Рабочая программа по обществознанию 8 кл
рабочая программа по обществознанию (8 класс)

Зиновьева Татьяна Владимировна

Рабочая программа по обществознанию  8 кл. к учебнику Боголюбова Л.Н; 2019 г; 34 ч

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_obshchestvoznanie_8_kl_2020-2021.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Ульяновска «Губернаторский лицей № 101»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании творческой лаборатории

Протокол № 2 от «18» сентября 2020

Руководитель ТЛ:_____ /Савельева Л.А./

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель

директора по УВР _________ /Ермолаева Н.В./

«18» сентября 2020

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Губернаторский лицей № 101»

__________/Малюгина Е.В./

приказ №95/1-О от «18» сентября 2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета: обществознание

8 класс

основного общего образования

базовый уровень

на 2020/2021 учебный год

Составитель:  Зиновьева Т.В.,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету обществознание  составлена в соответствии с:

  • федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1577
  • федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ в новой редакции от 13.07.2015
  • основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Губернаторский Лицей № 101», утверждённой приказом №95/1-О от «18» сентября 2020
  • Сборник примерных рабочих  программ.  Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н Боголюбова 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций./ [Л.Н Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-4-е изд.]..-М.:

 Просвещение, 2016.- 63с.

Учебно-методическое обеспечение:

Обществознание. 8  класс: учебник  для общеобразовательных организаций./ [Л.Н Боголюбов и др.]- М.:  Просвещение, 2019.- 224с.

            Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Год обучения: третий

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

   Личностные результаты выпускников основной школы при изучении содержания курса:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
  •  признание равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;
  • осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

 

 Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы:

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и t мод ел и поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:  использование элементов причинно-следственного анализа;  исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

  Предметные результаты: 

            Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
  • приводить примеры основных видов деятельности человека;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • различать отдельные виды социальных норм
  •  раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
  •  раскрывать сущность процесса социализации личности;
  • объяснять причины отклоняющегося поведения; описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. 
  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
  • оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России;
  •  учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
  •  раскрывать роль религии в современном обществе;
  •  характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;
  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  •  обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

      Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
  • осознанно содействовать защите природы.
  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
  • выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее;
  • систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
  • применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
  • оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
  • анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
  • выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
  • толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
  • находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
  • выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения.

2.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Личность и общество

Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.

Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вы зовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Сфера духовной культуры

Сфера духовной жизни. Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной куль туры в современной России.

Мораль. Что такое мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия морали. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор — это ответственность. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.

Наука в современном обществе. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование и его роль в современном обществе. Значение образования в условиях информационного общества. Образование в России (уровни образования). Непрерывное образование. Самообразование.

Религия как одна из форм культуры. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Влияние искусства на развитие общества и личности. Искусство как одна из форм духовной культуры. Многообразие видов искусства. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество.

Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями.

Семья как малая группа. Признаки семьи как малой группы. Функции семьи. Семейные роли. Семейные ценности.

Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Социальная политика государства. Что такое социальная политика государства. Политика формирования доходов населения. Пенсионное обеспечение. Развитие социальных отраслей. Социальная защита населения.

Социализация личности и отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека

и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Экономика

Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Главные вопросы экономики. Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Собственность. Функции экономической

системы. Типы экономических систем.

Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Виды рынков.

Производство — основа экономики. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Виды предпринимательской деятельности. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Функции налогов.

Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан.

Банковские услуги. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы дистанционного банковского обслуживания. Защита от финансовых махинаций.

Страховые услуги. Зачем нужно страхование. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Как получить страховую выплату. Финансовая грамотность.

Рынок труда и безработица. Рынок труда. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия

безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Современный работник. Каким должен быть современный работник. Выбор жизненного пути. Готовимся выбирать профессию.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема занятия, раздел

Количество часов

I триместр

1-2

Введение. Повторение материала 7 класса.

2

Раздел 1. Личность и общество (5 часов)

3

Что делает человека человеком?

1

4

Человек, общество, природа.

