Рабочие программы по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс)

Верлянко Арина Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №11

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора МБОУ ЕСОШ №11

____________________/А.В. Зайцева/

     приказ от «____» ________ 20___г. № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 6 класс

Количество часов: 34 часа

Учитель: Верлянко Арина Александровна

Год составления: август 2022г.

ст. Егорлыкская

2022-2023


2. Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089;

- Федеральным образовательным стандартом общего образования (2012 год) с изменениями и дополнениями;

- Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;

- Приказом Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 г. № 1015;

- Письмом Минобразования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. №24/4.11 – 4851/М;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115;

- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);

- Уставом МБОУ ЕСОШ № 11, утвержденным Постановлением Главы Егорлыкского района Ростовской области от 24.11.2014 г. № 1274.

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июля 2020 г. № 16 (ред. От 20.06.2022) «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19)»».

-  Учебным   планом    МБОУ ЕСОШ № 11 от 31.05.2022г. утвержденным педагогическим

советом протокол № 9.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Обществознание. 6   класс/ Л.Н.Боголюбов и др.-   М.: Просвещение, 2016г. 110 стр.

Согласно учебному плану МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год на изучение обществознания в 6 классе отводится 1 час в неделю (компонент образовательного учреждения), 34 часов в год.

Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2022-2023 учебном году (23.02, 24.02, 08.03), расписанием учебных занятий МБОУ  ЕСОШ №11 в условиях  пятидневной  рабочей  недели  для реализации данной программы по обществознанию в 6 классе  отводится  34 часов (1 час в неделю).  Программа будет выполнена в полном объеме.

Контрольных работ – 2. Оценочных лабораторных (практических работ) – 5.

Срок реализации рабочей программы, один год.

3. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  2. развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  3. формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение обучающимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  4. овладение обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  5. формирование у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.        

Задачи изучения обществознания в 6 классе:

  1. создание условий для социализации личности;
  2. воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  3. формирование знаний и интеллектуальных умений;
  4. воспитания уважения к семье и семейным традициям;
  5. формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
  6. воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
  7. воспитания уважения к трудовой деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса обществознания 6 класса. 

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:  

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты: 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

4. Содержание учебного предмета

Тема I. Человек в социальном измерении (11 часов). 

Человек – личность (ознакомление с новым материалом). Познай самого себя (комбинированный). Человек и его деятельность (ознакомление с новым материалом). Потребности человека (ознакомление с новым материалом). На пути к жизненному успеху (комбинированный). ПОУ по теме «Человек в социальном измерении» (обобщение и систематизация знаний).

Тема II. Человек среди людей (7 часов). 

Межличностные отношения (ознакомление с новым материалом). Человек в группе (ознакомление с новым материалом). Общение (комбинированный). Конфликты в межличностных отношениях (ознакомление с новым материалом). ПОУ по теме «Человек среди людей» (обобщение и систематизация знаний).

Тема III. Нравственные основы жизни (16 часов). 

Человек славен добрыми делами (ознакомление с новым материалом). Будь смелым (ознакомление с новым материалом. Человек и человечность (ознакомление с новым материалом). ПОУ по теме «Нравственные основы жизни» (обобщение и систематизация знаний)

Характеристика основных видов деятельности:

Индивидуальная форма предполагает, что каждый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Примерами индивидуальной формы деятельности могут быть: работа с учебником, написание эссе и докладов, выполнение проектов и т. д.

Групповая форма работы обучающихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, при изучении текстов и т. д. исключительно эффективна при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов. Видами групповой формы деятельности являются: игровая, работа в парах и иных группах, мозговой штурм и т.д.

Фронтальная форма может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями.

        

5. Тематическое планирование

№ п/п

Сроки

реализации

Наименование раздела, темы

Всего часов

Контрольные работа

(кол-во ч.)

