Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности общекультурного направления "Что значит жить по правилам?"
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Скабёлкин Клим Юрьевич

Занятие направлено на углубление знаний о моральных и правовых нормах, определяющих активную жизнедеятельность человека в обществе, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни. Форма занятия - командная игра "Брейн - Ринг".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по обществознанию.

Тема. Что значит жить по правилам.

Целевая аудитория 8 – 9 классы

Автор – составитель: Скабёлкин К.Ю.

Учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №8», г. Лабытнанги, ЯНАО.

Цель: создание условий для  формирования общекультурной компетентности обучающихся.

Задачи:

  1.  Способствовать формированию у обучающихся знаний о социальных нормах, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.
  2. Создать условия для практического освоения социальных норм, законов, правил этикета.
  3. Содействовать повышению   познавательного интереса, мотивацию обучающихся, предложив дополнительный ресурс эффективной организации  образовательной деятельности.

УУД

Предметные.

Знания о моральных и правовых нормах, определяющих активную жизнедеятельность человека в обществе, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни.

Метапредметные.

Объясняют значение понятий. Характеризуют на примерах общественные моральные и правовые нормы. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Взаимодействие  с партнерами, формирование навыков работы в команде.

Развитие навыков грамотного выражения своих мыслей, аргументации.

Личностные.

Сохраняют  учебную мотивацию, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неспешности человека в социуме.

Знать / Понимать.

Правила применения норм морали и права.

Отличить нормы морали от норм права.

Правила игры.

Основные принципы работы в команде.

Уметь.

 Расшифровывать анаграммы.

 Выбирать главное во время обсуждения и правильно формулировать ответ.

 Извлекать информацию из своего багажа знаний.

 Планировать деятельность группы, время, ресурсы.

 Взаимодействовать с  партнером в группе, педагогом.

Форма занятия: командная игра «Брейн – Ринг».

Оборудование: брейн – установка, проектор, интерактивная доска, Конституция РФ, листы А 4, маркеры, черный ящик.

Ход занятия.

  1. Мотивация.

Правила игры.                             СЛАЙД 6

  • Придумать название.
  • Учитель зачитывает вопрос.
  • Обсуждение команд (максимальное время совещания – 30 секунд).
  • Команда готова – нажимают на сигнальную кнопку брейн - установки.
  • Если команда дает правильный ответ, она зарабатывает 1 очко.
  • Если неверный ответ, то вторая команда может продолжить совещание, ей предоставляется 20 секунд.
  • Вторая команда получает 1 балл, если дает правильный ответ.
  • Если верного ответа не дала ни одна команда, учитель сам называет ответ и переходит к следующему вопросу.
  • Жюри подводит итоги после каждого тура.
  1. Определение темы занятия.                   СЛАЙД 7

Представиться.

Я. Ребята, для того, чтобы определить тему нашего занятия, и выявить проблему,  предлагаю вам посмотреть видео и внимательно послушать слова песни.

Тема. Что значит жить по правилам.

  • Где вы встречались с правилами?
  • Какие правила вы выполняете охотно?
  • Что вам не совсем нравится, но делать необходимо?

Задачи      ЧТО? Такое правила жизни

                  КАКИЕ? бывают правила

Проблема. Почему ( Зачем) нужно жить по правилам?

Видеоролик «Я не знаю, как правильно жить по правилам»  с 44 сек. – 1 минута.

Итак, начнем с самого простого.

Первый раунд. Разминка.                                                           СЛАЙД   8

