Программа спецкурса по русскому языку 9 класс" Готовимся к ОГЭ. Сочинение на ОГЭ".
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Меркушева Надежда Николаевна

 

          Спецкурс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Сочинение на ОГЭ» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ГИА (ОГЭ) 2016 г.

  Программа курса предусматривает обучение учащихся написанию сочинения-рассуждения  на заданную  тему и рассчитана на 18 часов. Данному  виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется внимание, но вариативность задания 15 предусматривает необходимость систематизации знаний, умений и навыков по данному виду работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_spetskura_rya_9.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический»

Рассмотрено                                           Согласовано                                   Утверждаю

на МО учителей                                     Заместитель директора            Директор МБОУСОШ

филологии                                              по учебной работе                      п.Коммунистический

пр.№1от 31.08.2016г.                            ________________                       ________________    

_________________                                                                                  

                                                                 О.П.Кокшарова                               С.А.Фалина  

Н.С.Агафонова

«        »       2016 г.                                 «      »         2016 г.                             «     »     2016 г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

спецкурса по русскому языку

9 класс

«Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Сочинение на ОГЭ»

Составитель:

Меркушева Надежда Николаевна,

учитель русского языка и литературы

п.Коммунистический

2016 г.

1. Пояснительная записка

          Спецкурс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Сочинение на ОГЭ» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ГИА (ОГЭ) 2016 г.

  Программа курса предусматривает обучение учащихся написанию сочинения-рассуждения  на заданную  тему и рассчитана на 18 часов. Данному  виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется внимание, но вариативность задания 15 предусматривает необходимость систематизации знаний, умений и навыков по данному виду работы.

          Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ  с точки зрения структуры,  стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте. Кроме того, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в работе с тестовыми заданиями, используя рабочие тетради под редакцией И.П. Цыбулько и ресурсы сети Интернет.

Программа составлена с учетом возрастных  особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей  учащихся.

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению задания 15 КИМов  государственной итоговой аттестации по русскому языку.

         Задачи:

  • способствовать овладению формами обработки информации исходного текста;
  • развивать умение правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;
  • формирование умения определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;
  • повторить, расширить и  систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии,  проверяемых в ходе проведения экзамена, через систему практических заданий и тренингов.

Занятияпредусматривают как теоретическую часть, так и практическую часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции).        

        Программа курса рассчитана на 18 часов из расчета 1 час через неделю.  

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • алгоритм работы над заданием 15,
  • требования к выполнению задания,
  • содержание используемых в задании понятий и терминов.

Учащиеся должны уметь:

  • осознанно выбирать вариант задания 15,
  • создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста,
  • аргументировать положения своей работы,
  • последовательно излагать материал,
  • оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания работы.

II. Учебно-тематический план.

Раздел

Количество часов

В том числе

Практические работы

Контрольные

работы

1. Введение. Задание 15. Структура сочинения-рассуждения

1

2. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

3

1

1

3. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

13

7

1

4. Подведение итогов

1

1

ИТОГО

18

8

3

ІІІ. Содержание программы.

1. Введение. (1ч.)

Структура экзаменационной работы ОГЭ. Количество и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016г. Задание 15. Варианты задания 15. Структура сочинения-рассуждения.

2. Сочинение на лингвистическую тему. (3ч.)

Умения, проверяемые заданием 15.1. Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценивания сочинения. Лексические, грамматические, синтаксические явления для аргументации. Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему.

3. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. (13ч.)

Умения, проверяемые заданием 15.2. Вступление-тезис. Основная часть – доказательства (аргументы). Заключение – вывод. Критерии оценивания сочинения. Анализ сочинений с точки зрения понимания смысла фрагмента текста; наличия примеров-аргументов; смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения; композиционной стройности.

Умения, проверяемые заданием 15.3. Определение понятия. Подбор аргументов. Формулирование вывода.

4. Подведение итогов. (1ч.)

Выполнение задания 15 (выбор варианта задания, написание работы).