1

5

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

6

Развитие общества.

1

7

Практикум по теме «Личность и общество».

1

Раздел 2. Сфера духовной культуры (8 часов)

8

Сфера духовной жизни.

1

9

Мораль.

1

10

Моральный выбор – это ответственность.

1

II триместр

11

Образование.

1

12

Наука в современном обществе.

1

13

Религия как одна из форм культуры.

1

14

Влияние Искусства на развитие личности и общества.

1

15

Практикум по теме «Сфера духовной культуры».

1

Раздел 3. Социальная сфера (7 часов)

16

Социальная структура общества.

1

17

Социальные статусы и роли.

1

18

Семья как малая группа.

1

19

Нации и межнациональные отношения.

1

20

Социализация личности и отклоняющееся поведение.

1

21

Социальная политика государства.

1

III триместр

22

Практикум по теме «Социальная сфера».

1

Раздел 4.  Экономика (12 часов)

23

Экономика и её роль в жизни общества.

1

24

Главные вопросы экономики.

1

25

Рыночная экономика.

1

26

Производство – основа экономики.

1

27

Предпринимательская деятельность.

1

28

Роль государства в экономике.

1

29

Инфляция и семейная экономика.

1

30

Банковские услуги.

1

31

Страховые услуги.

1

32

Рынок труда и безработица. Современный работник.

1

33-34

Итоговое повторение. Итоговый контроль.

2

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1           

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА

обществознание для 8 класса

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование, электронные образовательные ресурсы

Виды контроля

результатов обучения

№ урока

по

плану

по

факту

I триместр

Введение. (2 часа)

1-2.

Введение. Повторение материала  7 класса.

2

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

Фронтальный опрос по понятиям.

Входная диагностика

Раздел 1. Личность и общество (5 часов)

3

Что делает человека человеком?

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

Фронтальный опрос.  Индивидуальный опрос

4.

Человек, общество, природа.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

Взаимоконтроль, работа с индивидуальными карточками.

5.

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

Контроль понятий.

6

Развитие общества.

1

Фронтальный опрос.  

7.

Практикум по теме «Личность и общество».

1

Тетрадь, презентация, интерактивная панель

Самостоятельная работа

Раздел 2. Сфера духовной культуры (8 часов)

8.

Сфера духовной жизни.

1

Тетрадь, презентация, интерактивная панель https://resh.edu.ru/subject/lesson/2950/main/

Фронтальный опрос.  

9

Мораль.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель https://resh.edu.ru/subject/lesson/2949/main/

Индивидуальный опрос

10.

Моральный выбор – это ответственность.

1

Фронтальный опрос.  

II триместр

11.

Образование.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

Взаимоконтроль, работа с индивидуальными карточками.

12.

Наука в современном обществе.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2561/main/

Фронтальный опрос.  

13.

Религия как одна из форм культуры.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2948/main/

Фронтальный опрос,  работа с индивидуальными карточками.

14.

Влияние Искусства на развитие личности и общества.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель https://resh.edu.ru/subject/lesson/2947/main/

Взаимоконтроль, работа с индивидуальными карточками.

15.

Практикум по теме «Сфера духовной культуры».

1

Тетрадь, презентация, индивидуальные листы, интерактивная панель

Самостоятельная работа

Раздел 3. Социальная сфера (7 часов)

16.

Социальная структура общества.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

Взаимоконтроль, работа с индивидуальными карточками.

17.

Социальные статусы и роли.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

Фронтальный опрос.  

18.

Семья как малая группа.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель https://resh.edu.ru/subject/lesson/2560/main/

Индивидуальный опрос.

19.

Нации и межнациональные отношения.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель https://resh.edu.ru/subject/lesson/2931/main/

Взаимоконтроль, работа с индивидуальными карточками.

20.

Социализация личности и отклоняющееся поведение.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

Фронтальный опрос работа с индивидуальными карточками.  

21.

Социальная политика государства.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

Индивидуальный опрос

III триместр

22.

Практикум по теме «Социальная сфера».

