Программа спецкурса по русскому языку 6 класс
календарно-тематическое планирование (русский язык, 6 класс) по теме

Запольская Юлия Анатольевна

 Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе основной темой станет «Морфология», будут рассматриваться такие части речи, как имя существительное, прилагательное, глагол, причастие и деепричастие,  числительное, местоимение, но в расширенной  форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_speckursa_po_russkomu_yazyku_6_klass.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №4»

Елабужского муниципального района

УТВЕРЖДЕНО:

На заседании Методического совета гимназии

 «_______» ______________________200__г.

Протокол №______

Председатель совета___________________

Программа спецкурса

 

«Морфология. Культура речи»»

 (6 класс)

Программа разработана

Запольской Ю.А.,

учителем русского языка и литературы

I квалификационной категории

                                                      Елабуга, 2010

Пояснительная записка

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе основной темой станет «Морфология», будут рассматриваться такие части речи, как имя существительное, прилагательное, глагол, причастие и деепричастие,  числительное, местоимение, но в расширенной  форме. Кроме этого усиливается речевая направленность курса. Дополнительные занятия по указанным темам позволят закрепить изученный материал.

        Важнейшей целью спецкурса является повышение общей языковой культуры учащихся, укрепление их орфографической и пунктуационной грамотности.  Занятия будут способствовать развитию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков, умение комплексно анализировать текст, строить устное или письменное высказывание, перерабатывать информацию.

Задачи:

  • систематизировать, укрепить, развить те навыки, которые должны быть сформированы в 6 классе;
  • развивать устную и письменную речь учащихся в соответствии с нормами языка;
  • воспитывать чувство любви к родному языку, интерес к его изучению.

Процесс активного овладения русским языком шестиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.

В рамках программы данного курса часть  занятий будет строиться как тренинговые, направленные на решение и выполнение тестовых заданий. Поэтому освоение программы курса будет содействовать решению задачи подготовки учащихся к итоговому тестированию в 6  классе, а также подготовки к ЕГЭ, поскольку большое внимание будет отводиться тестам в формате ЕГЭ.

Предполагается осуществление дифференцированного подхода. Это обеспечит доступность в усвоении материала (кто испытывает в этом затруднения), с другой – решит проблему индивидуальной работы с одаренными детьми.

Кроме того, проведение спецкурса  предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных курсов русского языка путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, программами-тренажерами.

 Повторение и углубление теоретических вопросов потребует от учителя использования различных методов и приемов: от работы по опорным схемам, наблюдений за языковым материалом до исследования, выполнения проектных работ. Важная роль в практической работе отводится дидактическому материалу. Всё это поможет реализовать программу.

Содержание курса.

  1. Имя существительное как часть речи. Культура речи. Правильное употребление существительных.

Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков, морфологический разбор существительного. Способы образования имён существительных. Распознавание существительных, образованных бессуффиксным способом. Виды сложения. Употребление существительных в соответствии с основными нормами русского языка.

  1. Имя прилагательное. Культура речи. Правильное употребление имён

       прилагательных.

      Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков, морфологический разбор прилагательного. Способы образования имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Синтаксическая роль полных и кратких имён прилагательных. Роль прилагательных в достижении точности, выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

  1. Глагол.

       Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков, морфологический разбор глагола. Написание суффиксов и личных окончаний глаголов. Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов. Синтаксическая роль глагола.

  1. Причастие. Культура речи. Правильное употребление причастия.

              Признаки глагола и прилагательного у причастия. Образование действительных и страдательных причастий. Причастия полные и краткие. Причастный оборот. Правильное построение предложений с причастными оборотами. Произношение причастий.

  1. Деепричастие.

Глагольные признаки у деепричастия. Образование деепричастий. Аргументированный анализ отличий деепричастия от слов других частей речи. НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот.

  1. Имя числительное. Культура речи. Правильное употребление имён числительных.

Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков, морфологический разбор числительного. Разряды числительных по строению. Склонение числительных. Употребление числительных в соответствии с основными нормами русского языка.

  1. Местоимение. Культура речи. Правильное употребление местоимений.

Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений. Склонение и правописание местоимений. Употребление местоимений  в соответствии с основными нормами русского языка. Использование местоимений разных разрядов как средства связи предложений в тексте.

  1. Морфологические нормы.

Нормативное употребление форм слова.

9. Повторительно-обобщающие занятия.

