами по поддержанию уровня благосостояния граждан.

Развивающие: развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления.

Социализации личности:  приспосабливаться к меняющимся требованиям общества в сфере финансовой грамотности граждан,   сохранять индивидуальность,  умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.

Планируемые результаты:

Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия причин сущности инфляции, ее влияния на жизнь общества; характеризовать реальные и номинальные доходы; объяснять механизм потребительского кредита.

Метапредметные: коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: самостоятельно формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, извлекать информацию из мнений других людей.

Личностные:  формировать познавательный интерес к сфере финансовой грамотности населения, экономической грамотности и активной гражданской позиции.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технологии: предметно-диалоговая,  технология развития критического мышления, кейс-технологии.

Материалы и оборудование: учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание», 8 класс,  презентация «Инфляция и семейная экономика», раздаточный материал для групповой работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем серию занятий, целью которых является реализация мер государственной политики Российской Федерации по  повышению финансовой грамотности населения, созданию системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации.

Класс разделен на четыре группы.

  1. Проверка домашнего задания.

Карточки разных уровней сложности .

  • Беседа по вопросам:

1.Что влияет на объём и структуру потребительских расходов?

2. Какова связь между доходом и потреблением?

3.Каким образом структура расходов потребителей позволяет характеризовать степень благосостояния граждан той или иной страны?

4. Может ли школьник вносить личный вклад в совокупные доходы семьи или же он в силу возраста исключительно потребитель?

5.Назовите различные виды страховых услуг.

6.Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?

  • Словарная работа.

1) использование благ в целях удовлетворения потребностей– (потребление)                                                                                                                                                                         2) стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека – (прожиточный минимум).                                                                                                                              

3) перечень продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для минимального удовлетворения потребностей человека – (потребительская корзина).                                                                                                                                     4) специальный финансовый план, сводящий воедино доходы и расходы будущего – (бюджет).

5) обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества – (налог).

6) выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков – (эмиссия)

III. Подготовка к восприятию нового материала. Мотивационный компонент

ВСПОМНИ

1.Почему возникает неравенство доходов?

2.Какие меры проводятся государством Российской Федерации для социальной поддержки населения с низкими доходами?  

ПОДУМАЙ

1.От чего зависит благополучие домашнего очага?

2.Как сберечь и увеличить свои доходы? Зачем люди копят деньги?

Игра «Аукцион».

На аукцион выставляется единственный товар  ЛОТ 1.  Рабочая тетрадь по обществознанию «Я сдам ЕГЭ». Ее приобретет тот, кто даст большую цену. Какую ситуацию в масштабах нашего класса мы спровоцировали? (инфляцию)? Как вы думаете, какая тема нашего урока ? Сообщение темы и цели урока

IV. Изучение нового материала.

Группы изучают информационный материал по темам:

1. Номинальные и реальные доходы.

2. Формы сбережения денег.

3. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Распределяют роли. Слушают спикера.

Группа 1. Номинальные и реальные доходы.  

Итак, книга  стоимостью в 250 условных единиц  была продана за _______. Произошло обесценивание денег, т.е. инфляция. Увеличение выпуска бумажных денег может быть и оправданным. Если растёт производство товаров, то и денег должно стать больше, иначе возникнут трудности  с товарообменом.

Типы  инфляции:

инфляции спроса:  количество  денег на руках у населения выросло, а объём

производства остался прежним, повышается спрос на товары, и цены на них растут;

инфляцию издержек: цены на товары растут, так как увеличиваются затраты на их производство;

инфляция ожидания:  покупатели, ожидая роста цен, покупают больше товаров впрок –  цены,  разумеется, растут;

монополистическая инфляция: при отсутствии конкуренции на рынке. Корпорации, которые контролируют выпуск и продажу какой-либо продукции, могут удерживать любые цены.

Различают также виды инфляции по темпам роста цен:

Когда инфляция превышает 200% в год, мы говорим о гиперинфляции. 

Галопирующая инфляция означает рост цен от 20 до 200 % в год.

