Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа 43.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»

СОГЛАСОВАНО                                                                  УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР                                           Директор школы

             ______________/                                                      ________________/

«____»_______________20____                                          Приказ №___ от ____.____.20____

                                                                                                М.П.

Рабочая программа

по__Обществознанию

                                                                                     Рассмотрено на заседании

                                                                                  педагогического совета

                                                                                                  Протокол №____ от ___.___.20__

Класс __9 «А», «Б», «В», «Г»

количество часов в год __34___

УМК    Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.Л. Городецкая.   Обществознание 9 класс, базовый уровень. - М.: Просвещение, 2019 г.;

ФИО учителя: Лахтюк Н.Н.

Рабочая программа обсуждена на МО учителей общественно – научных дисциплин.

_____________________________________ «_____»________________2021

Руководитель МО __          /__________________

2021 – 2022  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по обществознанию разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами и методическими документами:

  • Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021.
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254;
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020)).
  • Устав школы.

 Предмет «Обществознание»  изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 9 классах по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Программа ориентирована на работу на УМК:

   Обществознание. 9 класс под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова (М.: Просвещение, 2019).

   

     Материал УМК "Обществознание" под ред..Л.Н. Боголюбова обеспечивает преемственность обучения. УМК соответствует стандартам образования профильного уровня обучения. Пособие адаптировано к познавательным возможностям и способностям учащихся данного возраста. Прослеживаются межпредметные связи (философия, социология, политология, социальная психология, экономика и др.) УМК дает возможность учащимся, обучающимся в классах социально-гуманитарного или социально-экономического профиля, углубленно изучать курс обществознания, что способствует более эффективной подготовке к ЕГЭ. Ученики получают теоретические знания в полном объёме курса. Материал подобран интересный, изложен на проблемном уровне, что позволяет ученикам не только получить теоретический материал, но и применять его в практической деятельности (работа с текстом, справочным материалом). В УМК много документов, познавательных заданий к ним, которые заставляют ученика разрешать ту или иную проблему. Методический аппарат комплекса, включающий вводные вопросы к тексту, рекомендации по повторению материала, перечень основных понятий, вопросы и задания, стимулирует школьников к изучению тем курса. Материал УМК способствует развитию личности ученика, его гражданственности, развитию кругозора, формированию активной жизненной позиции.

     Линия УМК «Обществознание под ред.Боголюбова. 5-9 классы. Издательство «Просвещение» имеет ряд преимуществ:

- учебники освещают основы конкретных наук — экономики, философии, социологии, политологии, культурологии, этики.

-книги написаны простым, доступным языком, с яркими примерами, ориентирующими учащихся в повседневной жизни.

-учебники снабжены цветными иллюстрациями, графиками и диаграммами, отражающими основные вопросы параграфов и несущими определённую методическую и познавательную направленность.

-в конце учебников помещены списки литературы и словари, включающие все те понятия и термины, которые нашли отражение в параграфах книг.

Цели изучения обществознания в основной школе:

Главная цель изучения обществознания в школе-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

-воспитание гражданственности и любви к Родине;

-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценно

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Изучение обществознания в основной школе дает возможность достичь следующих

 результатов

Личностные результаты:

•        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

•        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

•        освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•        формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

•        формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

•        осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

•        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•        навыки смыслового чтения;

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•        умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

•        формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);

•        формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты изучения:

•        формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

•        овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

•        формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

•        формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

•        развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

•        воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ               9  класс          (34часа)

Тема 1. Политика и социальное управление (8 ч.)

         Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, ил роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. 

Тема 2. Гражданин и государство (7 ч.)

         Конституция – основной закон РФ.

         Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

   Высшие органы государственной власти в РФ. Судебная система РФ. Правоохранительные органы РФ. Адвокатура. Нотариат.

 Тема 3. Основы российского законодательства ( 10 ч.)

         Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека-идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

                 Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

         Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

         Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

         Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

         Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

         Социальные права. Жилищные правоотношения.

         Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

         Правовое регулирование отношений в сфере образования.

         Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства.

         Понятие правоотношений. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности  правового статуса несовершеннолетних.

         Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Тематическое планирование

№ п\п

Название урока

Кол –во

часов

1

Политика

11

2

Гражданин и государство

7

3

Основы российского законодательства

13

4

Резерв времени

3

5

Итого

34

Календарно – тематическое планирование 8  класс (34 часа)

№ п\п

Название урока

Кол –во

часов

Дата

Примечание

по плану

по факту

Введение. Повторение курса 7 класса.

1

Входная контрольная работа №1

1

1. Личность и общество – 3  часа

1.1

Быть личностью

1

1.2

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

1.3

Развитие общества

1

2. Сфера духовной культуры – 7 часов

2.1

Сфера духовной жизни

1

2.2

Мораль. Долг и совесть.

1

2.3

Контрольная работа №2 "Личность и общество" (по итогам I четверти)

1

2.4

Моральный выбор – это ответственность

1

2.5

Образование. Средние и высшие учебные заведения в г.Улан-Удэ

1

2.6

Наука в современном обществе

1

2.7

Религия как одна из форм культуры. Религии Бурятии.

1

3. Экономика – 14 часов

3.1

Экономика и ее роль в жизни общества

1

3.2

Главные вопросы экономики. Гос.бюджет РФ

1

3.3

Контрольная работа №3 за I полугодие "Личность. Духовная культура. Экономика".

1

3.4

Собственность

1

3.5

Рыночная экономика

1

3.6

Производство – основа экономики

1

3.7

Предпринимательская деятельность

1

3.8

Роль государства в экономике

1

3.9

Распределение доходов

1

3.10

Потребление. Пенсионные программы.

1

3.11

Инфляция и семейная экономика. Бюджет моей семьи.

1

3.12

Безработица, ее причины и последствия

1

3.13

Мировое хозяйство и международная торговля

1

3.14

Контрольная работа №4 по теме "Экономика" (по итогам III четверти)

1

4. Социальная сфера – 5 часов

4.1

Социальная структура общества

1

4.2

Социальные статусы и роли

1

4.3

Нации и межнациональные отношения. Толерантность в Бурятии.

1

4.4

Отклоняющееся поведение

1

4.6

Годовая  контрольная работа №5 по курсу обществознания 8 класс

1

Резерв времени

3

Тематическое планирование 9  класс

№ п\п

Название урока

Кол –во

часов

1

Введение. Повторение курса 8 класса.

1

2

Входная контрольная работа №1

1

Политика-9  часов

3

Политика и власть

1

4

Государство

1

5

Политические режимы

1

6

Правовое государство

1

7

Гражданское общество и государство

1

8

Контрольная работа №2 "Политика" (по итогам I четверти)

1

9

Участие граждан в политической жизни

1

10

Политические партии и движения

1

11

Межгосударственные отношения

1

 Гражданин и государство- 7 часов

12

Основы конституционного строя РФ

1

13

Права и свободы человека и гражданина

1

   14

 Высшие органы государственной власти в РФ

1

   15

Контрольная работа №3 за I полугодие "Гражданин и государство".

1

16

Россия- федеративное государство

1

17

Судебная система РФ

1

18

Правоохранительные органы РФ

1

Основы российского законодательства- 10 часов

19

Роль права в жизни человека, общества и государства

1

20

Правоотношения и субъекты права

1

21

Правоотношения и юридическая ответственность

1

22

Гражданские правоотношения

1

23

Право на труд. Трудовые отношения

1

24

Семья под защитой закона

1

25

Контрольная работа №4 по теме «Основы российского законодательства»» (по итогам III четверти)

1

26

Административные правоотношения

27

Уголовно-правовые отношения

1

28

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

29

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов

1

30

Итогово-повторительный урок

1

31

Годовая контрольная работа  № 5 по курсу обществознания 9 класса

1

32-34

Резерв времени

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...