Урок обществознания в 10 классе Гражданин РФ
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Павлова Наталья Матвеевна

Разработка состоит из плана-конспекта урока, презентации, раздаточного материала и дополнительной литературы  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: обществознание

Тема урока: гражданин РФ

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: сформировать у учащихся представления о гражданстве, как важной правовой категории и об основаниях его приобретения.

Задачи урока:

- рассмотреть правила приема в гражданство и основания прекращения гражданства. Определить права и обязанности гражданина;

- развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать чувство патриотизма, четкой гражданской позиции, способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, уважение к правам и обязанностям гражданина.

Формы урока: групповая, индивидуальная, парная

Методы обучения: методы активного обучения, словесный, наглядный.

Форма контроля: выполнение заданий учащимися индивидуально, в паре и в группе.

Основной учебник: Боголюбов Л.Н, Лазебникова А.Ю. Обществознание, 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2019.

Оборудование: компьютер и проектор, Конституция РФ, тест, карточки

Основные понятия: Гражданин, Гражданство, филиация, натурализация, оптация.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует учеников. Отмечает в журнале отсутствующих на уроке. Контролирует процесс приведения учащимися учебных принадлежностей в надлежащий порядок.

Приветствуют учителя. Приводят

учебные принадлежности в надлежащий порядок.

Регулятивные: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Проверка д/з

Раздает тестовые задания по пройденному учебному материалу.

Организовывает взаимопроверку теста.

Пишут тест.

Проводят взаимопроверку.

Озвучивают отметку.

Личностные: обмен содержанием субъективного опыта между учениками.

Коммуникативные: учебное сотрудничество через взаимопроверку теста.

Постановка учебной задачи

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Подумайте, какое понятие подходит под это определение:

«Политико-правовая связь человека и государства». (Слайд 1)

Правильно – гражданство. Обратите внимание на план урока (на доске) и выявите тему нашего урока. Сегодня мы будем говорить о гражданстве, а именно о гражданине РФ.

Учитель обращает внимание детей на план урока и задает вопрос.

План урока

1.Гражданство РФ

2.Права и обязанности гражданина РФ

3.Воинская обязанность

4.Альтернативная гражданская служба

5.Права и обязанности налогоплательщика

- Как вы думаете, ребята, о чем конкретно мы будем говорить сегодня на уроке? (о гражданстве, о том, как получают гражданство, и можно ли лишиться гражданства и тд.)

Правильно, это мы узнаем на нашем уроке.

Записываем число, тему урока. (Слайд 2)

Откройте учебники на странице 225, параграф 22.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Знакомятся с планом урока, отвечают на вопрос учителя.

Записывают число, тему урока.

Регулятивные: принятие учебной задачи, сформированной под руководством учителя.

Познавательные: овладение навыками смыслового чтения, способствование  усвоению новых понятий, знаний.

Изучение новой темы

Формирует учебные задания. Контролирует процесс изучения нового материала.

Найдите и запишите определения понятий «гражданство» и «гражданин», страница 225. Сравните с текстом на слайде, правильно ли выписали. (Слайд 3)

Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Гражданин – человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделенный совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Делит учащихся на пары, формирует учебное задание.

Для того, чтобы узнать каковы основания приобретения гражданства, как становятся гражданами поработаем в парах. (Слайд 4)

Первая пара разбирает филиацию, вторая – натурализацию, третья – оптацию. По результату работы вы должны будете составить кластеры и защитить их у доски. Для этого, вам понадобятся текст учебника и дополнительная информация в интернете.

Работа в парах с последующей защитой у доски. (15 мин.)

Делит учащихся на группы, формирует учебное задание.

Молодцы! Мы узнали каким образом приобретается гражданство. А сейчас попробуйте выяснить, почему в нормативно-правовых актах прописывается «права и свободы человека и гражданина». Значит ли, что гражданин обладает большими правами, чем человек - не гражданин. И каковы основания для прекращения гражданства. Для того, чтобы это выяснить поработаем в группах, вам понадобится учебник (стр. 227-228), Конституция РФ (ст. 6, 62) и извлечения из ФЗ «О гражданстве» (ст. 18, 20) (Слайд 5). После обсуждения в группах вам нужно будет ответить на вопросы в карточках.

1. Чем права гражданина отличаются от прав человека (не гражданина)?

2. Государство гарантирует права только гражданам своей страны?

3. Отличаются ли обязанности гражданина и не гражданина?

4. Каковы основания прекращения гражданства РФ?

Обсуждение. (10 мин.)

Выполняют учебные задания.

Выписывают определения, сравнивают с определениями на слайде.