Если инфляция ограничивается 10% в год, то её считают умеренной

Какое влияние оказывает инфляция (рост цен) на уровень жизни населения, каждой семьи, отдельного человека?

Благополучие семьи, отдельных граждан во многом зависит от уровня их доходов. Доходы, получаемые в рыночной экономике, рассматриваются и как номинальные, и как реальные. Сокращаются реальные доходы людей, хотя номинальные могут расти. Что означают эти термины?

Номинальный доход – это сумма денег, полученная гражданином или семьёй за определённый период времени: месяц или год.

Сама по себе величина номинального дохода не может служить показателем благосостояния. Её необходимо соотнести с существующими ценами на товары. Получится показатель, представляющий собой количество товаров и услуг, которые можно  приобрести за номинальные доходы. Этот показатель и называется реальными доходом.

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые граждане или семья может приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.

Это относительная величина. Её можно получить, поделив номинальный доход на цены товаров. Реальный доход может определяться в количестве телевизоров, килограммах конфет, количеством оплаченных минут разговоров в мобильных сетях и так далее.

V. Первичная проверка понимания

         Учащиеся в форме коммуникации в группах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Кейс- задача

 Рост номинальных доходов далеко не всегда означает рост доходов реальных. Представим себе, что заработная плата в течение года увеличилась на 20 %, а цены за этот же период – на 50%. Получается, что на более высокую зарплату можно купить товаров на 20 % меньше, чем на прежнюю.

Задание: Подсчитайте реальный доход в конце года

Объяснение: Зарплата повысилась на 20%, то есть  стала составлять 120% по сравнению с прежней. Новые цены составили 150% по сравнению со старыми. Реальные доходы, как мы говорили, это соотношение номинальных доходов с ценами на товары и услуги. Делим 120 на 150 и умножаем на 100%, получаем 80%. Это и есть реальные доходы в конце года, если сравнивать с началом. Так и есть: на новую зарплату можно купить товаров на 1/5  (то есть на 20%) меньше, чем покупали на старую.

Учитель: Таким образом, мы видим, что инфляция сильно бьёт по карману простого гражданина, обесценивает его личные сбережения, уменьшает возможности удовлетворения потребностей. Особенно это касается тех людей, чьи доходы фиксированы: работников бюджетной сферы, пенсионеров, студентов.

Большой урон наносит инфляция и государственному бюджету. Налогов в него поступает столько, сколько запланировано, но это уже обесцененные деньги. Государство не может в полном объёме оплачивать свои текущие расходы, в том числе социальные программы: финансировать здравоохранения, образования, оказывать помощь нуждающимся, помогать безработным. В обществе растёт социальная напряжённость.

Страдают от инфляции и производители. Из-за снижения спроса на товары и услуги падают объёмы производства, уменьшается приток капиталовложений. Трудно становится планировать свою деятельность, ведь бывает очень трудно предсказать, на сколько именно вырастут цены.

Поэтому одной из важнейших задач государственной экономической политики является борьба с инфляцией, укрепление национальной валюты. О направлениях и способах этой борьбы вы будете говорить позже. А сейчас поговорим о том, как можно защитить от инфляции свои личные доходы.

Причины инфляции:

1.Государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения (главная причина).

2.Сокращение реального объема производства при сохранении прежнего количества денег.

3.Повышение заработной платы сверх приемлемого для экономики уровня.

Группа 2. Формы сбережения граждан

Каким же образом семья может поддерживать в условиях инфляции уровень своих доходов?

Сообщение учащегося. 

Во многих семьях полученный доход распадается на две части: одна предназначена для удовлетворения личных потребностей, другая образует сбережения. Как отмечают экономисты, с ростом дохода семьи растёт и сумма её сбережений.

Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.

Почему семьи создают сбережения? Для одних это условие приобретения дорогостоящих товаров (например, дачи, автомобиля и др.). Другие копят деньги на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности, необходимости повышения профессионального уровня, оплаты образования). Накопления помогают людям поддерживать привычный уровень жизни, например, после ухода на пенсию.

