Спецкурс по соцоилогии
элективный курс по обществознанию (10 класс)

Шамсиева Лилия Талгатовна

Спецкурс по социологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_po_sotsiologii.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа элективного курса для 11 А класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской  программы (Обществознание.  Программы общеобразовательных учреждений 6-11классы. /Авторы-составители  Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая,  Л.Ф. Иванова и А.И. Матвеев.- М.: Просвещение, 2011).

Настоящая программа расчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель элективного курса

Оснавная цель данного курса заключается в формировании у учащихся научного представления о социологи как важной научной дисциплины. Ведь    именно социология  изучает общество в целом - становление личности, формирование социальных групп и общностей, поведение больших масс людей, основные закономерности развития общества, социальные конфликты.

Основными направлениями работы являются :

- усиление личностного подхода с использованием деятельностного подхода в обучении;

- уделение больше внимания процессам целеполагания, рефлексии;

- сочетание аналитическойкой деятельности с синтетической как одного из условий развития интереса к познанию, желания и умения занимать субъектную позицию в учебной и других видах деятельности;

- формирование базовых знаний по социологии и развитие общенаучных специальных и творческих умений учащихся.

Для достижения целей курса необходимы приемы: работа со схемами и таблицами, построение диаграмм, таблиц, схем, анкет, опросов социологической направленности, взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы. Особое место отводится самостоятельной работе (собственное социологическое исследование).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты (школа, семья, государство и т.д.);
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

- особенности различных общественных наук, основные пути и способы гуманитарного познания.

Уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества, как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, публицистических);

- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать различные суждения о социальных объектах;

- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

- применять социально-экономические, гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человек и общества;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами; ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработке собственной гражданской позиции; самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в СМИ; нравственной оценки поведения людей; оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Социологическое знание

2 ч

2

Развитие общества

3 ч

3

Культура

4 ч

4

Социализация

4 ч

5

Социальный контроль

5 ч

6

Социальная структура

2 ч

7

Социальная стратификация

4 ч

8

Неравенство и бедность

3 ч

9

Социальная мобильность

3 ч

10

Человек в социальной группе

4 ч

итого

34 часа

Содержание программы

Социологическое знание

Предмет социологии. Социальные институты. Социальные группы. Социальный состав общества как совокупность главных групп. Социальная стратификация общества. Социальная структура. Социальный контроль. Методы социологического исследования: анкетирование, интервью, наблюдение, эксперемент.

Развитие общества.

Понятие общества и его признаки. Типология обществ. Дописьменные и письменные общества. Общество и экономические формации. Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная стадии развития общества. Общие законы эволюции человеческого общества. Закон ускорения истории. Закон неравномерного развития. Прогрессивное и регрессивное развитие общества. Формы социального развития: реформы, революции.

Культура

Культура – одно из важнейших понятий в социологии. Материальные и нематериальные элементы культуры. Культурный комплекс. Культурный ареал.  Культурное наследие. Культурные универсалии.

Культурные нормы: привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряд, церемония и ритуал, нравы, законы, вкусы, мода и увлечения, система ценностей, верования, знания и мифы.

Три формы культуры: элитарная, народная и массовая культура. Понятие субкультуры и ее виды. Культурное разнообразие.

Культурная динамика. Роль открытий и изобретений.

Социализация

Процесс социализации. Роль языка в процессе социализации. Усвоение социальных ролей и культурных норм. Этапы социализации. Детство, юность, зрелый возраст, старость. Оказание помощи в процессе социализации. Агенты социализации. Виды социализации.

Социальный контроль

Социальный контроль как особый механизм поддержания общественного порядка. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Виды и градация социальных норм. Формы социального контроля. Типы социальных санкций. Общественное мнение как особая форма социального контроля.

Проблемы девиантного поведения.

Социальная структура

Общественное разделение труда. Специализация. Социальные статусы и роли как составляющие социальной структуры. Виды социальных статусов.