1

Тетрадь, презентация, индивидуальные листы, интерактивная панель

Самостоятельная работа

Раздел 4.  Экономика (12 часов)

23.

Экономика и её роль в жизни общества.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2944/main/

Взаимоконтроль, работа с индивидуальными карточками.

24.

Главные вопросы экономики.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

Фронтальный опрос.  

25.

Рыночная экономика.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель https://resh.edu.ru/subject/lesson/2559/main/

Индивидуальный опрос

26.

Производство – основа экономики.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

Фронтальный опрос,  работа с индивидуальными карточками.

27.

Предпринимательская деятельность.

1

Взаимоконтроль, работа с индивидуальными карточками.

28.

Роль государства в экономике.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель https://resh.edu.ru/subject/lesson/2943/main/

Фронтальный опрос.  

29.

Инфляция и семейная экономика.

1

Индивидуальный опрос

30.

Банковские услуги.

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2933/main/

Фронтальный опрос.  

31.

Страховые услуги.

1

Взаимоконтроль, работа с индивидуальными карточками.

32.

Рынок труда и безработица. Современный работник.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2932/main/

Фронтальный опрос.  

33-34.

Итоговое повторение.

 Итоговый контроль.

2

Индивидуальные листы, интерактивная панель

Контрольная  работа.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Лист корректировки календарно-тематического планирования

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки, реквизиты документа

Способ корректировки

по плану

дано

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Формы организации учебной деятельности

количество часов

I триместр

II триместр

III триместр

Итого

Изучение основного материала

10

9

12

31

Контрольные работы

-

-

1

1

Лабораторные работы

-

-

-

-

Практические работы

-

2

-

2

Сочинение

-

-

-

-

Резервное время

-

-

-

-

Итого

10

11

13

34

ПРИЛЛОЖЕНИЕ № 4

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебной программой в соответствии с требованиями образовательного стандарта по учебному предмету «Обществоведение» к уровню подготовки учащихся.

Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, дидактических материалах.

Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании с использованием различных методов: опроса, самостоятельной работы по решению проблемных заданий и познавательных задач, тестирования, эссе, реферата, зачёта и др.

Устанавливаются следующие показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Отметка в баллах

Показатели оценки результатов учебной деятельности

«3»

Узнавание отдельных объектов изучения (понятий, общественных явлений, процессов) в предъявленной информации. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебного пособия и(или) других средств обучения

Различение объектов изучения (понятий, общественных явлений, процессов) по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебного пособия и(или) других средств обучения.

Фрагментарное воспроизведение по памяти программного учебного материала (описаний общественных явлений, процессов); перечисление объектов изучения. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу с помощью учителя с использованием учебного пособия и(или) других средств обучения

«4»

Воспроизведение по памяти программного учебного материала (описаний общественных явлений, процессов; определений понятий). Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу с помощью учителя с использованием учебного пособия и(или) других средств обучения

Осознанное, логичное и последовательное воспроизведение значительной части программного учебного материала. Характеристика объектов изучения (общественных явлений, процессов) по плану (памятке). Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу

Осознанное, самостоятельное, логичное и последовательное воспроизведение программного учебного материала в полномобъёме. Описание объектов изучения (общественных явлений, процессов) и объяснение связей и отношений между ними. Правильное использование терминологии. Самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу

«5»

Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации: анализ общественных явлений и процессов (выявление и объяснение их причин, основных признаков, последствий). Конкретизация понятий, выводов примерами. Объяснение выводов, содержащихся в учебном пособии. Выполнение упражнений, задач и заданий по алгоритму. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по алгоритму

Свободное оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации. Раскрытие сущности изучаемых явлений, процессов. Обобщение изученного материала, формулирование и аргументация выводов. Использование внутрипредметных связей. Самостоятельное выполнение упражнений, задач и заданий по алгоритму. Самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности по алгоритму

