Конспект урока по обществознанию 6 класс "Общение"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Тюлюш Аляна Николаевна

Обществознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx62.52 КБ
Файл prezentatsiya.pptx479.21 КБ
Файл rabochaya_tetrad.docx55.11 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока по обществознанию по теме «Общение»  6 класс.

Цели урока:

  1. создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей;
  2. создание условий для активной деятельности обучающихся, их умение самостоятельно добывать знания, строить межличностные отношения на основе дружбы и формирование умений применять полученные знания  в обычной  жизни.

 Задачи:

Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Планируемые результаты:

Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности, ориентации в межличностных отношениях

Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

 Тип урока: урок усвоения  новых знаний

 Вид занятия: урок-исследование

 Средства обучения:  компьютер, учебник,  мультимедийная презентация  Power Point

Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации,  самостоятельная работа с текстом, игра, беседа.

Элементы используемых технологий: здоровьесберегающие, информационные, игровые, метод проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы,

Формирование УУД:

Познавательные:

- находить информацию в различных источниках;

- владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы,  выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Регулятивные:

- планировать и ставить цели деятельности в группе;

- оценивать степень достижения результатов.

Коммуникативные:

- понимать позицию другого;

- излагать свое мнение, уметь его корректировать;

- организовать работу в группе;

- преодолевать конфликты;

- добиваться поставленных целей

-  умение слушать и слышать своих одноклассников,

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,

- умение точно выражать свои мысли.

Личностные:

- аргументированно оценивать свое и чужое поведение;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Основные термины и понятия: общение, вербальные средства общения, невербальные средства общения, служебное общение, повседневное общение, ритуальное общение, убеждающее общение, барьеры общения.

1 этап Организационный.

Создание благоприятного микроклимата для взаимодействия на уроке и выполнения поставленных задач. Приветствие учеников. Проверка отсутствующих.

2 этап Актуализация опорных знаний. (Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия)

Слайд №1 Стихотворение А. Л. Барто “Сильное кино”. (Слайд 1)

Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им– раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.

Почему же не поняла сестричка рассказ брата?  (Он пытается рассказать о фильме, о действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).

А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Как вы думаете, почему так происходит?

Ученики отвечают на вопросы учителя

 3 этап. Целеполагание

Слайд №2 В современном мире уже нет места примитивным способам передачи информации, это и отличает цивилизованного человека от первобытного. Ещё Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения».

Слайд №3 По статистике в течение дня человек произносит: около 20 тысяч слов.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

Слайд №4 Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”. (Слайд 3. тема урока “Общение”.)

На тувинском- «Чугаа», харылзаа».

Учитель вновь активизирует мыследеятельность детей напоминает им, что общение это один из видов деятельности.

Из чего состоит любая деятельность?

Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат. 

Далее учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели. Учащиеся формулируют цель урока.

Учитель записывает поставленную учащимися цель на доске.

Слайд №5   Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей.

План урока:

1. Понятие общения.

 2. Способы общения.

3. Правила общения.

Прежде чем приступить к новой теме нарисуйте в тетрадях любую  окружность, которая обозначала бы сколько информации вы знаете по теме общение. Если ничего не знаете ставьте точку, которая будет отсчетом  для получения новых знаний.

Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение” Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение

Слайд №6    4 этап. Открытие нового знания

Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”. Учитель чертит на доске кластер

Слайд №7 Обобщает все сказанное ученикам:

Все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее:                                            Опр.1 В широком смысле. Под общением понимают особые отношения, складывающиеся между людьми в ходе их делового или дружеского взаимодействия. Опр 2. В узком смысле. Общение –взаимные деловые и дружеские отношения 

Учитель:  Познакомьтесь с высказываниями  ученых,  философов об общении. (Работа в паре)

  1.  «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего» А.М. Горький.
  2. Человек по своей природе есть существо общественное. Аристотель.
  3. Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. Уильям Блэкстоун.
  4. Общение облагораживает и возвышает. Людвиг Фейербах.
  5. Совершенствоваться можно только в жизни  и в общении с людьми.

 Л.Н. Толстой.  

6)  Чем совершеннее техника общения (интернет, электронная почта, мобильный телефон и т. д.), тем меньше есть что сказать друг другу. В. Зубков

7) Без многого может обходиться человек, но только не без человека. Людвиг Берне

8) Создает человека природа, но развивает и образует его общество.                               В. Г.Белинский 

9) Сегодня стоит подойти к двери, как она автоматически открывается, стоит подойти к человеку, как он автоматически закрывается. Пер Хальворсен

Учитель:  Общение-это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.

5 Этап проверки и понимания учащимися нового материала.  

Карточка №1

Учитель   Общение бывает речевое и неречевое. Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.

Средства

Речевое общение

Неречевое общение

Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент, мелодия, цветы.

Физкультминутка.

 Учитель: Итак,  мы узнали, что такое общение, но для чего люди общаются,  каковы цели общения?