Делятся на пары, принимают учебное задание, находят информацию в учебнике и интернете, составляют кластеры, проводят защиту у доски.

Делятся на группы, принимают учебное задание, находят информацию в учебнике, Конституции РФ и ФЗ «О гражданстве». Обсуждают в группах найденную информацию и отвечают на вопросы.

Познавательные: использование знаково-символических средств для решения учебных задач, овладение навыками смыслового чтения, способствовать усвоению новых понятий, знаний.

Регулятивные: совместное или индивидуальное нахождение решения учебных задач.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции, построение понятных умозаключений.

Личностные: выстраивание общения с учениками по принципу сотрудничества.

Закрепление

Предлагает выполнить задания.

Ребята, вы хорошо поработали на уроке, данную тему мы продолжим на следующем уроке. А сейчас подумайте над выражением «Гражданин – Отечества достойный сын» (Слайд 6), что хотел этим выражением сказать автор?  (Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»). Ответы детей.

Наш урок подходит к концу, поэтому я предлагаю вам составить на доске общий синквейн по теме «гражданин».

Например:

Гражданин

Ответственный, порядочный

Соблюдает, пользуется, вступает

Существуют такие основания приобретения гражданства, как филиация, натурализация и оптация

Отечества достойный сын

Думают над высказываем, дают ответы.

Дети по очереди выходят к доске, составляют синквейн.

Личностные: создать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

Итог урока

Предлагает подвести итоги, проводит оценивание учащихся за работу на уроке, контролирует их самооценивание.

Д/з – прочитать п.1,2 параграфа 22, подготовиться к проверочной работе, решить 6 правовых задач (раздаточный материал) (Слайд 7)

Подводят итоги, проводят самооценивание. Записывают д/з.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неудачи в учебной деятельности.

Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Политико-правовая связь человека и государства».

Слайд 2

Гражданство

Слайд 3

Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Гражданин – человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделенный совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Слайд 4

Основания приобретения гражданства филиация натурализация оптация

Слайд 5

- учебник (стр. 227-228) - Конституция РФ (ст. 6, 62) - извлечения из ФЗ « О гражданстве» (ст. 18, 20)

Слайд 6

«Гражданин – Отечества достойный сын» Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»

Слайд 7

Домашнее задание Прочитать п . 1,2 параграфа 22, подготовиться к проверочной работе, решить 6 правовых задач.



Предварительный просмотр:

Тест «Современные подходы к пониманию права»

1. Какое право юристы называют позитивным?
А) положительное, существующее как документальная реальность
Б) естественное право
В) решение судебного спора в пользу истца
2. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?
А) 1915     Б) 1948      В) 1975
3. Что является высшей ценностью права?
А) свобода Б) справедливость В) человек
4. Законодательная инициатива предполагает дальнейшее внесение законопроекта в какой орган?
А) Совет Федерации     Б) Государственную Думу     В) Правительство РФ
5. В течение какого времени законопроект должен быть рассмотрен в Совете Федерации?
А) 14 дней       Б) 1 месяца        В) 21 дня
6. Верны ли суждения о нормативном подходе к праву?

А. Нормативный подход к праву выражается в признании ведущей роли прав человека в системе права.

Б. Нормативный подход к праву выражается в признании государственной воли в качестве права.

1) верно только А     2) верно только Б      3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

7. Верны ли суждения об естественном праве?

А. Естественное право существует независимо от воли того или иного законодателя.

Б. Естественное права существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических актах.

1) верно только А     2) верно только Б      3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

8. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Обсуждение законопроекта в парламенте, законодательная инициатива, законотворческий процесс, парламентские слушания, отклонение законопроекта.

_______________________________________

Тест «Современные подходы к пониманию права»

1. Какое право юристы называют позитивным?
А) положительное, существующее как документальная реальность
Б) естественное право
В) решение судебного спора в пользу истца
2. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?
А) 1915     Б) 1948      В) 1975
3. Что является высшей ценностью права?
А) свобода Б) справедливость В) человек
4. Законодательная инициатива предполагает дальнейшее внесение законопроекта в какой орган?
А) Совет Федерации     Б) Государственную Думу     В) Правительство РФ
5. В течение какого времени законопроект должен быть рассмотрен в Совете Федерации?
А) 14 дней       Б) 1 месяца        В) 21 дня
6. Верны ли суждения о нормативном подходе к праву?

А. Нормативный подход к праву выражается в признании ведущей роли прав человека в системе права.

Б. Нормативный подход к праву выражается в признании государственной воли в качестве права.

1) верно только А     2) верно только Б      3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

7. Верны ли суждения об естественном праве?

