Рабочая программа по обществознанию 9 кл
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Зиновьева Татьяна Владимировна

Рабочая программа к учебнику Обществознание, авт. Л.Н.Боголюбов, 9 кл, 33 ч

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_obshchestvoznanie_9_kl_2020-2021.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Ульяновска «Губернаторский лицей № 101»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании творческой лаборатории

Протокол № 2 от «18» сентября 2020

Руководитель ТЛ:_____ /Савельева Л.А./

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель

директора по УВР _________ /Ермолаева Н.В./

«18» сентября 2020

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Губернаторский лицей № 101»

__________/Малюгина Е.В./

приказ №95/1-О от «18» сентября 2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета: обществознание

9 класс

основного общего образования

базовый уровень

на 2020/2021 учебный год

Составитель:  Зиновьева Т.В.,

учитель обществознания

высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету обществознание составлена в соответствии с:

  • федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1577
  • федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ в новой редакции от 13.07.2015
  • основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Губернаторский Лицей № 101», утверждённой приказом №95/1-О от «18» сентября 2020
  • Сборник примерных рабочих  программ.  Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н Боголюбова 5-9 классы: : учебное пособие для общеобразовательных организаций./ [Л.Н Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-4-е изд.]..-М.:  Просвещение, 2016.- 63с.

Учебно-методическое обеспечение: Обществознание. 9  класс: учебник  для общеобразовательных организаций./ [Л.Н Боголюбов и др.]- М.:  

Просвещение, 2019.- 224с.

Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

Год обучения: четвёртый

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные результаты проявляются в:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;  ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;  осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  •    формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  •  понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
  • формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности

Метапредметные результаты проявляются в:

  •  способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и  модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);  
  •  умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте    сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в
  • доступной социальной практике, на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • подкрепление изученных положений конкретными примерами;
  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
  • развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Предметные результаты обучения изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;
  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
  • раскрывать достижения российского народа;
  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;
  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
  • характеризовать гражданские правоотношения;
  • раскрывать смысл права на труд;
  • объяснять роль трудового договора;
  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, КУРСА

Раздел I. Политика.

 Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Международные и межгосударственные отношения. Международные конфликты и пути их решения. Международные организации.

Раздел II. Гражданин и государство.

Что такое конституционный строй. Основы государственного устройства. Основы отношений человека и гражданина с государством. Основы устройства общества и его отношений с государством. Понятие прав, свобод и обязанностей. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Президент РФ — глава государства. Законодательная и представительная власть в РФ. Правительство РФ — высший орган исполнительной власти в стране. Субъекты Российской Федерации. Принципы федеративного устройства России. Статус субъектов федерации. Разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. Судебная власть РФ. Принципы осуществления судебной власти в РФ. Суды Российской Федерации. Участие граждан в отправлении правосудия. Судьи. Правоохранительные органы РФ. Адвокатура. Нотариат.

Раздел III. Основы российского законодательства.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы права». Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Сущность и особенности правоотношений. Различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Физические и юридические лица. Юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Сущность гражданского права. Право собственности. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Юридические понятия семьи и брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП). Административные правонарушения. Виды административных наказаний. Особенности уголовного права. Виды уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Необходимая оборона. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов. Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема урока

Количество часов

                                                                     Введение (2 часа )

I триместр

1-2.

Введение. Повторение материала 7 класса.

2

Раздел 1. Политика (10 часов)

3.

Политика и класть

1

4.

Государство

1

5.

Политические режимы

1

6.

Правовое государство

1

7.

Гражданское общество и государство

1

8.

Участие граждан в политической жизни

1

9.

Политические партии и движения

1

10.

Международные отношения

1

II триместр

11-12.

Практикум по теме «Политика»

2

Раздел 2. Гражданин  и государство  (7 часов)

13.

Основы Конституционного строя.

1

14.

Права и свободы человека и гражданина.

1

15.

Высшие органы государственной власти в РФ.

1

16.

Россия - федеративное государство.

1

17.

Судебная система РФ.

1

18.

Правоохранительные органы РФ.

1

19.

Практикум по теме «Гражданин  и государство».

1

Раздел 2. Основы российского законодательства (12 часов)

20.

Роль права в жизни общества и государства

1

21.

Правоотношения и субъекты права

1

III триместр

22.

Правонарушения и юридическая ответственность

1

23.

Гражданские правоотношения

1

24.

Право на труд. Трудовые отношения

1

25.

Семья под защитой закона

1

26.

Административные правоотношения

1

27.

Уголовно-правовые отношения

1

28.

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

29.

Международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

30-31.

Практикум по теме «Основы российского законодательства»

2

Итоговое повторение (2 часа)

32-33.

