Программа спецкурса по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)

Емельянова Надежда Геннадьевна

Для учащихся 10 -х классов предлагается спецкурс «Словесность». Программа рассчитана на 52 часа (2 часа в неделю). Основная цель словесности - научить правильно «пользоваться словом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spets20kurs2010klass1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

ЕГЭ по русскому языку является одним из сложных экзаменов. Особые трудности вызывает «Часть С2.2», где учащиеся сталкиваются с тем, что им необходимо показать свои умения в работе над текстами разных стилей и типов, с анализом данных текстов.

Каждому из нас приходится излагать свои мысли письменно. И если этому не научиться, всегда будет ощущаться недостаток в образовании. Поэтому умение писать на определённую тему, выражать своё отношение к проблемам, поднятым в том или ином тексте, - сейчас является одним из важнейших условий получения полного среднего образования.

В процессе такой работы вместе с навыками письменной речи развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение - всё это необходимо человеку любой профессии, что немаловажно для старшеклассника, встающего на путь выбора своего дальнейшего пути.

Как показала практика, в рамках школьной программы обучить учащихся анализу текста для подготовки к ЕГЭ достаточно сложно, так как важную роль в этом играет чтение и истолкование художественных произведений, произведений публицистического стиля, овладение необходимыми теоретическими сведениями из области русского языка и литературы и др.

Школа должна сформировать квалифицированного читателя, владеющего критериями оценок художественных явлений. И здесь совершенно очевидна роль обучения учащихся письменным работам, связанным с анализом данного текста: выявление «жанровой индивидуальности» того или иного текста (типичных для каждого жанра стилевых свойств и компонентов). Это позволит учащимся овладеть различными способами изложения мысли.

Ограниченное количество часов по русскому языку не даёт такой возможности. Именно с этой целью для учащихся 10 -х классов предлагается спецкурс «Словесность». Программа рассчитана на 52 часа (2 часа в неделю). Основная цель словесности - научить правильно «пользоваться словом». Отсюда основные цели и задачи курса.

Цели и задачи курса.

Дать возможность учащимся, опираясь на свой реальный опыт и используя знания, полученные на уроках русского языка, проявить свою индивидуальность в выборе творческой письменной работы, её содержания, стиля изложения.

Обучение написанию эссе, рецензии, отзыва, реферата. Обучить умению передавать в слове свои мысли, чувства, настроения, переживания, ощущения, впечатления, т.е., умению проявлять личностные качества.


Основные задачи курса.

Обобщение и систематизация приобретённых знаний и умений по русскому языку и культуре речи с более глубоким осмыслением как общих вопросов русского языка, так и специальных тем, касающихся работы с эссе, используя разветвлённую систему практических работ по применению лингвистических знаний, знаний, касающихся речевой культуры.

Орфографические и пунктуационные нормы не являются предметом специальных занятий данного курса, но они являются одной из составляющих в обучении написанию эссе разных жанров.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами.

Основательное ознакомление с особенностями публицистического, научного, художественного, официально-делового и разговорного стилей.

Обучение написанию эссе на прочитанный текст, совершенствуя знания языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и др.), и их функционирования в речи.

Обучение умению отличать жанр эссе от других жанров (отзыва, рецензии и др.).

Овладение учащимися языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее употребительными выразительными средствами литературного языка. Выявление орфоэпических, лексических, словообразовательных и иных ошибок и недочётов в специально подобранных текстах и в речи учащихся.

Особую важность приобретают анализ и преобразование учащимися текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествование, описание, рассуждение с учётом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.

Обогащение речи учащихся изобразительно-выразительными средствами.

Подготовка учащихся к ЕГЭ.


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

  1. Учащиеся должны знать основные правила орфографии, пунктуации
    и синтаксиса для выполнения частей А и В ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе; правила построения и анализа текстов различных типов и стилей; средства связи частей текста; нормы русского литературного языка, в соответствии с которыми создаются тексты разных типов (часть С - сочинение в виде эссе).
  2. Овладеть следующими умениями   и   навыками:
    - применять изученные правила по фонетике, морфологии, лексике,
    орфографии, грамматике;

-определять стиль и тип, тему и основную мысль текста (выполнять комплексный анализ текста);

-создавать тексты (пересказ, эссе), различные по типам, стилям и форме (подробно, сжато);

-использовать предложения разных типов в своих текстах, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

-соблюдать все нормы литературного языка;

-совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своём и чужом тексте;

-свободно и грамотно излагать свои мысли на заданные темы в устной и письменной форме;

-точно находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в соответствии с выученными пунктуационными правилами; производить пунктуационный разбор предложения в соответствии с заданиями ЕГЭ; овладеть приёмами логического осмысления заданий ЕГЭ с целью правильного и точного их выполнения.

- обобщать, систематизировать свои знания по русскому языку для сдачи единого государственного экзамена в 11-м классе.


Тематическое планирование.

Октябрь.        