Каким образом происходит общение? Давайте рассмотрим  средства общения  

О них вы узнаете, прочитав  в учебнике с.68-69. (слайд №9).

Учитель:

Слайд №9 Назовите средства общения. Составьте схему: Средства общения

Ученики работают с учебником, стр. 68, тетрадью

Слайд 10-17. Мимика

  1. Радость
  2. Смущение
  3. Обида
  4. Недовольство
  5. Печаль
  6. Страх
  7. Удивление

Называют цели общения: совместная деятельность, обучение новому,

установление взаимопонимания, развитие человека.

6 этап. Первичное закрепление

Тест                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             А1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей:

1) общение

Б) ритуал

В) деятельность

Г) нормы

А2. Какое качество особенно ценится в общении?

А) умение интересно рассказывать

Б) умение слушать

В) умение рассмешить

Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами

А3.Общение – это

а) удовольствие;

б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами;

в) дружба

г) любовь

А4. Верны ли суждения об общении: а) существует как речевое, так и неречевое общение; б) даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека?

а) верно только а            в) верны оба суждения

б) верно только б            г) оба суждения неверны

Посмотрите на диаграмму. Здесь показано, какой объем информации мы получаем благодаря различным средствам общения:  

Вывод: Психологи считают, что на самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты. Т.е невербальное общение передает больше информации.

7. Этап подведения итогов занятия.  (Слайд№ )

Учитель: Человеческое общение это не просто важнейшая часть повседневной жизни – это и есть сама жизнь.

8.Этап информации о домашнем задании.

  1. П.8 прочитать, Рассмотреть известную картину В.Г. Перова «Охотники на привале» и ответить на вопросы.
  2. Подготовить доклад о «детях-маугли».

9. Этап рефлексии     

А теперь вернемся к нарисованной окружности. Теперь нарисуйте еще один круг с информацией которую вы узнали на уроке. У меня получилось так.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стихотворение Агнии Барто «Сильное кино»

Слайд 2

Эпиграф: “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения ” Антуант де Сент-Экзюпери

Слайд 3

По статистике человек произносит за сутки: 20 200 2 000 20 000

Слайд 4

Тема урока: «Общение»

Слайд 5

КЛАСТЕР

Слайд 6

Опр.1 в широком смысле. Под общением понимают особые отношения, складывающиеся между людьми в ходе их делового или дружеского взаимодействия. Опр 2. в узком смысле. Общение –взаимные деловые и дружеские отношения .

Слайд 7

Высказывания известных людей об общении 1) «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего» А.М. Горький. 2) Человек по своей природе есть существо общественное. Аристотель. 3) Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. Уильям Блэкстоун . 4) Общение облагораживает и возвышает. Людвиг Фейербах. 5) Совершенствоваться можно только в жизни и в общении с людьми. Л.Н. Толстой. 6) Чем совершеннее техника общения (интернет, электронная почта, мобильный телефон и т. д.), тем меньше есть что сказать друг другу. В. Зубков 7 ) Без многого может обходиться человек, но только не без человека. Людвиг Берне 8 ) Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В. Г.Белинский 9 ) Сегодня стоит подойти к двери, как она автоматически открывается, стоит подойти к человеку, как он автоматически закрывается. Пер Хальворсен

Слайд 8

ОБЩЕНИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Слайд 9

МИМИКА

Слайд 17

Диаграмма «Средства общения»

Слайд 18

РЕФЛЕКСИЯ:



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме «Общение» 6 класс

  1. Нарисуйте любую окружность, которая обозначает, сколько информации вы знаете об общении.

  1. Кластер

  1. Определения:
  1. В широком смысле _____________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. В узком смысле ________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Стр 1

7. Назовите цели общения: ______________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

8. Выполните тест:

А1.______

А2. ______

А3.______

А4. Верны ли следующие суждения о целях общения: а) в ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами;

б) целью общения часто является само общение?

а) верно только а                     в) верны  оба суждения

б) верно только б                     г) оба суждения не верны

9. Посмотрите на диаграмму. Здесь показано, какой объем информации мы получаем благодаря различным средствам общения. Сделайте вывод.

 

Вывод: ______________________________________________________

Человеческое общение это не только  важная часть жизни- это и есть сама жизнь.

Стр.3

  1. Работа в паре: Познакомитесь с высказываниями знаменитых людей об общении. Как вы понимаете смысл высказывания? Обсудите.

  1. Работа с карточкой:

Карточка №1.

Средства общения

Речевое общение (вербальное)

Неречевое общение (невербальное)

Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент, мелодия.

  1. Заполните схему средства общения с помощью учебника на стр. 68

Стр 2

Домашнее задание:

  1. П.8 прочитать и пересказать.
  2. Подготовить доклад о «детях-маугли».

Стр.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

План-конспект урока по обществознанию "Повторительно-обобщающий урок"

План - конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Повторительно-обобщающий урок"...

Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")

Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства...