Программа курса по выбору 9 класс "Права человека"
элективный курс по обществознанию (9 класс)
Программа курса по выбору 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_cheloveka_9_klass_kurs_po_vyboru.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Рабочая программа
курса по выбору «Права человека»
для 9 класса
на 2022-2023 учебный год
Учитель:
Казаев Алексей Ильдусович
г. Когалым
2022 г.
Пояснительная записка
Программа курса по выбору составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования и программы «Основы права 9 класс» (Автор Никитин А.Ф. – М.: Дрофа, 2006 г.)
Рабочая программа рассчитана на 17 часов из расчета 1 час в неделю.
Цель преподавания курса по выбору «Права человека» для учащихся 9 класса заключается в формировании научного представления об основных принципах правовой системы Российской Федерации, умения эффективно и достоверно применять правовые знания в повседневной жизни, вырабатывать свою гражданскую позицию по правовым вопросам и аргументировано отстаивать ее, осознавать основные положения и ценности правового государства и гражданского общества, усвоить свои гражданские права и обязанности как гражданина страны.
Курс «Права человека» направлен на повышение уровня и качества подготовки выпускников в гуманитарной части, получение, дополнение и систематизацию знаний по правовой сфере общественных отношений.
Задачи изучения дисциплины определяются исходя из цели данного курса:
- показать, что правоведение есть наука о важных объективных юридических отношениях в человеческом сообществе, которая научно обосновывает юридические процессы, а вместе с этим создает предпосылки для научного познания и понимания основополагающих юридических законов;
- совершенствовать уровень правовой культуры учащихся;
- научить понимать права и обязанности, насилие и ненасилие в человеческом поведении, юридическую ответственность за деяние;
- в первоначальном приближении выработать основные знания о праве, выраженные правовой теорией через систему юридических понятий, и на этой основе сформировать логическую форму правового мышления.
Поскольку курс «Права человека» является по своему характеру комплексной дисциплиной стоящей на взаимодействии с различными областями гуманитарного знания, с выходом на практическую сферу, можно выделить следующие конкретные требования к изучающему дисциплину учащемуся, исходя из цели и задач данного курса, а также содержания государственного стандарта.
Учащиеся должны знать:
-определение государства и права, их роль в жизни общества;
- нормы права и нормативно-правовые акты;
- основные правовые системы современности;
- международное право как особая система права;
- источники российского права;
- закон и подзаконные акты;
- система и отрасли российского права;
- понятие правонарушения и юридической ответственности, значение законности и правопорядка в современном обществе;
- определение правового государства;
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- особенности федерального устройства России, систему органов государственной власти и Российской Федерации;
- понятие гражданского правоотношения;
определение физических и юридических лиц;
- право собственности;
- основные положения наследственного права;
- правовое регулирование брачно-семейных отношений, взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей, ответственность по семейному праву;
- трудовой договор, трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение;
- административные правонарушения и административная ответственность;
- понятие преступления, уголовная ответственность за совершение преступления;
- экологическое право;
-особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности;
- правовые основы защиты государственной тайны;
- законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
Реализация элективного курса способствует:
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные знания, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.
Ожидаемый результат. Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:
-находить, систематизировать и анализировать политическую информацию;
- рассматривать политические события с точки зрения их политической природы;
- ориентироваться в современной политической деятельности;
- определять и представлять собственное отношение к политическим процессам в современном мире;
- осуществлять поиск информации представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из адаптированных, оригинальных текстов знания по заданной теме;
- готовить устное выступление, творческую работу по выбранной теме.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в средствах массовой информации;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- ориентировка в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции.
Изучение курса предполагает использование нестандартных форм и методов ведения занятий: сочетание теоретических знаний по базовым предметам с реализацией практической парадигмы при использовании интерактивных форм работы. Проведение деловых и ролевых игр, работа с разного вида источниками, «мозговые штурмы», мини – исследования позволят сформировать устойчивый интерес к праву.