  1. Когда заходит учитель в класс, что  должны сделать ученики в знак приветствия? (встать
  2. Когда можно  сесть на свои места? (когда, разрешит педагог)
  3. Как приветствуют других взрослых, которые заходят в класс по  время урока? (встать)
  4. Если у вас есть   вопрос, как вы подадите знак учителю? (поднять руку)
  5. По  какому сигналу начинается уро к? (звонок на урок)
  6. Для кого  звенит звонок об окончании урока? (для учителя)
  7. Сложившийся способ поведения, пристрастие, склонность к чему – либо. Они бывают хорошие и плохие. (Привычка)
  8. При встрече юноши и девушки, кто должен первым подать руку? (Девушка)
  9. Всегда ли в процессе представления и знакомства юноша встает? (Да)
  10. Если, заходя с улицы в здание, Вы видите идущего вслед за Вами человека, нужно ли придержать для него дверь? (Если входящий следом  за вами недалеко, то нужно придержать дверь)
  11. В разговоре со скучным собеседником Вас одолела зевота. Что делать? (Сдержать зевоту, осторожно помассировать переносицу и крылья носа)
  12. Как поступить, если Вы увидели знакомого или знакомую слишком поздно и не успели поздороваться или ответить на приветствие? (При следующей встрече все объяснить и извиниться)
  13. Возможна ли громкая беседа на улице, в общественном транспорте? (Нет)
  14. Как лучше реагировать на комплименты? (Скромно поблагодарить)
  15. В каком порядке юноша и девушка садятся в автомобиль? (Юноша открывает дверцу, пропускает девушку, а затем садится сам)
  16. Юноша предложил девушке помочь нести тяжелые вещи. Она с благодарностью отдала ему корзину с овощами и дамскую сумочку. Правильно ли она поступила? (Нет, дамскую сумочку нужно было оставить себе)
  17. В каком порядке юноша и девушка выходят из автомобиля? (Юноша выходит из машины, и подав руку, помогает выйти девушке)
  18. Следует ли во время беседы сознаться в своей некомпетентности в обсуждаемом вопросе? (Нет, лучше с достоинством промолчать. Но если вам и вашей компании интересна тема, лучше самому получить информацию о ней)
  19. Куда деть руки во время беседы? (Если в руках нет сумочки, книги или какого-то предмета, лучше держать их свободно опущенными)
  20. Является ли книга универсальным подарком.( Да, если это новое, красиво оформленное издание).
  21. Все вы знаете поговорку: Обещанного три года ждут. Каковы по этикету сроки возврата денежного долга? (Год, если не было другого уговора)
  22. Впервые это слово было употреблено при дворе короля Франции Людовика  XIV – гостям были розданы карточки (этикетки) с изложение правил поведения. (Этикет)
  23. Для чего созданы эти правила? (Для того, чтобы производить приятное впечатление и строить эффективное общение)
  24. Как вы думаете, существуют ли правила этикета в сети? Ответ поясните. (Да. Сетевой этикет подсказывает, как вести себя в социальных сетях, переписываться в мессенджерах, пользоваться гаджетами.)
  25. Нормативно-правовой акт, принятый законодательным органом власти и регулирующий общественные отношения. Обязателен к исполнению. (Закон)
  26. Чем правило этикета отличаются от закона?

          Ж      Ю       Р      И

Я.  Этикет это правила поведения в обществе. Еще в 16 веке на Руси появился сборник правил, советов и наставлений. Эта книга называлась «Домострой». А в 1717 г. по поручению Петра I для обучения хорошим манерам была написана книга «Юности честное зерцало».  Закон – это преимущество права. Он обязателен к исполнению. Этикет – преимущество морали. Вы можете не соблюдать правила этикета.

  • Но, комфортно ли вы будете себя чувствовать, не придерживаясь принципов морали?
  • Итак, приступаем к следующему раунду.
  • Предлагаю вам латинское изречение. Что оно обозначает?

Второй раунд. «Dura lex sed lex» - Закон суров, но это закон».         СЛАЙД    9

  1. Какой документ является основным законам страны. (Конституция)
  2. Русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта. Они кричали:Да здравствует Наполеон и его жена…. (Конституция)
  3. Когда была принята Конституция Российской Федерации (1993)
  4. Когда мы отмечает День Конституции? (12 декабря)
  5. Назовите фамилию президента, при котором была принята ныне действующая Конституция (Ельцин).
  6. Какие символы государства вы знаете? (Герб, флаг, гимн)
  7. На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Кто изображен на щите? (Святой Георгий Победоносец)
  8. Он впервые появился в Архангельске по приказу Петра Первого на корабле «Святое пророчество».  Он  долгое время был корабельным. В России 1917 году он исчез. Но возродился 1993 году. Что это? (при затруднении подсказать – это символ нашего государства.)  Триколор.
  9. Ребята, как вы думаете, нужно ли знать содержание Конституции? Почему?

