Рабочая программа по обществознанию (10 класс)
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Рабочая программа по обществознанию. Учебник: Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под редакцией Бордовского Г.А. –  Обществознание 10 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_10_fgos.docx54.48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа № 10

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО __________/______________

                                 ФИО

Протокол №_____

от «____»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ СШ № 10

__________/______________

                                 ФИО

от «____»_________20___г.

«Утверждено»

Приказом №_____

от «____»_________20___г.

Рабочая программа

 по обществознанию

для  10  класса

Учитель: Жукова Елена Борисовна

Квалификационная категория: высшая.

2020/2021  учебный год


Класс:  10

Количество часов:   всего -  68 ч.,   в неделю -  2 ч.

Рабочая программа полностью соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту СОО и составлена на основе программы:  

Соболева О.Б. – Программа по обществознанию для учащихся 10-11 классов. – М.:  Вентана-Граф,  2015

Учебное пособие: Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под редакцией Бордовского Г.А. –  Обществознание 10 класс – М.:  Вентана-Граф,  2018


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  2. гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  3. готовность к служению Отечеству, его защите;
  4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; осознание своего места в поликультурном мире;
  5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответсвенной деятельности;
  1. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  2. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  3. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  4. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  1. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  2. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  3. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  4. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  5. сформированность экологического мышления, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
  6. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3)        владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных

методов познания;

4)        готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  1. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  2. умение определять назначение и функции различных

социальных институтов;

7)        умение самостоятельно оценивать к принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

  1. владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  2. владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
  3. умение различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
  4. выявление особенностей научного познания;
  5. выявление связи науки и образования, анализ фактов социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
  6. выражение и аргументация собственного отношения к роли образования и самообразования в жизни человека;
  7. применение полученных знаний о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
  8. умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинно-следственных связей;
  9. раскрытие связи между мышлением и деятельностью;
  10. способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении социальных и правовых проблем;
  11. умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социальных и правовых знаний.

Предметные результаты:

Выпускник на базовом уровне научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Выделять черты социальной сущности человека;
  • определять роль духовных ценностей в обществе;
  • распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
  • различать виды искусства;
  • соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
  • выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
  • выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
  • раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
  • различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
  • выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
  • анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
  • различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
  • выявлять особенности научного познания;
  • различать абсолютную и относительную истины;
  • иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
  • выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
  • выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

  • Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
  • приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
  • формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Экономика

–        Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

–        конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

–        объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;

–        оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

–        различать формы бизнеса;

–        извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

–        различать экономические и бухгалтерские издержки;

–        приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

–        различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

–        различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

–        выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

–        определять причины безработицы, различать ее виды;

–        высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

–        объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

–        анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

–        приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

–        высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

–        различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Социальные отношения

  • Выделять критерии социальной стратификации;
  • анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
  • выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
  • выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
  • конкретизировать примерами виды социальных норм;
  • характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
  • различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
  • определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
  • различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
  • выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
  • характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
  • характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
  • характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
  • высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
  • формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
  • оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

Политика

–        Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

–        различать политическую власть и другие виды власти;

–        устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;

–        высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

–        раскрывать роль и функции политической системы;

–        характеризовать государство как центральный институт политической системы;

–        различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;

–        обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;

–        характеризовать демократическую избирательную систему;

–        различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

–        устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;

–        определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

–        конкретизировать примерами роль политической идеологии;

–        раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

–        формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;

–        оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

–        иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

–        различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Правовое регулирование общественных отношений

–        Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

–        выделять основные элементы системы права;

–        выстраивать иерархию нормативных актов;

–        выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

–        различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

–        обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

–        аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

–        раскрывать содержание гражданских правоотношений;

–        применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

–        различать организационно-правовые формы предприятий;

–        характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

–        давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

–        находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

–        характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

–        иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

–        извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

–        объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
  • характеризовать основные методы научного познания;
  • выявлять особенности социального познания;
  • различать типы мировоззрений;
  • объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
  • выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
  • выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
  • систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

–        Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

–        выявлять противоречия рынка;

–        раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

–        раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;

–        обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

–        различать источники финансирования малых и крупных предприятий;

–        определять практическое назначение основных функций менеджмента;

–        определять место маркетинга в деятельности организации;

–        применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;

–        оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

–        раскрывать фазы экономического цикла;

–        высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;

–        извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

Социальные отношения

–        Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

–        высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;

–        анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;

–        выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;

–        толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;

–        находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;

–        выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;

–        выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;

–        анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика

–        Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

–        выделять основные этапы избирательной кампании;

–        в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

–        отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;

–        самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;

–        характеризовать особенности политического процесса в России;

–        анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Правовое регулирование общественных отношений

–        Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;

–        перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

–        характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

–        ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

–        выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

–        применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

–        оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

–        характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.