Повторение и обобщение пройденного материала

2

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                                                                                      предмета обществознание в 9    классе

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование, электронные образовательные ресурсы

Виды контроля результатов обучения

по плану

по факту

I триместр

Введение (2 часа)

1-2.

Повторение пройденного материала  в 8 классе. Сферы общественной жизни

2

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

Фронтальный опрос по понятиям.

Входная диагностика

Раздел 1.  Политика и социальное развитие (10 часов)

3.

Политика и класть

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель https://resh.edu.ru/subject/lesson/2961/main/

Фронтальный опрос.  

4.

Государство

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

Контроль понятий.

5.

Политические режимы

1

Взаимоконтроль, работа с индивидуальными карточками.

6.

Правовое государство

1

Взаимоконтроль

Фронтальный опрос

7.

Гражданское общество и государство

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель https://resh.edu.ru/subject/lesson/2958/main/

8.

Участие граждан в политической жизни

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

9.

Политические партии и движения

1

Работа с индивидуальными карточками

10

Международные отношения

1

Фронтальный опрос

II триместр

11-12.

Практикум по теме «Политика»

2

Самостоятельная работа

Раздел 2. Гражданин  и государство  (7 часов)

13.

Основы Конституционного строя

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

Фронтальный опрос

14

Права и свободы человека и гражданина

1

Взаимоконтроль

15.

Высшие органы государственной власти в РФ

1

Индивидуальный опрос

16.

Россия- федеративное государство

1

Фронтальный опрос

17.

Судебная система РФ

1

18.

Правоохранительные органы РФ

1

19.

Практикум по теме «Гражданин  и государство»

1

Самостоятельная работа

Раздел 2. Основы российского законодательства  (12 часов)

20

Роль права в жизни общества и государства

1

Учебник, тетрадь,  интерактивная панель https://resh.edu.ru/subject/lesson/1918/main/

21.

Правоотношения и субъекты права

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1917/main/

Фронтальный опрос

III триместр

22.

Правонарушения и юридическая ответственность

1

Взаимоконтроль

23.

Гражданские правоотношения

1

Фронтальный опрос

24.

Право на труд. Трудовые отношения

1

Взаимоконтроль

25.

Семья под защитой закона

1

Фронтальный опрос

26.

Административные правоотношения

1

Учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель

Индивидуальна работа по карточкам

27.

Уголовно-правовые отношения

1

28.

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

Фронтальный опрос

29.

Международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

30-31

Практикум по теме «Основы российского законодательства»

2

Практическая работа.

Итоговое повторение (2 часа)

32-33

Повторение и обобщение пройденного материала. Итоговый контроль.

2

Тетрадь, презентация, интерактивная панель

Итоговая контрольная работа

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Лист корректировки календарно-тематического планирования

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки, реквизиты документа

Способ корректировки

по плану

дано

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Формы организации учебной деятельности

количество часов

I

II

III

Итого

Изучение основного материала

10

8

9

27

Контрольные работы

-

-

1

1

Лабораторные работы

-

-

-

-

Практические работы

-

3

2

5

Сочинение

-

-

-

-

Резервное время

-

-

-

-

Итого

10

11

12

33

ПРИЛЛОЖЕНИЕ № 4

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебной программой в соответствии с требованиями образовательного стандарта по учебному предмету «Обществоведение» к уровню подготовки учащихся.

Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, дидактических материалах.

Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании с использованием различных методов: опроса, самостоятельной работы по решению проблемных заданий и познавательных задач, тестирования, эссе, реферата, зачёта и др.

Устанавливаются следующие показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Отметка в баллах

Показатели оценки результатов учебной деятельности

«3»

Узнавание отдельных объектов изучения (понятий, общественных явлений, процессов) в предъявленной информации. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебного пособия и(или) других средств обучения

Различение объектов изучения (понятий, общественных явлений, процессов) по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебного пособия и(или) других средств обучения.

Фрагментарное воспроизведение по памяти программного учебного материала (описаний общественных явлений, процессов); перечисление объектов изучения. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу с помощью учителя с использованием учебного пособия и(или) других средств обучения

«4»

Воспроизведение по памяти программного учебного материала (описаний общественных явлений, процессов; определений понятий). Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу с помощью учителя с использованием учебного пособия и(или) других средств обучения

Осознанное, логичное и последовательное воспроизведение значительной части программного учебного материала. Характеристика объектов изучения (общественных явлений, процессов) по плану (памятке). Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу

Осознанное, самостоятельное, логичное и последовательное воспроизведение программного учебного материала в полномобъёме. Описание объектов изучения (общественных явлений, процессов) и объяснение связей и отношений между ними. Правильное использование терминологии. Самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу

«5»

Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации: анализ общественных явлений и процессов (выявление и объяснение их причин, основных признаков, последствий). Конкретизация понятий, выводов примерами. Объяснение выводов, содержащихся в учебном пособии. Выполнение упражнений, задач и заданий по алгоритму. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности по алгоритму

Свободное оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации. Раскрытие сущности изучаемых явлений, процессов. Обобщение изученного материала, формулирование и аргументация выводов. Использование внутрипредметных связей. Самостоятельное выполнение упражнений, задач и заданий по алгоритму. Самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности по алгоритму

Оперирование программным учебным материалом в незнакомой ситуации: анализ, сопоставление и систематизация данных из различных источников; использование их при характеристике общественных явлений и процессов. Оценка социальных явлений и процессов с применением усвоенных знаний. Использование межпредметных связей. Выполнение заданий преобразовательного и проблемного характера. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации

Свободное оперирование программным учебным материалом в незнакомой ситуации. Применение знаний и умений при анализе явлений действительности. Формулирование и аргументация своей точки зрения по изучаемому материалу. Сравнение и оценка различных точек зрения по актуальным проблемам развития современного общества. Выбор и обоснование собственной линии поведения на основе усвоенных знаний. Выполнение творческих заданий и работ. Самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации

      При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

К категории существенных ошибок относятся неправильное использование терминологии; замена существенных признаков характеризуемых явлений и процессов несущественными; неправильное выполнение предусмотренных заданием способов учебно-познавательной деятельности; ошибки в основном учебном материале; неумение использовать различные источники социогуманитарной информации.

К категории несущественных относятся ошибки в логике изложения учебного материала, не ведущие к искажению содержания; небрежное

Нормы оценивания устных и письменных ответов по обществознанию

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик в целом:

  • раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;
  • изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, определения , использовал дополнительные источники информации.;
  • показал умения иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, различными данными (статистические данные, СМИ, произведения литературы,  кинофильмы, личный опыт и т. д.), применял их при выполнении задания в новой учебной ситуации;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные ошибки, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
  • такая же отметка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление ответа другого ученика, особенно в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности, семинаре и т. д.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа;
  • применялись не все требуемые теоретические знания, умения;
  • допущены несущественная ошибка, один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены несущественная ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в одном из следующих случаев:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ учебника), несистематизированным, аргументация слабая, речь бедная;
  • материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере, ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто главное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Нормы оценивания творческих работ по обществознанию

Отметка «5». Информация представлена в полном объёме, изложена логично. Использовано более двух ресурсов, источников информации разного вида. Задание на всех этапах выполнено учеником самостоятельно. Творческое оформление и эмоциональное представление проекта.

Отметка «4». Информация достаточно полная. Работа содержит 1—2 неточности. Использовано более одного ресурса. Способ выполнения соответствует заданию. Задание выполнено с консультативной помощью учителя и др. Грамотное оформление и представление проекта.

Отметка «3». Информация частично изложена, содержит 1—2 ошибки, существенно не искажающие содержание. В работе использован только один ресурс. В процессе выполнения работы допущены неточности. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя.

Отметка «2». Информация отсутствует или содержит грубые ошибки. Способ выполнения работы учеником не определён или выбран неправильно.

      Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

 в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Индивидуальный проект по предмету рекомендуется оценивать по следующим критериям.

1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2.Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3.Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.                                                                                     4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Нормы оценивания тестовых заданий по обществознанию

Тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. На выполнение тематических тестов отводиться 7 - 15 минут (в зависимости от количества заданий и уровня сложности). На выполнение итоговых тестов отводиться 45 минут. В тестах содержатся задания базового уровня с выбором ответа. С их помощью проверяется знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явления, причин и следствий событий. Более сложные задания с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр) позволяют проверить умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания повышенного уровня сложности с открытым развернутым ответом предполагают разные виды деятельности: анализ исторического документа, анализ исторических версий и оценок, анализ исторической ситуации, представления общей характеристики, сравнения. В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.                                                                                                                                                                                                                                                    Существует система, при которой вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный.                                      Задания с выбором нескольких правильных ответов баллы начисляются по следующей схеме:

  • Полностью правильно указанные характеристики – 3 балла.
  • Две правильно указанные характеристики – 2 балла.
  • Одна правильно указанная характеристика – 1 балл.
  • Отсутствие правильных характеристик – 0 баллов.

Таким образом, максимально возможный балл за правильное выполнение задания будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем. Ответы учащихся на открытые задания свободного изложения могут дословно не совпадать с эталоном.

90 – 95 % от максимальной суммы баллов – оценка “5”;

90 – 75 % – оценка “4” ;

75 – 60 % – оценка “3”.

Менее половины от максимальной суммы баллов – оценка “2”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...