Технологическая карта урока обществознания по теме: "Социальные статусы и роли"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Лежнина Юлия Викторовна

Разработка урока содержит технологическую карту урока и презентацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16._sotsialnye_statusy_i_roli.docx41.71 КБ
Файл sotsialnye_statusy_i_roli.pptx63.7 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Познакомить со способами связи и взаимодействиями индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роли); характеризовать статусы и роли.

Образовательные  ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2017. Презентация

План урока

  1. Социальная позиция человека в обществе.
  2. В поисках себя.
  3. Отцы и дети.
  4. По признаку пола.

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Социальный статус, социальная роль, гендерные различия

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий социальный статус, социальная роль, гендерные различия; раскрывать сущность социального статуса и социальных ролей; выделять позиции, определяющие статус личности; различать предписанные и достигаемые статусы; описывать ролевой репертуар личности; объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку; описывать основные социальные роли старших подростков.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, использовать таблицы, схемы для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал.

Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Формирование и развитие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место 

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II.

Актуализация

знаний

Вопросы учащимся:

- В чем выражается социальное неравенство?

- Какой процесс называют социальной мобильностью?

-Назовите основные виды социальных групп.

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения.

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.  Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Устные ответы

III. Введение в новый материал

    Сегодня мы рассмотрим проблему социальных статусов и ролей.

План урока:

1. Социальная позиция человека в обществе.

2. В поисках себя.

3. Отцы и дети.

4. По признаку пола.

Проблемные вопросы:

- Что определяет статус человека?

- Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?

- Что мешает взаимопониманию подростков и родителей?

Записывают тему.

Составляют план деятельности

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.  

Записи  в тетради.

IV. Работа по теме урока

Социальная позиция человека в обществе.

    В начале мы разберем основные понятия, необходимые для изучения новой темы и запишем их в тетрадь.

Социальный статус - это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и др.

Социальная роль - модель поведения, ожидаемая обществом от человека в соответствии с его социальным статусом.

    Совокупность всех статусов человека именуют статусным набором. Например, господин Н. является преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом партии, избирателем, мужем, отцом и т.д.

   Когда говорят «положение обязывает», то подразумевают, что форму и способ поведения определяют не столько его личные качества, сколько занимаемое им положение в обществе, его социальный статус.

    Задание:

   Работая, с п. 1 §14, определите виды статусов и заполните схему.

   Общество придумало внешние признаки отличия, позволяющие распознать обладателей различных статусов. Например, воинские звания и знаки отличия в армии. История знает и курьезные ситуации, связанные со стремлением выделить статус людей. В XV веке в Германии были установлены точные размеры длины носка ботинок: для принцев и князей - два с половиной фута,  для высшего дворянства - два фута, для простых рыцарей - полтора фута, для богатых людей - один фут. А бедных отличали легко - по короткому носку, всего половина фута.

   Задание: разделитесь на три группы. Создайте статусные образы представителей различных профессий.

   Первая группа - статусный образ учителя.

   Вторая группа - статусный образ юриста.

   Третья группа - статусный образ спортсмена.

   Задание: смоделируйте ситуации, при которых поведение человека противоречит его социальному статусу. Объясните свою модель.

Учащиеся записывают в тетрадь определение понятий.

Учащиеся работают с тексом учебника, осуществляют поиск необходимой информации, записывают в тетрадь.

Учащиеся выполняют задание учителя. Затем озвучивают результат.

Фронтальная

работа.

Индивидуальная работа.

Работа в группах

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

 Устные ответы

Записи в тетради

Устные ответы

В поисках себя

   Задание:

   Работая, с п. 2 §14, определите ролевой репертуар различных возрастных групп.

   Вопросы:

   - Какое отношение к старшем поколению было присуще традиционному обществу и отчасти сохранилось в наши дни?

   - Как долгое время рассматривались обществом дети?

   - Почему в индустриальном обществе появилась необходимость выделить молодежь в отдельную группу?

   - Почему общение играет важную роль в развитии человека?

   - Как авторы учебника определяют понятие «взрослость»?

     Подведение итогов.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике

Устные ответы

Отцы и дети

    Вопрос классу:

   - Какие ассоциации у вас вызывает слово «поколение»?

   Таким образом, поколение - это:

   1) люди, родившиеся в определенный период времени;

   2) группа людей в рамках 30-летнего периода.

   Задание:

   Работая, с п. 3 §14, определите причины конфликта между поколениями.

   Вопросы классу:

   - В чем заключается проблема «отцов и детей»?

   - «Вечная» ли это проблема?

   - Можно ли утверждать, что в наши дни причины разрыва между поколениями увеличиваются? Почему?

