Рабочая программа по обществознанию 11 класс
рабочая программа по обществознанию

Жуковская Екатерина Сергеевна

Рабочая программа по обществознанию 11 класс Боголюбов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_obshchestvoznaniyu_11_klass_bogolyubov.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Гурского сельского поселения

«Рассмотрено»

на заседании МО    __________Е.С. Жуковская  «26» августа 2020 г.

«Согласовано »

зам. директора по УМР  _________ И.В. Шестакова               «26» августа 2020 г.

«Утверждаю»

приказом директора школы

        __________ И.И. Гыскэ

     «26» августа 2020г.

Рабочая программа  

по учебному курсу «Обществознание» для  11 класса

среднего общего образования

Составитель:

Жуковская Екатерина Сергеевна

Учитель истории и обществознания

Гурское с.п.

2020-2021 уч. год

Пояснительная записка

Данная рабочая  программа  разработана на основе  программы  «Обществознание» для 10-11 классов базового уровня под редакцией Л.Н.Боголюбова.- М.: «Просвещение», 2016г.

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • анализ современных общественных явлений и событий;
  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;

-        аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

-         написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 11 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, тема

Дата проведения

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

план

факт

11

Финансы в экономике. Инфляция: виды, причины, следствия.

24.10

6.11

24.10

Изменение сроков осенних каникул

Дополнительное задание

11

Занятость и безработица Государственная политика в области занятости

7.11

13.11

13.11

Изменение сроков осенних каникул

Дополнительное задание

11

Взгляд в будущее. Постиндустриальное (информационное) общество

30.04

1.05

30.04

Праздный день

Дополнительные задания

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Тематическое планирование 11 класс

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Экономика

24

3

Проблемы социально-политической и духовной жизни

15

4

Правовое регулирование общественных отношений

23

5

Итоговое повторение

5

Итого

68

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 11 класс

РАЗДЕЛ I . ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес   в экономике.    Организационно-правовые   формы   и   правовой   режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих
банков. Финансовые институты Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

              РАЗДЕЛ II . ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Свобода и необходимость в   человеческой деятельности.   Выбор   в альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

РАЗДЕЛ Ш. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Зашита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производители.

Календарно - тематическое планирование по обществознанию  11 класс

Раздел. Тема урока

Универсальные учебные действия

Дата

план

факт

1

Введение (1 час) Общество как сложная динамическая система

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

4.09

4.09

2

Раздел 1. Экономика (24 часов)

Экономика как наука

Объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе

5.09

5.09

3

Экономика как хозяйство

Характеризовать тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы

11.09

11.09

4

Экономический рост

Понимать, что такое экономический рост страны и как называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.

12.09

12.09

5

 Экономическое развитие

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах

18.09

18.09

6

Рыночные отношения в экономике

Характеризовать основные отрасли производства страны, разъяснять особенности хозяйственных субъектов – предприятий и их роль в экономике страны, объяснять особенности действия закона спроса и предложения  в условиях рыночных отношений.

19.09

19.09

7

Конкуренция и монополия

Характеризовать модели поведения производителя на рынке.

25.09

25.09

8

Фирмы в экономике

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы

26.09

26.09

9

Факторы производства

Объяснять, что такое «эффективное предприятие», как фирмы платят налоги и зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.

2.10

2.10

10

Правовые основы предпринимательской деятельности

Объяснить, какие принципы лежат в основе предпринимательского права;

3.10

3.10

11

Организационно-правовые основы предпринимательства

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между понятиями и обществоведческими терминами

9.10

9.10

12

Слагаемые успеха в бизнесе

Использовать приобретенные знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через средства массовой коммуникации.

10.10

10.10

13

Основы менеджмента и маркетинга

Определять, что такое финансирование и каковы его источники.

16.10

16.10

14-16

Экономика и государство Экономические функции государства Финансы в экономике.

Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.

17.1023.10

24.10

17.10

17-19

Занятость и безработица Государственная политика в области занятости

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы

6.11

7.11

13.11

13.11

20

Мировая экономика

Объяснить (на примере), какая страна больше зависит от международной торговли и почему, объяснять роль России в мировой системе обществ.

14.11

14.11

21

Глобальные проблемы экономики

Объяснять какая страна больше зависит от международной торговли и почему

20.11

20.11

22

Человек в системе экономических отношений

Объяснить, как рационально расходовать деньги; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.

