Формирование финансовой грамотности
методическая разработка по обществознанию

Лев Татьяна Егоровна

Выступление на семинаре по теме " Использование активных форм обучения для формирования "новой грамотности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_tekst.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности. Эти решения касаются и сегодняшнего опыта учащихся, и их ближайшего будущего (от простых решений по поводу расходования карманных денег до решений, имеющих долгосрочные финансовые последствия, связанных с вопросами образования и работы).

Принятие разумных финансовых решений, среди которых значительное множество связано с выбором варианта поведения при решении типичных проблем в повседневных жизненных ситуациях, – именно это составляет суть финансовой грамотности как личностного навыка человека, проявления его функциональной грамотности.

Финансовая грамотность рассматривается как постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые люди строят на протяжении своей жизни в соответствии с изменяющимися финансовыми требованиями общества и постоянно обновляющимися финансовыми продуктами.

Финансово-грамотный человек – это человек, который:

- умеет обращаться с денежными инструментами

- ведет учет доходов и расходов

- живет по средствам и грамотно планирует свои расходы

- имеет «подушку безопасности» и минимум 10% своего дохода оставляет на инвестиции

- не берет необдуманные кредиты и тщательно продумывает все свои вложения

- всегда в курсе экономической обстановки в стране  

В 2017 году между ЦБ РФ, Министерством финансов РФ и Министерством образования и науки РФ было заключено соглашение о введении принципов финансовой грамотности в образовательные стандарты.

Список тем онлайн-уроков по финансовой грамотности

  • Что нужно знать про инфляцию
  • Как начать свой бизнес. Мечтай. Планируй. Действуй.
  • Твой безопасный банк в кармане
  • Все про кредит или четыре правила, которые помогут достичь цели
  • Инвестируй в себя или что такое личное страхование
  • Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами
  • Все о будущей пенсии для учебы и жизни
  • Акции, что должен знать начинающий инвестор
  • Путешествие в историю страхования

Примеры работы с учащимися 5-7 классов. Разобрать два примера к темам занятия

ТВОЙ БЕЗОПАСНЫЙ БАНК В КАРМАНЕ

Банковская карта – инструмент для безналичной оплаты товаров и услуг, перевозки, хранения денег и снятия наличных. Знание и соблюдение правил безопасного поведения при использовании банковских карт позволит минимизировать риски при их применении.

Конкурс эрудитов

Влад получил по электронной почте такое письмо:  

«Здравствуйте! Пишет вам администратор конкурса эрудитов. Станьте участником нашего конкурса! У нас большой призовой фонд, и каждый второй участник оказывается победителем! Вы готовы попробовать свои силы? Мы очень рады! Для того, чтобы в случае победы сразу получить приз, заполните анкету и заранее сообщите данные банковской карты, на которую можно перевести выигрыш.»  

– Не верится как-то, – подумал Влад. – Похоже на интернетмошенничество.

1.  Два предложения текста особенно насторожили Влада и напомнили ему об интернет-мошенниках.  

Подчеркните в тексте эти предложения.

2.  К письму была приложена анкета.

Подумав немного, Влад решил, что это письмо и анкету прислали мошенники.  Что позволило Владу сделать такое заключение? Выберите один правильный ответ.  

1) приглашение участвовать в конкурсе

2) проведение конкурса эрудитов в интернете

3) обещание быстро выдать приз

4) просьба указать код банковской карты  

 

3. Что может произойти, если Влад заполнит анкету и отправит её на указанный электронный адрес?  

Выберите все верные ответы.

1) Влад станет участником конкурса эрудитов.

2) С указанной Владом карты будет списан денежный взнос на участие в конкурсе.

3) Все деньги, находящиеся на указанной Владом карте, будут украдены.

4) Банковская карта перестанет работать.

5) Банковскую карту придётся менять.

4.   Как Владу следует отреагировать на это письмо?  

ЗАДАНИЕ

Новые джинсы

– Мама, мне нужны новые джинсы, а то старые мне уже стали малы, – утром перед школой сказал Петя. – Хорошо, – ответила мама. – Зайди, пожалуйста, в магазин и подбери, какие тебе понравятся.  Возвращаясь из школы, Петя зашел в торговый центр и сразу же увидел джинсы своей мечты. Они стоили 2400 рублей. «Дорого», – подумал Петя. Но тут к нему подошел продавец и сказал, что до конца месяца в магазине действует акция: «Вторые джинсы – за полцены». После обеда Петя зашел на сайт и обнаружил, что в интернет-магазине такие же джинсы продаются за 1900 рублей.