2. Содержание учебного предмета

Введение  Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.  

Человек как часть природы и общества

Антропосоциогенез. Человек; биосоциальная сущность человека; антропогенез, социогенез; версии происхождения человека; отличия человека от высших животных; Ноmо sapiens.

От индивида к личности. Индивид, индивидуальность, личность; характер; способности; темперамент; коммуникативные качества; социальная коммуникация; толерантность.

Сущность деятельности. Поведение животных и деятельность человека; потребности и виды потребностей; подходы к определению структуры деятельности, соотношение интересов и потребностей; ведущие виды деятельности: игра, учение, груд; материальная, духовная и социальная деятельность.

Сознательное и бессознательное. Феномен сознания; структура сознания; самосознание; индивидуальное и общественное сознание; бессознательное; интуиция, инсайт; индивидуальное и коллективное бессознательное.

Познание и его виды. Процесс познания; чувственное и рациональное познание; мышление и речь; типы мышления; виды познания; научное познание; эмпирический и теоретический уровни научного познания; особенности социального познания.

Истина и её критерии. Истина, заблуждение; объективность истины; конкретность истины; абсолютная истина; относительная истина; критерии истины; практика.

Феномен человека. Темы исследовательских заданий: 1. Теории происхождения человека. 2. Опыт самоисследования. 3. Сравнение человека и животных. 4. Сравнение разных видов познания.  

 Социальная сфера жизни общества

Общество как система. Понятие «общество» в широком и узком смысле; общественные науки; социальная система; черты общества как системы.

Сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Подсистемы общества, сферы общественной жизни; элементы общества: социальные институты, социальные общности, группы и организации; проблема взаимосвязи и доминирования сфер общественной жизни; социальное взаимодействие и общественные отношения.

Социальная структура общества. Подходы к структурированию общества; классовые теории структуры общества; социальная дифференциация и стратификация; проблема социального неравенства и социальной справедливости.

Социальная мобильность. Социальная мобильность; виды; различные критерии классификации социальной мобильности; каналы социальной мобильности; люмпены и маргиналы: их роль в развитии общества.

Социальные группы. Социальная группа; социальные группы: малые и большие, первичные и вторичные, формальные и неформальные; референтные группы; положение человека в малой группе — лидер и аутсайдер.

Молодёжь как социальная группа. Молодёжь с точки зрения социологии; возрастные границы молодёжи; социально-психологические особенности молодёжи; молодёжная культура; особенности современной молодёжи; проблемы молодёжи, государственная молодёжная политика.

Социальные институты. Социальный институт; институционализация; виды социальных институтов; взаимосвязь и иерархия социальных институтов; символы социальных институтов; функции социальных институтов и борьба за влияние на индивида.

Семья в современном обществе. Понятия семьи и брака; семья и брак в социологическом и юридическом смысле; виды семьи; функции семьи.

Брак и формы брака. Социологическая и юридическая сущность брака; формы брака; незарегистрированный брак; нетрадиционные формы брака.

Проблемы современной семьи. Сущность кризиса института семьи; причины кризиса института семьи; подходы к определению перспектив развития института семьи; изменение функций в современной семье; альтернативы семье; проблемы развития института семьи в России; депопуляция; семейная политика Российской Федерации и её правовые основы.

Многообразие социальных институтов. Социальные институты; примеры социальных институтов, их происхождение и становление, структура и функции, взаимодействие с другими институтами, тенденции развития в современном обществе.

Социальные нормы и социальный контроль. Социальные нормы; виды социальных норм: обычай, моральные нормы, правовые нормы; социальный контроль; санкции; формальные и неформальные санкции; позитивные и негативные санкции.

Девиантное поведение. Девиантное поведение; одобряемые и порицаемые отклонения; делинквентное поведение; причины девиации; способы борьбы с девиантным поведением.

