План-конспект урока обществознания в 8 классе "Банковские услуги"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Лина Сергеевна Овчаренко

Урок направлен на развитие функциональной грамотности: финансовой компетентности в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_g-5-ovcharenko_ls.docx368.69 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМОДЕДОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 5

Технологическая карта урока обществознания

«Банковские услуги»

8 класс

Составитель: Овчаренко Лина Сергеевна,

учитель обществознания высшей категории

г.о. Домодедово, 2021 год

Наименование

Информация

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ

Овчаренко Лина Сергеевна

НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

МАОУ Домодедовская гимназия № 5 ()

КЛАСС

8

НАЗВАНИЕ УМК

- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М. – Просвещение, 2021 г.

- Обществознание. 8 класс: учебник. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов и др. М. – Просвещение, 2021 г.

- Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: учебное пособие для общеобр. учреждений. М. – Просвещение, 2021 г.

- Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобр. учреждений. М. – Просвещение, 2021 г.

ТЕМА УРОКА

Банковские услуги

ТИП УРОКА

Урок изучения нового материала

ЦЕЛЬ УРОКА

Формирование финансовой грамотности обучающихся через знакомство с деятельностью финансовых организаций

Планируемые результаты

:

 - Предметные:

1. Формирование представлений обучающихся о понятиях «банк», «банковская система», «депозит», «кредит», «микрофинансовые организации», «платежная карта», «банкинг».

2.  Описание различных форм банковского обслуживания и финансовых услуг.

2. Умение характеризовать и конкретизировать примерами основные финансовые услуги банка; объяснять экономический смысл потребительского кредитования; различать виды и потребительскую полезность карт; описывать роль дистанционных форм банковского обслуживания; выражать собственное отношение к правилам финансовой безопасности.

- Метапредметные: 

1. Умение производить простые расчеты на условных примерах: проценты по депозитам и кредитам.

2. Проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в экономике семьи.

3. Контроль и самоконтроль выполнения действий по изучению экономике семьи.

4. Умение планировать свою деятельность, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками при заполнении чек-листов по элементарным вопросам экономики семьи.

- Личностные:

1. Осознание себя как потенциального участника банковской системы.

2. Понимание важности личного участия в системе банковской деятельности.

3. Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Базовая технология

Системно-деятельностный подход

Средства обучения

- Технические: компьютер, проектор, экран, звуковые колонки

- Интернет-ресурсы: платформы LerningApps.org, YoyTube

- Дидактический материал: УМК Л. Н. Боголюбова и И. В. Липсица;; видеоклипы «Как появились банки?», «Физминутка», чек-листы для каждой группы.

Методы обучения

Словесные, иллюстративные, проектный метод, метод развития критического мышления, метод контроля и самоконтроля

План урока

1. Организационное начало урока – 5 минут.

2. Изучение нового материала (работа в группах) - 20 минут.

3. Закрепление изучение материала (решение практических заданий) -10 минут.

4. Рефлексия. Домашнее задание. Выставление отметок – 10 минут.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсы

1. УМК Боголюбова Л. Н. и УМК Липсица И. В.

3. Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «О потребительском кредите (займе)»

4. Www.cbr.ru – Банк России. Статистика. Банковский сектор.

ХОД УРОКА:

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

деятельность

учителя

деятельность

обучающихся

I. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА - 5

1. Приветственное слово учителя

Приветствие обучающихся

Настрой обучающихся на учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок. Начинаем урок.

- Организация рабочего места

- Ответное приветствие  учителю

Личностные:

- управление своим настроение;

- выражение эмоции;

- соблюдение дисциплины на уроке

Метапредметные:

- организация своего рабочего места;

- сознательный настрой на познавательную деятельность

- умение планировать свою деятельность: определять цели и задачи урока;

- умение анализировать финансовую проблему

- Организация обучающихся

- качественная готовность к уроку

2. Интерактивная игра «Поделись позитивом»

- Давайте проверим, с каким настроением вы пришли на урок? Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут.