Форма промежуточного контроля может быть различной: тесты, устные ответы, рефераты, практические работы. Результат фиксируется в журнале в виде отметки по пятибалльной системе.
Календарно-тематический план курса по выбору в 9 классе
«Права человека»
17 часов
№ | Тема и основное содержание | Кол-во часов | Формы контроля | Дата проведения | Примечания | |
1 | Ведение Из истории права Право Древней Руси. Русская правда. Право русского централизованного государства. Право Российской империи. Советское право. Практическая часть Работа в группах с историческими источниками | 1 | беседа | |||
2 | Современное понятие права. Естественное право. Позитивное право. Закон и право. Всеобщая декларация. Конвенция о правах ребенка. Практическая часть: работа в группах с правовыми документами | 1 | Работа с понятиями и документами, Всеобщая декларация, Конвенция о правах ребенка | |||
3 | Конституция РФ. Конституционное право. Закон высшей юридической силы. Ценности,закон,неотъемлимые права человека.Человек,его права и свободы –высшая ценность.Политический экстремизм.Конституционный строй. Практическая часть: решение задач, смоделированных учителем. | 1 | Тестирование, возможен «круглый стол», смертная казнь: за и против | |||
4 | Гражданские права человека Понятия гражданских прав. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация. Запрет рабства и пыток. Право на жизнь. Смертная казнь. Право на достоинство и честь, свободу и личную неприкосновенность. Равенство перед законом. Практическая часть: решение задач, смоделированных учителем. | 1 | Решение проблемных задач. | |||
5 | Социально-экономические права Понятие социально-экономических прав. Содержание. Право владеть имуществом, на труд и защиту от безработицы, на свободный выбор профессии, на отдых, на социальное обеспечение. Практическая часть: работа в группах с Конституцией РФ | 1 | Решение теста. | |||
6 | Политические права Понятие политических прав. Основные политические права: на свободу убеждений ,на свободу мирных собраний и ассоциаций, принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей. Цензура. Связь политических прав с гражданством. Практическая часть: анализ статей Конституции РФ 29-32 Культурные права Понятие культурных прав. Основное содержание: право на образование. участвовать в культурной и научной жизни общества. Деятельность ЮНЕСКО по борьбе с неграмотностью. Практическая часть: решение правовых задач по данной теме в парах. | 1 | Индивидуальное сообщение о нарушении или соблюдении политических и культурных прав человека Выполнение заданий ГИА | |||
7 | Возможность и механизмы защиты прав человека. Суд. Адвокат. Прокурор. Полиция. Нотариус. Работа суда, суд присяжных заседателей, роль прокурора, адвоката и свидетелей в суде, ответственность за дачу ложных показаний, педагог в суде по делу несовершеннолетних. Задачи прокуратуры: надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор при рассмотрении дел в судах и т.д.Судьи. Особенности профессиональной деятельности адвокатов. Особенности профессиональной деятельности следователей. Профессия нотариуса. Практическая часть: составление схем о направлениях деятельности правоохранительных органов, решение задач, смоделированных учителем и обучающимися. | 1 | Функции правоохранительных органов. Деловая игра «Судебное заседание» | |||
8 | Основы административного права Подросток, как участник административных отношений. Административная ответственность несовершеннолетних. Кодекс РФ об административных пранонарушениях. Административные правонарушения, их признаки и виды. Административные наказания, их виды. Практическая часть: анализ и решение задач по данной теме. | 1 | Выполнение задания ОГЭ поданной теме. | |||
9 | Основы уголовного права России Уголовнй кодекс РФ. Понятие преступления, отличие от проступка. Состав преступления, неоднократность преступлений, совокупность преступлений ,рецидив преступлений. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, уголовная ответственность Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Практическая часть: решение практических задач по данной теме. | 1 | Моделирование жизненной ситуации | |||
10 | Уголовная ответственность. Уголовное наказание ,его цели. Виды наказания. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних Практическая часть: работа с УК РФ. | 1 | Подобрать информацию о подростках, находящихся в местах лишения свободы | |||
