Рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа по обществознанию

Жуковская Екатерина Сергеевна

Под ред. Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_obshchestvoznaniyu_10_klass.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Гурского сельского поселения

«Рассмотрено»

на заседании МО    __________Е.С. Жуковская  «26» августа 2020 г.

«Согласовано »

зам. директора по УМР  _________ И.В. Шестакова               «26» августа 2020 г.

«Утверждаю»

приказом директора школы

        __________ И.И. Гыскэ

     «26» августа 2020г.

Рабочая программа  

по учебному курсу «Обществознание» для  10 класса

среднего общего образования

 

Составитель:

Жуковская Екатерина Сергеевна

Учитель истории и обществознания

Гурское с.п.

2020-2021 уч. год

Пояснительная записка

Данная рабочая  программа  разработана на основе  программы  «Обществознание» для 10-11 классов базового уровня под редакцией Л.Н.Боголюбова.- М.: «Просвещение», 2018г.

Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи обществоведческой подготовки состоят в том, чтобы, используя возможности учебного предмета, способствовать формированию:

— гуманистического мировоззрения, включающего убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности, в том, что жизнь — высшая ценность бытия; идеалы гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса; признание значимости научных знаний и методов познания действительности, готовность руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; отношение к социальным регуляторам жизни, нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития человеческого сообщества;

—   необходимых моральных ориентиров, включающих так называемые простые нормы нравственности, а также высшие социально-нравственные качества;

—   гражданственности, любви к Родине; политической и правовой культуры, предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях демократии, политического плюрализма, становления правового государства;

—   экономической культуры, предполагающей потребность и умение активно действовать в условиях экономической свободы, понимание тех требований к личности, которые предъявляет изменяющаяся экономическая обстановка;

—   социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений; толерантность к иному образу жизни и образу мыслей;

—   экологической культуры, включающей признание ценности природы, убеждение в необходимости сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы, понимание неразрывной связи общества и природы;

—   умения получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней;

—   умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с годовым учебным графиком МБОУ СОШ Гурского с.п. на изучение учебного предмета обществознание в 10 классе на базовом уровне в учебном плане выделяется 1 час, при 35 учебных неделях - 70 часов в год.

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, тема

Дата проведения

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

план

факт

10

Повторение по теме: «Человек в обществе»

22.10

3.11

22.10

Праздный день

Дополнительные задания

10

Раздел 2. Общество как мир культуры – 13 часов

Духовная культура общества Духовный мир личности

5.11

10.11

10.11

Изменение сроков осенних каникул

Дополнительное задание

10

Семейное право

23.02

25.02

25.02

Праздный день

Дополнительные задания

Планируемы результаты освоения учебного предмета

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Человек. Человек в системе общественных отношений

– Выделять черты социальной сущности человека;

– определять роль духовных ценностей в обществе;

– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

– различать виды искусства;

– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

– выявлять особенности научного познания;

– различать абсолютную и относительную истины;

– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной

действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования

и самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,

иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем

Правовое регулирование общественных отношений

– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

– выделять основные элементы системы права;

– выстраивать иерархию нормативных актов;

– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

– раскрывать содержание гражданских правоотношений;

– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

– различать организационно-правовые формы предприятий;

– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Тематическое планирование 10 класс

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

1.

Введение. Повторение

2

2.

Человек в обществе

15

3.

Общество как мир культуры

13

4.

Правовое регулирование общественных отношений.

32

5.

Итоговое повторение по курсу

8

Итого

70

Содержание учебного курса

Человек. Человек в системе общественных отношений

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Общество как сложная динамическая система

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Правовое регулирование общественных отношений

Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации.  Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

Календарно-тематическое планирование 10 класс

п\п

Раздел. Тема урока

Универсальные учебные действия

Дата

план

факт

1-2

Введение. Повторение изученного в 9 классе

Познакомиться с основным содержанием курса 10 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

1.09

3.09

1.09

3.09

3

Раздел 1. Человек в обществе - 15 ч.

Что такое общество?

Называть (перечислять) формы объединения людей. Характеризовать особенности деятельности человека, её отличия от любых форм активности животных.

8.09

8.09

4

Общество как сложная система

Описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества

10.09

10.09

5

Динамика общественного развития

Раскрывать смысл понятий «глобализация», «общественный прогресс», «общественный регресс» и конкретизировать их примерами. Высказывать суждения о причинах и последствиях глобализации.

15.09

15.09

6

Социальная сущность человека

Описывать современные представления о природе человека и конкретизировать фактами социальной жизни её проявления. Характеризовать человека как личность.

17.09

17.09

7-8

Деятельность – способ существования людей

Раскрывать смысл понятий «потребности» и «деятельность». Описывать представления

о потребностях человека, подходы к их классификации.

22.09

24.09

22.09

24.09

9-10

Познавательная и коммуникативная деятельность

Излагать сущность различных подходов к вопросу познаваемости мира. Выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать её.

29.09

1.10

29.09

1.10

11

Свобода и необходимость в деятельности человека

Излагать различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий

«свобода человека» и «свободное общество».

6.10

6.10

12-13

Современное общество

Называть и иллюстрировать примерами противоречия глобализации. Раскрывать понятия  «информация», «информатизация», «информационное общество». Описывать единое мировое

информационное пространство.

8.10

13.10

8.10

13.10

14

Глобальная угроза международного терроризма.

Раскрывать понятие «международный терроризм». Устанавливать связь международного терроризма

с процессом глобализации и научно-техническим прогрессом.

15.10

15.10

15-17

Повторение по теме: «Человек в обществе»

Систематизировать информацию. Использовать алгоритмы познавательной деятельности для решения творческих задач

20.10

22.10

3.11

20.10

18-19

Раздел 2. Общество как мир культуры – 13 часов

Духовная культура общества Духовный мир личности

Раскрывать смысл понятий «духовная жизнь человека», «духовность», «мировоззрение».

