Презентация для выступления на МО. "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс)

Шкурко Галина Александровна

«Обществознание: трудные вопросы»
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ В.И. ИСТОМИНА» « Обществознание: трудные вопросы» Подготовка к ЕГЭ по обществознанию из опыта работы учителя высшей категории, эксперта ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию Шкурко Г.А.

Слайд 2

Предварительный прогноз результатов сдачи ЕГЭ кадетами Итоги сдачи ЕГЭ по обществознанию в г. Севастополе : 1/3 выпускников не набирает необходимого минимума баллов; По итогам последних трех лет моей работы в ГБОУ «ОЦ «Бухта Казачья»» ежегодно около 65% выпускников сдавали ЕГЭ по обществознанию, из которых 10% не набирали необходимого минимума баллов; В 2022 году 75% кадет – выпускников Севастопольского кадетского корпуса Следственного комитета РФ планируют сдавать ЕГЭ по обществознанию. Это будет первый выпуск кадет, их набирали в 10-й, а не в 8-й класс, а учеба проходила в условиях эпидемических ограничений. По моей оценке, степень готовности 45% кадет, из планирующих сдавать ЕГЭ, не позволяет рассчитывать на получение ими необходимого минимума баллов.

Слайд 3

О необходимости преподавания предмета обществознания на углубленном уровне Необходимо использование в 10-м и 11-м классе учебник по обществознанию профильного уровня, в котором отсутствует раздел: «Правовое регулирование общественных отношений», дублирующий учебный материал курса права; П рограмма предмета обществознания на профильном уровне рассчитана на 3 часа в неделю, а не на 2, как на базовом уровне преподавания, а дополнительный час во внеурочное время , посвященный трудным вопросам обществознания, не способствует выработке четкой системы подготовки кадет к ЕГЭ по предмету.

Слайд 4

Изменения в оценивании заданий второй части ЕГЭ Указания по оцениванию Если в развернутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведенных элементов ответа приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы, содержащие неточности или ошибки , искажающие смысл ответа , то при оценивании действует следующее правило: - если таких элементов два или более, то за ответ выставляется ноль баллов ; если такой элемент один, то за ответ выставляется на один балл ниже фактического по критерию.

Слайд 5

Оформление ответов при выполнении заданий ЕГЭ (работа с текстом) При выполнении задания №17 (2 балла) ответ должен быть только в виде выписанного из текста предложения (т.е. словами автора текста, а не своими словами !) При выполнении задания №19 (3 балла): «Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права. ( В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль . Каждый пример должен быть сформулировать развернуто )» 1) Пример: совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание. Отрасль: конституционное право .(1 балл) Балл выставляется экспертом только за наличие пары : Пример + Отрасль, расположенные в соответствующем порядке!

Слайд 6

Оформление ответов при выполнении заданий ЕГЭ На примере нового задания №23 (3 балла) Т ри подтверждения характеристики Конституции РФ: 1) В Конституции РФ закреплена ценность российской культуры, разнообразия культур народов России; 2) В Конституции РФ закреплен социальный характер Российского государства; 3) В Конституции РФ закреплены социальные ценности исторической памяти, патриотизма, детства и семьи. Засчитываются только подтверждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений).

Слайд 7

Вариант работы с текстом Конституции РФ для подготовки выполнения задания № 23 В соответствии с темами кодификатора вычитать текст Конституции РФ, выписать соответствующие статьи (на примере раздела 4 «Политика ») 4.1 Политика:____________; 4.2 Государство и его функции___________; 4.3 Политическая система … ; 4.4 Типология политических режимов … ; 4.5 Демократия, ее основные ценности и признаки: __________________; 4.6. Гражданское общество и государство … ; 4.7 Политическая элита … ; 4.8 Политические партии и движения … ; 4.9 СМИ в политической системе; 4.10 Избирательная кампания в РФ … ; 4.11 Политический процесс … ; 4.12 Политическое участие … ; 4.13 Политическое лидерство … ; 4.14 Органы государственной власти РФ: ____________________________; 4.15 Федеративное устройство РФ: __________________________________.

