Кто стоит на страже закона.
план-конспект занятия по обществознанию (7 класс)

Дмитриева Светлана Владиславовна

Урок обществозанаия в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_8_kto_stoit_na_strazhe_zakona.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Кто стоит на страже закона».

Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания).

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии:технология проблемного диалога.

Цель урока.Создать условия для формирования модели  правомерного  поведения  обучающихся,  представлений о  структуре правоохранительных органов, уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов. Воспитывать чувство национальной гордости и патриотизма, бережного отношения к национальным богатствам, языку, культуре, традициям; бережного отношения к природе; эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать уважение к профессии учителя.Основные понятия. Правоохранительные органы, суд, прокуратура, полиция, ФСБ, таможня.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация,видео- и аудиоматериалы, раздаточный материал, ватманы.

Источники:Боголюбов Л.Н. Обществознание 7. Методические рекомендации. – М., Просвещение, 2017; Боголюбов Л.Н. Обществознание 7. – М., Просвещение, 2017.

Планируемые результаты.

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся:

определять понятия:  «правоохранительные органы, полиция,  прокуратура, таможня, ФСБ, суды.»; определять какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов

Получат возможность научиться: решать  правовые задачи, высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий всей группой; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности.

Этапы урока

Время

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

1. Организаци-

онный

момент.

2  мин

Упражнение «Поздоровайся глазами».Психологическая подготовка учащихся  к уроку. Проверка учебных принадлежностей.

Я прошу вас ответить на вопрос:

-С какой целью я сюда пришёл(ла)?Насколько оправдались ваши ожидания, мы узнаем в конце урока.

Организуют свое рабочее место. Приветствуют учителя не словами, а молча - глазами.

Формулируют ответы.

Личностные УУД

1.Понимают значение знаний для человека и принимают его.

Познавательные УУД

1.Формулируют ответы на вопросы учителя.

2.

Создание проблемной ситуации и активизация

знаний.

3.

Формулирование

проблемы.

Версии.

4.

Поиск решения проблемы. (открытие нового знания)

5.

Динамичес-

кая пауза.

6.

Выражение решения проблемы.

7.

Домашнее задание.

8.Рефлексия.

8 мин

3 мин

22

мин

6

мин

 Мы продолжаем с вами  изучать  раздел «Право».

Как вы видите, мы сегодня с вами работаем в группах. Какие качества и навыки  могут вам помочь достичь успеха в работе вашей группы?

  Для организации работы группы не забудьте выбрать капитана, хранителя времени, художника, оратора.

Сейчас вы прослушаете музыкальную композицию и попытаетесь сами определить, о ком  сегодня  мы будем говорить на уроке?

А что устанавливает порядок и справедливость в обществе?

Сформулируйте тему урока. Начните с вопросительного местоимения Кто.

«Кто стоит на страже закона.»

  Что такое закон? Почему нужно соблюдать законы?

Работа с интерактивной доской.

На доске представлены   два высказывания: «Законы для всех должны иметь одинаковый смысл» (Ш.Монтескьё)

«Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить» ( Д.Гарфильд)

Какой возникает вопрос?

Почему закон нуждается в защите?

Что значит, по-вашему, защищать закон?

Как бы вы сформулировали учебную задачу нашего сегодняшнего урока.

Как вы думаете, эта тема актуальна сейчас в обществе? А для вас? Аргументируйте.

Конечно, все государственные организации призваны заботиться о соблюдении законов в стране, но есть и такие органы, сотрудники которых по долгу службы охраняют людей, общество, государство.

Как вы думаете, какое общее понятие мы можем дать всем тем государственным  организациям,  призванным охранять закон и порядок.

Сформулируйте понятие «правоохранительные органы».

Правоохранительные органы – это государственные организации, призванные заботиться о соблюдении законов, охранять  людей, общество и государство.

Я предлагаю составить кластер- высказать и зафиксировать свои предположения и ассоциации по теме «Правоохранительные органы».

Представляло ли для вас сложность заполнение кластера. Почему? В чем сложность?Где мы можем ее взять?

Правоохранительные органы, очень интересное понятие и у меня оно сразу вызывает желание сравнить государство с человеческим организмом. Ведь у человека тоже есть органы, которые точно также слаженно работают. Если один орган перестает функционировать, происходит сбой, правда же? Все в этой жизни взаимосвязано и не может существовать самостоятельно и независимо.

Работа с интерактивной доской.

Посмотрите на интерактивную  доску, у нас здесь находится дом, но не обычный, а «Дом права».

Мы совместно постараемся заселить «Дом права» правоохранительными органами.

Используя свои кластеры назовите, какие органы мы поселим в это здание «Дом права»?

Работа с  материалами учебника.