Дидактическое обеспечение (оборудование)

1

06.09-22.11

Человек  в социальном измерении

11

К.Р. - 1

Т.В. - 1

Презентации ( СD «Обществознание 6 класс»)

2

29.11-24.01

Человек среди людей

7

П.Р. - 1

Презентации ( СD «Обществознание 6 класс»)

3

31.01-30.05

Нравственные основы жизни

16

К.Р. - 2

Т.В. - 2

Т.В. - 3

П.Р. - 2

Презентации ( СD «Обществознание 6 класс»)

Итого:

      34ч

КР2

  1. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Формы контроля

План

Факт

ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

11 ч

1

06.09

Что изучает предмет «Обществознание»

1

2

13.09

Человек – личность

1

3

20.09

Человек – познает мир

1

4

27.09

Человек и его деятельность

1

5

6

04.10

11.10

Потребности человека

2

7

18.10

25.10

На пути к жизненному успеху

2

8

08.11

Социализация личности

1

9

15.11

Творческая работа №1

1

ТР №1

10

22.11

Контрольная работа №1

1

КР №1

ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ

7 ч

11

29.11

Межличностные отношения

1

12

13

06.12

13.12

Человек в группе

2

14

20.12

Общение

1

15

16

27.12

17.01

Конфликты в межличностных отношениях

2

17

24.01

Практическая работа №1 по главе «Человек среди людей».

1

ПР№1

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ

16 ч.

18

31.01

Человек славен добрыми делами

1

19

07.02

Учимся добру

1

21

22

14.02

21.02

Будь смелым

2

23

28.02

Человек и человечность

1

24

25

07.03

14.03

Семейные отношения

2

26

28.03

Контрольная работа №2

1

КР№2

27

04.04

Творческая работа №2

1

ТР№2

28

11.04

Борьба с коррупцией

1

29

18.04

Мир увлечений

1

30

25.04

Труд человека

1

31

02.05

Практическая работа №2

1

ПР№2

32

16.05

Творческая работа №3

1

ТР№3

33

23.05

Повторительно-обобщающий урок

1

34

30.05

Повторительно-обобщающий урок

1

                                             ИТОГ:

34 ч

ТР3

ПР2

КР2

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №11

от «____» ___________ 2022г. № ________

Председатель МС

___________________/Сагайдак Ю.В./

СОГЛАСОВАНО

           Заместитель директора по УВР

           __________________/Сагайдак Ю.В./

            «____» ___________ 2022г.

  1. Лист корректировки рабочей программы

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора ОУ ______________/А.В. Зайцева/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора  ОУ ______________/ А.В. Зайцева /

Приказ «____» __________20___г.   № _______

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора ОУ ______________/ А.В. Зайцева /

Приказ «____» __________20___г.   № _______



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №11

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора МБОУ ЕСОШ №11

____________________/А.В. Зайцева/

     приказ от «____» ________ 20___г. № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 7 класс

Количество часов:  34 часа

Учитель: Верлянко Арина Александровна

Год составления: август 2022г.

ст. Егорлыкская

2022-2023

2.  Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании)от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089;

- Федеральным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г.№ 373(п.19.5);

- Федеральным образовательным стандартом основного общего образования с изменениями и дополнениями, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г.

№ 1887 (п.18.2.2);

- Федеральным образовательным стандартом общего образования (2012 год) с изменениями и дополнениями;

- Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа2010 г. № 03-48;

- Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;

- Приказом Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 г. № 1015;

- Письмом Минобразования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. №24/4.11 – 4851/М;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115;

- ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);

- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);

- Уставом МБОУ ЕСОШ № 11, утвержденным Постановлением Главы Егорлыкского района Ростовской области от 24.11.2014 г. № 1274.

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июля 2020 г. № 16 (ред. От 20.06.2022) «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19)»».

- Учебник: Обществознание. 7  класс/ Л.Н.Боголюбов и др.-   М.:Просвещение, 2016. 159 стр.

Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год, наличием выходных и праздничных дней (23.02, 24.02, 08.03, 01.05, 08.05, 09.05)  в 2022-2023 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ  ЕСОШ №11 в условиях  пятидневной  рабочей  недели  для реализации данной программы по обществознанию в 7 классе  отводится  34 часов (1 час в неделю).

Контрольных работ – 3. Оценочных лабораторных (практических работ) – 4.