Сбережения нужны многим людям, чтобы реализовать в будущем свои планы. Важно, чтобы накопительство не стало главной или единственной целью жизни, не переросло в болезненную страсть и не превратило человека в раба вещей.

Создание сбережений – одна из функций семьи в обществе. Семья реализует эту функцию, взаимодействуя с банками, страховыми фондами. Денежные средства семьи, предоставленные этим организациям на определённых условиях, пополняют инвестиционные возможности экономики, т. е. могут быть использованы для вложения в различные объекты экономической деятельности и получения положительного социального эффекта (например, в новое строительство или расширение действующих предприятий, реконструкцию старых предприятий, строительство школ, больниц и др.).

Человек, имеющий свободные деньги, может вложить их в создание собственного дела или присоединить свою долю к коллективному предпринимательскому проекту. Однако это дело рискованное, далеко не всем по силам и требует, как правило, немалых средств. Многие наши соотечественники в период перехода к рыночной экономке, в условиях высокого уровня инфляции, направляли значительную часть своих сбережений на покупку валюты. (В 1996 г. 18% доходов россиян были использованы на покупку иностранной валюты – преимущественно долларов США.)

Некоторые предпочитают хранить деньги дома, но это опасно и невыгодно, так как ценность денег из-за высокой инфляции постоянно утрачивается. Какой же способ сбережения выбрать, чтобы не только сохранить деньги, но и преумножить их?

Кейс- задача.  Доля затрат россиян на создание сбережений в общем объёме расходов семьи составляет в последние годы около 5%. Из общей суммы сбережений 44% вложено в банки, 36% накоплений находится в наличных деньгах, 19% вложено в покупку ценных бумаг, приносящих доход.

Задание : Какие формы сбережений предпочитают россияне ?

Объяснение. Формы сбережения разнообразны: 1- вложения в банк; 2- наличные деньги; 3- покупка ценных бумаг. Владельцы стараются разместить их так, чтобы получить от этого большую пользу, т. е. способствовать росту накоплений.

Способы сбережения:

Размещение денег на счете в банке (Процент – цена, уплачиваемая собственнику денег за использование заемных средств в течение определенного времени). Размещение денег на депозитном вкладе в банке. Предоставление кредитов. Приобретение недвижимости. Покупка ювелирных украшений, драгоценных металлов, произведений искусства или недорогих объектов недвижимости. Страхование жизни

Группа 3. Банковские услуги, предоставляемые гражданам

Изучают теоретический материал. Прослушивают выступления обучающихся.

Просматривают видеоролик  «Как правильно взять кредит?»

 Составляют  кластер по материалу

Напомню, что кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Банковские услуги

Открытие и ведение банковского счета

Предоставление кредитов

до востребования

срочные

личные займы

потребительский кредит

VI. Первичное  закрепление.

1. Соотнесите понятие и определение:

Деньги

А. это всеобщий эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга

Инфляция

Б. (от лат. – вздутие) процесс повышения общего уровня цен в стране; обесценение денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, сопровождается ростом цен на товары и падением реальной зарплаты

Дефляция

В. (от лат.- сдувать, выдувать) уменьшение путём различных мероприятий финансового, экономического характера количества находящихся в обращении денег

Цена

Д. денежное выражение стоимости товара

Эмиссия денег

Е. Выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков. Эмиссия денег осуществляется центральным банком

Решите кейс – ситуации

1.   Один мой знакомый недавно пожаловался: «Каждый год начальство дает мне прибавку к заработной плате, но рост цен ее съедает». Что он хотел этим сказать?

Ответ. Мой знакомый говорил о том, что ежегодно его номинальная заработная плата возрастает, однако в своем росте она едва успевает за повышением общего уровня цен в экономике. Поэтому, несмотря на увеличение номинальной заработной платы, его реальная заработная плата остается практически неизменной.

2.   Как вы думаете, какое влияние окажет непредвиденная инфляция (n - 20% за полгода) на следующих членов общества:

а)  работника городской библиотеки?

