Охрана и рациональное использование лекарственных растительных ресурсов.
творческая работа учащихся по обществознанию

Балятина Наталия Фёдоровна

Творческая работа "Охрана и рациональное использование лекарственных растительных ресурсов".на конкурс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа

с. Вязовка  Екатериновского района Саратовской области

Тема работы:

«Охрана и рациональное использование лекарственных растительных ресурсов»

           

Выполнила работу:

Князева Анастасия Андреевна,

10 класс

Руководитель:

Балятина  Наталия Федоровна,

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ с. Вязовка

 

Охрана и рациональное использование лекарственных растительных ресурсов.

    Из века в век люди использовали окружающую природу в качестве источника потребления ресурсов. Но до определенного времени, эта деятельность не оказывала пагубного влияния на окружающий человека мир. Например, растения всегда служили человеку источником питания, строительным материалом, растения шли на корм скоту.
   Развиваясь, человечество все больше потребляло растительного сырья, а с появлением различных приспособлений, механизмов, производства, растительный мир стал нести серьезные потери.

     Растительный мир нашей страны очень богат и практически все его представители обладают лечебными свойствами. Вот почему степь, лес, луг по праву можно назвать зеленой аптекой. Лечение целебными травами имеет давние традиции. От истоков медицины и до наших дней люди использовали множество разнообразных методов и средств лечения. По мере совершенствования медицинских знаний во врачебной практике проявляются все новые и новые лечебные средства, но только, фитотерапия (лечение травами), зародившаяся в глубокой древности, сохранилась в арсенале лечебных средств вплоть до наших дней.

   Естественные запасы дикорастущих лекарственных растений – богатейшая кладовая нашей фармацевтической промышленности. Около 200 видов растений служат важнейшим сырьем для приготовления лекарственных препаратов. Около 70% заготавливаемого лекарственного сырья в нашей стране получают от сбора дикорастущих растений. В природной аптеке можно найти лекарственные препараты от простуды и кашля, от болезней почек и сердца, есть растения кровоостанавливающие, отхаркивающие.            

 Поэт В. Рождественский писал:

“ Есть в травах и цветах целительная сила -
Для всех, умеющих их тайну разгадать».

    Несмотря на богатство флоры России, ресурсы лекарственного растительного сырья, как и в любой стране мира, не безграничны. Наша страна располагает огромными запасами дикорастущих растений, но запасы эти не «неисчерпаемы», их нельзя брать без конца, не наладив их учет, охрану и правильную эксплуатацию.

   В ряде основных районов заготовок в связи с распашкой целинных и залежных земель, осушением болот, строительством гидроэлектростанций и другой хозяйственной деятельностью человека значительно сократились заросли многих ценных видов лекарственных растений. Но ведь не только мы, но и последующие поколения должны иметь возможность пользоваться всеми благами, которые дает природа.

   Являясь органической частью растительного мира, лекарственные растения охватываются комплексом государственных мероприятий, проводимых по охране природы.

  К числу охранных мероприятий относится организация заповедников, заказников, охраняемых памятников природы. Заповедник — это охраняемый государством ландшафт, откуда полностью выведена хозяйственная деятельность человека, где находятся ценные объекты природы, в том числе и лекарственные растения. На территории заповедника запрещаются любые работы, включая и заготовку лекарственного сырья. В Российской Федерации заповедники занимают огромные площади. Заказник занимает обычно небольшую площадь, где ограничена хозяйственная деятельность человека. В заказниках, которые организовываются по инициативе фармацевтической общественности, соблюдается определенный режим с целью сохранения лекарственных растений.

   Составлена «Красная книга» по дикорастущим видам флоры, нуждающихся в охране. В нее включены до 600 таких видов, среди которых очень много лекарственных растений. Такие растения, как женьшень, адонис весенний, желтая кувшинка, находятся на грани исчезновения в нашей стране из-за своих лекарственных свойств. Многие люди, не подозревая, что это растения из Красной книги, срывают их, тем самым губя всю популяцию.

    На сохранность естественных зарослей лекарственных растений в огромной степени влияет правильная их эксплуатация (чередование заготовительных площадей, обеспечивающее естественное восстановление зарослей; сбор сырья в период максимального накопления фармакологически активных веществ; комплексное использование растений и др.).

    Природа – это кладовая лекарств, кладовая здоровья человека. Использовать кладовую нужно разумно, не принося ущерба или вреда природе. Если нам точно известно время сбора той или иной травы, то нет необходимости собирать ее раньше или позже срока, поскольку тогда может не оказаться нужного количества лекарственных веществ в растении и, следовательно, пользы не будет.