Слайд 8

ЕГЭ 2022: задание 18 (2 балла ) «Объяснение смысла понятия» Не засчитывается объяснение смысла понятия через: отрицание (такое определение указывает на то, чем не является предмет, не указывая на то, чем является); метафору , аллегорию, цитату (определение должно быть ясным , не содержащим двусмысленности ); этимологию слова (когда обучающиеся дают просто перевод понятия). Нельзя давать определение понятию Т О Л Ь К О через: тавтологию («идеалист – человек идеалистических убеждений», здесь определяющее понятие – повторение определяемого); генетическое определение (указывает на происхождение предмета, способ его образования, но не исчерпывает сущности предмета); родовую принадлежность (путем подведения под более широкое по объему понятие). использование информации, содержащейся в тексте (этого точно будет недостаточно!)…

Слайд 9

Определение понятия Понятие определяется через родовую принадлежность и видовое отличие (должно быть не менее двух существенных признаков ) Это предполагает следующие шаги: 1) Подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие , ближайшее к определяемому; 2) Указание видового отличия , то есть признака, отличающего данный предмет (вид этого рода) от других видов, входящих в тот же род. Примеры: « Чек ( определяемое понятие ) – ценная бумага ( родовое понятие ) , содержащая ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму ( видовое отличие – отличает чек от векселя, облигации и других ценных бумаг)». « Республика ( определяемое понятие ) – форма правления ( родовое понятие ), при которой высшая государственная власть предоставлена выборному органу, избираемому на определенный срок ( видовое отличие – отличает республику от монархии, где глава государства не избирается и правит пожизненно ) .

Слайд 10

Где брать определения понятий? « В качестве правильного может быть принято о бъяснение, ориентированное на признаки понятия, раскрытые в любом действующем учебнике 6-11 классов из федерального перечня Минпросвещения РФ» (демоверсия - указания по оцениванию задания № 18)

Слайд 11

Работа с экономическими терминами «Р Е Б У С» АВИ ГНАЦИЯ АВ ПАРИ ГРОСС ГАЛТЕР РЕЦИ ЕРСИФИКАЦИЯ КРЕДИ ГОВЛЯ РЕЕ АХОВАНИЕ КОНТР ИВ АНА ИНГ КАПИ ОН РИЭЛ МИНАЛ ЗАДА ЕН НА ИСТИКА НОМИ ИЧНОСТЬ СП ТОВЩИК ГОНО ИТЕТ АВИ С Т А ГНАЦИЯ АВ А Л Ь ПАРИ ГРОСС Б У Х ГАЛТЕР РЕЦИ Д И В ЕРСИФИКАЦИЯ КРЕДИ Т О Р ГОВЛЯ РЕЕ С Т Р АХОВАНИЕ КОНТР А К Т ИВ АНА Л И З ИНГ КАПИ Т А Л ОН РИЭЛ Т Е Р МИНАЛ ЗАДА Т О К ЕН НА Л О Г ИСТИКА НОМИ Н А Л ИЧНОСТЬ СП Р О С ТОВЩИК ГОНО Р А Р ИТЕТ

Слайд 12

Составьте сложный план 1. Правила оформления Сложный план должен содержать не менее трех пунктов (иначе 0 баллов), два из которых должны быть развернуты (т.е. содержать не менее трех подпунктов ) и раскрывать тему по существу. Рекомендации: - при выполнении задания необходимо записывать: Задание № 24. Тема : «_________________» ПЛАН: план не может быть в виде сплошного текста, обязательно обозначение пунктов и подпунктов (иначе не проверяется экспертом); – оптимальное количество пунктов плана от 5-ти до 7-ми; - не допускать сокращений слов!

Слайд 13

Составьте сложный план 2. Универсальный алгоритм

Слайд 14

Составьте сложный план 3. Условная классификация видов планов (по формулировке темы)

Слайд 15

Составьте сложный план 4. «Узкая» тема

Слайд 16

Составьте сложный план Пример плана на максимальные 4 б.

Слайд 17

Составьте сложный план 5. Хамелеон меняет цвет составил план, а баллов нет…

Слайд 18

Составьте сложный план Задание №24. Тема: «Наука и ее связь с другими областями духовной культуры». ПЛАН:

Слайд 19

Составьте сложный план 6.Как попасть в ключи? (пункты плана, по существу раскрывающие тему) Образец плана в «копилку» Задание №24 Тема: «Предпринимательская деятельность» План: 1. … 2. Признаки предпринимательской деятельности : а) цель предпринимателя – получение прибыли; б) свобода; в) риск; г) инициативность; д) новаторство и др. 3. Условия развития предпринимательства : а) экономическая свобода; б) конкурентная среда; в) защита прав предпринимателя и др. 4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности : а) индивидуальный предприниматель; б) производственный кооператив; в) хозяйственное товарищество; г) хозяйственное общество и др. …

Слайд 20

Составьте сложный план. 40 вариантов заданий №24 по разделу «Политика»

Слайд 21

З адания № 25. Как приводить примеры? отличать аргумент от примера; помнить, что примеры не должны дублировать друг друга; знать алгоритм конструирования примера; регулярно смотреть новостные передачи, обсуждать знаковые события с родителями; собрать «копилку» примеров, сгруппировав их по разделам кодификатора. знать как оценивается задание №25 ( максимум – 4 первичных балла)

Слайд 22

«Бермудский» треугольник: объем, время, мотивация ОБЪЕМ: - экзамен затрагивает 5 разных областей научного знания + четкий перечень тем по кодификатору ВРЕМЯ: - острая нехватка времени для повторения и закрепления пройденного материала (урок 40 минут…) + очень помогают подготовке к ЕГЭ по обществознанию межпредметные связи, качество знаний кадета по всем учебным предметам МОТИВАЦИЯ: - у большинства «внешняя» (через «не хочу») + атмосфера обучения в кадетском корпусе дает сильную «престижную» мотивацию, а практическое знакомство с профессией помогает реально прочувствовать полезность и необходимость теоретических знаний

Слайд 23

PS . Что делать? Кадетам: Тренировать память (учить наизусть, прежде всего - термины ). Формировать копилку терминов, примеров, планов. Отрабатывать типы заданий, работая с « бумажным » тренажером. Не распыляться: «Учебник, учебник и еще раз УЧЕБНИК!!! » ( это, во-первых, отработка умения работать с текстом, а, во-вторых, несмотря на имеющиеся в учебниках ошибки, к ним можно апеллировать ). Педагогам: При проведении проверочных работ максимально использовать задания по типу ЕГЭ, взаимную проверку и самостоятельную подготовку кадетами таких заданий. Помнить о специфике подготовки к олимпиадам и к ЕГЭ, к ЕГЭ и к ДВИ. Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педсовете "Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию"

Презентация "Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию" позволяет наглядно представить особенности, трудности и важные аспекты подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Презентация "Несколько дельных советов при подготовке к ОГЭ по обществознанию. Часть 2"

Практические советы выпускникам основной школы при подготовке к ОГЭ и выполнение практической части КИМ задания 26-31...

Презентация к выступлению на тему «Разбор проблемных заданий при подготовке к ОГЭ по обществознанию»

Презентация «Разбор проблемных заданий при подготовке к ОГЭ по обществознанию»...

Выступление на РМО "Подготовка к экзаменам по истории и обществознанию". Презентация. Илларионова М. П.

Презентация содержит необходиммые ссылки для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию...

Выступление на РМО "Подготовка к олимпиадам по истории и обществознанию. Из опыта работы". Презентация. Кардава В. А.

Выступление на РМО "Подготовка к олимпиадам по истории и обществознанию. Из опыта работы учителя Кардава В. А." Презентация...

Выступление на РМО "Подготовка к экзаменам по истории и обществознанию". Презентация. Крынина Е. А.

Выступление на РМО "Подготовка к экзаменам по истории и обществознанию". Презентация. Крынина Е. А.Учитель предлагает ресурсы, приёмы и схемы, отработанные при подготовке учащихся к экзамена...