Программа спецкурса по русскому языку 6 класс
календарно-тематическое планирование (русский язык, 6 класс) по теме
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе основной темой станет «Морфология», будут рассматриваться такие части речи, как имя существительное, прилагательное, глагол, причастие и деепричастие, числительное, местоимение, но в расширенной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_speckursa_po_russkomu_yazyku_6_klass.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №4»
Елабужского муниципального района
УТВЕРЖДЕНО: На заседании Методического совета гимназии «_______» ______________________200__г. Протокол №______ Председатель совета___________________ |
Программа спецкурса
«Морфология. Культура речи»»
(6 класс)
Программа разработана Запольской Ю.А., учителем русского языка и литературы I квалификационной категории |
Елабуга, 2010
Пояснительная записка
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе основной темой станет «Морфология», будут рассматриваться такие части речи, как имя существительное, прилагательное, глагол, причастие и деепричастие, числительное, местоимение, но в расширенной форме. Кроме этого усиливается речевая направленность курса. Дополнительные занятия по указанным темам позволят закрепить изученный материал.
Важнейшей целью спецкурса является повышение общей языковой культуры учащихся, укрепление их орфографической и пунктуационной грамотности. Занятия будут способствовать развитию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков, умение комплексно анализировать текст, строить устное или письменное высказывание, перерабатывать информацию.
Задачи:
- систематизировать, укрепить, развить те навыки, которые должны быть сформированы в 6 классе;
- развивать устную и письменную речь учащихся в соответствии с нормами языка;
- воспитывать чувство любви к родному языку, интерес к его изучению.
Процесс активного овладения русским языком шестиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.
В рамках программы данного курса часть занятий будет строиться как тренинговые, направленные на решение и выполнение тестовых заданий. Поэтому освоение программы курса будет содействовать решению задачи подготовки учащихся к итоговому тестированию в 6 классе, а также подготовки к ЕГЭ, поскольку большое внимание будет отводиться тестам в формате ЕГЭ.
Предполагается осуществление дифференцированного подхода. Это обеспечит доступность в усвоении материала (кто испытывает в этом затруднения), с другой – решит проблему индивидуальной работы с одаренными детьми.
Кроме того, проведение спецкурса предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных курсов русского языка путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, программами-тренажерами.
Повторение и углубление теоретических вопросов потребует от учителя использования различных методов и приемов: от работы по опорным схемам, наблюдений за языковым материалом до исследования, выполнения проектных работ. Важная роль в практической работе отводится дидактическому материалу. Всё это поможет реализовать программу.
Содержание курса.
- Имя существительное как часть речи. Культура речи. Правильное употребление существительных.
Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков, морфологический разбор существительного. Способы образования имён существительных. Распознавание существительных, образованных бессуффиксным способом. Виды сложения. Употребление существительных в соответствии с основными нормами русского языка.
- Имя прилагательное. Культура речи. Правильное употребление имён
прилагательных.
Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков, морфологический разбор прилагательного. Способы образования имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Синтаксическая роль полных и кратких имён прилагательных. Роль прилагательных в достижении точности, выразительности в текстах разных стилей и типов речи.
- Глагол.
Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков, морфологический разбор глагола. Написание суффиксов и личных окончаний глаголов. Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов. Синтаксическая роль глагола.
- Причастие. Культура речи. Правильное употребление причастия.
Признаки глагола и прилагательного у причастия. Образование действительных и страдательных причастий. Причастия полные и краткие. Причастный оборот. Правильное построение предложений с причастными оборотами. Произношение причастий.
- Деепричастие.
Глагольные признаки у деепричастия. Образование деепричастий. Аргументированный анализ отличий деепричастия от слов других частей речи. НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот.
- Имя числительное. Культура речи. Правильное употребление имён числительных.
Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков, морфологический разбор числительного. Разряды числительных по строению. Склонение числительных. Употребление числительных в соответствии с основными нормами русского языка.
- Местоимение. Культура речи. Правильное употребление местоимений.
Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений. Склонение и правописание местоимений. Употребление местоимений в соответствии с основными нормами русского языка. Использование местоимений разных разрядов как средства связи предложений в тексте.
- Морфологические нормы.
Нормативное употребление форм слова.