Раздел

№ заня-тия

Дата проведения

Тема

Тип, форма занятия

Планируемые результаты

Выпол-

нениепракти-ческой части

Форма контроля

плани-руемая

факти-ческая

Знания, умения, навыки

УУД

1.Введение

7.09

7.09

Требования к заданию 15. Структура сочинения-рассуждения

Презентация

2.Сочине-ние-рассуждение на лингвистическую тему

21.09

21.09

Умения, проверяемые заданием 15.1. Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему. Лексические, грамматические, синтаксические явления для аргументации.

Комбинированное занятие

Знать алгоритм написания сочинения, уметь отбирать лексические, грамматиче-ские, синтаксические явления для аргументации

Извлечение информации из текста;

определение способа анализа; решение учебной задачи на основе заданного алгоритма;

выделение причинно-следственных связей;

анализ, выбор последователь-ности действий;

самостоятель-ное построение высказывания;

аудирование; отбор материала

5.10

5.10

Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему.

Практикум

Уметь находить и исправлять ошибки в построении сочинения

Анализ текстов

19.05

19.05

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Самостоятель-ная творческая работа

Уметь писать сочинение на лингвистиче-скую тему

Сочине-ние

3.Сочине-ние-рассужде-ние на морально-этическую тему

9.11

9.11

Умения, проверяемые заданием 15.2. Алгоритм написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему

Беседа

Знать алгоритм написания сочинения

23.11

23.11

Вступление - тезис

Комбинированное занятие

Уметь формулировать тезис

7.12

7.12

Основная часть – доказательства (аргументы)

Комбинированное занятие

Уметь выбирать аргументы из текста

21.12

21.12

Заключение - вывод

Комбинированное занятие

Уметь формулировать вывод

11.01

11.01

Анализ сочинений с точки зрения понимания смысла фрагмента

Практикум

Уметь определять тему, идею, авторскую позицию

Анализ текста

25.01

25.01

Анализ сочинений с точки зрения наличия примеров-аргументов

Практикум

Уметь оценивать аргументированность суждения

Анализ текста

8.02

8.02

Анализ сочинений с точки зрения смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения

Практикум

Уметь находить и исправлять речевые ошибки

Анализ текста

22.02

22.02

Анализ сочинений с точки зрения композиционной стройности

Практикум

Уметь выстраивать композицию сочинения

Анализ текста

15.03

15.03

Написание сочинения-рассуждения  (задание 15.2)

Самостоятель-ная работа

Уметь писать сочинение по заданному тексту

Сочине-ние

22.03

22.03

Умения, проверяемые заданием 15.3. Отличие от заданий 15.1. и 15.2

Беседа

5.04

5.04

Определение понятия

Практикум

Уметь формулировать  морально-этические понятия

Работа с текстом

19.04

19.04

Подбор аргументов

Практикум

Уметь подбирать аргументы из текста и из жизненного опыта

Работа с текстом

3.05

3.05

Формулирование вывода

Практикум

Уметь формулировать вывод

Работа с текстом

4.Подведение итогов

17.05

17.05

 Написание сочинения – рассуждения 15.3

Самостоятель-ная работа

Уметь выполнять задание 15

Сочине-ние

V. Список литературы.

  1. Русский язык, 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2015. Учебно-методическое пособие под редакцией Н.А. Сениной. Ростов -на-Дону: «Легион», 2014 г.
  2. ОГЭ 2017. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Цыбулько И.П. Москва, 2017г.

Дополнительные источники:

1. Сайт ФИПИ:

- открытый банк заданий ОГЭ;

- демоверсия;

- кодификатор, спецификация.

2. Сайт reshuege.ru (тренировочные упражнения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...

Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"

Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...

Программа спецкурса по русскому языку

Для учащихся 10 -х классов предлагается спецкурс «Словесность». Программа рассчитана на 52 часа (2 часа в неделю). Основная цель словесности - научить правильно «пользоваться словом...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 5-11 классов "Слово и текст"...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...