Выявлять составляющие духовного мира личности. Описывать основные духовные ценности.

5.11

10.11

10.11

20

Мораль

Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная культура личности». Называть моральные категории. Характеризовать изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение

моральной регуляции отношений в обществе.

12.11

12.11

21-22

Наука и образование

Раскрывать сущность, основные функции и общественную значимость науки и образования.

Описывать особенности науки и образования в современном обществе, иллюстрировать их примерами.

17.11

19.11

17.11

19.11

23-24

Религия и религиозные организации

Характеризовать религию как

форму культуры, особенности религии как социального института.

24.11

26.11

24.11

26.11

25

Искусство

Характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявлять его отличительные черты.

1.12

1.12

26-27

Массовая культура

Характеризовать массовую культуру, этапы её становления. Раскрывать

смысл понятия «средства массовой информации». Описывать СМИ и их функции. Объяснять роль СМИ в условиях глобализации мира.

3.12

8.12

3.12

8.12

28-29

Урок представления результатов проектной деятельности по теме: «Общество как мир культуры»

Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять  различные типы заданий.

10.12

15.12

10.12

15.12

30

Повторение по теме: «Общество как мир культуры»

Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять  различные типы заданий.

17.12

17.12

31

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений - 30 часов

Современные подходы к пониманию права

Излагать различные подходы к пониманию права. Выявлять достоинства и недостатки

естественно-правового и нормативного подходов. Характеризовать особенности естественного права.

22.12

22.12

32-33

Право в системе социальных норм

Раскрывать смысл понятий «право», «система права», «отрасль права», «институт права». Различать понятия «право» и «закон», иллюстрировать различия права и закона на примерах.

24.12

12.01

24.12

12.01

34-35

Источники права

Раскрывать понятия «источник права», «законодательная инициатива». Называть и характеризовать источники российского права.  

14.01

19.01

14.01

19.01

36-37

Правоотношения и правонарушения

Раскрывать смысл понятий «правоотношение», «субъект права», «правонарушение», «юридическая ответственность». Показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных

отношений.

21.01

26.01

21.01

26.01

38-39

Предпосылки правомерного поведения

Раскрывать смысл понятий «правосознание», «правовая культура», «правомерное поведение». Описывать структуру и уровни правосознания. Называть элементы правовой культуры, показывать их взаимосвязь.

28.01

2.02

28.01

2.02

40-41

Гражданин Российской Федерации

Раскрывать смысл понятия «гражданство». Называть основания приобретения гражданства в РФ. Различать понятия «права человека» и «права гражданина».

4.02

9.02

4.02

9.02

42

Повторение  по теме: «Право в системе социальных норм»

Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять  различные типы заданий.

11.02

11.02

43

Раздел 4. «Правовое регулирование общественных отношений»  

Гражданское право

Раскрывать смысл понятий «гражданские правоотношения», «субъекты гражданского права», «юридические лица», «физические лица», «гражданская дееспособность». Называть участников

гражданских правоотношений.

16.02

16.02

44

Практикум по теме: «Гражданское право»

Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять  различные типы заданий.

18.02

18.02

45-46

Семейное право

Раскрывать смысл понятия «семейные правоотношения». Определять субъекты и объекты

семейных правоотношений. Называть необходимые условия заключения брака и расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ.

23.02

25.02

25.02

47

Практикум по теме: «Семейное право»

Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять  различные типы заданий.

2.03

2.03

48

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Раскрывать смысл понятий «трудовые правоотношения», «работник», «работодатель», «занятость», «социальное обеспечение». Определять особенности трудовых правоотношений.

4.03

4.03

49

Практикум по теме: «Правовое регулирование занятости и трудоустройства»

Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять  различные типы заданий.

9.03

9.03

50

Экологическое право

Раскрывать смысл понятий «экологические отношения», «благоприятная окружающая среда», «экологическое правонарушение». Выявлять специфику экологических отношений.

11.03

11.03

51

Практикум по теме: «Экологическое право»

Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять  различные типы заданий.

16.03

16.03

52

Процессуальные отрасли права

Раскрывать смысл понятий «процессуальное право», «судопроизводство», «гражданский процесс»,

«арбитражный процесс», «уголовный процесс», «административная юрисдикция».

18.03

18.03

53-54

Конституционное судопроизводство

Раскрывать содержание и объяснять цель конституционного судопроизводства в РФ. Характеризовать требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда, и сферу их компетенции.

30.03

1.04

30.03

1.04

55-56

Международная защита прав человека

Характеризовать функции и полномочия ООН и её структурных подразделений в области прав человека.

6.04

8.04

6.04

8.04

57

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

Характеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере

противодействия терроризму. Описывать полномочия органов власти по противодействию терроризму.

13.04

13.04

58-59

Урок представления результатов проектной деятельности по теме: «Правовое регулирование общественных отношений»

Систематизировать информацию. Использовать алгоритмы познавательной деятельности для решения творческих задач.

15.04

20.04

15.04

20.04

60-61

Повторение  по теме: «Правовое регулирование общественных отношений»

Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять  различные типы заданий.

22.04

27.04

22.04

27.04

62-63

Человек в XXI веке

Описывать влияние ускорения социально-экономического развития на глобальные проблемы современного общества. Перечислять факторы, определяющие особенности проявления глобальных

проблем в постиндустриальном обществе.

29.04

4.05

29.04

4.05

64-70

Повторение

Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять  различные типы заданий.

6.05

11.05

13.05

18.05

20.05

25.05

27.05

6.05

11.05

13.05

18.05

20.05

25.05

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...