Давайте проверим правильность ваших предположений, обратившись к схеме в учебнике на   стр. 57 , назовите мне всех  будущих жильцов нашего дома права.

Задание: начертите таблицу в тетради и заполняйте ее в течение урока.

Обратите внимание на  « Дом права». Сколько правоохранительных органов  мы выделили? А сколько у нас групп в классе? Предположите, как могут называться ваши группы.

Мы подзарядились и есть силы работать дальше?  Тогда начинайте выполнять практическую работу.

Капитаны получают раздаточный материал содержащий информацию и задания о правоохранительном органе.

Задания группам. В течение 5 мин. проанализируйте представленный материал и ответьте на вопросы к нему.

Работа с раздаточным материалом.

Группа 1. «Суд»

Кто и как  осуществляет правосудие в нашей стране? Кто может стать судьей? Что такое презумпция невиновности? Кто имеет право заставить  выполнять решение суда? Функции суда?Попытайтесь сформулировать определение: СУД – это…

Работа с материалами учебника, рубрика «Картинная галерея» на стр.58 (Статуя Фемиды)

Группа 2. «Полиция»

Каковы главные задачи полиции? На каких принципах основана деятельность полиции?

На что имеют право работники полиции для обеспечения общественного порядка? Попытайтесь сформулировать определение: ПОЛИЦИЯ – это…

Вопрос к классу:

-Вы смотрели кинофильм «Место встречи изменить нельзя»? Кто главные герои?

Работа с интерактивной доской. Просмотрите отрывок из кинофильма. (Спор Жеглова и Шарапова)

 На чьей стороне вы. Аргументируйте.

Группа. 3. «Таможня»

Какие задачи стоят перед таможней?

 В чем её правоохранительная функция?Попытайтесь сформулировать определение: ТАМОЖНЯ – это…

Работа с интерактивной доской.

Задание классу.Просмотрите отрывок из кинофильма «Белое солнце пустыни» (слова таможенника: «Я мзду не беру, мне за Державу обидно")

Какими качествами должен обладать российский таможенник?

Группа 4. «Прокуратура»

Как характеризует органы прокуратуры статья 129 Конституции РФ? Каковы основные задачи прокуратуры? Что входит в обязанности прокурора? Попытайтесь сформулировать определение: ПРОКУРАТУРА– это…

Группа 5. «ФСБ »

 Кто осуществляет руководство ФСБ? Перечислите основные направления деятельности органов ФСБПопытайтесь сформулировать определение: ФСБ– это….                

Работа  с интерактивной доской. Задание классу. Просмотрите отрывок из кинохроники (действия сотрудников правоохранительных органов при задержании преступника)  и ответьте на вопросы.

Все ли граждане России смогут служить в правоохранительных органах? Каким чувством  должны обладать сотрудники правоохранительных органов?

 Только что мы с вами познакомились с информацией о правоохранительных органах. Все граждане нуждаются в защите со стороны правоохранительных органов. Но больше всего в этом нуждаетесь вы- дети. Как вы думаете почему?

А сейчас давайте подведем итог и систематизируем кратко, что мы узнали о правоохранительных органах. Для этого откройте кластеры, которые вы составили в начале урока и добавьте в него информацию, которую  вы узнали на уроке и ее не хватает с вашей точки зрения, для характеристики правоохранительных органов .

И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока «Почему закон нуждается в защите?»

Вот мы и заселили наш «Дом права». Надеюсь, если вам придётся в него зайти, вы не запутаетесь и обратитесь за помощью в нужный кабинет.

Мы сейчас это проверим.(Юридические задачи)

Работа с интерактивной доской.

Ребята скажите, а как вы можете содействовать правоохранительным органом в нашем микрорайоне, городе?

Сегодня мы с вами познакомились с государственными правоохранительными органами. На следующим уроке мы продолжим изучать данную тему и узнаем, какие еще могут быть правоохранительные органы.

Параграф 12.

 

Работа с документом на стр.60-62. Напишите эссе на тему: «Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить»(Д.Гарфильд)

"А напоследок я скажу".

Я прошу вас последовательно ответить на три вопроса:

  • Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
  • Что не оправдалось и почему?
  • Мои и наши перспективы?

Спасибо за урок!

Аргументированно отвечают на поставленные вопросы.

 Распределяют роли в группе.

Слушают и обсуждают отрывок из песни «Наша служба и опасна и трудна». Выдвигают версии.

Формулируют ответы.

Формулируют тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Рассуждают, делают собственные выводы.

Анализируют цитаты.

Высказывают версии.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Выдвигают версии.

Формулируют понятие.

Записывают понятие в тетрадь.

По группам составляют кластер в процессе обсуждения задания, комментируют.

