Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

Запольская Юлия Анатольевна

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной темой станет «Морфология. Правописание», будут рассматриваться такие части речи, как имя существительное, прилагательное, глагол, но в расширенной  форме. 

Важнейшей целью спецкурса является повышение общей языковой культуры учащихся, укрепление их орфографической и пунктуационной грамотности.  Занятия будут способствовать развитию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков, умение комплексно анализировать текст, строить устное или письменное высказывание, перерабатывать информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_speckursa_po_russkomu_yazyku_5_klass.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №4»

Елабужского муниципального района

УТВЕРЖДЕНО:

На заседании Методического совета гимназии

 «_______» ______________________200__г.

Протокол №______

Председатель совета___________________

Программа спецкурса

 

«Морфология. Правописание.»

 (5 класс)

Программа разработана

Запольской Ю.А.,

учителем русского языка и литературы

I квалификационной категории

Елабуга, 2011

Пояснительная записка

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной темой станет «Морфология. Правописание», будут рассматриваться такие части речи, как имя существительное, прилагательное, глагол, но в расширенной  форме. Кроме этого усиливается речевая направленность курса. Дополнительные занятия по указанным темам позволят закрепить изученный материал.

        Важнейшей целью спецкурса является повышение общей языковой культуры учащихся, укрепление их орфографической и пунктуационной грамотности.  Занятия будут способствовать развитию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков, умение комплексно анализировать текст, строить устное или письменное высказывание, перерабатывать информацию.

Задачи:

  • систематизировать, укрепить, развить те навыки, которые должны быть сформированы в 5 классе;
  • развивать устную и письменную речь учащихся в соответствии с нормами языка;
  • воспитывать чувство любви к родному языку, интерес к его изучению.

Процесс активного овладения русским языком пятиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.

В рамках программы данного курса часть  занятий будет строиться как тренинговые, направленные на решение и выполнение тестовых заданий. Поэтому освоение программы курса будет содействовать решению задачи подготовки учащихся к итоговому тестированию в 5  классе, а также подготовки к ЕГЭ, поскольку большое внимание будет отводиться тестам в формате ЕГЭ.

Предполагается осуществление дифференцированного подхода. Это обеспечит доступность в усвоении материала (кто испытывает в этом затруднения), с другой – решит проблему индивидуальной работы с одаренными детьми.

Кроме того, проведение спецкурса  предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных курсов русского языка путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, программами-тренажерами.

 Повторение и углубление теоретических вопросов потребует от учителя использования различных методов и приемов: от работы по опорным схемам, наблюдений за языковым материалом до исследования, выполнения проектных работ. Важная роль в практической работе отводится дидактическому материалу. Всё это поможет реализовать программу.

Содержание курса

  1. Самостоятельные части речи.

Изменяемые и неизменяемые части речи. Грамматическое  значение формы слова. Формообразовательные суффиксы.

  1. Глагол. Морфологические признаки и синтаксические функции. Правописание глаголов.

Инфинитив. Виды глагола. Наклонение глагола. Времена глагола. Спряжение глагола. Правописание суффиксов глагола. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

Корни с чередованием букв е-и.

  1. Имя существительное. Морфологические признаки и синтаксические функции. Правописание существительных. Правильное употребление существительных

Род имён существительных. Падеж существительных. Склонение. Неизменяемые существительные. Ь знак на конце существительных 3-го склонения. Правописание суффиксов существительных. НЕ с существительными.

  1. Имя прилагательное. Значение и основные грамматические свойства прилагательного. Правописание имён прилагательных. Правильное употребление прилагательных.

Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание НЕ с прилагательными.

  1. Морфологические нормы.

Нормативное употребление форм слова.

  1. Повторительно-обобщающие занятия.

                                 Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Основные понятия

Кол-во часов

1-2

Самостоятельные части речи. Изменяемые и неизменяемые слова.

Морфология. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

2

3

Глагол. Морфологические признаки глагола.

Грамматическое значение глагола. Изменение глагола.

1

4

Не с глаголами

Раздельное написание НЕ с глаголами, глаголы-исключения

1

5

Вид глагола

 

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Видовые пары.

1

6-7

Корни с чередованием букв е-и

Корни с чередованием букв е-и, условия выбора чередующейся гласной.

