Семейный бюджет (7 класс)
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Хатюшина Елена Валерьевна

Методическая разработка урока по теме "Семейный бюджет" с использованием групповой технологии и проблемного обучения может быть использована как на уроках по обществознанию , так и на занятиях по финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no1_kartochki_dlya_grupp.docx13.54 КБ
Файл semeynyy_byudzhet_urok_7_klass.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

№1 Мама, папа, сын школьник.

№2 мама ,папа, бабушка-пенсионерка, дочь школьница

№3 мама домохозяйка ,папа, сын- студент, дочь-грудничек

№4 мама, папа, дочь-студентка, сын школьник

64 000           58 000             45000                     80 000

 12 000         15 000              20 000                    8 000

 

1500            2000                   4500

4512          24 536                 16380

 

о р,                      фрилансер- 1200



Предварительный просмотр:

Тема: Семейный бюджет. 7 класс. Обществознание

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с семейным хозяйством — доходами и расходами семьи, ее имуществом, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом; формировать представление о структуре семейного бюджета.

Развивающая: развивать познавательные способности, устную речь учащихся, умение делать оптимальный выбор, работать в группе; создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Воспитательная: формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции; воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.

УУД:

предметные: научиться объяснять значение понятий доход семьи (фиксированный и переменный), семейный бюджет, домашнее хозяйство, имущество, характеризовать источники и виды доходов; выявлять статьи расходов; объяснять сущность семейного бюджета;

коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;

познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, материалы для работы в группах (приложение №1), мультимедийная презентация (приложение №2), компьютер.

Словарь: бюджет, доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия, социальные выплаты.

Тип урока: открытия нового знания.

Урок с использованием групповой технологии, технологии проблемного обучения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Распределение учащихся на группы (при входе в класс вытягивают цветную карточку). В зависимости от количества учеников делим класс на 4-5 групп (по 6 человек, больше не имеет смысла)

II. Мотивационно-целевой этап.

- Есть ли у вас карманные деньги?

- Как быстро они у вас заканчиваются?

(презентация)

«Для того чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное! А у нас денег нет»

«Зимой в кедах! У вас что, денег нет? У нас ума нет»

«Деньги они очень странный предмет, они если есть, то их сразу нет»

Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить и какую проблему рассматривать? (Куда уходят деньги и как их сберечь, т е разумное потребление)

III. Изучение новой темы.

Давайте посмотрим схему средних расходов россиян (презентация).

Посмотрите, 30% не подписано. Как вы думаете, на что это?

Почему деньги исчезли и что надо сделать, что бы они не исчезали? (планировать семейный бюджет)

А что значит планировать? (составить схему расходов и доходов)

Какие бывают расходы, какие доходы (теория, можно по учебнику, можно в виде вопросов, на доске формируем список доходов, расходов или по презентации; вводим понятия обязательные, произвольные расходы)

IV. Работа в группах

Сегодня вы, разделившись на группы, попробуете составить такой бюджет. Вы должны постараться все предусмотреть и составить бюджет или сбалансированным или с профицитом. Поэтому вам надо будет подумать, где можно сэкономить. Свои план вы будете представлять и объяснять. А участники других групп будут задавать вам вопросы (можно в качестве экспертов пригласить 11 класс).

Капитаны вытаскивают карточку с составом семьи.

№1 Мама, папа, сын школьник.

№2 Мама, папа, бабушка-пенсионерка, дочь школьница.

№3 Мама домохозяйка, папа, сын-студент, дочь-грудничек.

№4 Мама, папа, дочь-студентка, сын-школьник.

Обсуждаем, кому что досталось и какие источники доходов могут быть у данной семьи.

Капитаны получают карточки с доходами из конвертов:

зарплата (64 000, 58 000, 45 000, 80 000)

пенсия (12 000, 15 000, 20 000, 8 000)

стипендия (1500, 2000, 4500)

детское пособие(512, 24 536, 16 380)

мама в декрете (о р, фрилансер - 12000).

Есть ли необходимые траты? Какие? (коммунальные, транспорт) Смотрят в учебник. Можно так же вытаскивать обязательные расходы, или обговорить сколько стоит в месяц на человека (семью кварт плата, питание) или предложить пользоваться интернетом, можно привлекать свой опыт, все зависит от класса и от целей.

Время на подготовку 10-15 минут.

Представление проектов. Обсуждаем, все ли учли.

Участники других групп задают вопросы.

Усложнение задачи. Черный ящик (вытягиваем карточку: нет непредвиденных трат, сломался телевизор, сломался холодильник, заболел член семьи, нужны лекарства) Ваши действия

V Подведение итогов

Рефлексия:

Какой бывает бюджет (профицитом, с дефицитом, сбалансированный.)

Зачем нужна «подушка безопасности»?

Назовите виды доходов, виды расходов.

Оценка работы в группе (или самооценка) (приложение №3)

Цитаты известных людей, синквейн про бюджет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета

Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию  и личностному самоопределению;-  способность ставить цели и строить ...

Урок экономики.Семейный бюджет.10 класс.

Урок составлен по учебнику Королевой Э.. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов ,п.12Методическая информация:Цели урока.Образовательные: освоение учащимися знаний о структуре бюджета; овла...

Интегрированный урок по технологии и информатике "Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета".

В данной папке представлены материалы для  проведения урока: конспект урока, презентация к уроку, практическая работа и карточки для учащихся....

Проект урока технологии по теме "Технология построения семейного бюджета". 8 класс

Методическая разработка урока-игры по теме «Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов» предназначена для обучающихся 8 классов с целью ознакомления со структурой бюджета семьи...

Методическая разработка: технологическая карта занятия внеурочной деятельности "Ведение семейного бюджета" 9 класс

Технологическая карта ВУД разработана для учеников 9 классов, предполагает решение практических задач и получение продукта (памятки) в конце занятия....

Технологическая карта к открытому уроку по технологии по ФГОС на тему: "Технология построения семейного бюджета" 8 класс

Семейный бюждет — финансовый план, который учитывает и сопостовляет все доходы и расходы семьи за определенный период (месяц, год). Семейный бюджет — это план регулирования семейных доходов и расходо...