Статья: «Рефлексия - неотъемлемый компонент учебной деятельности» Лаврентьева Ю.Б.
статья по обществознанию (11 класс)

Статья: «Рефлексия - неотъемлемый компонент учебной деятельности»

Лаврентьева Юлия Борисовна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №247 Санкт-Петербурга

 

                                Представим себе, что в голове человека сидит другой

                                  маленький человечек, который наблюдает и фиксирует,

                         что делает большой человек. Эти наблюдения и

     осознание опыта и есть рефлексия.

Дж. Локк

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lavrenteva_yub_statya.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Рефлексия - неотъемлемый компонент учебной деятельности»

Лаврентьева Юлия Борисовна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №247 Санкт-Петербурга

 

                                Представим себе, что в голове человека сидит другой

                                  маленький человечек, который наблюдает и фиксирует,

                         что делает большой человек. Эти наблюдения и

     осознание опыта и есть рефлексия.

Дж. Локк

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».

Слово рефлексия происходит от лат. reflexio – обращение назад.

       Рефлексия на уроке – это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.  Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.  Цель рефлексии не просто, чтобы обучающийся ушел с урока с выставленной отметкой, а мог выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими обучающимися со своими, осознать и наметить пути своей деятельности.

     В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:

- проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

-   организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия

совместной деятельности);

- коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);

- мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

-   коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности);

-  ретроспективную функцию (критический анализ, обобщение и систематизация накопленного знания).

     Осуществлять рефлексию можно по-разному. Это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Например, во время организационного этапа обучающиеся могут выразить свои пожелания по теме урока, с чего бы они начали изучение темы урока. Рефлексия выступает своеобразной диагностикой индивидуальных предпочтений учащихся. А на заключительном этапе через рефлексию происходит подведение итогов, учащиеся говорят о позитивных и негативных элементах урока, также приходит осознание учащимися уровня их знаний, умений и навыков (в том числе с перспективой на будущее, практическое применение этих знаний).

      Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Рефлексия позволяет приучать обучающегося к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к

осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у обучающихся критического мышления и формирует у них универсальные учебные действия: личностные (формирование самоидентификации, адекватной позитивной

самооценки, самоуважения, формирование границ собственного «знания» и «незнания»), регулятивные (восприятие оценки учителя, адекватная самооценка), познавательные (построение речевого высказывания в устной и письменной форме).

       Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI веке: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.

      Самостоятельность. Не учитель отвечает за обучающегося, а обучающийся, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

       Предприимчивость. Обучающийся осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

      Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

      Рефлексия может осуществляться в устной (фронтальные или индивидуальные опросы) или письменной форме. Преподаватель может реализовывать методы рефлексии эмоционального настроения, рефлексии деятельности, рефлексии содержания исторического материала. Очень важно апеллировать к эпиграфам, литературным произведениям, стихотворениям, произведениям искусства на уроке в целях обеспечения условий для благоприятного психологического климата на уроке.

 Устная рефлексия на уроке предполагает коммуникативную активность, например, в процессе круглых столов, где происходит обмен мнениями или дискуссия между участниками. Рефлексия в письменной форме более многогранна.

       Залогом успешного обучения является осознания приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность, умения правильно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые вывод относительно собственного совершенствования. Рефлексия помогает достигнуть этих целей.

       Таким образом, рефлексия - неотъемлемый компонент деятельности, необходимое условие ее совершенствования. Без специально организованной рефлексии учебная деятельность лишается образовательного смысла. Рефлексия в образовании - это самостоятельность, свобода и творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Реализация воспитательной компоненты учебной деятельности"

Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выпускник средней школы должен быть образован, нравственен, предприимчив, уметь самостоятельно принимать о...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ОЦЕНКИ КАК КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА.

В данной статье рассматривается проблема поиска наиболее эффективных методов оценки учебной деятельности, способствующих, стимулированию учебной активности учащихся специальной (коррекционной) школы V...

«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика). Из опыта моей работы....