Рабочая программа по обществознанию, 10 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (10 класс)

Киселева Марина Игревна

Рабочая программа по обществознанию, 10 класс. Соответствует ФГОС СОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu.docx64.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.).

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций  в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. №  345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

8. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России: от 29 декабря 2014 года No 1645.

9. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол 28.06.2016 №2/16-з) .

Основной образовательной программы основного общего образования частного общеобразовательного учреждения «Переславская православная гимназия» им. св.блгв.вел.кн.А.Невского» (приказ директора 48/1 от 31.10.2019)

10. Учебного плана на 2021-2022 учебный год.

Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи обществоведческой подготовки состоят в том, чтобы, используя возможности учебного предмета, способствовать формированию:

— гуманистического мировоззрения, включающего убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности, в том, что жизнь — высшая ценность бытия; идеалы гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса; признание значимости научных знаний и методов познания действительности, готовность руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; отношение к социальным регуляторам жизни, нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития человеческого сообщества;

—   необходимых моральных ориентиров, включающих так называемые простые нормы нравственности, а также высшие социально-нравственные качества;

—   гражданственности, любви к Родине; политической и правовой культуры, предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях демократии, политического плюрализма, становления правового государства;

—   экономической культуры, предполагающей потребность и умение активно действовать в условиях экономической свободы, понимание тех требований к личности, которые предъявляет изменяющаяся экономическая обстановка;

—   социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений; толерантность к иному образу жизни и образу мыслей;

—   экологической культуры, включающей признание ценности природы, убеждение в необходимости сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы, понимание неразрывной связи общества и природы;

—   умения получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней;

—   умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера.

Базовый уровень

Человек. Человек в системе общественных отношений

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Общество как сложная динамическая система

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Правовое регулирование общественных отношений

Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации.  Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

Экономика

Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.

Социальные отношения

Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Политика

Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть.  Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Выделять черты социальной сущности человека;
  • определять роль духовных ценностей в обществе;
  • распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
  • различать виды искусства;
  • соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
  • выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
  • выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
  • раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
  • различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
  • выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
  • анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
  • различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
  • выявлять особенности научного познания;
  • различать абсолютную и относительную истины;
  • иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
  • выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
  • выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

  • Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
  • приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
  • формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Экономика

  • Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
  • конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
  • объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
  • оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
  • различать формы бизнеса;
  • извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
  • различать экономические и бухгалтерские издержки;
  • приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
  • различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
  • различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
  • выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
  • определять причины безработицы, различать ее виды;
  • высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
  • объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
  • анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
  • приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
  • высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
  • различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
  • различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Социальные отношения

  • Выделять критерии социальной стратификации;
  • анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
  • выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
  • выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
  • конкретизировать примерами виды социальных норм;
  • характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
  • различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
  • определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
  • различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
  • выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
  • характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
  • характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
  • характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
  • высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
  • формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
  • оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

Политика

  • Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
  • различать политическую власть и другие виды власти;
  • устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
  • высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
  • раскрывать роль и функции политической системы;
  • характеризовать государство как центральный институт политической системы;
  • различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
  • обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
  • характеризовать демократическую избирательную систему;
  • различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
  • устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
  • определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
  • конкретизировать примерами роль политической идеологии;
  • раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
  • формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
  • оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
  • иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
  • различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Правовое регулирование общественных отношений

  • Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
  • выделять основные элементы системы права;
  • выстраивать иерархию нормативных актов;
  • выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
  • различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
  • обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
  • аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
  • раскрывать содержание гражданских правоотношений;
  • применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
  • различать организационно-правовые формы предприятий;
  • характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
  • давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
  • находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
  • характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
  • иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
  • извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
  • объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
  • характеризовать основные методы научного познания;
  • выявлять особенности социального познания;
  • различать типы мировоззрений;
  • объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
  • выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
  • выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
  • систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Экономика

  • Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
  • выявлять противоречия рынка;
  • раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
  • раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
  • обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
  • различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
  • определять практическое назначение основных функций менеджмента;
  • определять место маркетинга в деятельности организации;
  • применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
  • оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
  • раскрывать фазы экономического цикла;
  • высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
  • извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

Социальные отношения

  • Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
  • анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
  • выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
  • толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
  • находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
  • выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
  • выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
  • анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика

  • Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
  • выделять основные этапы избирательной кампании;
  • в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
  • отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
  • самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
  • характеризовать особенности политического процесса в России;
  • анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Правовое регулирование общественных отношений

  • Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
  • перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
  • характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
  • ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
  • выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
  • применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
  • характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» класс Базовый уровень (68 ч)

Тема урока

Содержание

Характеристика основных видов деятельности

1

Что такое общество

Называть (перечислять) формы объединения людей. Характеризовать особенности деятельности человека, её отличия от любых форм активности животных.

Объяснять природу и характер общественных отношений. Раскрывать соотношение понятий «природа» и «общество»; «общество» и «культура».

С помощью причинно-следственного анализа устанавливать взаимосвязь общества  и  природы.

Исследовать практические ситуации, связанные с  влиянием общества на природу

2

Общество как сложная система

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества

3

Динамика общественного развития

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. 

Описывать общество как социальную  систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества.  Раскрывать смысл понятия «социальный институт».  Объяснять роль социальных институтов в жизни общества. Высказывать суждения о причинах и последствиях глобализации.  Характеризовать сущность процесса глобализации, глобальных проблем, их отличий от проблем локальных.

Иллюстрировать проявления различных глобальных проблем с помощью примеров, самостоятельно отобранных из СМИ.  Описывать противоречивость социального прогресса, конкретизировать проявления прогрессивных и регрессивных изменений с привлечением материала курса истории. Извлекать  из  различных   источников,   систематизировать и оценивать социальную информацию о глобализации современного мира, использовать её для написания эссе, реферата, подготовки устного выступления. Выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений.  Опираясь  на  теоретические  положения  и  материалы  СМИ,  оценивать тенденции и перспективы общественного развития

4

Социальная сущность человека

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Социализация индивида, агенты (институты) социализации

Описывать современные  представления  о  природе  чело- века и конкретизировать с помощью  фактов  социальной жизни её проявления.

Характеризовать человека как личность.

Раскрывать сущность процессов самосознания и самореализации.  С опорой на личный опыт называть и конкретизировать   примерами ориентиры  достижения  жизненного  успеха

5

Деятельность-способ существования людей

Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Раскрывать смысл понятий «потребности» и «деятельность». Описывать представления о потребностях человека, подходы к их классификации.  Характеризовать и конкретизировать примерами,  факта- ми, ситуациями сущность деятельности, её мотивы и мно- гообразие.

Выделять основания различных классификаций и видов де- ятельности. Находить информацию о деятельности людей в различных неадаптированных источниках и извлекать её.

Сравнивать различные подходы к характеристике сознания.   Обосновывать единство сознания и деятельности

6

Познавательная и коммуникативная деятельность человека

Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Мышление, формы и методы мышления.

Излагать сущность различных подходов к вопросу позна- ваемости мира. Выражать собственную позицию по вопросу  познаваемости мира и аргументировать её.

Раскрывать смысл понятия «истина». Характеризовать формы познания, критерии истины, виды знаний.

Описывать особенности научного познания, его уровни и соответствующие им методы.  Объяснять связь и взаимопроникаемость социального и гуманитарного знания, роль  коммуникаций  в  познавательной деятельности.

Исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя

7

Свобода и необходимость в деятельности человека

Свобода и ответственность. Особенности социального познания. Общественное и индивидуальное сознание. Мотивы и предпочтения

Излагать различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свобод- ное общество».

Описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека.

Объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе.

Выявлять основания свободного выбора.

Анализировать различные ситуации выбора в пространстве личной жизни человека, на уровне общества в целом.

Характеризовать свободное общество

8

Современное общество

Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации.

Называть и иллюстрировать примерами противоречия глобализации.  Раскрывать     понятия  «информация»,    «информатизация»,  «информационное общество».

Описывать  единое  мировое  информационное  пространство.  Излагать различные подходы к вопросу регулирования гло бальных информационных потоков.

Характеризовать информационную экономику современного общества.  Объяснять связь развития гражданского общества и информатизационных процессов. Перечислять критерии развития информационного общества.

Выражать собственную позицию относительно позитивных и негативных проявлений процесса информатизации

9

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Международный терроризм: понятие и признаки.

Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму

Раскрывать понятие «международный терроризм». Устанавливать связь международного терроризма с процессом глобализации и научно-техническим прогрессом.  Характеризовать идеологические основы террористической деятельности.  Объяснять особую  опасность  международного  терроризма,  обосновывать необходимость  борьбы  с  ним.  Описывать антитеррористическую деятельность международного сообщества

10

Духовная культура общества

Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур.

Различать понятия «духовная культура» и «материальная культура».

Раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «духовная культура».

Описывать основные духовные ценности. Характеризовать институты культуры и их функции. Распознавать формы культуры по их признакам.

Иллюстрировать примерами многообразие культур, про- явления народной, массовой, элитарной культур, а также субкультур и контркультуры в обществе

11

Духовный мир личности

Духовная жизнь и духовный мир человека. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности

Раскрывать смысл понятий «духовная жизнь человека»,

«духовность», «мировоззрение».  Выявлять составляющие духовного мира личности. Описывать возможности самовоспитания в сфере нравственности.  Характеризовать  мировоззрение,  его  место  в   духовном мире человека.

Сравнивать мировоззрение с другими элементами внутрен- него мира  личности.  Показывать на  конкретных  примерах  роль  мировоззрения в жизни человека.

Классифицировать типы  мировоззрения.

Иллюстрировать примерами проявления патриотизма

и гражданственности в типичных ситуациях социальной жизни

12

Мораль. Нравственная культура.

Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная куль- тура личности». Называть моральные категории. Характеризовать изменчивость моральных норм, особен- ности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе.

Давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям.

Иллюстрировать примерами ситуации морального выбора.  Аргументировать собственный моральный выбор

13

Наука и образование

Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Раскрывать сущность, основные функции и общественную значимость науки и образования.

Описывать особенности науки и образования в современном обществе, иллюстрировать их примерами. Объяснять социальный смысл моральных требований к научному труду.  Выявлять  связь  науки  и  образования.  Характеризовать ступени и уровни образовательной под- готовки в системе образования Российской Федерации.  Выражать и аргументировать собственное отношение к роли самообразования в жизни человека.  Анализировать факты социальной действительности  в контексте возрастания роли науки в современном обществе

14

Религия и религиозные организации

Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.

Раскрывать смысл понятий «религия», «религиозное сознание».  Характеризовать религию как форму культуры, особенности религии как социального института.  Сравнивать  светское  и  религиозное  сознание. Различать мировые и национальные религии. Иллюстрировать     примерами     многообразие исторически сложившихся религиозно-нравственных систем. Описывать  отношения  государства  и  религии  в   РФ. Выявлять влияние религиозных объединений на общественную жизнь.  Анализировать    факторы,    угрожающие    межрелигиозному миру и согласию.  Объяснять смысл и значение свободы совести  для  развития человека и общества

15

Искусство

Искусство, его основные функции

Характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявлять его отличительные черты. Описывать многообразие  функций  искусства.

Различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации.  Перечислять и конкретизировать с помощью фактов духовной жизни жанры искусства.  Показывать на конкретных примерах особенности современного искусства

16

Массовая культура

Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур

Характеризовать массовую культуру, этапы её становления. Устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустриального общества.

Выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры.  Раскрывать смысл понятия «средства массовой информации».  Описывать СМИ и их функции. Объяснять роль СМИ в условиях глобализации мира. Излагать различные подходы к оценке массовой культуры как общественного явления

17

Повторительно-обобщающий урок

18

Современные подходы к пониманию права

Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право

Излагать различные подходы к  пониманию  права. Выявлять достоинства и недостатки естественно-правового и нормативного подходов. Характеризовать особенности естественного права. Перечислять естественные (неотчуждаемые) права человека. Объяснять взаимосвязь естественного и позитивного права. Раскрывать гуманистический смысл естественного права

19

Право в системе социальных норм

Право в системе социальных норм..

Раскрывать смысл понятий «право», «система права», «отрасль права», «институт права».

Различать  понятия  «право»   и   «закон»,  иллюстрировать

различия права  и  закона  на  примерах.

Сопоставлять право с другими социальными нормами. Перечислять признаки, объединяющие различные социаль ные регуляторы, и признаки, отличающие правовые нормы от других видов социальных норм.

Классифицировать нормы и отрасли права.

Называть основные отрасли российского права и сферы общественных отношений, ими регулируемые.

Выявлять отличие института права от отрасли права.

Конкретизировать примерами понятие «институт права»

20

Источники права

Источники права

Раскрывать понятия «источник права», «законодательная инициатива».  Называть и характеризовать источники российского права. Иллюстрировать примерами различные источники права. Выявлять преимущества нормативного акта перед другими источниками права.

Различать юридическую силу различных видов нормативных актов, выстраивать их иерархию.

Называть предметы ведения РФ, субъектов РФ и их совместного ведения.

Описывать законотворческий процесс, его стадии, особенности принятия конституционных законов.

Перечислять     участников  законотворческого   процесса   и раскрывать их  функции

21

Правоотношения и правонарушения

Что такое  правоотношение. Что такое правонарушение.  Юридическая ответственность.

Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России

права», «правонарушение», «юридическая ответственность». Показывать на примерах  отличия  правоотношений  от  других видов социальных отношений.

Перечислять и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни признаки правонарушения.

Выявлять специфику преступления как вида правонарушения.  Называть признаки юридической ответственности и её основные виды.

Описывать судебную систему РФ.  Объяснять основную цель деятельности судебной системы.  Характеризовать этапы  развития права  в  России

22

Предпосылки правомерного поведения

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение

Раскрывать смысл понятий «правосознание», «правовая культура», «правомерное поведение».

Описывать структуру и уровни правосознания.

Называть элементы правовой культуры, показывать их взаимосвязь. Перечислять функции  правовой  культуры.  Различать правовую культуру личности и правовую культуру общества.  Выявлять специфику современной правовой культуры. Объяснять причины правового нигилизма и раскрывать способы его преодоления.

23

Гражданин РФ

Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность.

Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика

Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства.

Раскрывать смысл понятий «правосознание», «правовая культура», «правомерное поведение».

Описывать структуру и уровни правосознания.

Называть элементы правовой культуры, показывать их взаимосвязь.  Перечислять функции  правовой  культуры.  Различать правовую культуру личности и правовую культуру общества.  Выявлять специфику современной правовой культуры. Объяснять причины правового нигилизма и раскрывать способы его преодоления.

24

Гражданское право

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий.

Раскрывать смысл понятий «гражданские правоотноше- ния», «субъекты гражданского права», «юридические лица»,  «физические лица», «гражданская дееспособность». Называть участников гражданских правоотношений. Раскрывать содержание гражданских правоотношений, объяснять, как возникают гражданские правоотношения и как, когда и при каких условиях они прекращаются.

Классифицировать объекты имущественных гражданских правоотношений. Приводить пример гражданского правоотношения, выделяя его субъект (субъекты), объект, основание возникновения, содержание. Перечислять и конкретизировать примерами имущественные и личные неимущественные права.  Характеризовать право на результаты интеллектуальной деятельности как сочетание имущественных и неимущественных гражданских прав.

Различать  виды  наследования.

Характеризовать способы защиты гражданских прав. Описывать самого себя как субъекта гражданских правоотношений

25

Семейное право

Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Раскрывать смысл понятия «семейные правоотношения». Определять субъекты и объекты семейных правоотношений. Называть необходимые условия заключения и расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ.  Объяснять причины имеющихся ограничений для заключения брака.

Раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей. Характеризовать пути и способы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

26

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения.

Раскрывать смысл  понятий  «трудовые  правоотношения»,

«работник», «работодатель», «занятость», «социальное обе- спечение».  Определять особенности трудовых правоотношений. Характеризовать и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни порядок заключения, изменения и рас- торжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор, основные права и обязанности субъектов трудового права. Называть и иллюстрировать примерами  виды  социального обеспечения.  Описывать возможности получения профессионального образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях. Излагать и аргументировать собственное мнение относительно выбора путей профессионального образования

27

Экологическое право

Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.

Раскрывать  смысл  понятий   «экологические  отношения»,  «благоприятная окружающая среда», «экологическое правонарушение».  Выявлять специфику  экологических  отношений.  Описывать структуру экологического права.

Перечислять объекты экологического права и основные экологические права граждан, закреплённые в Конституции РФ. Характеризовать способы защиты экологических прав.  Объяснять, почему право на благоприятную  окружающую среду является одной из современных общечеловеческих ценностей.

Аргументировать  важность   соблюдения   природоохранных и природоресурсных норм.  Приводить примеры экологических  правонарушений. Называть источники экологического права и виды юридической ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды

28

Процессуальные отрасли права

Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса Стадии уголовного процесса

Раскрывать смысл понятий «процессуальное право», «судо- производство», «гражданский процесс», «арбитражный про- цесс», «уголовный процесс», «административная юрисдикция». Описывать  основные  принципы  гражданского   и   уголовного судопроизводства. Называть законодательные акты, представляющие правила гражданского, арбитражного, уголовного судопроизводства. Перечислять участников гражданского и уголовного процессов, субъекты административной ответственности, участников производства по делам об административных правонарушениях. Характеризовать ход, стадии (этапы) прохождения дела в суде при гражданском и уголовном процессах, меры обеcпечения производства и особенности возбуждения дел об административных правонарушениях.  Выявлять особенности уголовного процесса. Раскрывать  и   обосновывать   демократический   характер суда присяжных, его значение в уголовном процессе.

Объяснять цель арбитражного процесса, возможности обжалования решений арбитражного суда. Иллюстрировать примерами процессуальные средства установления истины

29

Конституционное производство

Конституционное судопроизводство Конституционные права и обязанности гражданина РФ.

Раскрывать содержание и объяснять цель конституционного судопроизводства в РФ.

Характеризовать     требования,    предъявляемые     к    судьям Конституционного суда, и сферу их компетенции.

Описывать основные стадии конституционного судопроизводства.  Называть и иллюстрировать с помощью фактов социальной жизни принципы конституционного судопроизводства

30

Международная защита прав человека

Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Характеризовать функции и полномочия ООН и её структурных подразделений в области прав человека.

Описывать структуру и компетенции организаций, защищающих права человека, в рамках Совета Европы.  Перечислять международные соглашения по вопросам защиты прав человека.  Объяснять основную идею международных документов, направленных на защиту прав и свобод.  Называть виды международных преступлений.  Выявлять особенности международного уголовного суда и специфику судебного преследования за совершение международных преступлений.

Выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу отмены смертной казни.  231Объяснять    зависимость   успешности   создания   глобального правового пространства от деятельности международных организаций

31

Правовые основы антитеррористической политики  Российского государства

Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

Характеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму. Описывать  полномочия  органов  власти  по  противодействию терроризму.

Называть и конкретизировать основные направления де ятельности Национального антитеррористического комитета. Раскрывать роль СМИ и гражданского общества в проти водействии терроризму

32

Человек и глобальные вызовы современного общества.

Человек в  мире  информации.

Человек и ценности современного общества

Описывать влияние ускорения социально-экономического развития на глобальные проблемы современного общества. Перечислять факторы, определяющие особенности проявления глобальных проблем в постиндустриальном обществе. Объяснять значимость формирования информационной культуры и информационной компетентности.

Называть позитивные и негативные стороны влияния на общество современных средств коммуникации.

Иллюстрировать примерами результаты воздействия ин- формационных потоков, СМИ на сознание человека.

Характеризовать и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни фундаментальные ценности современного мира. Выражать свою точку зрения по вопросу места каждого человека в глобальном обществе, ответственности отдельного человека за судьбу мира.

Раскрывать смысл информации, поступающей из разных источников и представленной в разных формах.

Формулировать собственные суждения, конструировать собственный текст, используя самостоятельно найденную и отобранную информацию

33

Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание»

34

Повторительно-обобщающий урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...