Срок реализации рабочей программы, один год.

3. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;

- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;

- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

Знаниями:

- ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);

- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

- основных информационных источников по историческим периодам;

- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;

Умениями:

- извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);

- сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

- различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

- давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

- на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;

- применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей древнего общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения:

– передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

– проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

– составлять план, тезисы конспекта;

– уверенно выражать свои мысли в монологической либо диалогической речи;

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

4. Содержание учебного курса

Регулирование поведения людей в обществе (14 ч)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Человек в экономических отношениях (12 ч)

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. Экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

Человек и природа (8 ч)

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой.

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

5. Тематическое планирование

№ п/п

Сроки

реализации

Наименование раздела, темы

Всего часов

Контрольные работы

(кол-во ч.)

Дидактическое обеспечение (оборудование)

1.

06.09-.29.11

Регулирование поведения человека в обществе

14ч

К.Р. - 1

Т.Р. - 1

 Карты, презентации (СD «История Нового времени» с использованием ИКТ)

2.

06.12-28.03

Человек в экономических отношениях

12 ч

К.Р. - 2

Т.Р. - 2

Т.Р. - 3

Карты, презентации (СD «История Нового времени» с использованием ИКТ)

3.

04.04.-30.05

Человек и природа

8 ч.

П.Р. - 1

И.К.Р. - 1

Карты, презентации (СD «История Нового времени» с использованием ИКТ)

ИТОГО:

      34

 К.Р. - 2

И.К.Р. - 1      

П.Р. - 1

 Т.Р. - 3

6. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Формы контроля

План

Факт

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

12 ч

1

06.09

Введение

1

2

13.09

Что значит жить по правилам?

1

3

20.09

Права и обязанности граждан

1

4

27.09

Права ребенка и их защита.  Особенности правового статуса несовершеннолетних

1

5

04.10

Почему важно соблюдать закон?

1

6

11.10

Защита Отечества. Военная служба

1

7

18.10

Для чего нужна дисциплина?

1

8

25.10

Виновен-отвечай

1

9

08.11

Творческая работа №1

1

ТР№1

10

15.11

Кто стоит на страже закона

1

11

22.11

Повторительно-обобщающий урок

1

12

29.11

Контрольная работа №1 на тему «Регулирование поведения людей в обществе»

1

КР№1

ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

14 ч

13

06.12

Экономика и ее основные участники

1

14

13.12

Мастерство работника

1

15

20.12

Творческая работа №2

1

ТР№2

16

27.12

Производство: затраты, выручка, прибыль

1

17

17.01

Производство: затраты, выручка, прибыль

1

18

24.01

Виды и формы бизнеса

1

19

31.01

Виды и формы бизнеса

1

20

07.02

Обмен, торговля, реклама

1

21

14.02

Творческая работа №3

1

ТР№3

22

21.02

Деньги и их функции

1

23

28.02

Деньги и их функции

1

24

07.03

Экономика семьи

1

25

14.03

Повторительно-обобщающий урок

1

26

28.03

Контрольная работа №2 «Человек в экономических отношениях»

1

КР№2

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

8 ч.

27

04.04

Воздействие человека на природу

1

28

11.04

Охранять природу – значит охранять жизнь

1

29

18.04

Заповедники России

30

25.04

Закон на страже природы

1

31

02.05

Практическая работа №1 «Человек и природа»

1

ПР№1

32

16.05

Итоговая контрольная работа за 7 класс

1

ИКР№1

33

23.05

Повторительно-обобщающий урок

1

34

30.05

Повторительно-обобщающий урок

1

                                            ИТОГ:

34 ч

ИКР1

КР2

ПР1

ТВ3

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №11

от «____» ___________ 2022г. № ________

Председатель МС

___________________/Сагайдак Ю.В./

СОГЛАСОВАНО

           Заместитель директора по УВР

           __________________/Сагайдак Ю.В./

            «____» ___________ 2022г.

7. Лист корректировки рабочей программы

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора ОУ ______________/А.В. Зайцева/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора  ОУ ______________/ А.В. Зайцева /

Приказ «____» __________20___г.   № _______

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора ОУ ______________/ А.В. Зайцева /

Приказ «____» __________20___г.   № _______



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №11

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора МБОУ ЕСОШ №11

____________________/А.В. Зайцева/

     приказ от «____» ________ 20___г. № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 8 класс

Количество часов: 34 часов

Учитель: Верлянко Арина Александровна

Год составления: август 2022г.

ст. Егорлыкская

2022-2023

2. Пояснительная записка

 Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089;

- Федеральным образовательным стандартом общего образования (2012 год) с изменениями и дополнениями;

- Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;

- Приказом Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 г. № 1015;

- Письмом Минобразования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. №24/4.11 – 4851/М;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115;

- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);

- Уставом МБОУ ЕСОШ № 11, утвержденным Постановлением Главы Егорлыкского района Ростовской области от 24.11.2014 г. № 1274.

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июля 2020 г. № 16 (ред. От 20.06.2022) «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19)»».

-  Учебным   планом    МБОУ ЕСОШ № 11 от 31.05.2022г. утвержденным педагогическим

советом протокол № 9.

- Учебный план МБОУ ЕСОШ №11 на 2022 - 2023 учебный год.

- Календарный учебный график МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год.

- Учебник: Обществознание. 8   класс/ Л.Н.Боголюбов и др.-   М.:Просвещение, 2016. 223 стр.

Согласно учебному плану МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год на изучение обществознания в 8 классе отводится 1 час в неделю (компонент образовательного учреждения), 34 часов в год.

Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №11 на 2021-2022 учебный год, наличием выходных и праздничных дней (23.02, 24.02, 08.03, 01.05, 09.05)  в 2022-2023 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ  ЕСОШ №11 в условиях  пятидневной  рабочей  недели  для реализации данной программы по обществознанию в 8 классе  отводится  34 часов (1 час в неделю).

Контрольных работ – 2, самостоятельных работ – 2.

Срок реализации рабочей программы, один год.

3. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

В соответствии с ФГОС ООО и ООП ООО школы данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».      

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. навыки смыслового чтения;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
  12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты изучения:

  1. формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
  2. овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
  3. формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
  4. формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
  5. развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
  6. воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

4. Содержание учебного курса

РАЗДЕЛ I. Общество и человек (7 ч.)

Тема 1. Что такое общество

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

Основные понятия: «человек-биосоциальное существо»

Тема 2. Человек, природа, общество

Природа и её значение в жизни человека. Связь человека с природой. Неразумное отношение человека к природе.

Тема 3-4. Общество как форма жизнедеятельности людей.

Понятие «Общество» и основные её сферы. Формы социальных норм. Ступени развития общества.

Тема 5. Социальный прогресс и развитие общества

Эволюция обществ. Закон ускорения истории. Социальные изменения и его формы. Социальный прогресс и регресс. Глобальные проблемы современности.

Тема6.Личность и социальная среда. Личность и факторы ее формирования. Биологическое и социальное в человеке. Соотношение понятий «личность», «индивид», «человек».

Основные понятия: личность, индивид, человек.

Тема7. Самостоятельная работа по теме «Личность и общество»

Тема8.Потребности человека. Потребности человека. Удовлетворение потребностей. Классификация и иерархия потребностей. Основные понятия: потребности человека, удовлетворение потребностей, иерархия потребностей, физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, престижные потребности, духовные потребности.

Обобщающий контроль

РАЗДЕЛ II. Сфера духовной культуры (8 ч.)

Тема 9. Сфера духовной жизни.

Понятие «Духовная сфера» жизни общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.

Тема 10. Мораль

Понятия «мораль и нравственность», «добро и зло». Основные ценности и нормы морали.Тема Тема 11. Долг и совесть

Понятие «долг и совесть», «долг общественный и долг моральный», «объективные обязанности».

Тема 12. Моральный выбор и ответственность

Рассмотрение понятий «моральный выбор» Свобода- как ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Анализ собственных помыслов и поступков.

Тема 13-14. Образование.

