Урок обществознания по теме "Деньги и их функции". 7-й класс
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Юртеева Елена Сергеевна

Цели:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_po_teme_dengi_i_ih_funktsii.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания по теме "Деньги и их функции". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7

Цели:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Эпиграф:

1.“ Изобретение денег - одно из величайших достижений человечества…”
2. “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…”

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Постановка целей урока.

УчительОтгадайте загадку:

Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги)

- Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах, познакомиться с их свойствами и признаками.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Между тем, на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы не делать досадных ошибок в жизни, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.

Первоначально люди обходились обменом товара на товар - бартером. Выглядело это примерно так. Предположим, одному человеку требовался гончарный сосуд. У него был каменный нож, который он готов был обменять на сосуд. Оставалось только встретиться с владельцем сосуда и договориться об обмене. Просто? Но не тут-то было.

Во-первых, необходимо, чтобы владелец сосуда нуждался именно в каменном ноже, а не в чем-то другом, чего у владельца ножа не было. Со временем люди научились решать такую экономическую задачу, догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно нож обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар-посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги.

2. Выступление учащихся на тему “История денег”.

Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”. В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот.

В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” ( от этого слова произошло “солдат”).

У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.

Все эти деньги были очень неудобны. Ведь их невозможно разделить, чтобы приобрести более мелкие дешевые предметы, они занимают много места, да и в карман такие деньги не положишь.

И вот все с большей охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными сначала были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи, и, поэтому, металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобны для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно, и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.

Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны ( одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами. Монеты представляли собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно слиток уменьшился до размеров клейма и рисунок стали выбивать с двух сторон.

В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом в конце X века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и гривны ( мелкая монета).

Медные деньги стали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда. До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам и это с каждым годом ощущалось все сильнее. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами, которые в то время составляли основную массу платежных средств в России. Вес пятака в те годы равнялся 20, 48 г. Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег.

Поэтому возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В Америке и Западной Европе они стали распространяться в XVII-XIII веках. В России первые бумажные деньги были выпущены в 1769 году. Постепенно они вытеснили из обращения все остальные.

Задание: работая в парах, выстроить логическую цепочку из разрозненных элементов, соблюдая порядок появления денег:

- переход от натурального хозяйства к товарному;

- разделение труда и возникновение специализации;

- трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками;

- выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене.

IV. Работа над новым материалом.

А) Что такое деньги.

- Так что же такое деньги? (варианты ответов учащихся).

Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____.

Задание – переписать определение в тетрадь, заполнив пропуски.

(Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги).

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?

Копейка рубль бережет.
Время - деньги.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Без копейки рубля нет.
Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Деньги всякого прельстят.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Лишние деньги – лишние хлопоты.
На деньги ума не купишь.
Здоровье дороже денег.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Есть еще одно известное выражение “Деньги не пахнут”. Как оно произошло?

(Выступление ученика)

Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Это был видный государственный деятель, бережливый и изобретательный. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын и наследник Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался.

Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.

Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”.

В наше время это выражение приобрело другой смысл: для получения выгоды все средства хороши.

Б) Функции денег.

Работа в группах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.

Карточка №1

Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена ( обращения).

Карточка №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения ( мера стоимости).

Карточка №3

В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).

Карточка №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.

V. Закрепление изученного материала.

1. Заполнение таблицы.

Примеры ситуаций

Функции денег

Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой.

?

Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится.

?

Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон.

?

Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты.

?

Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб.

?

Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице.

?

2. Упражнение “Деньги потерялись”.

Соотнести денежные знаки с названиями стран, в которых они используются (с помощью исторической карты).

VI. Итог урока.

Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

Придумать и нарисовать вариант своих собственных денег. Учебник: стр. 135-149.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель урока – закрепления новых знаний по теме "Функция" в 9 классе на основе модулей ЭОР.

Модель урока – закрепления новых знаний по теме "Функция" в 9 классе на основе модулей ЭОР....

Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе

Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе Учитель: Миняшев В. С.Присутствовали: Директор МБОУ СОШ № 15 г. о. Сам...

Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» 11-й класс

раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики, его достоинства и недостатки...

Презентация к уроку обществознания " Социальные нормы и отклоняющееся поведение" для 10 класса

Данная презентация служит дополнением к уроку обществознания" Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе....

Методическая разработка урока по теме "Возрастание и убывание функции" в 11 классе

Первый урок по данной теме, с использованием модульного обучения, работа в группах...

Разработка урока обществознания на тему "Социальный конфликт" (профильное изучение, 11 класс)

Данный урок призван сформировать у учащихся представление о сущности понятия «социальный конфликт,  его причинах,  участниках,  основных видах,  способах разрешения. Позволяет подв...

тесты к уроку обществознания по теме " Человек среди людей" в 6 классе

Тесты к уроку  обществознания по теме " Человек среди людей" в 6 классе...