Программа курса по выбору 9 класс "Права человека"
элективный курс по обществознанию (9 класс)

Казаев Алексей Ильдусович

Программа курса по выбору 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_cheloveka_9_klass_kurs_po_vyboru.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Рабочая программа

 курса по выбору «Права человека»

для 9  класса

на 2022-2023 учебный год

                                                                             

                                                                                                       

                                                                              Учитель:

                                                                             Казаев Алексей Ильдусович

                                                                             

г. Когалым

2022 г.

Пояснительная записка

Программа  курса по выбору составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования и программы «Основы права 9 класс» (Автор Никитин А.Ф. – М.: Дрофа, 2006 г.)

Рабочая программа рассчитана на 17 часов из расчета 1 час в неделю.

Цель преподавания курса по выбору  «Права человека» для учащихся 9 класса заключается в формировании научного представления об основных принципах правовой  системы Российской Федерации, умения эффективно и достоверно применять правовые знания в повседневной жизни, вырабатывать свою гражданскую позицию по правовым вопросам и аргументировано отстаивать ее, осознавать основные положения и ценности правового государства и гражданского общества, усвоить свои гражданские права и обязанности как гражданина страны.

Курс «Права человека» направлен на повышение уровня и качества подготовки выпускников в гуманитарной части, получение, дополнение и систематизацию знаний по правовой сфере общественных отношений.

Задачи изучения дисциплины определяются исходя из цели данного курса:

- показать, что правоведение есть наука о важных объективных юридических отношениях в человеческом сообществе, которая научно обосновывает юридические процессы, а вместе с этим создает предпосылки для научного познания и понимания основополагающих юридических законов;

- совершенствовать уровень правовой культуры учащихся;

- научить понимать права и обязанности, насилие и ненасилие в человеческом поведении, юридическую ответственность за деяние;

- в первоначальном приближении выработать основные знания о праве, выраженные правовой теорией через систему юридических понятий, и на этой основе сформировать логическую форму правового мышления.

Поскольку курс «Права человека» является по своему характеру комплексной дисциплиной стоящей на взаимодействии с различными областями гуманитарного знания, с выходом на практическую сферу, можно выделить следующие конкретные требования к изучающему дисциплину учащемуся, исходя из цели и задач данного курса, а также содержания государственного стандарта.  

Учащиеся должны знать:

-определение государства и права, их роль в жизни общества;

- нормы права и нормативно-правовые акты;

- основные правовые системы современности;

- международное право как особая система права;

- источники российского права;

- закон и подзаконные акты;

- система и отрасли российского права;

- понятие правонарушения и юридической ответственности, значение законности и правопорядка в современном обществе;

- определение правового государства;

- основные положения Конституции Российской Федерации;

- особенности федерального устройства России, систему органов государственной власти и Российской Федерации;

- понятие гражданского правоотношения;

определение физических и юридических лиц;

- право собственности;

- основные положения наследственного права;

- правовое регулирование брачно-семейных отношений, взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей, ответственность по семейному праву;

- трудовой договор, трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение;

- административные правонарушения и административная ответственность;

- понятие преступления, уголовная ответственность за совершение преступления;

- экологическое право;

-особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности;

- правовые основы защиты государственной тайны;

- законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Реализация элективного курса способствует:

овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные знания, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.

Ожидаемый результат. Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:

-находить, систематизировать и анализировать политическую информацию;

- рассматривать политические события с точки зрения их политической природы;

- ориентироваться в современной политической деятельности;

- определять и представлять собственное отношение к политическим процессам в современном мире;

- осуществлять поиск информации представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из адаптированных, оригинальных текстов знания по заданной теме;

- готовить устное выступление, творческую работу по выбранной теме.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в средствах массовой информации;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- ориентировка в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции.

Изучение курса предполагает использование нестандартных форм и методов ведения занятий: сочетание теоретических знаний по базовым предметам с реализацией практической парадигмы при использовании интерактивных форм работы. Проведение деловых и ролевых игр, работа с разного вида источниками, «мозговые штурмы», мини – исследования позволят сформировать устойчивый интерес к праву.

Форма промежуточного контроля может быть различной: тесты, устные ответы, рефераты, практические работы. Результат фиксируется в журнале в виде отметки по пятибалльной системе.

 

Календарно-тематический план курса по выбору в 9 классе

 «Права человека»

17 часов

Тема и основное содержание

Кол-во часов

Формы контроля

Дата проведения

Примечания

1

Ведение Из истории права

Право Древней Руси. Русская правда. Право русского централизованного государства. Право Российской

империи. Советское право.

Практическая часть Работа в группах с историческими источниками

1

беседа

2

Современное понятие права.

Естественное право. Позитивное право. Закон и право. Всеобщая декларация. Конвенция о правах ребенка.

Практическая часть: работа в группах с правовыми документами

1

Работа с понятиями и документами, Всеобщая декларация, Конвенция о правах ребенка

3

Конституция РФ. Конституционное право.

Закон высшей юридической силы. Ценности,закон,неотъемлимые права человека.Человек,его права и свободы –высшая ценность.Политический экстремизм.Конституционный строй.

Практическая часть: решение задач, смоделированных учителем.

1

Тестирование, возможен «круглый стол», смертная казнь: за и против

4

Гражданские права человека

Понятия гражданских прав. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация. Запрет рабства и пыток.   Право на жизнь. Смертная казнь. Право на достоинство и честь, свободу и личную неприкосновенность. Равенство перед законом.

Практическая часть: решение задач, смоделированных учителем.

1

Решение проблемных задач.

5

Социально-экономические права

Понятие социально-экономических прав. Содержание. Право владеть имуществом, на труд и защиту от безработицы, на свободный выбор профессии, на отдых, на социальное обеспечение.

Практическая часть: работа в группах с Конституцией РФ

1

Решение теста.

6

Политические права

Понятие политических прав. Основные политические права: на свободу убеждений ,на свободу мирных собраний и ассоциаций, принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей. Цензура. Связь политических прав с гражданством.

Практическая часть: анализ статей Конституции РФ 29-32

Культурные права

Понятие культурных прав. Основное содержание: право на образование. участвовать в культурной и научной жизни общества. Деятельность ЮНЕСКО по борьбе с неграмотностью. Практическая часть: решение правовых задач по данной теме в парах.

1

Индивидуальное сообщение о нарушении или соблюдении политических и культурных прав человека

Выполнение заданий ГИА

7

Возможность и механизмы защиты прав человека.

Суд. Адвокат. Прокурор. Полиция. Нотариус. Работа суда, суд присяжных заседателей, роль прокурора, адвоката и свидетелей в суде, ответственность за дачу ложных показаний, педагог в суде по делу несовершеннолетних. Задачи прокуратуры: надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор при рассмотрении дел в судах и т.д.Судьи. Особенности профессиональной деятельности адвокатов. Особенности профессиональной деятельности следователей. Профессия нотариуса. Практическая часть: составление схем о направлениях деятельности правоохранительных органов, решение задач, смоделированных учителем и обучающимися.

1

Функции правоохранительных органов. Деловая игра «Судебное заседание»

8

Основы административного права

Подросток, как участник  административных отношений. Административная ответственность несовершеннолетних. Кодекс РФ об административных пранонарушениях. Административные правонарушения, их признаки и виды. Административные наказания, их виды.

Практическая часть: анализ и решение задач по данной теме.

1

Выполнение задания ОГЭ поданной теме.

9

Основы уголовного права России

Уголовнй кодекс РФ. Понятие преступления, отличие от проступка.

Состав преступления, неоднократность преступлений, совокупность преступлений ,рецидив преступлений. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, уголовная ответственность Смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Практическая часть: решение практических задач по данной теме.

1

Моделирование жизненной ситуации

10

Уголовная ответственность. 

Уголовное наказание ,его цели. Виды наказания. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Практическая часть: работа с УК РФ.