Приоритетность образования Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в РФ. Непрерывность в образовании.

Тема 15. Наука и её влияние на развитие общества

Понятие «наука»- как особой системы знаний.  Роль науки в современном обществе. Нравственные принципы труда ученых. Возрастные роли современной науки.

Тема 16. Религия как одна из форм культуры

Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Понятие «свободы совести и вероисповедания».

Обобщающий контроль.

РАЗДЕЛ III.Социальная сфера (5ч.)

Тема 17. Социальная структура общества

В чем выражаются социальное неравенство. Определение понятия «социальной мобильности», «социальной лестницы». Основные признаки социальной группы и их виды. Какую роль играют социальные конфликты в развитии общества.

Тема 18. Социальные статусы и роли

Что определяет статус человека. Рассмотрение понятий «предписанный» и «достигаемый» статус. Понятие «социальная роль» и «гендер». Как закрепляются гендерные роли.

Тема 19. Нация и межнациональные отношения

Что такое нация. Соотношение понятий «нация» и «этнос». Рассмотрение понятий «национальная гордость», «национальные традиции». Межнациональные отношения в современном обществе. В чем кроется опасность межнациональных конфликтов.

Тема 20. Отклоняющееся поведение

Рассмотрение понятия «отклоняющееся поведение». В чем выражается негативное отклоняющееся поведение. Основные причины распространения алкоголизма и наркомании.

Тема21. Контрольная  работа по теме: «Социальная сфера»

РАЗДЕЛ IV. Экономика (14.)

Тема22. Экономика и её роль в жизни общества

Понятие «Потребности и ресурсы». Экономический выбор и альтернативная стоимость, как определить альтернативную стоимость. В чем заключается сложность экономического выбора.

Тема 23. Главные вопросы экономики

Способы повышения эффективности производства. Экономические системы и её функции. Типы экономических систем. Понятие «командная» и «смешанная» экономика.

Тема 24. Собственность

Понятия «Имущественные отношения». Формы собственности в РФ. Защита прав собственности.

Тема 25. Рыночная экономика

Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Понятие рыночного равновесия.

Тема 26. Производство- основа экономики

Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Распределение труда и специализация.

Тема 27. Предпринимательская деятельность

Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и её основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство.

Тема 28. Роль государства в экономике

Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет.

Тема 29. Распределение доходов. Потребление.

Понятие о доходах и прожиточного минимума. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Семейное потребление. Страховые услуги. Экономические основы прав потребителей.

Тема 30. Инфляция и семейная экономика

Понятие о номинальных и реальных доходах. Формы сбережения граждан. Банковские услуги. Безработица, её причины и последствия Рассмотрение понятия «безработица» и «занятость». Причины безработицы.

Тема 31. Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство и внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы волют и какие условия на них влияют.

Тема 32. Контрольная работа по теме «Экономика и её роль в жизни общества»

Тема 33. Урок практикум

Тема 33. Урок обобщения по изученным темам

5. Тематическое планирование.

№ п/п

Сроки реализации

Наименование раздела, темы

Всего часов

Контрольные работы (кол-во часов)

Дидактическое обеспечение (оборудование)

1

06.09-18.10

Общество и человек

7

С.Р. - 1

Презентации (СD«Обществознание 8 класс»)

2

25.10-20.12

Сфера духовной культуры

8

К.Р. - 1

Презентации (СD«Обществознание 8 класс»)

3

27.12-07.02

Социальная сфера

5

С.Р. - 2

Презентации (СD«Обществознание 8 класс»)

  4

14.02-30.05

Экономика

14

К.Р. -  2

Презентации (СD«Обществознание 8 класс»)

Итого:

34

К.Р. -  2

С.Р. -  2


6. Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения урока

Наименование раздела,  темы

Количество часов

Формы контроля

План

Факт

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

7 ч.

1

06.09

Вводный урок

1

2

13.09

Что делает человека человеком?

1

3

20.09

Человек, общество, природа

1

4

27.09

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

5

04.10

Развитие общества

1

6

11.10

Как стать личностью

1

7

18.10

Самостоятельная работа №1 по теме «Личность и общество»

1

СР №1

СФЕРА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

8 ч.