Фронтально. Обсуждают полученные результаты групп. (мало информации)

Отвечают на вопросы, делают собственные выводы.

Представители групп высказывают предположения.

Анализируют схему, аргументированно отвечают на вопросы.

Правоохранительные органы РФ

Название правоохранительного органа

 Функции правоохранительного органа

Выдвигают версии.

Выполняют   упражнения под руководством ответственного за физкультминутку.

Группы самостоятельно знакомятся с новым материалом, отвечают на вопросы.

Выполняют задания, обмениваются мнением, делают выводы, выделяют главное.

Группа1. «Суд» представляет результаты работы.

Фронтально. Задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. Заполняют таблицу.

Фронтально. Знакомятся  с материалом  рубрики, высказывают собственные суждения.

Группа 2. «Полиция» представляет результаты работы.

Фронтально. Задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. Заполняют таблицу.

Фронтально. Отвечают на вопросы.

Аргументируют свою точку зрения.

Третья группа «Таможня» представляет результаты работы. Фронтально. Задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. Заполняют таблицу.

Фронтально.

Просматривают отрывок из кинофильма.

Формулируют ответы (честность, смелость ….)

Четвертая группа «Прокуратура» представляет результаты работы.

Фронтально. Задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. Заполняют таблицу.

Пятая группа «ФСБ» представляет результаты работы.

Фронтально. Задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. Заполняют таблицу

Фронтально.

Просматривают отрывок из кинохроники, анализируют информацию.

Формулируют ответы.

Обсуждают в группе учебную задачу, представляют ответ.

Формулируют ответы, приводят аргументы.

Решают юридические задачи.

Формулируют ответы, приводят аргументы.

Записывают домашние задание

Формулируют ответы.

Познавательные УУД

1. Находят достоверную информацию в разных источниках

 (презентация, музыкальное произведение).

2. Анализируют  информацию (выделять главное).

3. Выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме о значении закона в жизни человека.

Регулятивные УУД

1. Определяют  цель, проблему в учебной деятельности.

2. Излагают своё мнение, аргументируя его.

3.Принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Личностные УУД

1.Проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении

дополнительной информации.

Познавательные УУД

1. Ориентируются в разнообразии способов решения учебной задачи.

2.Структурируют новую информацию в нужной форме.

Регулятивные УУД1.Распознают объекты и их понятия.

2. Выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Личностные УУД

1.Понимают значение знаний для человека и принимают его.

Коммуникативные УУД

1. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Познавательные УУД

1.Представлять информацию в разных формах.

Коммуникативные УУД

1. Излагают своё мнение, аргументируя его.

2.Кординируют различные точки зрения при совместной

деятельности.

Познавательные УУД

1.Выбирают наиболее эффективный способ решения познавательных задач

Коммуникативные УУД

1.Вступают в групповое учебное сотрудничество.

Познавательные УУД

1. Находят  достоверную информацию в разных источниках

2. Обобщают, делают выводы.

3. Выделяют причины и следствия.

4. Представлять информацию в разных формах.

 Регулятивные УУД

1.Осуществляют пошаговый контроль деятельности.

Коммуникативные УУД

1.Вступают в групповое учебное сотрудничество.

2.Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД

1. Проявляют заинтересованность в решении проблемной задачи.

2. Осознают ответственность за общее дело.

Познавательные УУД

1. Обобщают, делают выводы.

2.Формулируют ответы, осуществляют поиск информации.

Коммуникативные УУД

1. Излагают своё мнение, аргументируя его.

2. Используют речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Регулятивные УУД

1.Адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое

 эмоциональное состояние.

Личностные УУД

1.Понимают причины успеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока на тему: "Кто стоит на страже закона"(7 класс, обществознание)

Конспект и презентация открытого урока обществознания в 7 классе. Тема : Кто стоит на страже закона....

Урок обществознания в 7 классе "Кто стоит на страже закона"

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе с применением ИКТ по УМК "Обществознание. 7 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова: план-конспект урока, мультимедийная презентация...

Кто стоит на страже закона?

презентация для урока обществознания в 7 классе (уч.Л.Н.Боголюбова)...

Разработка урока в 7 классе "Кто стоит на страже закона"

Разработка урока обществознания в 7 классе...

Урок обществознания в 7 классе по теме "Кто стоит на страже закона"

Цели урока:1. ознакомить учащихся с правоохранительными органами РФ;2. развивать у учащихся мыслительные способности, умения работать с документами;3. воспитывать чувство гражданственности, способство...

Урок обществознания в 7 классе "Кто стоит на страже закона?"

В начале урока  используется метапредметность "Задача", в ходе урока проходит работа с документами, Конституцией РФ, деловая игра "судебное заседание"...