1

Подобрать информацию о подростках,  находящихся в местах лишения свободы

11

Права ребенка в семье.

Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений. Семейный кодекс РФ. Психологический климат в семье. Факторы,влияющие на семейные отношения. Социальные роли в семье. Проблемы «отцов и детей»Предупреждение конфликтов. Практическая часть: выполнение психологического теста «Список претензий»,рассмотрение жизненных ситуаций, смоделированных учителем и обучающимися

1

Написать эссе: «Какие изменения я хотел бы внести в семейный кодекс».

12

Трудовые правоотношения.

Трудовой кодекс РФ. Трудовые отношения. Трудовой договор. Права и обязанности работника.

Особенности правового статуса несовершеннолетних по трудовому законодательству. Ограничения на  применение труда несовершеннолетних. Льготы несовершеннолетним работникам. Условия расторжения трудового договора.

Практическая часть: работа со статьей Конституции РФ 37,решение правовых задач, смоделированных учителем по данной теме.

1

Смоделировать жизненную ситуацию «Расторжение трудового договора»

13

Гражданин и государство

Кто такой гражданин и как им стать . Право на гражданство. Понятие гражданства. Закон РФ «О гражданстве».      Понятия «гражданин» и «человек» Свобода выбора места жительства Представление о честном человеке и гражданине. Общество, общественное участие. Государство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной символики. Гражданский долг. Гражданин  и благо страны.

Практическая часть: работа в группах с источником «О гражданстве в РФ»(условия приобретения гражданства )

1

Гражданин в произведениях литературы и истории

14

Гражданин и защита Отечества.

Для чего нужна армия. Назначение армии. Сущность службы в армии как исполнение гражданского долга. Причины уклонения некоторых людей от службы в армии. АГС. Основные направления подготовки к армейской службе. Ответственность за уклонение от службы в армии.

Практическая часть: обсуждение проблем в российской армии(по группам)

1

.

Работа с понятиями: военная служба, контракт о прохождении военной службы, АГС, воинский учет

15

Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени.

Международное гуманитарное право, его цели и содержание. Источники. Субъекты международного гуманитарного права. Основные нормы международного гуманитарного права. Дети и война. Защита детей во время вооруженных конфликтов. Ответственность за нарушение международного гуманитарного права. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Практическая часть: работа в группах с раздаточным материалом(извлечения из Женевской конвенции и Дополнительного  протокола к ней).Примеры из современной общественной жизни, подготовленные учителем и приведенные обучающимися.

1

Подбор материалов из сми по данной теме.

16

Обобщение по курсу «Я – гражданин России»

Личность Понятие индивидуалиности личности. Особенности личности гражданина. Особенности  гражданских чувств и мотивов.

Правовой статус гражданина России. Права и обязанности несовершеннолетних.

1

Сочинение-эссе «Я-личность?Я-личность. Я-личность!»

17

Резерв (Возможны встречи с работниками полиции и др. представителями правоохранительных органов власти, экскурсии  на заседание суда)

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору для 9 класса "Экология человека"

В настоящее время, очевидно, что  человечество   вступило   в  критический  период  своей  истории – эпоху  экологического  кризиса,...

Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»

Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...

Курс по выбору: «Физика. Человек. Окружающая среда»

Курс по выбору: «Физика. Человек. Окружающая среда» 9 класс...

Программа курса по выбору. «Окружающая среда и здоровье человека». 9 класс.

Прог                         Программа рассчитана на учеников 9 класса, уже ознакомившихся  с основами биологических наук, с иерархичес...

Рабочая программа курса по выбору "Анатомия и физиология человека", для 9 класса.

Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе профильного медико-биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений учащихся о с...

Рабочая программа курса по выбору "От клетки к человеку" 10-11 класс

В материале представлена программа курса по выбору по биологии "От клетки к человеку" для 10 и 11 класса. Данную программу можно использовать для более углубленного уровня биологии в профиль...

Программа курса по выбору "Человек в биосфере"

Программа разработана для обучающихся 10-х классов...