Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной темой станет «Морфология. Правописание», будут рассматриваться такие части речи, как имя существительное, прилагательное, глагол, но в расширенной форме.
Важнейшей целью спецкурса является повышение общей языковой культуры учащихся, укрепление их орфографической и пунктуационной грамотности. Занятия будут способствовать развитию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков, умение комплексно анализировать текст, строить устное или письменное высказывание, перерабатывать информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_speckursa_po_russkomu_yazyku_5_klass.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №4»
Елабужского муниципального района
УТВЕРЖДЕНО: На заседании Методического совета гимназии «_______» ______________________200__г. Протокол №______ Председатель совета___________________ |
Программа спецкурса
«Морфология. Правописание.»
(5 класс)
Программа разработана Запольской Ю.А., учителем русского языка и литературы I квалификационной категории |
Елабуга, 2011
Пояснительная записка
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной темой станет «Морфология. Правописание», будут рассматриваться такие части речи, как имя существительное, прилагательное, глагол, но в расширенной форме. Кроме этого усиливается речевая направленность курса. Дополнительные занятия по указанным темам позволят закрепить изученный материал.
Важнейшей целью спецкурса является повышение общей языковой культуры учащихся, укрепление их орфографической и пунктуационной грамотности. Занятия будут способствовать развитию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков, умение комплексно анализировать текст, строить устное или письменное высказывание, перерабатывать информацию.
Задачи:
- систематизировать, укрепить, развить те навыки, которые должны быть сформированы в 5 классе;
- развивать устную и письменную речь учащихся в соответствии с нормами языка;
- воспитывать чувство любви к родному языку, интерес к его изучению.
Процесс активного овладения русским языком пятиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.
В рамках программы данного курса часть занятий будет строиться как тренинговые, направленные на решение и выполнение тестовых заданий. Поэтому освоение программы курса будет содействовать решению задачи подготовки учащихся к итоговому тестированию в 5 классе, а также подготовки к ЕГЭ, поскольку большое внимание будет отводиться тестам в формате ЕГЭ.
Предполагается осуществление дифференцированного подхода. Это обеспечит доступность в усвоении материала (кто испытывает в этом затруднения), с другой – решит проблему индивидуальной работы с одаренными детьми.
Кроме того, проведение спецкурса предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных курсов русского языка путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, программами-тренажерами.
Повторение и углубление теоретических вопросов потребует от учителя использования различных методов и приемов: от работы по опорным схемам, наблюдений за языковым материалом до исследования, выполнения проектных работ. Важная роль в практической работе отводится дидактическому материалу. Всё это поможет реализовать программу.
Содержание курса
- Самостоятельные части речи.
Изменяемые и неизменяемые части речи. Грамматическое значение формы слова. Формообразовательные суффиксы.
- Глагол. Морфологические признаки и синтаксические функции. Правописание глаголов.
Инфинитив. Виды глагола. Наклонение глагола. Времена глагола. Спряжение глагола. Правописание суффиксов глагола. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах
Корни с чередованием букв е-и.
- Имя существительное. Морфологические признаки и синтаксические функции. Правописание существительных. Правильное употребление существительных
Род имён существительных. Падеж существительных. Склонение. Неизменяемые существительные. Ь знак на конце существительных 3-го склонения. Правописание суффиксов существительных. НЕ с существительными.
- Имя прилагательное. Значение и основные грамматические свойства прилагательного. Правописание имён прилагательных. Правильное употребление прилагательных.
Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание НЕ с прилагательными.
- Морфологические нормы.
Нормативное употребление форм слова.