Ответ. Работник городской библиотеки является государственным служащим и получает заработную плату из государственных источников финансирования, значит, его номинальный доход является фиксированной величиной. Вероятнее всего, при наличии непредвиденной инфляции государственные органы не успеют столь оперативно повысить его номинальную зарплату с учетом роста цен и реальный доход библиотекаря значительно снизится.

б)   студента вуза, получающего стипендию?

Ответ. Реальный доход студента понизится по тем же причинам.

в)   человека, имеющего много долгов?

Ответ. Этот человек, безусловно, выиграет от инфляции, так как он будет возвращать кредиторам обесценившиеся деньги.

г)   шахтера, являющегося членом мощного профсоюза?

Ответ. Если профсоюз действительно мощный, то он может потребовать от работодателя (в том числе и от государства) индексации заработной платы для своих членов, т. е. повышения зарплаты с учетом темпа инфляции. Реализация требований профсоюза шахтеров может привести к тому, что реальная заработная плата его членов не изменится, а может даже и возрасти, если индексация окажется чрезмерной.

д)   человека, который положил свои сбережения на полгода в банк при номинальной процентной ставке по депозитным вкладам, равной 10% за шесть месяцев?

Ответ. Вкладчик банка сильно пострадает от инфляции, поскольку двадцатипроцентная инфляция «съест» не только всю величину процентных выплат, но и часть самих сбережений.

VII. Итог. 

«Инфляция - это единственная форма наказания без законного основания». Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман. 

Рефлексия .

Составляем синквейн на тему «Наш сегодняшний урок»

VII. Домашнее задание.

§ 20;

написать мини – сочинение:

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их - искусство». (Б. Ауэрбах (1812-1882), немецкий писатель) 



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

 Мосина Татьяна Павловна , учитель истории и обществознания

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» г. Калуги.

Аннотация: Статья раскрывает структуру  самоанализа  современного урока  в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: «Инфляция и семейная экономика»

Тип урока: урок усвоения  новых  знаний.

Цели урока:

Образовательные: реализовывать  меры государственной национальной политики Российской Федерации по  созданию системы финансового образования  в рамках положений Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р;  

усвоить учащимися понятия «инфляция», «номинальный доход», «реальный доход», «депозит», «кредит», «расчетно-кассовые операции»; рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику как политику доходов по поддержанию уровня благосостояния граждан;  рассмотреть основные принципы пользования потребительским кредитом.

Развивающие: развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, критически оценивать финансовые предложения с учетом их преимущества и недостатка.

Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления.

Социализации личности:  приспосабливаться к меняющимся требованиям общества в сфере финансовой грамотности граждан,   сохранять индивидуальность,  умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.

Планируемые результаты:

Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия причин инфляции, ее влияния на жизнь общества; характеризовать реальные и номинальные доходы; объяснять механизм потребительского кредита.

Метапредметные: коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: самостоятельно формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию из текста.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, извлекать информацию из мнений других людей.

Личностные:  формировать познавательный интерес к сфере финансовой грамотности населения, экономической грамотности и активной гражданской позиции.

Структурно урок можно описать как систему взаимосвязанных учебно-воспитательных моментов. Все они, так или иначе, оказали воздействие на реализацию целей.

Урок  включал в себя   7  этапов:

1 этап - организационный, имеющий своей целью воспитание учебного труда, организацию внимания для быстрого включения учащихся в деловой ритм. Учащиеся сразу сидят по  группам, на столах – информационные материалы и рабочие листы.

2 этап -  этап проверки домашнего задания имел цель установить связь с предыдущим уроком, технология – проблемно-диалоговая, использует  методы беседы, словесный метод (словарная работа), метод проблемного диалога, работа по карточкам разного уровня сложности. Планируемые результаты: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, применять понятийный аппарат обществоведческих знаний.

3 этап- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала имел цель организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материла.

Актуализация знаний по теме предполагала использование информационно-комуникационной технологии. Учащиеся прослушивают последние новости, формулируют учебную проблему

     Для формулирования темы урока была использована игровая технология:  Игра «Аукцион», в ходе которой  импровизируют участие в аукционе и провацируют   ситуацию инфляции. Учитель раздает произвольные «деньги» разного достоинства по группам.