- Не все ребята пришли с позитивным настроем. Давайте им поможем настроиться на урок: улыбнемся, произнесем приятные слова и пожмем руки.

- Обмениваются позитивными репликами, поднимают настроения одноклассникам.

- Создание позитивного настроения и комфортной обстановки на уроке

3. Постановка учебной цели и задачи

Активизация знаний обучающихся

- Сейчас вам необходимо будет определить тему урока, его цель и задачи.

Создание проблемной ситуации

- Представим, что у вашего дедушки Вани за пять лет скопилась приличная сумма денег о продажи овощей на рынке, к тому же он продал свой домик в деревне и переехал жить в город, где у него была маленькая квартирка на первом этаже. Все свои сбережения дедушка держал дома, припрятав в укромном месте. Но однажды, когда он ушел в магазин, к нему забрались грабители. Денег, правда, они найти не успели, так как вернувшийся дедушка их спугнул, и он сбежали, выпрыгнув в окно. Вы с родителями пришли морально поддержать деда. Случившееся, конечно, его сильно расстроило и заставило сомневаться в надежности тайника дома для сохранения своих накоплений.

Постановка проблемного вопроса

-?- Как следовало поступить дедушке при решении вопроса о хранении денег?

- Чтобы добиться финансового благополучия, можно, конечно, последовать примеру Барона - персонажа поэмы А. С. Пушкина «Скупой рыцарь», который хранил все свои сокровища в виде золота и ценностей в подвале замка:

«Счастливый день! Могу сегодня я

В шестой сундук (в сундук еще неполный)

Горсть золота накопленного всыпать.

Не много, кажется, но понемногу

Сокровища растут …»

Но такой путь намного труднее, длиннее и опаснее (чем мы убедились на примере дедушки Вани), чем использование возможностей различных финансовых организаций, в первую очередь, банков.

Анализ проблемной ситуации, формулировка темы урока, определение цели и задач урока

- Осознание темы урока

- Формулирование цели и задач урока

- Решение проблемного вопроса

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА - 20

1. Беседа с обучающимися

- Какие услуги предоставляются гражданам современные банки? Что нужно знать, чтобы грамотно ими воспользоваться для пользы своего семейного бюджета? Разберемся в этом.

Знакомство обучающих со значением понятия «банк», «банковская система»; объяснение функций банка.

Фронтальная беседа по ролику

Объяснение значения Центрального банка РФ для государства и общества.

Просмотр видеоролика «откуда появились банки»

https://youtu.be/zJv5XLpxiOk

Запись определения термина «банк», «банковская система» в тетрадях

Личностные:

- развитие познавательного интереса по теме;

- формирование границ собственного знания и «незнания»

 Метапредметные:

- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний для решения задач в области личных и семейных финансов

Предметные:

- ознакомление с понятиями «банк», «банковская система»;

- рассмотрение структуры банковской системы

- определение функций банка

- Понимание сущности терминов «банк», «банковская система», осмысление функций банка

2.  Опрос по терминам

- Выбор 5 спикеров групп.

- Опрос по терминам: инфляция, семейный бюджет, реальный доход, номинальный доход, сбережения.

Раскрытие смысла термина

(обучающийся, который дал полное определение термину, становится спикером).

Спикеры набирают команду в группы для создания мини-проекта:

Группа 1 «Депозит» (Приложение 1)

Группа 2 «Кредит» (Приложение 2)

Группа 3 «МФО» (Приложение 3)

Группа 4 «Платежная карта» (Приложение 4)

Группа 5 «Дистантбанкобслуживание» (Приложение 5)

Личностные:

- понимание принципа хранения денег на банковском счете;

- оценивание вариантов использования финансовых услуг для удовлетворения своих бытовых вопросов;

- осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих затрат;

- осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании;

- умение рассчитывать банковский процент;

- умение пользоваться банковской картой и услугами бакинга;

- умение оформлять кредит;