Социальная стратификация

Понятие о социальной стратификации. Доход, власть, престиж и образование как слогаемые совокупного социально-экономического статуса. Типология классов общества. Роль среднего класса в современном обществе. Российское общество – уникальный тип смешанной стратификации.

Неравенство и бедность

Неравенство как причина и следствие социальной стратификации. Деньги как универсальный измеритель неравенства. Богатство и бедность. Границы бедности. Нищета как состояние крайней бедности. Субкультура бедности.

Социальная мобильность

Сущность социальной мобильности. Классификация социальной мобильности. Групповая и индивидуальная мобильность. Особенности структурной мобильности.

Каналы вертикальной мобильности. Миграция и ее влияние на социальную структуру общества.

Человек в социальной группе

Социальная группа как посредник меду индивидом и обществом. Малая группа и ее признаки. Семья.

Этнос, нация, народность, племя.

Разновидности межнациональных отношений. Этноцентризм. Причины этнических конфликтов.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения

Примечания

По плану

фактическая

Тема 1. Социологическое знание (2ч)

1

Предмет социологии

2

Методы социального исследования

Тема 2. Развитие общества (3ч)

3

Общество. Признаки общества.

4

Типология обществ

5

Эволюция обществ

Тема 3. Культура (4ч)

6

Что такое культура. Состав культуры

7

Культурные нормы

8

Формы культуры

9

Распространение и развитие культуры

Тема 4. Социализация (4ч)

10

Что такое социализация

11

Этапы социализации

12

Агенты и виды социализации

13

Повторение и обобщение темы «Социализация»

Тема 5. Социальный контроль (5ч)

14

Что такое социальный контроль

15

Социальные нормы

15

Формы социального контроля

17

Нежелательные формы общественного поведения

18

Повторение и обобщение  темы «Социальный контроль»

Тема 6. Социальная структура (2ч)

19

Общественное разделение труда

20

Социальный статус (4ч)

Тема 7. Социальная стратификация (4ч)

21

Слагаемые стратификации

22

Классовая система общества

23

Средний класс

24

Стратификация российского общества

Тема 8. Неравенство и бедность (3ч)

25

Измерение неравенства и бедности

26

Понятие об уровне жизни.

27

Субкультура бедности

Тема 9. Социальная мобильность (3ч)

28

Классификация мобильности

29

Групповая, индивидуальная, структурная мобильность

30

Каналы социальной мобильности. Миграция

Тема 10. Человек в социальной группе (4ч)

31

Понятие социальной группы. Семья как малая группа

32

Этнос: нация, народность, племя

33

Межнациональные отношения

34

Итоговое занятие

Ресурсное обеспечение программы

Литература для учителя и учащихся.

1 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология / Под ред. В.И. Добренькова, М., 2011.

2 Комаров М.С. Введение в социологию. М., 2012

3 Кравченко А.И. Социология М.,2010

4 Кравченко С.А., Мнацакян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы: М., 2011

5 Краснов П.И. Сдаем социологию. Ростов - на – Дону, 2010.

6 Краткий словарь по социологии. М., 2010

7 Основы прикладной социологии. М., 2011

8 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.,2012.

9 Радугин А.А.. Социология. М: Центр, 2013

10 Руденко Р.И. Практикум по социологии. М.,2010

11 Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М: Просвещение, 2010

12 Социология /Под ред. Осипова Г.В. М: Просвещение, 2010

13 Социология современности. М.,2010.

14 Спенсер Г. Начала социологии. С-Пб., 2012

15 Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. М., 2011

16 Тощенко Ж.Т. Социология. М, 2011

17 Фролов С.С. Социология. М., 2010

18 Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России. СПб, 2012

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1 http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

2 http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

3 http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

4 http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

5 http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"

Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...

Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...

Сценарий занятия по спецкурсу "Литературное Ставрополье"

Использование регионального компонента в преподавании литературы. Знакомство с особенностями творчества ставропольского поэта И.В.Кашпурова....

Спецкурс "Успешен в слове"

Спецкурс разработан для подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ....

План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе

Данное учебное занятие в 9 классе  проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...