8

 25.10

Сфера духовной жизни

1

9

08.11

Мораль

1

10

15.11

Долг и совесть

1

11

22.11

Моральный выбор и ответственность

1

12

29.11

Образование

1

13

06.12

Наука в современном обществе

1

14

13.12

Религия как одна из форм культуры

1

15

20.12

Контрольная работа №1

1

КР №2

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

5 ч.

16

27.12

Социальная структура общества

1

17

17.01

Социальные статусы и роли

1

18

24.01

Нация и межнациональные отношения

1

19

31.01

Отклоняющееся поведение

1

20

07.02

Самостоятельная работа по теме: «Социальная сфера » №2

1

СР№2

ЭКОНОМИКА

14 ч.

21

14.02

Экономика и её роль в жизни общества

1

22

21.02

Главные вопросы экономики

1

23

28.02

Собственность

1

24

07.03

Рыночная экономика

1

25

14.03

Производство -  основа экономики

1

26

28.03

Предпринимательская деятельность

1

27

04.04

Роль государства в экономике.

1

28

11.04

Распределение доходов.

1

29

18.04

Потребление. Инфляция и семейная экономика.

1

30

25.04

Инфляция и семейная экономика. Безработица, её причины и последствия

1

31

02.05

Мировое хозяйство и международная торговля

1

32

16.05

Контрольная  работа по теме «Экономика и её роль в жизни общества» №2

1

КР №2

33

23.05

Урок - практикум

1

34

30.05

Обобщающий урок по изученным темам

1

ИТОГО:

34 ч.

СР 2

КР 2

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №11

от «____» ___________ 2022г. № ________

Председатель МС

___________________/Сагайдак Ю.В./

СОГЛАСОВАНО

           Заместитель директора по УВР

           __________________/Сагайдак Ю.В./

            «____» ___________ 2022г.

7. Лист корректировки рабочей программы

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора ОУ ______________/А.В. Зайцева/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора  ОУ ______________/ А.В. Зайцева /

Приказ «____» __________20___г.   № _______

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора ОУ ______________/ А.В. Зайцева /

Приказ «____» __________20___г.   № _______



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №11

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора МБОУ ЕСОШ №11

____________________/А.В. Зайцева/

     приказ от «____» ________ 20___г. № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 9 класс

Количество часов: 34 часов

Учитель: Верлянко Арина Александровна

Год составления: август 2022г.

ст. Егорлыкская

2022-2023

2. Пояснительная записка

 Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089;

- Федеральным образовательным стандартом общего образования (2012 год) с изменениями и дополнениями;

- Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;

- Приказом Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 г. № 1015;

- Письмом Минобразования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. №24/4.11 – 4851/М;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115;

- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);

- Уставом МБОУ ЕСОШ № 11, утвержденным Постановлением Главы Егорлыкского района Ростовской области от 24.11.2014 г. № 1274.

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июля 2020 г. № 16 (ред. От 20.06.2022) «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19)»».

-  Учебным   планом    МБОУ ЕСОШ № 11 от 31.05.2022г. утвержденным педагогическим

советом протокол № 9.

- Календарный учебный график МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год.

- Учебник: Обществознание. 9   класс/ Л.Н.Боголюбов и др.-   М.:Просвещение, 2016. стр. 209

Согласно учебному плану МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год на изучение обществознания в 9 классе отводится 1 час в неделю (компонент образовательного учреждения), 34 часов в год.

Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год, наличием выходных и праздничных дней (23.02., 24.02, 08.03, 01.05, 09.05) в 2022-2023 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ  ЕСОШ №11 в условиях  пятидневной  рабочей  недели  для реализации данной программы по обществознанию в 9 классе  отводится  34 часов (1 час в неделю).

Контрольных работ – 2, самостоятельных - 2. Оценочных лабораторных (практических работ) – 3.

Срок реализации рабочей программы, один год.

3. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Методической основой изучения курса обществознания в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков посвящается вопросам теории права,  другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляется в определенной мере систематизированные знания о праве.