- умение высказывать свои мысли;

- умение работать в группе, строить коммуникацию с одноклассниками и учителем

- ведение здорового образа жизни

Метапредметные:

- умение сознательно организовывать свою деятельность;

- умение выполнять познавательные и практические задания с использованием проектной деятельности;

- использование причинно-следственных связей;

- искать необходимую информацию на сайтах банков и др. финансовых организаций;

- оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

- откладывать деньги на определенный срок, используя банковские услуги;

- умение защищаться от мошенников

Предметные

- знакомство с основными видами банковских услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережений на различных этапах жизненного цикла

- Понимание сущности понятий «депозит», «процентная ставка», «банковский кредит», «потребительский кредит», «ипотечный кредит», «целевой кредит», «МФО», «платежная карта», «дебетовая карта», «кредитная карта», «банкомат», «мобильный бакинг», «онлайн-бакинг»

.  Описание различных форм банковского обслуживания и финансовых услуг

- Умение характеризовать и конкретизировать примерами основные финансовые услуги банка;

- Объяснение экономический смысла потребительского кредитования;

- Умение различать виды и потребительскую полезность карт; - - Умение описывать роль дистанционных форм банковского обслуживания

- Выражение собственного отношения к правилам финансовой безопасности

- Проектирование своей деятельности

-  Умение работать в команде

- Умение брать ответственность за членов команды на себя

- Осуществлять контроль и самоконтроль

3. Работа в группах

Осуществление контроля

Работа в группах по заданиям чек-листа.

Подготовка к ответам на вопросы с опорой на чек-лист.

Защита мини-проекта.

4. Физминутка

Проведение физминутки

https://yandex.ru/video/preview/11586438232868195292

Выполнение упражнений физминутки

III. Первичное закрепление изученного материала - 10

Мини – практикум (Приложение 6)

Выполнение практических заданий для закрепления темы урока:

- решение задач

Решение кроссворда с помощью платформы LerningApps.org

https://learningapps.org/watch?v=p2t8kzqga21

Решение практических заданий с применением полученных знаний на уроке

Личностные:

- Понимание принципа  хранения денег на банковском счете;

- понимание возможных рисков при сбережении, взятии кредита в банке и иных финансовых организациях

Метапредметные:

- умение использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

 - Умение вести расчеты с целью определения суммы долга займа;

- Умение определять сумму банковского процента;

- Умение делать правильный выбор по улучшению личного и семейного благосостояния, определять риски

IV. Рефлексия деятельности - 5

«Заполни анкету»

Организация обсуждение итогов урока, оценка степени усвоения обучающимися темы урока

- В современной социально-экономической ситуации хранить сбережения дома не только опасно, но и неразумно. Деньги могут украсть, может случиться пожар, к тому же стоимость денег уменьшает инфляцию.

- Свои доходы можно не только уберечь от разных рисков, но и нарастить с помощью разных финансовых организаций.

- Финансовых организаций существует очень много, поэтому при выборе организации необходимо проявить осмотрительность. Следует выяснить как можно больше о деятельности выбранной организации (в том числе на сайтах официальных контролирующих и правозащитных организаций), проанализировать найденную информацию и только тогда принимать решение.

Оценка своей работы на уроке, качество усвоения знаний

Заполнение анкеты (устно)

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

Личностные:

- умение рассчитывать сумму и процент переплаты кредитов и займов

 - умение проверить себя;

- умение давать оценку своим действиям

- усвоение темы уроки, осознание достигнутых обучающимися цели и задач урока

V. Выставление отметок. Домашнее задание - 5

- Выставление отметок и краткий анализ

- Домашнее задание

-проведите мини-исследование на тему «Современная ипотека в России». Подготовьте устное сообщение (презентацию) о целях, условиях ипотеки, правах и обязанностях участников и их возможных рисках

- На этом урок окончен. До свидания, ребята!