- Повторительно-обобщающие занятия.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Основные понятия | Кол-во часов |
1-2 | Самостоятельные части речи. Изменяемые и неизменяемые слова. | Морфология. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. | 2 |
3 | Глагол. Морфологические признаки глагола. | Грамматическое значение глагола. Изменение глагола. | 1 |
4 | Не с глаголами | Раздельное написание НЕ с глаголами, глаголы-исключения | 1 |
5 | Вид глагола
| Глаголы совершенного и несовершенного вида. Видовые пары. | 1 |
6-7 | Корни с чередованием букв е-и | Корни с чередованием букв е-и, условия выбора чередующейся гласной. | 2 |
8 | Инфинитив. | Инфинитив. Буква Ь знак после Т и Ч в конце инфинитива | 1 |
9 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | Неопределенная форма глагола. ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | 1 |
10 | Наклонение глагола | Изъявительное, условное и повелительное наклонение глагола. | 1 |
11 | Времена глагола | Времена, изменение по временам, образование форм прошедшего врем. с помощью суффикса –Л-. | 1 |
12-13 | Спряжение глагола. Лицо и число глагола | Спряжение глагола. 1 и 2 спряжения глагола, глаголы-исключения.. Лицо и число глагола | 2 |
14-15 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 2 |
16 | Глагол в тексте. | Анализ художественного текста. Особенности употребления глагола. | 1 |
17 | Имя существительное. Что обозначает имя существительное | Имя существительное как самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение, синтаксическая роль в предложении, морфологические признаки им. существительного. | 1 |
18-19 | Род имен существительных Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных | Категория рода имен существительных. Существительные общего рода. Способы определения рода несклоняемых им. существительных. | 2 |
20 | Падеж и склонение им. существительных. Ь знак на конце существительных 3-го склонения. | Падеж и склонение им. существительных. Три типа склонения им. существительных, система падежей в русском языке. Разносклоняемые существительные. | 1 |
21-22 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | Падеж и склонение им. существительных. Правописание падежных окончаний им. существительных | 2 |
23 | Не с именами существительными. | Правописание существительных с не. | 1 |
24 | Употребление имен существительных в речи | Морфологические признаки имен существительных. Синтаксическая роль. Имена существительные в речи. | 1 |
25 | Имя прилагательное Что обозначает имя прилагательное | Прилагательное как часть речи, общее значение, морфологические и синтаксические признаки | 1 |
26-27 | Прилагательные качественные, относительные, притяжательные | Деление прилагательных на три разряда. Смысловые и грамматические отличия относительных, притяжательных и качественных прилагательных. | 2 |
28 | Правописание окончаний имен прилагательных | Род, число, падеж имен прилагательных; согласование прилагательных с существительными. Способ проверки правописания падежных окончаний имен прилагательных. | 1 |
29 | Прилагательные полные и краткие | Полная и краткая форма прилагательных. Изменение, синтаксическая роль кратких прилагательных | 1 |
30 | Правописание суффиксов прилагательных. | Правописание суффиксов К, СК, ОВ, ЕВ. | 1 |
31 | Не с прилагательными. | Правописание прилагательных с НЕ. | 1 |
32 | Имя прилагательное в тексте. | Анализ художественного текста. Использование прилагательных в роли эпитетов. | 1 |
33 | Морфологические нормы русского литературного языка | Нормативное употребление форм слов. Синонимия грамматических форм. | 1 |
34-35 | Повторительно-обобщающие занятия. Тестирование. | 2 |
Методическая литература
- Занимательные упражнения по орфографии 5-9 классы. Саратов: Лицей, 2004 – 96 стр.
- Искать, пробовать, обучать (нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе) 5-11 классы/Е.М. Мордес. – Волгоград, изд. «Учитель – АСТ», 2002
- Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009.
- Словообразование для всех классов: разные типы заданий/ И.А.Громов.- М.:Чистые пруды, 2003-32с (библиотечка «Первого сентября»)
- Повышение качества образования по русскому языку: опыт, проблемы, перспективы (материалы к ЕГЭ) – Казань: РИЦ «Школа», 2009.-348 с.
- Раздаточные материалы по русскому языку. 5 класс. / Т.М.Пахнова
- Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ О.Ф. Вакурова, Т.М. Воителева, К.А.Войлова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.Дрофа, 2007 -784 стр.
- Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация / Д.И. Розенталь. –М.: ООО«Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Изд-во «Мир и образование», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...
Программа спецкурса по русскому языку 6 класс
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Программа спецкурса по русскому языку 9 класс" Готовимся к ОГЭ. Сочинение на ОГЭ".
Спецкурс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Сочинение на ОГЭ» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет програ...
Программа спецкурса по русскому языку для 5-го класса.
Программа спецкурса...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8 класса
Рабочая программа спецкурса по русскому языку 8 класс...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 9 класса "Основы искусства речи"
Программа данного спецкурса направлена на подготовку учащихся к сдаче устной части экзамена по русскому языку, а также к написанию сочинения 9.1,9.2,9.3...