Конспект урока "Общение"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Мосина Екатерина Александровна

Конспект урока обществознания по теме "Общение" в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Общение». (6 класс)

Ход урока:

Добрый день, дорогие ребята! Урок у нас будет интересным, т.к. тема урока касается каждого из нас.

Тема нашего урока: Общение. 

Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать

- Что такое общение.

- Зачем люди общаются.

- Какие трудности возникают во время общения людей.

Учитель:  Главная цель нашего урока - это научиться общаться. А главная задача: сформулировать правила общения.

Учитель: Какие ассоциации у вас со словом "общение"?

Учитель: Вы дали свою трактовку понятия «общение». Предлагаю обратиться за помощью к учебнику. Откройте стр. 67. Прочитайте.

Учитель: Общение - это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.

Общаться не всегда легко. Но иногда этому могут научить нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним вместе. 

Задание заключается в том, чтобы из половинок фраз, которые изображены на доске, составить пословицу.

- Слово не стрела, а в сердце язвит.

- Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

- Много наговорено, да мало переварено.

- Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего не хочет.

Учитель: Общение бывает речевое и неречевое. Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.

Средства

- Речевое общение

- Неречевое общение

  • Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент.

Учитель: А ещё, ребята, во время общения важно с какой интонацией вы произносите слова.

Вербальное общениеВыразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто “Сильное кино”.

Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им– раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.

Почему же не поняла сестричка рассказ брата?  (Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).

  • Прокомментируйте стихотворение А. Хайта «Лишние слова».

Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит на «01»,

Срочно сообщает:
— Я не знаю, как начать…
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться…
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить:
Все уже сгорело!

-  Почему все уже сгорело?

-  Как нужно сообщать о пожаре?

  • Говорите правильно, четко, без лишних слов.
  • Подбирайте слова понятные собеседнику.

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и  55 % - позы и жесты. Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Да потому, что связь тела и психики неразрывна. И доказать ее наличие элементарно. Проведем эксперимент.

Читаем визуальную информацию.

Поза тела, мимика, жестикуляция, которыми пользуется человек в каждую минуту, неслучайны, они являются прямыми выражением его психического состояния. Может ли вы определить это психическое состояние сейчас мы и проверим.

(Ребята показывают различные позы).

1. Руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен.
2. Наклон головы в сторону.
3. Корпус подан вперед, руки на бедрах.
4. Скрещенные конечности.
5. Стоять, сжимая кулаки.

  • Во время общения помнить, что поза, мимика и жесты тоже несут информацию.

Многим людям неуютно среди людей именно из-за неумения общаться.

- Что же помогает и что мешает общению?

Для человека важно полноценное общение. А оно зависит от содержания. Под содержанием общения понимается то, что сообщается и как сообщается. Оказывается, для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, важно уметь сообщать людям эти сведения. И здесь необходимо не только обладать культурой речи, но и уметь (и хотеть) учитывать интерес других к вашим сообщениям. Именно об этом говорил Л.Н. Толстой, утверждая, что не от недостатка ума нет разговора, а от эгоизма. Всякий человек хочет говорить о себе или о том, что его занимает. Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.

Есть ещё одна важная черта культуры общения – уступчивость. Иногда общение сравнивается с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра, сделать это с желанием и с тактом. В общении следует вступать без предвзятости, т.е., заранее принятого отрицательного отношения. М.Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего». Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.

Задание.  Культура общения (работа с текстом "Закончи предложения").

Попробуйте не наступать, а ______________________ (уступать).

Не захватить, а ______________________ (отдать).

Не кулак показать, а ______________________________________ (руку протянуть).

Не спрятать, а __________________________ (поделиться).

Не орать, а ____________________________ (выслушать).

Не разорвать, а _________________________ (склеить).

4. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Тест

А 1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей:

А) общение

Б) ритуал

В) церемония

Г) нормы

А 2. Какое качество особенно ценится в общении?

А) умение интересно рассказывать

Б) умение слушать

В) умение рассмешить

Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами

А3. Общение – это

а) удовольствие;

б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами;

в) дружба

г) любовь

А4. Верны ли суждения об общении:

А) Существует как речевое, так и неречевое общение. 

Б) Даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека?

а) верно только А                         в) верны оба суждения

б) верно только Б                         г) оба суждения неверны

А5. Верны ли суждения о целях общения:

А) В ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами. 

Б)Целью общения часто является само общение?

а) верно только А                       в) верны оба суждения

б) верно только Б                       г) оба суждения неверны

  • Правила общения:
  1. Будьте доброжелательны и вежливы.
  2. Взвешивайте каждое слово, сначала думайте, а потом говорите.
  3. Говорите правильно, четко, без лишних слов.
  4. Подбирайте слова понятные собеседнику.
  5. Во время общения помнить, что поза, мимика и жесты тоже несут информацию.
  6. Не перебивайте собеседника, умейте слушать.
  7. Общение должно быть интересно всем собеседникам, не будьте навязчивы.

7. Этап информации о домашнем задании. 

Учитель: Параграф 8, выберите одно из этих заданий.

1. Изучив памятку: «Учимся общаться», составьте список ваших личных заповедей общения.

2. Подобрать 3 пословицы (поговорки) или стихотворение об общении. Записать их в тетрадь.

Если останется время, провести упражнение "Я рад общаться с тобой".

Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят, стоящих рядом, со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протягивают руку, пожимает ее и протягивает руку другому ребёнку, произнося эти же слова.

Учитель: На протяжении всего упражнения вы произносили замечательную фразу «Я рад общаться с тобой». Что вы чувствовали, когда произносили эту фразу и слышали ее?

Закрепление. Составление синквейна на тему «Общение».(5мин)

1строчка – одно существительное

2строчка-два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

3строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна

4строчка - целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме

5 строчка- слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы. Позволяет выразить к ней личное отношение

Образец синквейна:

1. Общение.

2. Речевое, повседневное.

3. Передавать, обмениваться, убеждать.

4. Человек без общения, как без воздуха.

5. Самовыражение.

Почему без общения нет человека? 

УчительПочему без общения нет человека?

-через общение человек получает знания об окружающем мире;

-с помощью общения происходит передача опыта;

-общение позволяет усвоить нравственные ценности;

-благодаря общению люди учатся оценивать поступки;

-усваивают правила поведения и применяют их на практике;

-общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;

-через общение человек получает сведения о самом себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...