-  Сколько денег потратит Петя на одну и две пары джинсов в торговом центре и в интернет-магазине?

-   Где выгоднее купить одну пару джинсов и где выгоднее купить две пары?  

 Петя рассказал маме о ценах на джинсы. – Лучше, наверное, купить две пары, – сказал он.  – Но тебе ведь нужна одна, – ответила мама.

- Какие советы полезны для принятия решения о покупке одной пары джинсов? Поставьте знак «V» в каждой строке.  

1) Две пары джинсов всегда лучше, чем одна, так как джинсы могут порваться и тогда все равно придется покупать еще одни  

 2) Петя еще растет, и он может не успеть износить две пары джинсов  

 3) Раз такая замечательная цена, то можно купить две пары, а не одну  

 4) Вместо второй пары джинсов можно купить что-то нужное кому-то еще, а у Пети ведь есть и другие брюки  

Разговор услышал папа. Его заинтересовала акция торгового центра на джинсы. – А давайте купим по акции вторые джинсы мне. Я ведь планировал эту покупку, но собирался сделать её в следующем месяце.  И папа начал считать: так в торговом центре эти джинсы стоят 2400 рублей. До конца месяца в магазине действует акция: «Вторые джинсы – за полцены». В интернет-магазине такие же джинсы сейчас продаются за 1900 рублей. Сколько денег сэкономит семья, если папа купит джинсы по акции в этом месяце, а не в следующем, при условии, что в следующем месяце акция в магазине закончится?

Впишите соответствующие суммы вместо пропусков.

- По сравнению с покупкой в следующем месяце в торговом центре семья сэкономит   … рублей.

- По сравнению с покупкой в следующем месяце в интернет-магазине семья сэкономит  … рублей.

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ
в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»

В основу заданий положены ситуации социальной жизни, непосредственно касающиеся конкретного человека, а вопросы, сформулированные в контексте данных ситуаций, направлены на решение стоящих перед человеком проблем, на определение своего собственного сознательного финансово грамотного поведения.

Система заданий позволяет представить, что входит в структуру и содержание финансовой грамотности, какие элементы являются приоритетными, на что должен быть направлен процесс совершенствования финансовой грамотности учащихся, а также позволяет в дальнейшем отслеживать динамику развития финансовой грамотности как личностного навыка.

Чемпионат «Финансовая грамотность»

В целях содействия повышению уровня финансовой грамотности населения РФ

издательство «Просвещение» совместно с лицензионной игрой в мобильном приложении

«Что? Где? Когда? online» предлагает педагогам, родителям с детьми проверить и

расширить свои финансовые знания в увлекательном формате, принять участие в

Чемпионате «Финансовая грамотность».

 

Проект «Твой бюджет»

Проект "Твой бюджет" дает жителям Санкт-Петербурга возможность напрямую участвовать в распределении городского бюджета. Петербуржцы могут проявить активность и предложить свои идею по развитию городской среды, повлиять на эффективность расходования бюджетных средств и повысить качество жизни в городе

  • Возможность проявить активность и предложить свои инициативы по развитию городской среды
  • Повышение финансовой грамотности
  • Влияние на эффективность расходования бюджетных средств
  • Повышение качества жизни в районе и городе

https://fingramotnost.prosv.ru/

Олимпиада школьников «Высшая проба»

Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» по таким профилям, как биология, востоковедение, восточные языки, география (NEW!), дизайн, журналистика, иностранные языки, информатика, история, история мировых цивилизаций, культурология, математика, обществознание, основы бизнеса, политология, право, психология, русский язык, социология, физика, филология, философия,

 финансовая грамотность, химия, экономика, электроника и ВТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности обучающихся на уроках математики

Финансовая грамотность является одним из элементов защиты потребителей финансовых услуг. Она «вооружает» граждан знаниями, необходимыми для самостоятельного рационального выбора финансовых...

Формирование финансовой грамотности личности школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Воспитание нового поколения финансово грамотных людей. Из опыта работы....

Отмена крепостного права в России. Выкупная операция (методическая разработка урока истории с элементами формирования финансовой грамотности), 9 класс

Урок ориентирован на детальное изучение процесса отмены крепостного права в России. Особый акцент сделан на формировании финансовой грамотности школьников, изучение теории о вкладах и кредитах, знаком...

Формирование финансовой грамотности на уроках математики.

При выполнении заданий в учебниках математики и алгебры  учащиеся формируют основы финансовой  грамотности, систематизируют и обобщают полученные знания, формируют социальный статус , расшир...

Статья по теме : Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования

В данной статье представлен опыт реализации программы внеурочной деятельности            «Основы        ...