Формирование читательской грамотности на уроках обществознания
учебно-методический материал по обществознанию (7 класс)

Кишечкина Светлана Васильевна

Формирование читательской грамотности на уроках обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie_kishechkina_svetlana_vasilevna.docx526.56 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности на уроках обществознания

Обществознание 7 класс.

Тема «Защита отечества»

Блок заданий на формирование читательской грамотности состоит из двух текстов и трех заданий к ним. Первый текст является выдержкой из федерального закона в Р.Ф, а во втором приведён пример для подтверждения идеи важности защиты своего отечества. Тексты созданы независимо друг от друга и является связными. Блок заданий  представляет собой составной текст и по  форме является смешанным.

При работе  над этим заданиями у обучающихся вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов и событий.

Предметные задачи, которые можно решить, работая с подобранными текстами:

  1. сформировать у обучающихся представления о необходимости защищать свою страну;
  2. развивать навыки работы с раздаточным материалом (письменными источниками);
  3. развивать учебно-исследовательские умения обучающихся, критическое мышление;
  4. вести аргументированный спор.
  5. выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких документов;
  6. анализировать извлечения из текстов Конституции РФ, федеральных законов и других официальных документов.

Задачи читательской грамотности, которые можно решить, работая с подобранными текстами:

  1. находить и извлекать информацию;
  2. интегрировать и интерпретировать информацию;
  3. осмысливать и оценивать содержание текста

Текст 1

Извлечения из Федерального закона

"О воинской обязанности и военной службе"

Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе

  1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны;  подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание;

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

занятие военно-прикладными видами спорта;

обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);

обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования;

обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.

Текст 2.

Путешествие в прошлое 

Вечером 21 июня 1941 г. в школах проходили выпускные балы, юноши и девушки прощались со школой. А наутро 22 июня стало известно, что в нашу страну вторглись войска фашистской Германии. 

Выпускники мечтали стать инженерами, врачами, учителями, но война разрушила их планы. Целыми классами отправлялись они в военкоматы, заявляя о желании добровольно вступить в армию. На фронт стремились не только молодые люди, но и пожилые, те, кто по возрасту не обязан был служить в армии. Не годные к строевой службе зачислялись в народное ополчение, ставшее резервом действующей армии. 
Только в Москве за первые четыре дня войны поступило 170 тыс. заявлений добровольцев о зачислении их в ополчение. Когда над Москвой нависла непосредственная угроза, ополченцы, многие из которых были плохо вооружены и обучены, вступили в бой с врагом. Они сражались героически, потери были огромными. После войны, когда выпускники 1941 г. собирались на встречи одноклассников, во многих классах осталось в живых лишь по нескольку человек

Задание 1.

Используя извлечения из Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" , выберите все верные утверждения.

Поставьте «+» напротив каждого верного утверждения.

Постановке граждан на воинский учет производится по достижению совершеннолетия

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает проведение уроков ОБЖ

В законодательстве Р.Ф. предусмотрена добровольная подготовка гражданина к военной службе

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 сентября по 31 декабря

Умение: идентифицирует (распознает) проблему (явление, действие, взаимодействие и пр.) в информации источника.

Задание 2.

Прочитав текст «Путешествие в прошлое», Дима пришел к выводу, что ополченцы защищали страну только из-за боязни погибнуть на войне. В подтверждение своих слов привел цитату из текста: «Когда над Москвой нависла непосредственная угроза, ополченцы, многие из которых были плохо вооружены и обучены, вступили в бой с врагом»

Согласны ли Вы с Димой?

Объясните свой ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умение: оценивать информацию о проблеме  с позиций непротиворечивости объективным данным и личному опыту.

Задание 3.

Прочитав текст «Путешествие в прошлое», Дима был воодушевлен отвагой и героизмом предков, и решил подготовить доклад на тему «Защитники Родины». Какие из представленных фотографий можно использовать при подготовке такого доклада?

C:\Users\User\Desktop\Sexy-Michael-michael-jackson-12476540-982-985.jpg   1

C:\Users\User\Desktop\024464558f938ad175f8d9d54a5ad491f5d1ccc5.jpg  4

C:\Users\User\Desktop\scale_1200 (1).jpg  2

C:\Users\User\Desktop\eae70iq5wmy.jpg  5

C:\Users\User\Desktop\0 (827).jpg  3

C:\Users\User\Desktop\scale_1200.jpg  6

 Умение: оценивает информацию о проблеме (явлении, действии, взаимодействии и пр.) с точки зрения полноты описания проблемы, соответствия контексту задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Примеры заданий по формированию читательской грамотности на уроках обществознания

Примеры заданий по формированию читательской грамотности на уроках обществознания...

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)

В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...

Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания

В работе описаны опробированные методы и приемы по формированияю читательской грамотности на уроках истории и обществознания...

Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....

Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...