  1. Что нужно повторить старшекласснику о письменной речи . Текст. Типы речи  и

функциональные стили.    Общие  требования к сочинению- эссе на литературную

или   публицистическую  тему .                                                                                                                      2ч

  1. Общие рекомендации  к сочинению – анализу эпизода. Анализ образцов

письменных работ, содержащих анализ эпизода.                                                    2ч.

  1. Эссе как вид творческой работы. Виды эссе. Задачи эссеиста. Черты

эссеистического стиля. Отражение этого стиля в творчестве писателей:

А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского, И.Ф. Анненского, М.И. Цветаевой,

К.Г. Паустовского, И.Э. Эренбурга и др.                                                         2ч.                                                                                                                        

4.  Приём ассоциации при написании эссе.                                                        2ч.

Ноябрь.

1.   Эссе на научную тему. Ознакомление. Упражнение в жанровой

      принадлежности фрагментов из книги А. Анненского « Книга

      отражений».                                                                                                                         2ч.

2. Сопоставление эссе  с близкими по форме жанрами: письмом,

    беседой.                                                                                                              2ч.

3. Зависимость формы эссе от адресата и задач автора. Анализ эссе

    В. Набокова « Николай Гоголь».                                                                     2ч.  

Декабрь.

1.  Отзыв. Особенности жанра. Составление плана отзыва на

     прочитанную книгу, текст. Характеристика возможных ошибок.             2ч.

2.  Отзыв на прочитанный текст. Упражнение в создании отзыва.                 2ч.

3.  Работа с текстом. Отзыв на данный текст.                                                    2ч.

4.  Различие таких жанров, как отзыв и рецензия. Работа с тестами.              2ч.

Январь.

  1. Рецензия как жанр литературной критики и как жанр библиографии.

Виды рецензии: небольшая критическая или публицистическая статья;

развёрнутая аннотация; авторецензия.                                                                       2ч.

  1. Анализ образцов сочинений-рецензий. Упражнение в определении основной мысли фрагментов рецензий и средств её воплощения (Н.С. Лесков «Николай Гаврилович Чернышевский в его романе «Что делать?»; В.Ф. Одоевский «Заметка о Базарове»).                                                           2ч.

3.  Рецензия на фильм. Анализ рецензии на фильм «Невыносимая лёгкость       бытия». Что такое рецензия – обзор?                                                                    2ч.


Февраль.

  1. Очерк как эпический прозаический жанр, в котором изображены  достоверные факты и факты реальной жизни. Отличие очерка от

    рассказа.                                                                                                            2ч.                                    

2. Описание и повествование в очерке. Портрет в очерке. Отличие

    очерка от повести. Очерки документальные(публицистические) и

    художественные.                                                                                              2ч.

  1. Упражнение в определении основных жанровых признаков по

     Фрагментам очерков. Запись выводов. (Фрагмент из очерка

     А. Солженицына  «Как нам обустроить Россию? Посильные

     соображения.»)                                                                                           2ч.
4.  Практическая работа»Проба пера».Написание очерка на

     предложенные   темы.           2ч

Март.

  1. Практическая работа по написанию эссе.                                                                                       2ч.
  2. Практическая работа : отзыв на прочитанный текст.        2ч
  3. Практическая работа по написанию рецензии.                                           2ч.
  4. Анализ эссе, отзыва, рецензии.                                                                     2ч.

Апрель.

  1. Дневник. Дневниковые записи. Использование Дневника авторами      путешествий («Журнал Печорина» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой     2ч

      нашего времени»; «Демикатоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова)

  1. Составление памятки для пишущего сочинение в жанре дневника. Близость дневника «запискам» и «исповедям», «письму», представляющему собой дневник путешественника. («Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина).                                                           2ч.
  2. Практическая работа: определение жанровых признаков данных

     фрагментов текста; запись выводов (А.П. Чехов «Из дневника одной

     девицы»; В.Розанов «Уединённое»)               2ч

  1. Написание сочинения в жанре дневника на одну из предложенных тем:    

     «Поездка к морю»; «Поход в горы»; «Летние каникулы в городе»;

     «Лето в деревне»; «Исповедь незнакомца».                                              2ч

Литература.

1 .Долина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. Домашний репетитор.

  1.  Розенталь Д.Е. Практическое пособие по русскому языку.
  2. Григорьева н.А. Практикум - справочник для подготовки к ЕГЭ по
       русскому языку.
  3. Егорова Н.В. Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку.
       Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.
  4. Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа.
  5. Малюшкин Комплексный анализ текста. 9-10-й класс.

  1. Угроватова Т.Ю. Материала для подготовки к итоговой аттестации в 11
       классе. Использование ЦОРов.
  2. Сенина  Н.А.  Русский язык. Итоговая аттестация в 11-классе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...

Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"

Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 5-11 классов "Слово и текст"...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Программа спецкурса по русскому языку 9 класс" Готовимся к ОГЭ. Сочинение на ОГЭ".

Спецкурс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Сочинение на ОГЭ» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет програ...