9. Повторительно-обобщающие занятия.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Основные понятия | Кол-во часов |
1 | Имя существительное. Морфологические признаки. Словообразование имён существительных. | Склоняемые, несклоня-емые существительные, морфологический разбор, определение основных способов образования имён существительных. | 1 |
2 | Культура речи. Правильное употребление имён существительных. | Употребление существительных в соответствии с основными нормами русского языка | 1 |
3 | Имя существительное в тексте. | Анализ художествен-ного текста. Метафоры, сравнения. | 1 |
4-5 | Имя прилагательное. Морфологические признаки. Словообразование имён прилагательных. | Морфологический разбор, определение основных способов образования имён прилагательных. | 2 |
6 | Переход имён прилагательных в существительные. | Субстантивация. Анализ случаев перехода имён прилагательных в существительные. | 1 |
7 | Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных. | Употребление прилагательных в соответствии с основными нормами русского языка | 1 |
8 | Имя прилагательное в тексте. | Анализ художественного текста. Использование прилагательных в роли эпитетов. | 1 |
9 | Глагол. Морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов. | Морфологический разбор, определение основных способов образования глаголов. | 1 |
10-11 | Синтаксическая роль глагола. | Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций. | 2 |
12 | Глагол в тексте. | Анализ художественного текста. Особенности употребления глагола. | 1 |
13 | Грамматические признаки причастия, типичные суффиксы. | Признаки глагола и прилагательного у причастия. | 1 |
14-15 | Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. | Отличие действительных и страдательных причастий друг от друга. Правописание суффиксов причастий. | 2 |
16-17 | Причастный оборот. | Определяемое слово, выделение причастного оборота на письме. | 2 |
18 | Культура речи. Правильное употребление причастий. | Употребление причастий в соответствии с основными нормами русского языка. | 1 |
19 | Грамматические признаки деепричастия. Образование деепричастий. | Глагольные признаки деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | 1 |
20-21 | Деепричастный оборот. | Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами. | 2 |
22-23 | Синтаксическая роль деепричастия. | Правильное построение предложений с деепричастными оборотами, анализ предложений с деепричастными оборотами. | 2 |
24 | Имя числительное. Разряды числительных. | Морфологический разбор. Склонение и правописание числительных. | 1 |
25-26 | Культура речи. Правильное употребление имён числительных. | Употребление числительных в соответствии с основными нормами русского языка. | 2 |
27-28 | Местоимение. Особенности местоимения как части речи. | Морфологические признаки местоимений, указательно-заместительная функция. Разряды местоимений. | 2 |
29-30 | Культура речи. Правильное употребление местоимений. | Употребление местоимений в соответствии с основными нормами русского языка. | 2 |
31 | Местоимение в тексте. | Местоимение как средство связи предложений и абзацев текста. | 1 |
32-33 | Морфологические нормы русского литературного языка | Нормативное употребление форм слов. Синонимия грамматических форм. | 2 |
34-35 | Повторительно-обобщающие занятия. Тестирование. | 2 |
Методическая литература
1. Занимательные упражнения по орфографии 5-9 классы. Саратов: Лицей, 2004 – 96 стр.
2. Искать, пробовать, обучать (нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе) 5-11 классы/Е.М. Мордес. – Волгоград, изд. «Учитель – АСТ», 2002
3.Капинос В.И., Пучкова Л.И. и др.. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык, 6 класс. – М., Интеллект-Центр, 2007
4. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009.
5. Крамаренко Н.О. Уроки русского языка в 6-м классе. Поурочные планы. В 2-х частях-Волгоград, изд-во Гринина А.Е., 2002.
6. Словообразование для всех классов: разные типы заданий/ И.А.Громов.- М.:Чистые пруды, 2003-32с (библиотечка «Первого сентября»)
7. Повышение качества образования по русскому языку: опыт, проблемы, перспективы (материалы к ЕГЭ) – Казань: РИЦ «Школа», 2009.-348 с.
8. Раздаточные материалы по русскому языку. 6 класс. / Т.М.Пахнова
9. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ О.Ф. Вакурова, Т.М. Воителева, К.А.Войлова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.Дрофа, 2007 -784 стр.
10. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация / Д.И. Розенталь. –М.: ООО«Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Изд-во «Мир и образование», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...
Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Программа спецкурса по русскому языку 9 класс" Готовимся к ОГЭ. Сочинение на ОГЭ".
Спецкурс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Сочинение на ОГЭ» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет програ...
Программа спецкурса по русскому языку для 5-го класса.
Программа спецкурса...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8 класса
Рабочая программа спецкурса по русскому языку 8 класс...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 9 класса "Основы искусства речи"
Программа данного спецкурса направлена на подготовку учащихся к сдаче устной части экзамена по русскому языку, а также к написанию сочинения 9.1,9.2,9.3...