    Чтобы избежать сокращения природных запасов лекарственного сырья, при сборе необходимо соблюдать следующие требования: в местах сбора надо оставлять нетронутыми несколько растений для обсеменения, если требуется собирать отдельные части и органы растения, нельзя уничтожать всего растения.

    Человек все чаще начал сталкиваться с оскудением недавно зеленых уголков природы, пастбищ, лугов и лесов. Тем самым ему приходится все глубже изучать законы природы окружающего мира. Человечество начало осознавать серьезную опасность дальнейшего пагубного влияния своей деятельности на растения, а значит, человечество найдет способы ее уменьшить.

      Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

 

     Данную статью подготовила  обучающаяся 10 класса МКОУ СОШ с. Вязовка Екатериновского района Саратовской области Князева Анастасия.  Автор статьи много  времени уделяет учёбе, чтению книг, увлекается вязанием.  Большой интерес проявляет к декоративным и лекарственным растениям. Вместе родителями  участвует в  заготовке лекарственных растений.  

     Считает, что большинство видов лекарственных растений распространены еще довольно широко, хотя в отдельных местах их сырьевые ресурсы катастрофически уменьшились, особенно вблизи населенных пунктов. К таким видам относятся черника, брусника, аир, чабрец, ландыш и др. Исчезают очень ценные лекарственные растения. И  каких бы чудес ни ждали мы от наших фармацевтических лабораторий и  заводов, скромные травы наших лесов и полей еще долго будут служить  человечеству.

    С каждым годом все меньше и меньше остается целебных растений на Земле. Автор статьи  обеспокоена проблемой охраны  и рационального  использования лекарственных растительных ресурсов,  осознаёт серьезную опасность   пагубного влияния  деятельности людей на растения.

     Задача общественности в области охраны лекарственных растений заключается в том, чтобы до каждого сборщика довести сведения о правильной заготовке и сохранении лекарственных растений от истребления. Большая часть заготовителей   мало знает о настоящем состоянии природных ресурсов, поэтому надо вести широкую пропаганду о необходимости их охраны через все средства информации.

Надо жить, думая о будущем.

Хороший хозяин бережет свой дом, делает его уютнее и красивее, а Земля – наш общий дом. Давайте о ней заботиться все вместе!

 

АНКЕТА-ЗАЯВКА

участника областного конкурса

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

  1. Название работы                                                                        

Охрана и рациональное использование лекарственных растительных ресурсов.

2.        Предполагаемая номинация                                                                         «Публицистика в защиту природы и культуры»

3.        Фамилия, имя, отчество автора (полностью)                                                        Князева Анастасия Андреевна

4.        Дата рождения_____________________________________________

5.        Домашний адрес, индекс, телефон (с кодом)    412133 Саратовская область Екатериновский район с. Вязовка ул.  

6.        Место учебы (школа, класс), адрес, индекс

10 класс МКОУ СОШ. с. Вязовка Екатериновского  района Саратовской области 412133

7.        Название образовательного учреждения, при котором

 выполнена работа, адрес, индекс, телефон (с кодом), e-mail, сайт                                 МКОУ СОШ. с. Вязовка  

412133 Саратовская область Екатериновский район с. Вязовка ул.Школьная, 10                                                                                                

8.        Точное название объединения учащихся (школьное лесничество, кружок, клуб и т.п.)                                                                                                                                                                        _____

9.        Фамилия, имя, отчество руководителя работы (если имеется), место работы, должность, звание,степень__________________

Балятина Наталия Фёдоровна учитель истории и обществознания  МКОУ СОШ. с. Вязовка  Екатериновского  района Саратовской области 412133

10.        Контактные данные руководителя (e-mail, телефон с кодом)________________________________________________________________________

11.        Фамилия, имя, отчество консультанта работы (если имеется)                

12.        Согласие на публикацию: да / нет (нужное подчеркнуть)

 Дата заполнения          «10 декабря        »            2015        г.

Подпись участника______________  Подпись руководителя_______________

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».

Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов». Конспект урока. Тест к уроку....

«Охрана и рациональное использование животного мира»

Урок на тему: « Охрана и рациональное использование животного мира» в 7 классе...

Презентация"Рациональное использование и охранаводных ресурсов

Эта презентация создана для проведения урока по данной теме в 10 классе по экологии....

План-конспект урока по теме "Рациональное использование и охрана водных ресурсов"

Конспект урока может быть использован при изучении темы "Основы рационального природопользования" в 11 классе или как обобщающий урок после прохождения  раздела "Основы экологии". На данном ...

Своя игра по теме "Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы" (8 класс)

Игра позволяет в интересной и нетрадиционной форме обобщить усвоение учащимися  основного понятийного материала по разделу «Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурс...

Охрана и рациональное использование животного мира

Знакомство с красной книгой Ленинградской области. Формирование основ экологического сознания. Раскрытие творческих способностей....