2

8

Инфинитив.

Инфинитив. Буква Ь знак после Т и Ч в конце инфинитива

1

9

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

Неопределенная форма глагола. ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

1

10

Наклонение глагола

Изъявительное, условное и повелительное  наклонение глагола.

1

11

Времена глагола

Времена, изменение по временам, образование форм прошедшего врем. с помощью суффикса  –Л-.

1

12-13

Спряжение глагола. Лицо и число глагола

Спряжение глагола. 1 и 2 спряжения глагола, глаголы-исключения.. Лицо и число глагола

2

14-15

Правописание безударных личных окончаний глаголов

 Правописание безударных личных окончаний глаголов.

2

16

Глагол в тексте.

Анализ художественного текста. Особенности употребления глагола.

1

17

Имя существительное. Что обозначает имя существительное

Имя существительное как самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение,  синтаксическая роль в предложении, морфологические признаки им. существительного.

1

18-19

Род имен существительных Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных

Категория рода имен  существительных. Существительные общего рода. Способы определения рода несклоняемых им. существительных.

2

20

Падеж и склонение им. существительных. Ь знак на конце существительных 3-го склонения.

Падеж и склонение им. существительных.

Три типа склонения им. существительных, система падежей в русском языке. Разносклоняемые существительные.

1

21-22

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Падеж и склонение им. существительных.

Правописание падежных окончаний им. существительных

2

23

Не с именами существительными.

Правописание существительных с не.

1

24

Употребление имен существительных в речи

Морфологические признаки имен существительных. Синтаксическая роль. Имена  существительные в речи.

1

25

Имя прилагательное

Что обозначает имя прилагательное

Прилагательное как часть речи, общее значение, морфологические и синтаксические признаки

1

26-27

Прилагательные качественные, относительные, притяжательные

Деление прилагательных  на три разряда. Смысловые и грамматические отличия относительных, притяжательных и качественных прилагательных.

2

28

Правописание окончаний имен прилагательных

Род, число, падеж имен прилагательных; согласование прилагательных с существительными. Способ проверки правописания падежных окончаний имен прилагательных.

1

29

Прилагательные полные и краткие

Полная и краткая форма прилагательных. Изменение, синтаксическая  роль кратких прилагательных

1

30

Правописание суффиксов прилагательных.

Правописание суффиксов К, СК, ОВ, ЕВ.

1

31

Не с прилагательными.

Правописание  прилагательных с  НЕ.

1

32

Имя прилагательное в тексте.

Анализ художественного текста. Использование прилагательных в роли эпитетов.

1

33

Морфологические нормы русского литературного языка

Нормативное употребление форм слов. Синонимия грамматических форм.

1

34-35

Повторительно-обобщающие занятия. Тестирование.

2

Методическая литература

  1. Занимательные упражнения  по орфографии  5-9 классы. Саратов: Лицей, 2004 – 96 стр.
  2. Искать, пробовать, обучать (нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе) 5-11 классы/Е.М. Мордес. – Волгоград, изд. «Учитель – АСТ», 2002
  3. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009.
  4. Словообразование для всех классов: разные типы заданий/ И.А.Громов.- М.:Чистые пруды, 2003-32с (библиотечка «Первого сентября»)
  5. Повышение качества образования по русскому языку: опыт, проблемы, перспективы (материалы к ЕГЭ) – Казань: РИЦ «Школа», 2009.-348 с.
  6. Раздаточные материалы по русскому языку. 5 класс. / Т.М.Пахнова
  7. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ О.Ф. Вакурова, Т.М. Воителева, К.А.Войлова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.Дрофа, 2007 -784 стр.
  8. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация / Д.И. Розенталь. –М.: ООО«Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Изд-во «Мир и образование», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Программа спецкурса по русскому языку 9 класс" Готовимся к ОГЭ. Сочинение на ОГЭ".

Спецкурс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Сочинение на ОГЭ» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет програ...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8 класса

Рабочая программа спецкурса по русскому языку 8 класс...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 9 класса "Основы искусства речи"

Программа данного спецкурса направлена на подготовку учащихся к сдаче устной части экзамена по русскому языку, а также к написанию сочинения 9.1,9.2,9.3...