   - Что мы подразумеваем под преемственностью поколений?

  Подведение итогов.

Отвечают на вопросы.  Формулируют вывод.

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Регулятивные: ориентируются в учебнике

Устные ответы

По признаку пола

   В обществе действуют и гендерные различия (от гендер - социальный пол).

   - Познакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы.

  Рабочий материал

  В морозное утро на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то, что на улице было очень холодно, оба ждущих были без шапок. Когда сидящая на остановке женщина спросила у них, почему они без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно», а другой «Я испорчу прическу».

   Вопросы классу:

   - Скажите, кто из них - девочка, а кто - мальчик?

   - Как вы определили пол наших героев?

   Задание ни у кого не вызвало трудностей. Ваши ответы основаны на мнении, что мальчики не бояться мороза, а девочки беспокоятся о своей внешности. Но почему вы так думаете? Неужели вы знаете всех мальчиков в мире? Конечно же нет, тогда на основании чего вы сформулировали свой ответ? Наверное на основании того, что в обществе существуют устойчивые представления о том, какими должны быть девочки и женщины, мальчики и мужчины. Это так называемые гендерные стереотипы. Исследователи утверждают, что они возникают на основе различных статусов и ролей женщин и мужчин в обществе. До начала ХХ в. в обществе преобладало мнение, что женщина создана только для воспитания и рождения детей и поддержания домашнего очага. И даже в наше время часть людей так считает, что женщина должна быть домохозяйкой, а не личностью, которая может успешно решать различные социальные проблемы.

   -  Чем опасны гендерные стереотипы?

   Устаревшие взгляды мешают движению общества вперед и прежде всего в области профессиональной занятости, где человек может проявить себя. Здесь следует избавиться от стереотипов, по которому женщина имеет различные с мужчиной возможности на рынке труда. Не менее важно построить отношения в семье на основе взаимного уважения и поддержки. Независимо оттого, кто больше зарабатывает или занимает высокую должность, в семье супруги должны оставаться самими собой, поддерживать друг друга в своих стремлениях, помогать в воплощении жизненных планов.

   Мать и отец должны принимать одинаковое участие в воспитании детей и их обеспечении, выполнении повседневных бытовых обязанностей. Не должно быть места унижению достоинства личности, следует в любой ситуации оставаться человеком, способным к взаимопомощи и взаимопониманию.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Устные ответы

V. Подведение итогов урока. Закрепление. Рефлексия.

Проверим насколько хорошо вы усвоили новый материал. Вернемся к проблемным вопросам, которые мы поставили в начале урока, а также выполним задания в формате ОГЭ.

   Проблемные вопросы:

- Что определяет статус человека?

- Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?

- Что мешает взаимопониманию подростков и родителей?

Учащиеся проводят осмысление ранее изученного,  выполняют задания. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение. Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: § 19, записи в тетради.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальные статусы и роли План урока: 1. Социальная позиция человека в обществе. 2. В поисках себя. 3. Отцы и дети. 4. По признаку пола.

Слайд 2

Социальный статус – это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и др. Социальная роль - модель поведения, ожидаемая обществом от человека в соответствии с его социальным статусом. Предписанные статусы – Приобретенные (достигнутые) статусы –

Слайд 3

1. Верны ли следующие суждения о социальном статусе? А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение. Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Проверь себя!

Слайд 4

2. Верны ли следующие суждения о социальном статусе? А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение. Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 3. Верны ли следующие суждения о социальном статусе? А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в текущий период его жизни. Б. Социальный статус человек получает при рождении и в течение жизни не изменяет его. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4 ) оба суждения неверны

Слайд 5

4. Дмитрию 17 лет, он заканчивает среднюю школу. Его семья — родители, сестра и брат. В этих характеристиках проявляется 1) личный авторитет 2) этническая принадлежность человека 3) престиж семьи 4) социальный статус личности 5. Какой из перечисленных статусов является предписанным? 1) мужчина 2) профессор 3) мать 4) автовладелец

Слайд 6

6. Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка? 1) член семьи 2) директор фирмы 3) опекун 4) учащийся основной школы 7. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества? Жизненные ориентиры; безработица; социальный статус; социальная норма; образование. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания по теме Социальный статус личности 11 класс

УРОК ПРОВЕДЕН В 11 КЛАССЕ ВО ВРЕМЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ. РАЗРАБОТКА ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ "лУЧШИЙ УРОК"...

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения  значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...

Технологическая карта урока обществознания «Роль права в жизни общества»

Технологическая карта урока включает поэтапную деятельность учителя, деятельность учащихся....

Технологическая карта урока обществознания 8 класс "Экономика и ее роль в жизни общества"

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль  в жизни общества"...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"

Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...