ДЕНЬГИ. Этот особый товар. Люди по-разному к ним относятся. Нам  понадобятся  сейчас импровизированные деньги, так как мы проведем аукцион. Сейчас я проведу эмиссию денег (раздать произвольно «деньги» разного достоинства каждой группе.).

На аукцион выставляется единственный товар  ЛОТ 1.  Рабочая тетрадь по обществознанию «Я сдам ЕГЭ». 

Побеждает та группа, которая заплатила большую цену.

Какую ситуацию в масштабах нашего класса мы спровоцировали? (инфляцию)

Как вы думаете, какая тема нашего урока ? Сообщение темы и цели урока.

Цель: изучить влияние инфляции на семейную экономику как политику доходов  уровня благосостояния граждан.

        Учащиеся верно назвали тему урока. Данный прием развивает коммуникативные навыки - находить общее решение на основе согласования позиций и мнений,  логику, интеллект, память, внимание. Использование игрового момента оправдано, т.к. он активизирует мотивационную сферу учащихся. Регулятивные УУД  - планировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности.

Проводят анализ таблицы с информацией «Результаты выборочного опроса населения в рамках получения информации об уровне финансовой грамотности»

Познавательные планируемые результаты:  анализировать информацию из мнений других людей, применяя начальные исследовательские навыки.

4 этап -  Первичное усвоение новых знаний.

Усвоения новых знаний ставил задачу обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, используя  системно-деятельностный подход к организации процесса обучения.

Планируемые результаты: коммуникативные –организовывать учебное сотрудничество в группах; находить в тексте информацию, необходимую для  решения поставленной задачи;

познавательные: давать определение понятий, устанавливать аналогии, решать творческие задачи

Каждая  группа изучает информационный  материал по темам:

1.Номинальные и реальные доходы. 2.Формы сбережения денег.3. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Распределяются роли. Слушают выступления спикеров групп. Используется технология развития критического мышления, позволяющая  на первом этапе заинтересовать учащихся, но потом они должны не только воспринять и усвоить новое, но и соотнести  с тем, что им уже известно, на третьей стадии происходит рефлексия – т. е. информация анализируется и творчески перерабатывается.

Введение новых понятий  «инфляция», «номинальный доход», «реальный доход», «кредит», «депозит» реализовано через использование частично - поисковых методов, которые способствовали актуализации жизненного опыта учащихся (в данном случае с опорой на видео-слайды), что показало умение учащихся формулировать гипотезы по заданному вопросу, обосновывать высказанное суждение.

Из сообщений учащихся выявляют,  какое влияние оказывает инфляция (рост цен) на уровень жизни населения, каждой семьи, отдельного человека? Благополучие семьи, отдельных граждан во многом зависит от уровня их доходов.

5 этап – Первичная проверка  понимания.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации в группах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Кейс-технология анализа ситуаций выбрана неслучайно, т.к. работа в группе позволяет рассматривать различные точки зрения на определенную ситуацию и прислушиваться к мнениям других людей, решающих одну проблему.

Например: Кейс- задача

 Рост номинальных доходов далеко не всегда означает рост доходов реальных. Представим себе, что заработная плата в течение года увеличилась на 20 %, а цены за этот же период – на 50%. Получается, что на более высокую зарплату можно купить товаров на 20 % меньше, чем на прежнюю.

Задание: Подсчитайте реальный доход в конце года

Объяснение: Зарплата повысилась на 20%, то есть  стала составлять 120% по сравнению с прежней. Новые цены составили 150% по сравнению со старыми. Реальные доходы, как мы говорили, это соотношение номинальных доходов с ценами на товары и услуги. Делим 120 на 150 и умножаем на 100%, получаем 80%. Это и есть реальные доходы в конце года, если сравнивать с началом. Так и есть: на новую зарплату можно купить товаров на 1/5  (то есть на 20%) меньше, чем покупали на старую.