Личностные результаты:

мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные  результаты

умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на:

использование элементов причинно-следственного анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

подкрепление изученных положений конкретными примерами;

оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Далее представлены предметные учебные действия к концу 9 класса соответственно темам.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

• объяснять роль политики в жизни общества; 

• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

• различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

• характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

• характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

• раскрывать достижения российского народа;

• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

• характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

• характеризовать систему российского законодательства;

• раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

• характеризовать гражданские правоотношения;

• раскрывать смысл права на труд;

• объяснять роль трудового договора;

• разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

• характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

• характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

• раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

4. Содержание учебного курса

Политика (9 ч.):

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Право (25 ч.):

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Повторение и обобщение материала.

5. Тематическое планирование.

№ п/п

Сроки реализации

Наименование раздела, темы

Всего часов

Контрольные работы (кол-во часов)

Дидактическое обеспечение (оборудование)

1

07.09 – 09.11

Политика

9 ч.

К.Р. - 1

Презентации (СD«Обществознание 8 класс»)

2

16.11. – 24.05

Право

25 ч.

К.Р. - 2

П.Р. - 1

П.Р. - 2

П.Р. - 3

С.Р. - 1

Презентации (СD«Обществознание 8 класс»)

Итого

34

К.Р. - 2

С.Р. -  1

П.Р. - 3


6. Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения урока

Наименование раздела,  темы

Количество часов

Формы контроля

План

Факт

ПОЛИТИКА

9 ч.

1

07.09

Вводный урок

1

2

14.09

Политика и власть

1

3

21.09

Государство

1

4

28.09

Политические режимы

1

5

05.10

Правовое государство

1

6

12.10

Гражданское общество и государство

1

7

19.10

Участие граждан в политической жизни

1

8

226.10

Контрольная работа №1

1

КР №1

9

09.11

Политические партии и движения

1

ПРАВО

25 ч.

10

 16.11

Роль права в жизни человека, общества и государства

1

11

23.11

Правоотношения и субъекты права

1

12

30.11

Правонарушение и юридическая ответственность

1

13

07.12

Правоохранительные органы

1

14

14.12

Конституция Российской Федерации

1

15

21.12

Основы конституционного строя Российской Федерации

1

16

28.12

Права и свободы человека и гражданина

1

17

11.01

Права и свободы человека и гражданина

1

18

18.01

Гражданские правоотношения

19

25.01

Самостоятельная работа №1

1

СР №1

20

01.02

Право на труд. Трудовые правоотношения

21

08.02

Семейные правоотношения

1

22

15.02

Практическая работа №1

1

ПР №1

23

22.02

Административные правоотношения

1

24

01.03

Уголовно – правовые отношения

1

25

15.03

Практическая работа №2

1

ПР №2

26

29.03

Социальные права

1

27

05.04

Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

28

12.04

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

29

19.04

Повторительно – обобщающий урок

1

30

25.04

Контрольная работа №2

1

КР №2

31

03.05

Ролевая игра «Я гражданин России»

1

32

10.05

Повторительно – обобщающий урок

1

33

17.05

Практическая работа №3

1

ПР №3

34

24.05

Повторительно – обобщающий урок

1

ИТОГО:

34 ч.

ПР 3

КР 2

СР1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №11

от «____» ___________ 2022г. № ________

Председатель МС

___________________/Сагайдак Ю.В./

СОГЛАСОВАНО

           Заместитель директора по УВР

           __________________/Сагайдак Ю.В./

            «____» ___________ 2022г.

7. Лист корректировки рабочей программы

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора ОУ ______________/А.В. Зайцева/

Приказ «____» __________20___г.   № _______

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора  ОУ ______________/ А.В. Зайцева /

Приказ «____» __________20___г.   № _______

№ урока по КТП

До корректировки

Способ корректи

ровки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Дата

Тема урока

Количество часов

Дата

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________/__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора ОУ ______________/ А.В. Зайцева /

Приказ «____» __________20___г.   № _______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...