11 | Права ребенка в семье. Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений. Семейный кодекс РФ. Психологический климат в семье. Факторы,влияющие на семейные отношения. Социальные роли в семье. Проблемы «отцов и детей»Предупреждение конфликтов. Практическая часть: выполнение психологического теста «Список претензий»,рассмотрение жизненных ситуаций, смоделированных учителем и обучающимися | 1 | Написать эссе: «Какие изменения я хотел бы внести в семейный кодекс». | |||
12 | Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Трудовые отношения. Трудовой договор. Права и обязанности работника. Особенности правового статуса несовершеннолетних по трудовому законодательству. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Льготы несовершеннолетним работникам. Условия расторжения трудового договора. Практическая часть: работа со статьей Конституции РФ 37,решение правовых задач, смоделированных учителем по данной теме. | 1 | Смоделировать жизненную ситуацию «Расторжение трудового договора» | |||
13 | Гражданин и государство Кто такой гражданин и как им стать . Право на гражданство. Понятие гражданства. Закон РФ «О гражданстве». Понятия «гражданин» и «человек» Свобода выбора места жительства Представление о честном человеке и гражданине. Общество, общественное участие. Государство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной символики. Гражданский долг. Гражданин и благо страны. Практическая часть: работа в группах с источником «О гражданстве в РФ»(условия приобретения гражданства ) | 1 | Гражданин в произведениях литературы и истории | |||
14 | Гражданин и защита Отечества. Для чего нужна армия. Назначение армии. Сущность службы в армии как исполнение гражданского долга. Причины уклонения некоторых людей от службы в армии. АГС. Основные направления подготовки к армейской службе. Ответственность за уклонение от службы в армии. Практическая часть: обсуждение проблем в российской армии(по группам) | 1 | . Работа с понятиями: военная служба, контракт о прохождении военной службы, АГС, воинский учет | |||
15 | Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени. Международное гуманитарное право, его цели и содержание. Источники. Субъекты международного гуманитарного права. Основные нормы международного гуманитарного права. Дети и война. Защита детей во время вооруженных конфликтов. Ответственность за нарушение международного гуманитарного права. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. Практическая часть: работа в группах с раздаточным материалом(извлечения из Женевской конвенции и Дополнительного протокола к ней).Примеры из современной общественной жизни, подготовленные учителем и приведенные обучающимися. | 1 | Подбор материалов из сми по данной теме. | |||
16 | Обобщение по курсу «Я – гражданин России» Личность Понятие индивидуалиности личности. Особенности личности гражданина. Особенности гражданских чувств и мотивов. Правовой статус гражданина России. Права и обязанности несовершеннолетних. | 1 | Сочинение-эссе «Я-личность?Я-личность. Я-личность!» | |||
17 | Резерв (Возможны встречи с работниками полиции и др. представителями правоохранительных органов власти, экскурсии на заседание суда) | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору для 9 класса "Экология человека"
В настоящее время, очевидно, что человечество вступило в критический период своей истории – эпоху экологического кризиса,...
Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»
Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...
Курс по выбору: «Физика. Человек. Окружающая среда»
Курс по выбору: «Физика. Человек. Окружающая среда» 9 класс...
Программа курса по выбору. «Окружающая среда и здоровье человека». 9 класс.
Прог Программа рассчитана на учеников 9 класса, уже ознакомившихся с основами биологических наук, с иерархичес...
Рабочая программа курса по выбору "Анатомия и физиология человека", для 9 класса.
Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе профильного медико-биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений учащихся о с...
Рабочая программа курса по выбору "От клетки к человеку" 10-11 класс
В материале представлена программа курса по выбору по биологии "От клетки к человеку" для 10 и 11 класса. Данную программу можно использовать для более углубленного уровня биологии в профиль...
Программа курса по выбору "Человек в биосфере"
Программа разработана для обучающихся 10-х классов...