                                  Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Основные понятия

Кол-во часов

1

Имя существительное. Морфологические признаки. Словообразование имён существительных.

Склоняемые, несклоня-емые существительные, морфологический разбор, определение основных способов образования имён существительных.

1

2

Культура речи. Правильное употребление имён существительных.

Употребление существительных в соответствии с основными нормами русского языка

1

3

Имя существительное в тексте.

Анализ художествен-ного текста. Метафоры, сравнения.

1

4-5

Имя прилагательное. Морфологические признаки. Словообразование имён прилагательных.

Морфологический разбор, определение основных способов образования имён прилагательных.

2

6

Переход имён прилагательных в существительные.

Субстантивация. Анализ случаев перехода имён прилагательных в существительные.

1

7

Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.

Употребление прилагательных в соответствии с основными нормами русского языка

1

8

Имя прилагательное в тексте.

Анализ художественного текста. Использование прилагательных в роли эпитетов.

1

9

Глагол. Морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов.

Морфологический разбор, определение основных способов образования глаголов.

1

10-11

Синтаксическая роль глагола.

Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций.

2

12

Глагол в тексте.

Анализ художественного текста. Особенности употребления глагола.

1

13

Грамматические признаки причастия, типичные суффиксы.

Признаки глагола и прилагательного у причастия.

1

14-15

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Отличие действительных и страдательных причастий друг от друга. Правописание суффиксов причастий.

2

16-17

Причастный оборот.

Определяемое слово, выделение причастного оборота на письме.

2

18

Культура речи. Правильное употребление причастий.

Употребление причастий в соответствии с основными нормами русского языка.

1

19

Грамматические признаки деепричастия. Образование деепричастий.

Глагольные признаки деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

1

20-21

Деепричастный оборот.

Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами.

2

22-23

Синтаксическая роль деепричастия.

Правильное построение предложений с деепричастными оборотами, анализ предложений с деепричастными оборотами.

2

24

Имя числительное. Разряды числительных.

Морфологический разбор. Склонение и правописание числительных.

1

25-26

Культура речи. Правильное употребление имён числительных.

Употребление числительных  в соответствии с основными нормами русского языка.

2

27-28

Местоимение. Особенности местоимения как части речи.

Морфологические признаки местоимений, указательно-заместительная функция.

Разряды местоимений.

2

29-30

Культура речи. Правильное употребление местоимений.

Употребление местоимений  в соответствии с основными нормами русского языка.

2

31

Местоимение в тексте.

Местоимение как средство связи предложений и абзацев текста.

1

32-33

Морфологические нормы русского литературного языка

Нормативное употребление форм слов. Синонимия грамматических форм.

2

34-35

Повторительно-обобщающие занятия. Тестирование.

2

Методическая литература

1. Занимательные упражнения  по орфографии  5-9 классы. Саратов: Лицей, 2004 – 96 стр.

2. Искать, пробовать, обучать (нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе) 5-11 классы/Е.М. Мордес. – Волгоград, изд. «Учитель – АСТ», 2002

3.Капинос В.И., Пучкова Л.И. и др.. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык, 6 класс. – М., Интеллект-Центр, 2007

4. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009.

5. Крамаренко Н.О. Уроки русского языка в 6-м классе. Поурочные планы. В 2-х частях-Волгоград, изд-во Гринина А.Е., 2002.

6. Словообразование для всех классов: разные типы заданий/ И.А.Громов.- М.:Чистые пруды, 2003-32с (библиотечка «Первого сентября»)

7. Повышение качества образования по русскому языку: опыт, проблемы, перспективы (материалы к ЕГЭ) – Казань: РИЦ «Школа», 2009.-348 с.

8. Раздаточные материалы по русскому языку. 6 класс. / Т.М.Пахнова

9. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ О.Ф. Вакурова, Т.М. Воителева, К.А.Войлова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.Дрофа, 2007 -784 стр.

10. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация / Д.И. Розенталь. –М.: ООО«Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Изд-во «Мир и образование», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...

Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Программа спецкурса по русскому языку 9 класс" Готовимся к ОГЭ. Сочинение на ОГЭ".

Спецкурс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Сочинение на ОГЭ» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет програ...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8 класса

Рабочая программа спецкурса по русскому языку 8 класс...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 9 класса "Основы искусства речи"

Программа данного спецкурса направлена на подготовку учащихся к сдаче устной части экзамена по русскому языку, а также к написанию сочинения 9.1,9.2,9.3...