Я. Конституция Российской Федерации живой закон прямого действия, который может не только помочь человеку отстоять свои права, но и изменить его жизнь и жизнь близких ему людей к лучшему Каждая статья Конституции –  непосредственно защищает нас, предоставляет нам те или иные права. И поэтому нужно знать содержание Конституции РФ, повышать свою правовую компетентность. 

  • Ребята, при ответе на следующие вопросы вы можете использовать брошюры Конституции РФ.
  1. Как называется вступление к Конституции?  (Преамбула)
  2. Выделите самое важное из Преамбулы. (Основной закон страны принят от имени всего многонационального народа России.)
  3. Назовите города Федерального значения (Москва, Петербург, Севастополь)
  4. Человек, принадлежащий к постоянному населению государства, пользующийся его защитой, правами и обязанностями. (Гражданин)
  5. Перечислите, какими правами обладают граждане РФ, согласно Конституции. (ст 17-56 называют намного)
  6. Какими обязанностями наделила граждан Конституция РФ (ст 57, 58, 59: охрана природы, плата налогов, защита Отечества)
  • Работаем с главой 2. Конституции. Статьи этой главы помогут вам решить задачи.

  1. Гражданина Г. задержали в отделении полиции на 3 суток без санкции Суда. Правомерно ли это действие? (ст.22)
  2. Сотрудники Почтового отделения произвели досмотр почтового отправления гражданина Б. потому, что оно показалось  странным. Правильно ли они поступили? (ст 23)
  3. Сотрудники паспортно-визовой службы принудили гражданина В. Указать свою национальность при получении нового паспорта. Правильно ли они поступили? ( ст 25)

 

                      Ж       Ю       Р       И

Третий раунд. Русская пословица к слову молвится.                          СЛАЙД  10

Я. Я думаю, вы убедились, что знание  статей  Конституции, убережет вас от многих неприятных моментов.

А сейчас нас ждет интеллектуальная языковая забава. Культурным наследием и достоянием народа являются пословицы. Они складывались исторически и в итоге обобщили народную мудрость. Предлагаю вам фразы, из которых вы должны составить пословицы/поговорки.

  1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
  2. Береги платье снову, а честь смолоду.
  3. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  4. Закон суров, но это закон.
  5. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
  6. От беспорядка, всякое дело шатко.

Расшифруйте АНАГРАММЫ.

Интеллигент        ИНГЕНТЛИТЕЛ             Дружба            БАЖДРУ

Отечество             ОЧЕСТВОТЕ                  Воспитание     ПИНИЕТАВОС

  Родина              АРОДИН                                       Народ       РОДНА

             

Итог.                                                                                                                     СЛАЙД 11

  • Итак, вернемся к проблеме.
  • Зачем? Почему? Нужно жить по правилам?
  • Помните мультфильм «В стране невыученных уроков». Там от знания правил пунктуации зависела жизнь Виктора Перестукина.
  • Я предлагаю вам выполнить то же задание. Поставьте запятую там, где считаете необходимо.

ЗНАТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ!

Рефлексия.                                                                                                           СЛАЙД 12

Сделать Селфи в командах, с тем выражением лица, которое соответствует настроению в конце занятия. Выложить в Инстаграмм, ВК, в ОК.

Ж      Ю    Р    И

Н   А   Г  Р   А   Ж   Д   Е    Н   И   Е

СЛАЙД 13


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочное занятие брейн - ринг Скабёлкин К. Ю. учитель обществознания МБОУ "Горковская СОШ", Шурышкарский район, ЯНАО, 2020 г.