Социализация. Социализация; социальная адаптация; этапы социализации; виды социализации; агенты социализации; нарушения социализации; десоциализация; ресоциализация.

Адаптационные стратегии личности в изменяющемся

обществе. Социальная адаптация; ресурсы адаптации; факторы адаптации; типы адаптивного поведения; адаптационная стратегия.

Социальные статусы, статусный набор. Социальный статус; виды статусов; основные и неосновные статусы; доминантный статус; несовпадение статусов; предписанные и достигаемые статусы; статусный набор.

Социальные роли и ролевой конфликт. Социальная роль; ролевое поведение; ролевой конфликт; ролевой стереотип; способы разрешения ролевого конфликта.

Социометрия. Социометрия; групповая сплочённость; авторитет; лидерство; типы лидеров: явный лидер, формальный и неформальный лидер, деловой лидер, эмоциональный лидер, универсальный лидер («социометрическая звезда»).

Социальный конфликт и его виды. Конфликт; эскалация конфликта; внутриличностный конфликт; межличностный конфликт; межгрупповой конфликт.

Разрешение конфликтов. Конфликтная ситуация; соперничество; сотрудничество; компромисс; избегание конфликта (уклонение), конфронтация, конформизм; участники конфликта; этапы конфликта; итоги конфликта; приспособление; переговоры.

Этнические общности. Национальные отношения. Этнос; род; клан; племя; народность; нация; этническая и гражданская нация; этническая интеграция и дифференциация; этническое смешивание, поглощение, расщепление и плюрализм, сепаратизм, резервация; национализм; шовинизм; геноцид; расизм; национальная политика.

Духовная сфера жизни общества

Введение. Культура и антикультура. Духовная сфера жизни общества, культура; материальные и духовные ценности; антикультура; человек как создатель и продукт культуры.

Функции культуры. Функции культуры: социальная регуляция, адаптация, социализация, ценностная ориентация, информирование, трансляционная, символическая, познавательная, творческая, коммуникативная, релаксационная, гуманистическая.

Мировая и национальная культура, культура Запада и Востока. Типология культуры: мировая культура, национальная культура, региональная культура.

Что такое массовая культура? Народная культура, фольклор; элитарная культура; массовая культура; доминирующая культура; субкультура и контркультура; китч; диалог культур.

Молодёжные субкультуры. Субкультура; молодёжные субкультуры; виды молодёжных субкультур.

Материальная и духовная культура. Свобода и ответственность личности. Материальная культура; духовная культура; ценности; духовные ценности; идеалы; мотивы; свобода и ответственность.

Духовная жизнь человека и общества. Духовная жизнь человека; духовная жизнь общества; структура духовной жизни; противоречивость духовной жизни; научно-техническое и морально-нравственное развитие.

Искусство и его виды. Функции искусства. Художественная культура; искусство; виды, жанры, направления, стили искусства; художественный образ; функции искусства.

Философия, её направления и функции. Философия; структура философского знания: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика; материализм; идеализм; дуализм; рационализм, эмпиризм; объективный идеализм; субъективный идеализм; метафизика, диалектика; функции философии; методология; аксиология.

Философия Античности, Средневековья и Возрождения. Античность; натурфилософия; софистика; киники, стоики, эпикурейцы; патристика, схоластика; гуманизм; теизм; утопия.

Философия от Нового времени до современности. Эмпиризм; рационализм; агностицизм; экзистенциализм; технократизм; космизм.

Сущность и структура религии, атеизм. Религия; вера; Бог; сверхъестественное; религиозное сознание; религиозный опыт; религиозные представления; религиозное учение; религиозный культ; миссионер; секта, конфессия, церковь; атеизм.

Виды и функции религии. Первые формы религии: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия; национальные религии; мировые религии; новые религиозные движения; функции религии.

Моральные ценности и поведение. Мораль, нравственность, этика; добро и зло; моральный идеал; золотое правило морали; категорический императив; моральный поступок, добродетель, порок; долг, честь, совесть; стыд.

Мировоззрение и менталитет. Мировоззрение; мироощущение; мировосприятие; миропредставление; миропонимание; обыденное и теоретическое мировоззрение; мифологическое, религиозное, философское и научное мировоззрение; менталитет, ментальность.

Наука и её виды. Наука; виды наук: естественные и точные; социальные и гуманитарные.

История науки, НТР. Научная парадигма; научная революция; научно-техническая революция.