Применение данного метода способствуют развитию аналитического мышления, развитию навыков вычленения проблем и распределение их по значимости, расширению коммуникативной компетенции

Был сделан вывод: одной из важнейших задач государственной экономической политики является борьба с инфляцией, укрепление национальной валюты. 

В ходе урока была организована групповая, коллективная работа учащихся – анализ влияния реальных доходов населения на экономику. Наиболее эффективным оказался  метод проблемного диалога, потому что требовал  совместной работы обучающихся и принятия согласованных решений.

Например: Каким же образом семья может поддерживать в условиях инфляции уровень своих доходов? Почему семьи создают сбережения? Какой же способ сбережения выбрать, чтобы не только сохранить деньги, но и преумножить их?

Вывод: Семейная экономика как политика доходов в сфере государственной национально-экономической политики России играет большую роль по достижению финансового благосостояния граждан. С ростом дохода семьи растёт и сумма её сбережений

Игровая технология

6 этап -  Первичное закрепление

         Целью этапа является формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. При проведении данного этапа использовалась технология   личностно ориентированного обучения.  Учащиеся выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Для этого использовались задания в рабочем  листе, выполнение которых требуют усвоения фактов из данного урока.  В результате учащиеся научатся объяснять понятия инфляция, номинальный и реальный доход, характеризовать виды банковских услуг, принципы потребительского кредитования.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Предлагается решение тестовых заданий по выявлению планируемых  результатов .

7 этап - информация о домашнем задании

Домашнее задание имеет оптимальный объем,  поэтому не вызовет затруднения у учащихся.

 § 26; выполнить задания из рубрики «В классе и дома»;

написать мини – сочинение ( по желанию) из рубрики «Говорят мудрые»:

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их - искусство». (Б. Ауэрбах (1812-1882), немецкий писатель)       

8 этап – рефлексия, итоги урока

Заключительный этап урока включает в себя подведение итогов, оценка работы класса в целом. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности, оценивают полученные результаты собственной деятельности.

Таким образом, урок преследовал основную дидактическую цель: актуализация знаний и умений, связь новых знаний с ранее полученными и сформированными. Обучение было направлено на связь с социальной практикой. Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным, интересным

Составляем синквейн на тему «Наш сегодняшний урок»

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка -образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово-резюме,  характеризующее суть предмета.

Вывод:  цели данного урока достигнуты, продумана логика, определены оптимальные виды работ, которые способствовали наиболее эффективному усвоению материала. Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

На уроке использовались средства обучения: информационно коммуникативные технологии,  презентация, различные источники информации. Темп урока  динамичный исходя из возможностей класса.              


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самоанализ урока Семейная экономика как политика доходов в сфере государственной национально-экономической политики России по достижению финансового благосостояния граждан Мосина Татьяна Павловна учитель истории и обществознания высшая квалификационная категория МБОУ СОШ № 38 города Калуги

Слайд 2

Документы: 1. Указ президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 7 мая 2018 г. 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039 3. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг . 4. Региональная программа Калужской области "Повышение уровня финансовой грамотности населения Калужской области на 2019 - 2023 годы "

Слайд 3

Цели урока : Образовательные : реализовывать меры государственной национальной политики Российской Федерации по созданию системы финансового образования в рамках положений Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р; усвоить учащимися понятия «инфляция», «номинальный доход», «реальный доход»; рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику как политику доходов по поддержанию уровня благосостояния граждан; рассмотреть основные принципы пользования потребительским кредитом. Развивающие : развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы. Воспитательные : воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления. Социализации личности : приспосабливаться к меняющимся требованиям общества в сфере финансовой грамотности граждан, сохранять индивидуальность, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.

Слайд 4

Планируемые результаты: Предметные : применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия причин инфляции, ее влияния на жизнь общества; характеризовать реальные и номинальные доходы; объяснять механизм потребительского кредита. Метапредметные : коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: самостоятельно формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию из текста. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, извлекать информацию из мнений других людей. Личностные: формировать познавательный интерес к сфере финансовой грамотности населения, экономической грамотности и активной гражданской позиции.