Оперирование программным учебным материалом в незнакомой ситуации: анализ, сопоставление и систематизация данных из различных источников; использование их при характеристике общественных явлений и процессов. Оценка социальных явлений и процессов с применением усвоенных знаний. Использование межпредметных связей. Выполнение заданий преобразовательного и проблемного характера. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации

Свободное оперирование программным учебным материалом в незнакомой ситуации. Применение знаний и умений при анализе явлений действительности. Формулирование и аргументация своей точки зрения по изучаемому материалу. Сравнение и оценка различных точек зрения по актуальным проблемам развития современного общества. Выбор и обоснование собственной линии поведения на основе усвоенных знаний. Выполнение творческих заданий и работ. Самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации

      При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

К категории существенных ошибок относятся неправильное использование терминологии; замена существенных признаков характеризуемых явлений и процессов несущественными; неправильное выполнение предусмотренных заданием способов учебно-познавательной деятельности; ошибки в основном учебном материале; неумение использовать различные источники социогуманитарной информации.

К категории несущественных относятся ошибки в логике изложения учебного материала, не ведущие к искажению содержания; небрежное

Нормы оценивания устных и письменных ответов по обществознанию

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик в целом:

  • раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, определения , использовал дополнительные источники информации.;

  • показал умения иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, различными данными (статистические данные, СМИ, произведения литературы,  кинофильмы, личный опыт и т. д.), применял их при выполнении задания в новой учебной ситуации;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные ошибки, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

  • такая же отметка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление ответа другого ученика, особенно в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности, семинаре и т. д.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа;

  • применялись не все требуемые теоретические знания, умения;

  • допущены несущественная ошибка, один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены несущественная ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в одном из следующих случаев:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ учебника), несистематизированным, аргументация слабая, речь бедная;

  • материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере, ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто главное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Нормы оценивания творческих работ по обществознанию

Отметка «5». Информация представлена в полном объёме, изложена логично. Использовано более двух ресурсов, источников информации разного вида. Задание на всех этапах выполнено учеником самостоятельно. Творческое оформление и эмоциональное представление проекта.

Отметка «4». Информация достаточно полная. Работа содержит 1—2 неточности. Использовано более одного ресурса. Способ выполнения соответствует заданию. Задание выполнено с консультативной помощью учителя и др. Грамотное оформление и представление проекта.

Отметка «3». Информация частично изложена, содержит 1—2 ошибки, существенно не искажающие содержание. В работе использован только один ресурс. В процессе выполнения работы допущены неточности. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя.

Отметка «2». Информация отсутствует или содержит грубые ошибки. Способ выполнения работы учеником не определён или выбран неправильно.

      Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

 в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Индивидуальный проект по предмету рекомендуется оценивать по следующим критериям.

1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2.Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3.Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Нормы оценивания тестовых заданий по обществознанию

Тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. На выполнение тематических тестов отводиться 7 - 15 минут (в зависимости от количества заданий и уровня сложности). На выполнение итоговых тестов отводиться 45 минут. В тестах содержатся задания базового уровня с выбором ответа. С их помощью проверяется знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явления, причин и следствий событий. Более сложные задания с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр) позволяют проверить умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания повышенного уровня сложности с открытым развернутым ответом предполагают разные виды деятельности: анализ исторического документа, анализ исторических версий и оценок, анализ исторической ситуации, представления общей характеристики, сравнения. В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.

Существует система, при которой вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный.

Задания с выбором нескольких правильных ответов баллы начисляются по следующей схеме:

  • Полностью правильно указанные характеристики – 3 балла.

  • Две правильно указанные характеристики – 2 балла.

  • Одна правильно указанная характеристика – 1 балл.

  • Отсутствие правильных характеристик – 0 баллов.

Таким образом, максимально возможный балл за правильное выполнение задания будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем. Ответы учащихся на открытые задания свободного изложения могут дословно не совпадать с эталоном.

90 – 95 % от максимальной суммы баллов – оценка “5”;

90 – 75 % – оценка “4” ;

75 – 60 % – оценка “3”.

Менее половины от максимальной суммы баллов – оценка “2”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...