Проблемы развития науки, паранаука. Сциентизм и антисциентизм; наука и паранаука.

Сущность образования. Образование, обучение, воспитание; виды образования; уровни образования; функции образования; закон об образовании в Российской Федерации.

Современное образование. Демократизация образования; информатизация образования; гуманитаризация и гуманизация образования; интернационализация образования, Болонский процесс.

Современная культура. Информационное общество; глобализация; постмодернизм; гламур; флэшмоб.

Проблемы современного общества        

Формы общественного развития. Общество как динамическая система; социальное изменение; социальное развитие; прогресс; регресс; реформа; революция; модернизация.

Типология обществ. Типы общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное); простые и сложные, открытые и закрытые.

Современные тенденции развития России. Переходный период; сепаратизм; депопуляция; угрозы безопасности и их преодоление.

Глобализация и информатизация. Глобальные проблемы. Пути преодоления угроз и вызовов современному обществу. Информатизация; компьютерная революция; глобализация; глобальные проблемы; виды глобальных проблем: экологические проблемы, изменение климата, истощение ресурсов, проблема «Север — Юг», терроризм; пацифизм; экопессимизм; ценности потребления; природосохраняющие технологии.

Современное социальное развитие. Социальное развитие современной России; переходный период; сепаратизм; социальное развитие современного мира; социальное развитие вашего региона.

Заключение 1 час. Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия. 


3. Тематическое планирование

п/п

Тема

К-во час.

Дата

план

факт

1

Введение

1

Тема: Человек как часть природы и общества

8

2

Человек - биосоциальное существо

1

3

Индивид, индивидуальность, личность

1

4

Сущность деятельности

1

5

Сознательное и бессознательное

1

6

Познание и его виды

1

7

Истина и её критерии

1

8

Феномен человека

1

9

Повторительно – обобщающий урок «Человек как часть природы и общества».

1

Тема: Социальная сфера жизни общества

28

10

Общество  как социальная система

1

11

Сферы общественной жизни и их взаимосвязь

1

12

Социальная структура общества

1

13

Социальное неравенство

1

14

Социальная мобильность

1

15

Социальные группы

1

16

Малая группа

1

17

Молодежь как социальная группа

1

18

Социальные институты

1

19

Функции социальных институтов

1

20

Семья  в современном обществе

1

21

Брак и формы брака

1

22

Проблемы современной семьи

1

23

Семейная политика Российской Федерации

1

24

Урок-семинар: Многообразие социальных институтов

1

25

Социальные нормы

1

26

Социальный  контроль

1

27

Девиантное поведение

1

28

Социализация индивида

1

29

Социальные статусы статусный набор

1

30

Социальные роли и ролевой конфликт

1

31

Социометрия

1

32

Социальный конфликт и его виды

1

33

Разрешение социальных конфликтов

1

34

Этнос и его виды

1

35

Межнациональные отношения

1

36

Урок-практикум: Человек в социальной среде

1

37

Повторительно – обобщающий урок  «Социальная сфера жизни общества»

1

Тема: Духовная сфера жизни общества

22

38

Понятие культуры.  Функции культуры

1

39

Типология культуры

1

40

Формы культуры

1

41

Молодежные субкультуры

1

42

Материальная и духовная культура

1

43

Духовная жизнь человека и общества

1

44

Художественная культура

1

45

Искусство и его виды

1

46

Философия и её направления и функции

1

47

Философия Античности, Средневековья и Возрождения

1

48

Философия: от Нового времени до современности

1

49

Сущность и структура религии. Атеизм

1

50

Виды и функции религии

1

51

Моральные ценности и поведение

1

52

Мировоззрение и менталитет

1

53

Наука и её виды.  История науки, НТР

1

54

Проблема развития науки . Паранаука

1

55

Сущность образования.

1

56

Современное образование.

1

57

Современная культура

1

58

Урок-практикум: Человек в сфере духовной культуры

1

59

Повторительно – обобщающий урок  «Духовная сфера жизни общества»

1

Тема: Проблемы современного общества

7

60

Формы общественного развития

1

61

Типология обществ

1

62

Современные тенденции развития России.

1

63

Глобализация и информатизация

1

64

Глобальные проблемы

1

65

Современное социальное развитие России. Социальное развитие нашего региона

1

66

Повторительно – обобщающий урок  «Проблемы современного общества»

1

67

Итоговое повторение и обобщение

1

68

Итоговая тестовая работа на промежуточной аттестации

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...