- Запись домашнего задания в дневник

- Умение осуществлять самоконтроль

Приложение 1

Группа № 1 «Депозит»

Спикер _______________________________________________________________________________________

1. Депозит – это _________________________________________________________________________________________.

2. Процентная ставка _____________________________________________________________________________________.

3. Плюсы депозита _______________________________________________________________________________________

4. Минусы депозита _____________________________________________________________________________________.

                                 

C:\Users\Лина\Desktop\Stalo-izvestno-kakaya-summa-na-vklade-nuzhna-dlya-zhizni-na-procenty (1).jpg

Приложение 2

Группа № 2 «Кредит»

Спикер _________________________________________________________________________________________

1. Банковский кредит – это ________________________________________________________________________________.

2. Характеристики кредита  _______________________________________________________________________________.

3. Плюсы кредита ________________________________________________________________________________________

                                 _______________________________________________________________________________________

                                 _______________________________________________________________________________________.

3. Минусы кредита ___________________________________________________________________________________.

4. Целевые кредиты ______________________________________________________________________________________.

5. Потребительский кредит _______________________________________________________________________________ .

6. Ипотечный кредит ____________________________________________________________________________________.

C:\Users\Лина\Desktop\slide-0.jpg

Приложение 3

Группа № 3 «МФО»

Спикер _________________________________________________________________________________________

1. МФО –  _____________________________________________________________________________________________.

2. Плюсы МФО _________________________________________________________________________________________.

3. Минусы МФО _______________________________________________________________________________________.

4. Обмен валюты - _______________________________________________________________________________________.

C:\Users\Лина\Desktop\3a47766aa0d10f40e618f553db036892.jpg

Приложение 4

Группа № 4 «Платежная карта»

Спикер _________________________________________________________________________________________

1. Платежная карта (банковская карта)______________________________________________________________________.

2. Дебетовая карта - ______________________________________________________________________________________.

3.Кредитная карта - _____________________________________________________________________________________. 4. Плюсы банковской карты_______________________________________________________________________________.

5. Минусы банковской карты ______________________________________________________________________________.

6. Алгоритм пользования банковской картой

C:\Users\Лина\Desktop\regnum_picture_1496160518801552_normal.jpg

Приложение № 5

Группа № 5 «Дистантбанкобслуживание»

Спикер _________________________________________________________________________________________

1. Использование банкомата - _____________________________________________________________________________.

2. Мобильный банкинг - __________________________________________________________________________________.

3. Онлайн – банкинг - ____________________________________________________________________________________.

4. Принципы безопасности: ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

C:\Users\Лина\Desktop\den-rozhdeniya-bankomata-1024x768.jpg

Приложение 6

Мини-практикум

«Потренируемся»

1. Вставьте пропущенные слова:

        В соответствии с пунктом 2 статьи 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе ___________, без согласия _____________, распоряжаться своим ______________, _______________ и ________ доходами, а также вносить ___________ в кредитные учреждения (банки) и _____________ ими.

2. Решите задачу.

- Представьте, что ваш взрослый старший брат решил накопить на путешествие, о котором долго мечтал. За два года ему удается собрать 100 тыс.р. Но для оплаты поездки ему необходимо накопить еще 50 тыс. Уже накопленные сбережения он решает хранить дома. В то же время коммерческие банки предлагают заключить договор вклада на год со ставкой 10% годовых. Чтобы вы посоветовали своему брату: положить деньги во вклад или оставить их на хранение дома? Сколько у вашего брата будет денег через год в каждом из вариантов. Если он действительно сумеет отложить из своей зарплаты еще 50 тыс. р.?

-  Вам очень срочно понадобились потребовались деньги, и вы решили взять заем в МФО. Сумма займа 10.000 рублей, срок – 3 недели. Вернуть нужно будет 16.200. Сколько стоит плата за заем? Сколько это процентов?

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность"

Интегрированный урок английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность" ставит своей целью на основе имеющихся у учащихся знаний расширить понятие «право»; сформир...

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»

Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...

План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"

На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....