Слайд 5

1 этап - организационный Цель- организация внимания для быстрого включения учащихся в деловой ритм.

Слайд 6

2 этап - проверка домашнего задания Цель - установить связь с предыдущим уроком Технологии: Проблемно-диалоговая Планируемые результаты: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, применять понятийный аппарат обществоведческих знаний . Словарная работа. 1) использование благ в целях удовлетворения потребностей– ( потребление) 2) стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека – ( прожиточный минимум ). 3) перечень продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для минимального удовлетворения потребностей человека – ( потребительская корзина ). 4) специальный финансовый план, сводящий воедино доходы и расходы будущего – ( бюджет ). 5) обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества – ( налог) . 6) выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков – ( эмиссия )

Слайд 7

3 этап - Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Цель: подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Технологии: информационно-комуникационная игровая Планируемые результаты: коммуникативные - находить общее решение на основе согласования позиций и мнений, логика регулятивные - планировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности Новости - прослушивают последние новости формулируют учебную проблему Игра «Аукцион» - импровизируют участие в аукционе и создают ситуацию инфляции. Какие меры проводятся государством Российской Федерации для социальной поддержки населения с низкими доходами? От чего зависит благополучие семейного очага? Как сберечь и увеличить свои доходы? Зачем люди копят деньги? Цель: изучить влияние инфляции на семейную экономику как политику доходов уровня благосостояния граждан.

Слайд 8

Результаты выборочного опроса населения в рамках получения информации об уровне финансовой грамотности Познавательные планируемые результаты: анализировать информацию из мнений других людей, применяя начальные исследовательские навыки

Слайд 9

4 этап - Первичное усвоение новых знаний Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Технологии: технология развития критического мышления; кейс-технология Планируемые результаты : коммуникативные –организовывать учебное сотрудничество в группах; находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи; познавательные : давать определение понятий, устанавливать аналогии, решать творческие задачи Группы изучают информационный материал по темам: 1.Номинальные и реальные доходы. 2.Формы сбережения денег. 3. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Распределяются роли. Слушают выступления спикеров групп .

Слайд 10

Номинальные и реальные доходы Номинальный доход Реальный доход Доходы Цены на товары и услуги

Слайд 11

…таким образом темп роста номинального дохода темп роста уровня цен Реальный доход при увеличении дохода на 20 %, а росте цен на 30 %, мы получим: 120/130 x 100 % = 7 ,7 %

Слайд 12

5 этап – Первичная проверка понимания Кейс- задача Рост номинальных доходов далеко не всегда означает рост доходов реальных. Представим себе, что заработная плата в течение года увеличилась на 20 %, а цены за этот же период – на 50%. Получается, что на более высокую зарплату можно купить товаров на 20 % меньше, чем на прежнюю. Задание: Подсчитайте реальный доход в конце года Вывод: одной из важнейших задач государственной экономической политики является борьба с инфляцией, укрепление национальной валюты. Учащиеся в форме коммуникации в группах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух

Слайд 13

6 этап - Первичное закрепление Цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Технология: личностно ориентированного обучения Планируемые результаты: предметные –научиться объяснять значение понятий: инфляция, номинальный и реальный доход, характеризовать виды банковских услуг, принципы потребительского кредитования

Слайд 14

6 этап - Первичное закрепление Выполнение заданий в рабочем листе

Слайд 15

7 этап - информация о домашнем задании Домашнее задание имеет оптимальный объем, поэтому не вызовет затруднения у учащихся. § 26; выполнить задания из рубрики «В классе и дома»; написать мини – сочинение ( по желанию) из рубрики «Говорят мудрые»: «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их - искусство». ( Б. Ауэрбах (1812-1882), немецкий писатель)

Слайд 16

8 этап – рефлексия, итоги урока Дидактическая цель: актуализация знаний и умений, связь новых знаний с ранее полученными и сформированными. Обучение было направлено на связь с социальной практикой. Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным, интересным Составляем синквейн на тему «Наш сегодняшний урок » « Незаконченное предложение» сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания…