Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс
рабочая программа по обществознанию

Давыдова Мария Сергеевна

Программа создана на основе УМК Л.Н. Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_10-11_klass_2021-2023_g.docx67.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №3 г.Лысково

Рассмотрена

на педагогическом совете

от _____2021г. протокол №1

Утверждена приказом

Средней школы №3 г.Лысково

от __________ №_____

Рабочая программа

по  предмету «Обществознание»

10-11 класс

(базовый уровень)

на  2021-2023 учебный  год

                                                                               

Составитель:   М.С. Давыдова,

 учитель истории и обществознания

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа базового уровня по обществознанию для среднего общего образования разработана на основе рабочей программы  

Лазебникова А.Ю. Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 10 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.Ю. Лазебникова, Н.И.Городецкая, Л.Е. Рутковская. – М.: Просвещение, 2019

Рабочая программа по обществознанию ориентирована на предметную линию учебников Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение.

  1. Обществознание. 10 класс. Учебник ФГОС Боголюбов Л.Н., Лазебникова А. Ю., Матвеев А.И.  - М: Просвещение, 2020 г.
  2. Обществознание. 11 класс. Учебник ФГОС Боголюбов Л.Н., Лазебникова А. Ю., Матвеев А.И.  - М: Просвещение, 2021 г.
  3. Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2021.
  4. Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 11 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.: Просвещение, 2021.

     

  На базовом уровне среднего общего образования (10-11 классы)  происходит закрепление ранее изученного материала и развитие возможностей интерпретации общественных явлений, углубление теоретических представлений об общественных и социальных процессах и усиление способности практического применения полученных знаний.

Задачей этого этапа преподавания и изучения обществознания является не только освоение новых знаний, но и развитие способностей самостоятельного получения знаний и их использования в реальных общественных взаимоотношениях. Особое значение приобретает понимание познания как фундаментального процесса, являющегося универсальным источником знаний, освоение различных видов познания, разделение чувственного и рационального познания, понимание критериев истины, истинного и ложного знания.

            

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

Планируемые результаты

Личностные результаты

Метапредметные

10 класс

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании

своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания

гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося

государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных

традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими

поколениями.

Регулятивные УУД:

- умение сознательно организовывать свою

познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

-  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

-  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и

возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:

- использование элементов причинно –

следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей

и зависимостей;

- определение сущностных характеристик

изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в

окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Коммуникативные УУД:

- овладение различными видами публичных

выступлений (высказывания, монолог,

дискуссия) и следование этическим нормам

и правилам ведения диалога;

- умение взаимодействовать в ходе

выполнения групповой работы, вести

диалог, участвовать в дискуссии,

аргументировать собственную точку

зрения;

- умение адекватно использовать речевые

средства для эффективного решения

разнообразных коммуникативных задач.

11класс

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании

своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, краю; необходимости поддержания

гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося

государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных

традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими

поколениями.

Регулятивные УУД:

- умение сознательно организовывать свою

познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

-  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

-  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и

возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:

- использование элементов причинно –следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в

окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Коммуникативные УУД:

- овладение различными видами публичных

выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку

зрения;

- умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

-ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

-готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

-принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

-неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

-российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

-уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

-формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

-гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

-признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

-приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;  

-готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

-способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

-формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

-эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

-положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

-уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

-осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

-готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

-готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

-физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Предметные результаты освоения учебного предмета (базовый уровень)

Планируемые результаты    10 класс

Предметные

Тема  

Учащийся научится  

Учащийся  получит  возможность

научиться

Тема 1.

Человек в

обществе.

- выделять черты социальной

сущности человека;

- выявлять роль агентов

социализации на основных этапах социализации индивида;

- раскрывать связь между

мышлением и деятельностью;

- различать виды деятельности,

приводить примеры основных видов деятельности;

- выявлять и соотносить цели,

средства и результаты деятельности;

- анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

- различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

- выявлять особенности научного познания;

различать абсолютную и относительную истины;

- иллюстрировать конкретными

примерами роль мировоззрения в жизни человека;

- выявлять связь науки и

образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном

обществе;

- выражать и аргументировать

собственное отношение к роли

образования и самообразования в жизни человека.

- характеризовать общество как

целостную развивающуюся

(динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- выявлять, анализировать,

систематизировать и оценивать

информацию, иллюстрирующую

многообразие и противоречивость социального развития;

- приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

- формулировать собственные

суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации;

иллюстрировать проявления

различных глобальных проблем.

оценивать разнообразные явления и

процессы общественного развития;

- объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его

мировоззрения;

- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;

- выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;

- систематизировать социальную

информацию, устанавливать связи в

целостной картине общества (его структурных элементов, процессов,

понятий) и представлять ее в разных

формах (текст, схема, таблица).

Тема 2. Общество как мир культуры.

- определять роль духовных

ценностей в обществе;

- распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

- различать виды искусства;

соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

- выявлять сущностные характеристики религии и ее роли в культурной жизни.

использовать полученные знания о

социальных ценностях и нормах в

повседневной жизни, прогнозировать

последствия принимаемых решений;

- применять знания о методах

познания социальных явлений и

процессов в учебной деятельности и

повседневной жизни;

- характеризовать основные методы

научного познания;

- выявлять особенности социального

познания;

- различать типы мировоззрений;

- выражать собственную позицию по

вопросу познаваемости мира и

аргументировать ее.

Тема 3.

Правовое

регулирование

общественных

отношений.

- сравнивать правовые нормы с

другими социальными нормами;

выделять основные элементы

системы права;

- выстраивать иерархию нормативных актов;

- выделять основные стадии

законотворческого процесса в

Российской Федерации;

- различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

- обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и

гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся

от выполнения конституционных обязанностей;

- аргументировать важность

Соблюдения  норм экологического права и характеризовать способы

защиты экологических прав;

- раскрывать содержание

гражданских правоотношений;

применять полученные знания о

нормах гражданского права в

практических ситуациях,

прогнозируя последствия

принимаемых решений;

- различать организационно-правовые формы предприятий;

характеризовать порядок

рассмотрения гражданских споров;

- давать обоснованные оценки

Правомерного и неправомерного

поведения субъектов семейного

права, применять знания основ

семейного права в повседневной

жизни;

- находить и использовать в

повседневной жизни информацию о

правилах приема в образовательные организации профессионального и

высшего образования;

- характеризовать условия

заключения, изменения и расторжения трудового договора;

иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

- извлекать и анализировать

информацию по заданной теме в адаптированных источниках

различного типа (Конституция РФ,

ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

объяснять основные идеи

международных документов,

направленных на защиту прав

человека.

- действовать в пределах правовых

норм для успешного решения

жизненных задач в разных сферах

общественных отношений;

- перечислять участников

законотворческого процесса и

раскрывать их функции;

- характеризовать механизм судебной

защиты прав человека и гражданина

в РФ;

- ориентироваться в

предпринимательских

правоотношениях;

- выявлять общественную опасность

коррупции для гражданина, общества

и государства;

- применять знание основных норм

права в ситуациях повседневной

жизни, прогнозировать последствия

принимаемых решений;

- оценивать происходящие события и

поведение людей с точки зрения

соответствия закону;

- характеризовать основные

направления деятельности

государственных органов по

предотвращению терроризма,

раскрывать роль СМИ и

гражданского общества в

противодействии терроризму.

11класс

Тема 1.

Экономическая

жизнь общества.

- раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

- конкретизировать примерами

основные факторы производства и факторные доходы;

- объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;

- оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь,

поведение основных участников экономики;

- различать формы бизнеса;

извлекать социальную информацию из источников различного типа о

тенденциях развития современной рыночной экономики;

- различать экономические и

бухгалтерские издержки;

- приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

- различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия

инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

- выделять объекты спроса и

предложения на рынке труда,

описывать механизм их

взаимодействия; определять причины безработицы,

различать ее виды; высказывать обоснованные суждения о направлениях

государственной политики в области занятости;

- объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать

собственное потребительское

поведение;

- анализировать практические

ситуации, связанные с реализацией

гражданами своих экономических интересов;

- приводить примеры участия

государства в регулировании

рыночной экономики;

- высказывать обоснованные

суждения о различных направлениях

экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

- различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой

национальный продукт), ВВП

(валовой внутренний продукт);

различать и сравнивать пути

достижения экономического роста.

- выделять и формулировать

характерные особенности рыночных

структур;

- выявлять противоречия рынка;

раскрывать роль и место фондового

рынка в рыночных структурах;

раскрывать возможности

финансирования малых и крупных

фирм;

- обосновывать выбор форм бизнеса в

конкретных ситуациях;

различать источники

финансирования малых и крупных

предприятий;

- определять практическое

назначение основных функций

менеджмента;

- определять место маркетинга в

деятельности организации;

- применять полученные знания для

выполнения социальных ролей

работника и производителя;

- оценивать свои возможности

трудоустройства в условиях рынка

труда;

- раскрывать фазы экономического

цикла;

- высказывать аргументированные

суждения о противоречивом влиянии

процессов глобализации на

различные стороны мирового

хозяйства и национальных экономик;

давать оценку противоречивым

последствиям экономической

глобализации;

- извлекать информацию из

различных источников для анализа

тенденций общемирового

экономического развития,

экономического развития России.

Тема 2.

Социальная

сфера.

- выделять критерии социальной стратификации;

- анализировать социальную

информацию из адаптированных источников о структуре общества и

направлениях ее изменения;

- выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах

социальные роли юношества;

- высказывать обоснованное

суждение о факторах,

обеспечивающих успешность

самореализации молодежи в

условиях современного рынка труда;

- выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации

разрешения конфликтов;

- конкретизировать примерами виды социальных норм;

характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

- различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах

последствия отклоняющегося

поведения для человека и общества;

- определять и оценивать возможную модель собственного поведения в

конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

- различать виды социальной

мобильности, конкретизировать

примерами;

- выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов,

приводить примеры способов их разрешения;

- характеризовать основные

принципы национальной политики России на современном этапе;

- характеризовать социальные

институты семьи и брака;

- раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

- характеризовать семью как

социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

- высказывать обоснованные

суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;

- формулировать выводы о роли

религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать

познавательные и проблемные

задачи;

- оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

- выделять причины социального

неравенства в истории и

современном обществе;

- высказывать обоснованное

суждение о факторах,

обеспечивающих успешность

самореализации молодежи в

современных условиях;

- анализировать ситуации, связанные

с различными способами разрешения

социальных конфликтов;

- выражать собственное отношение к

различным способам разрешения

социальных конфликтов;

- толерантно вести себя по

отношению к людям, относящимся к

различным этническим общностям и

религиозным конфессиям; оценивать

роль толерантности в современном

мире;

- находить и анализировать

социальную информацию о

тенденциях развития семьи в современном обществе;

- выявлять существенные параметры

демографической ситуации в России

на основе анализа данных переписи

населения в Российской Федерации,

давать им оценку;

- выявлять причины и последствия

отклоняющегося поведения,

объяснять с опорой на имеющиеся

знания способы преодоления

отклоняющегося поведения;

- анализировать численность

населения и динамику ее изменений

в мире и в России.

Тема 3.

Политическая

жизнь общества

- выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; различать политическую власть и

другие виды власти;

- устанавливать связи между

социальными интересами, целями и методами политической деятельности;

-высказывать                   аргументированные суждения о соотношении средств и

целей в политике;

раскрывать роль и функции

политической системы;

- характеризовать государство как центральный институт политической системы;

- различать типы политических

режимов, давать оценку роли

политических режимов различных типов в общественном развитии;

- обобщать и систематизировать

информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в

общественном развитии) демократии;

-характеризовать демократическую избирательную систему;

различать мажоритарную,

пропорциональную, смешанную избирательные системы;

- устанавливать взаимосвязь

правового государства и

гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;

- определять роль политической

элиты и политического лидера в

современном обществе;

- конкретизировать примерами роль политической идеологии;

- раскрывать на примерах

функционирование различных

партийных систем;

- формулировать суждение о

значении многопартийности и

идеологического плюрализма в

современном обществе;

- оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

- иллюстрировать примерами

основные этапы политического

процесса;

- различать и приводить примеры непосредственного и

опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

находить, анализировать

информацию о формировании

правового государства и

гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

- выделять основные этапы

избирательной кампании;

- в перспективе осознанно

участвовать в избирательных

кампаниях;

- отбирать и систематизировать

информацию СМИ о функциях и

значении местного самоуправления;

- самостоятельно давать

аргументированную оценку личных

качеств и деятельности политических

лидеров;

- характеризовать особенности

политического процесса в России;

анализировать основные тенденции

современного политического

процесса.

                                               Содержание учебного предмета

                                                                    10 класс

Название раздела, темы

Количество часов

Основное содержание курса

Тема I.

Человек в обществе

19

 Что такое общество. Общество и культура. Науки об обществе. Общество как сложная система. Социальные институты. Динамика общественного развития. Проблема общественного прогресса. Социальная сущность человека. Самосознание и самореализация. Деятельность - способ существования людей. Многообразие видов деятельности. Познавательная и коммуникативная деятельность. Многообразие человеческого знания. Свобода и необходимость в деятельности человека. Свобода и ответственность. Современное общество. Глобальная информационная экономика. Глобальная угроза международного терроризма. Противодействие международному терроризму.

Тема 2. Общество как мир культуры  

15

Духовная культура общества. Многообразие культур. Духовный мир личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Наука и её функции в обществе. Образование в современном обществе. Религия и религиозные организации. Религия и религиозные организации в современной России. Искусство. Структура искусства. Массовая культура. Средства массовой информации и массовая культура.

Тема 3. Правовое регулирование обществен

ных отношений

30

Современные подходы к пониманию права. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Право в системе социальных норм. Система права. Источники права. Виды нормативных актов. Юридическая ответственность. Предпосылки правомерного поведения. Правовая культура. Гражданин Российской Федерации. Воинская обязанность. Гражданское право. Наследование. Семейное право. Права и обязанности детей и родителей. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Социальная защита и социальное обеспечение. Экологическое право. Способы защиты экологических прав. Процессуальные отрасли права. Уголовный процесс. Конституционное судопроизводство. Основные стадии конституционного судопроизводства. Международная защита прав человека. Международные преступления и правонарушения. Правовые основы антитеррористической политики Российской Федерации. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму.

Обобщение и и контроль

4

Человек в XXIв.

Итого:

68

                                                     11 класс

Название раздела, темы

Количество часов

Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных (тестовых), практических, лабораторных работ

Тема 1. Экономическая жизнь общества

25

Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и её измерители. Понятие ВВП. Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы и темпы экономического роста. Экономическое развитие. Экономический цикл. Причины цикличного развития экономики.

Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Как действует «невидимая рука» рынка. Законы спроса и предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система. Цели деятельности фирмы. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и временные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятием. Основные
принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Функции финансового рынка. Финансовые институты. Защита прав потребителей финансовых услуг. Фондовый рынок, его инструменты и участники. Основные источники финансирования бизнеса. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Какой инструмент регулирования экономики выбрать. Налоговая система РФ. Нужна ли рынку помощь государства. Тенденции экономического развития России. Типы финансовой политики. Основы денежно-кредитной политики государства. Влияние денежно-кредитной политики на российскую экономику. Бюджетная политика. Инфляция: виды, причины и последствия. Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости.
Что такое мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Тенденции общемирового экономического развития. Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической деятельности.

Тема 2.

Социальная

сфера

15

Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы. Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность.
Что объединяет людей в нацию. Россия — многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их
преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная
политика в России.

Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Дом, в котором мы живём.

Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура. Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция.

Тема 3. Политическая жизнь общества

27

Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты.
Политические отношения. Политическая власть. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе.
Политический режим. Демократические перемены в России. Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление. Избирательная система. Избирательная кампания. Понятия политической партии и движения. Типология и функции по

литических партий. Типы партийных систем. Политическая элита.
Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства. Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической
жизни. Политическая психология. Средства массовой коммуникации
и политическое сознание. Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения. Сущность и этапы политического процесса. Политическое
участие. Политическая культура.

Заключение.

1

Общество и человек перед лицом угроз XXI в.

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование

10 класс

Общее количество часов: 68 ч.

Количество часов в неделю: 2 ч.

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Причины

корректировки

план.

факт.

Глава 1. Человек в обществе.

19

1

Введение. Что такое общество.

1

2

Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

1

3-4

Общество как сложная система.

2

5-6

Динамика общественного развития.

2

7-8

Социальная сущность человека.

2

9-10

Деятельность – способ существования людей.

2

11-12

Познавательная деятельность.

2

13.

Свобода и необходимость в деятельности человека.

1

14-15

Современное общество.

2

16-17

Глобальная угроза международного терроризма

2

18.

Повторение и обобщение по главе «Человек в обществе»

1

Глава 2. Общество как мир культуры.

15

19-20

Духовная культура общества.

2

21-22

Духовный мир личности.

2

23-24

Мораль.

2

25-26

Наука и образование.

2

27.

Религия и религиозные организации.

1

28.

Искусство.

1

29-30

Массовая культура.

2

31.

Повторение и обобщение по главе «Общество как мир культуры».

1

32.

Контрольная работа по теме «Человек в обществе. Общество как мир культуры»

1

33.

Анализ типичных ошибок контрольной работы

1

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.

30

34-35

Современные подходы к пониманию права.

2

36-37

Право в системе социальных норм.

2

38-39

Источники права.

2

40-41

Правоотношения. Правомерное поведение.

2

42-43

Гражданин Российской Федерации.

2

44-45

Гражданское право.

2

46-47

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2

48-49

Правовые основы предпринимательской деятельности.

2

50-51

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

2

52-53

Семейное право.

2

54-55

Экологическое право.

2

56-57

Процессуальные отрасли права.

2

58-59

Международная защита прав человека.

2

60.

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

1

61.

Повторение и обобщение по главе «Правовое регулирование общественных отношений»

1

62.

Повторение и обобщение по главе «Человек в обществе»

1

63.

Повторение и обобщение по главе «Общество как мир культуры».

1

64.

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

1

65.

Анализ типичных ошибок контрольной работы

1

66-68

Повторение.

3

Календарно-тематическое планирование

11 класс

Общее количество часов: 68 ч.

Количество часов в неделю: 2 ч.

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Причины

корректировки

план.

факт.

Глава 1. Экономическая жизнь общества

25

1-2

Роль экономики в жизни общества

2

3-4

Экономика: наука и хозяйство

2

5-6

Экономический рост и развитие

2

7-8

Рыночные отношения в экономике

2

9-10

Фирма в экономике

2

11-12

Финансовый рынок

2

13-14

Экономика и государство

2

15-16

Финансовая политика государства

2

17-18

Занятость и безработица

2

19-20

Мировая экономика

2

21-22

Экономическая культура

2

23

Повторение и обобщение по главе «Экономическая жизнь общества»

1

24.

Контрольная работа по теме «Экономическая жизнь общества»

1

25.

Анализ типичных ошибок контрольной работы

1

Глава 2. Социальная сфера

15

26-27

Социальная структура общества

2

28-29

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

2

30-31

Нации и межнациональные отношения

2

32-33

Семья и брак

2

34-35

Гендер как научное понятие

2

36-37

Молодёжь в современном обществе

2

38-39

Демографическая ситуация в современной России.

2

40

Повторение и обобщение по главе «Социальная сфера».

1

Глава 3. Политическая жизнь общества

27

41-42

Политика и власть

2

43-44

Политическая система

2

45-46

Гражданское общество и правовое государство

2

47-48

Демократические выборы

2

49-50

Политические партии и партийные системы

2

51-52

Политическая элита и политическое лидерство

2

53-54

Политическое сознание

2

55-56

Политическое поведение

2

57-58

Политический процесс и культура политического участия

2

59

Повторение и обобщение по главе «Политическая жизнь общества»

1

60

Повторение и обобщение по главе «Экономическая жизнь общества»

1

61

Повторение и обобщение по главе «Экономическая жизнь общества», «Социальная сфера».

1

62

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

1

63.

Анализ типичных ошибок контрольной работы

1

64.

Заключение. Общество перед лицом угроз XXIв.

1

65-68

Повторение.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...