21.11

21.11

23

Производительность труда

Определять какие факторы влияют на производительность труда; каковы причины международного разделения труда

27.11

27.11

24-25

Повторительно- обобщающий урок по  теме «Экономика»

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

28.11

4.12

28.11

4.12

26

Раздел 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни (15 часов)

Свобода в деятельности человека

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

5.12

5.12

27

Свобода и ответственность

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

11.12

11.12

28

Общественное сознание

Оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм.

12.12

12.12

29

Общественная психология и идеология

Оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм

18.12

18.12

30

Политическое сознание

Вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога.

19.12

19.12

31

Средства массовой коммуникации и политическое сознание

Объяснять, какие возможности дают СМИ для воздействия на избирателя. Понимать особенности различных видов массовой политической информации; как действует механизм политического манипулирования, каковы его последствия. Понимать, чем массовая информация отличается от обмена информации в межличностном общении;

25.12

25.12

32-33

Политическое поведение Политический терроризм

Объяснить, чем опасно экстремистское поведение; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук; оценивать действия субъектов социальной жизни.

26.02

15.01

26.02

15.01

34

Политическая элита

Использовать приобретенные знания для критического восприятия информации, ориентирования в актуальных общественных событиях. Понимать,  чем контрэлита отличается от элиты; как создается имидж политического лидера.

16.01

16.01

35

Политическое лидерство

Объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство.

22.01

22.01

36-37

Демографическая ситуация  в современной России Проблемы неполной семьи

Характеризовать основные тенденции изменения народонаселения в российской Федерации. Понимать  в чем состоит необходимость продуманной политики государства в сфере демографии.

23.01

29.01

23.01

29.01

38

Религиозные объединения и организации

Понимать какие основные проблемы стоят перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациями и учреждениями; опасность сектанства.

30.01

30.01

39

Проблема поддержания межрелигиозного мира

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. слушать собеседника и предъявлять результаты своей работы.

5.02

5.02

40

Повторительно- обобщающий урок по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни»

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

6.02

6.02

41

Раздел  3. Правовое регулирование общественных отношений (22 часа) Современные подходы к пониманию права

Характеризовать основные особенности естественного права; понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.

12.02

12.02

42

Законотворческий процесс в РФ

Характеризовать стадии законотворческого процесса. В РФ,  Объяснять, почему законодательный процесс строится поэтапно.

13.02

13.02

43-44

Гражданин РФ.

Права и обязанности гражданина РФ

Назвать конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ. Понимать, в чем отличие прав гражданина от прав человека.

 определения понятий: личные конституционные права и обязанности гражданина.

19.02

20.02

19.02

20.02

45-46

Экологическое право. Способы защиты экологических прав

Объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан.

26.02

27.02

26.02

27.02

47-48

Гражданское право. Защита гражданских прав

Понимать  какие особенности характерны для гражданских правоотношений. Знать понятие собственности, основания для приобретения права собственности, методы защиты права собственности.

5.03

6.03

5.03

6.03

49-50

Семейное право. Права и обязанности родителей и детей

Определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять,

12.03

13.03

12.03

13.03

51-52

Правовое регулирование занятости и трудоустройства Социальная защита населения

Объяснять, почему трудно достичь равновесия. давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права.

19.03

20.03

19.03

20.03

53-54

Процессуальное право: гражданский процесс, арбитражный процесс

Использовать приобретенные знания для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, реализации и защиты прав граждан.

2.04

3.04

2.04

3.04

55-56

Процессуальное право: уголовный процесс Судебное производство

Давать определение понятий; решать юридические задачи; вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога.

9.04

10.04

9.04

10.04

57-58

Процессуальное право: административная юрисдикция Конституционное судопроизводство

Определять понятий: спор, принципы гражданского процесса, административная юрисдикция; основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание;

16.04

17.04

16.04

17.04

59-60

Международная защита прав человека. Проблема отмены смертной казни

Работать с различными источниками социальной информации; делать выводы; отвечать на вопросы; вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

23.04

24.04

23.04

24.04

61-62

Взгляд в будущее. Постиндустриальное (информационное) общество

Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

30.04

1.05

30.04

63

Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

7.05

7.05

64

Повторение по теме «Общество и человек»

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

8.05

8.05

65

Повторение по теме «Экономика и социальные отношения»

Объяснять основные положения курса

14.05

14.05

66

Повторение по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

Объяснять основные положения курса

15.05

15.05

67

Повторение по теме «Человек и общество»

Объяснять основные положения курса

21.05

21.05

68

Итоговое повторение

Обобщение и систематизация материала. анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

22.05

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...