Слайд 2

Тема. Что значит жить по правилам. Цель: создание условий для формирования общекультурной компетентности обучающихся. Задачи: Способствовать формированию у обучающихся знаний о социальных нормах, определяющих отношения между людьми в обществе, вариантами их классификации. Создать условия для практического освоения социальных норм, законов, правил этикета. Содействовать повышению познавательного интереса, мотивации обучающихся, предложив дополнительный ресурс эффективной организации образовательной деятельности с использование технологии бриколаж.

Слайд 3

Формирование универсальных учебных действий Предметные. Знания о моральных и правовых нормах, определяющих активную жизнедеятельность человека в обществе, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни. Метапредметные. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать . Взаимодействие с партнерами, формирование навыков работы в команде. Развитие навыков грамотного выражения своих мыслей, аргументации. Личностные. Сохранение учебной мотивации; положительное отношение к процессу познания, адекватное понимание причины успешности/неспешности человека в социуме.

Слайд 4

Методы обучения Для решения поставленных задач наиболее оптимальной формой проведения внеурочного занятия выбрана командная игра «Брейн-Ринг» с использованием брейн – системы. В ходе занятия применяется технология бриколаж и активные методы обучения. Система методов, обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников с использованием накопленных знаний. Игра, творческий характер, интерактивность, разнообразные формы коммуникации: монолог, диалог, - способствуют успешному формированию универсальных учебных действий. Выбранная форма занятия способствует формированию ценностного отношения школьников к знаниям, развитию любознательности, повышению познавательной мотивации. Форма занятия: командная игра.

Слайд 5

Ожидаемый результат Знать / понимать: Правила применения норм морали и права. Отличить нормы морали от норм права. Правила игры. Основные принципы работы в команде. Уметь: Расшифровывать анаграммы. Выбирать главное во время обсуждения и правильно формулировать ответ. Извлекать информацию из своего багажа знаний. Планировать деятельность группы, время, ресурсы. Взаимодействовать с партнером в группе, педагогом.

Слайд 6

Правила игры 1. Придумать название команды. 2. Выбрать капитана. 3. Учитель зачитывает вопрос. 4. Обсуждение вопроса (максимальное время совещания – 30 секунд). 5. Команда готова к ответу – нажимает на сигнальную кнопку. 6. За правильный ответ – 1 очко. 7. Если ответ неверный, вторая команда продолжает совещание 20 секунд. 8. Если верный ответ не дала ни одна команда, учитель сам называет ответ и переходит к следующему вопросу. Скабёлкин Клим Юрьевич

Слайд 7

Тема. Что значит жить по правилам. Проблема Почему нужно жить по правилам?

Слайд 8

Первый раунд. разминка

Слайд 9

Второй раунд. « Dura lex sed lex » - «Закон суров, но это закон».

Слайд 10

Третий раунд. Русская пословица к слову молвится Чего и сам не делай, того в другом не любишь. Береги платье смолоду, а честь снову. В чужой устав со своим монастырём не ходят. Суров, но это закон – закон. Не думай быть опрятным, а думай быть нарядным. Всякое шатко от беспорядка дело. ИНГЕНТЛИТЕЛ ОЧЕСТВОТЕ АРОДИН БАЖДРУ ПИНИЕТАВОС РОДНА Разгадай анаграммы

Слайд 11

Зачем нужно жить по правилам? Знать нельзя забыть!

Слайд 12

СЕЛФИ О ЗАНЯТИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Устный счет в занимательных задачах" - 2015 г.

Данная разработка стала призером районного конкурса методических разработок занятия по внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Советский солдат - воин-освободитель"

Учащиеся 4-х классов на занятиях по внеурочной деятельности познакомились с рассказомSoldatengrutze» (Солдатская каша)  автора Н.Богданова .Целесообразно на занятии в классе провести итогов...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности «В гостях у сказки»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "В гостях у сказки"для 4 класса "особый ребенок" по сказке "Очень голодная гусеница"предназначена для учителей-...

Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Проблемы повседневности: выбор товаров и услуг"

Класс: 8-9Цель занятия: формировать умение смыслового чтения, умение извлекать информацию из несплошного множественного текста для осознанного выбора потребительских услуг....