А. Естественное право существует независимо от воли того или иного законодателя.

Б. Естественное права существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических актах.

1) верно только А     2) верно только Б      3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

8. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Обсуждение законопроекта в парламенте, законодательная инициатива, законотворческий процесс, парламентские слушания, отклонение законопроекта.

_______________________________________

1. Чем права гражданина отличаются от прав человека (не гражданина)?

2. Государство гарантирует права только гражданам своей страны?

3. Отличаются ли обязанности гражданина и не гражданина?

4. Каковы основания прекращения гражданства РФ?

1. Чем права гражданина отличаются от прав человека (не гражданина)?

2. Государство гарантирует права только гражданам своей страны?

3. Отличаются ли обязанности гражданина и не гражданина?

4. Каковы основания прекращения гражданства РФ?

1. Чем права гражданина отличаются от прав человека (не гражданина)?

2. Государство гарантирует права только гражданам своей страны?

3. Отличаются ли обязанности гражданина и не гражданина?

4. Каковы основания прекращения гражданства РФ?

1. Чем права гражданина отличаются от прав человека (не гражданина)?

2. Государство гарантирует права только гражданам своей страны?

3. Отличаются ли обязанности гражданина и не гражданина?

4. Каковы основания прекращения гражданства РФ?

1. Чем права гражданина отличаются от прав человека (не гражданина)?

2. Государство гарантирует права только гражданам своей страны?

3. Отличаются ли обязанности гражданина и не гражданина?

4. Каковы основания прекращения гражданства РФ?

1. Чем права гражданина отличаются от прав человека (не гражданина)?

2. Государство гарантирует права только гражданам своей страны?

3. Отличаются ли обязанности гражданина и не гражданина?

4. Каковы основания прекращения гражданства РФ?

Домашнее задание

Задача 1. Полгода тому назад органы внутренних дел г. Москвы сообщили Бабушкину, что его ходатайство о принятии гражданства РФ отклонено. В течение какого времени он может ходатайствовать вновь по этому вопросу. Если затрудняетесь ответить, то используйте статью 36 закона “О гражданстве РФ”. 

Задача 2: 23 марта 2001 г. в Киеве родился Михаил Петров. Его отец является гражданином РФ, а мать – лицом без гражданства. Гражданином какого государства будет являться Михаил? Если затрудняетесь ответить, то используйте статью 11 закона “О гражданстве РФ”. 

Задача 3: Петр Иванович Николаев, имеющий 3-летнюю дочь Ирину, которую он обязан содержать по закону, обратился в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Николаев собирается стать гражданином государства, с которым у РФ нет международного договора о правовой помощи. Ходатайство Николаева о выходе из гражданства было отклонено.

– Как же так? – возмущался Николаев. – Я не являюсь обвиняемым по уголовному делу, в отношении меня не вынесен приговор суда, я не получил повестку о прохождении военной службы. Почему же мне отказали в удовлетворении ходатайства? Если затрудняетесь ответить, то используйте статью 20 закона “О гражданстве РФ”.

Задача 4: В Москве был найден маленький мальчик. Кто является его родителями и где они – неизвестно. Гражданином какого государства будет мальчик?

Задача 5: Сергей Николаев является российским гражданином. Получив повестку в армию, он решил отказаться от гражданства, мотивируя это тем, что желает уехать учиться в другую страну. Он подал заявление о выходе из гражданства, но ему было в этом отказано. Возмущенный тем, что принцип добровольности нарушен, молодой человек пришел к адвокату за советом. Объясните ситуацию Сергею с точки зрения закона. Если затрудняетесь ответить, то используйте статью 20 закона “О гражданстве РФ”. 

Задача 6: Нина Петровна вышла замуж за гражданина другого государства. Переехав жить к мужу, она решила порвать отношения со своей родиной. Однако вскоре брак распался, Нина возвратилась домой. Может ли она быть восстановлена в российском гражданстве?  

Ключи к д/з

Задача 1. Полгода тому назад органы внутренних дел г. Москвы сообщили Бабушкину, что его ходатайство о принятии гражданства РФ отклонено. В течение какого времени он может ходатайствовать вновь по этому вопросу. Если затрудняетесь ответить, то используйте статью 36 закона “О гражданстве РФ”. Ответ: В силу ст. 36 (п.1) Бабушкин вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства РФ не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.

Задача 2: 23 марта 2001 г. в Киеве родился Михаил Петров. Его отец является гражданином РФ, а мать – лицом без гражданства. Гражданином какого государства будет являться Михаил? Если затрудняетесь ответить, то используйте статью 11 закона “О гражданстве РФ”. Ответ: Михаил Петров в соответствии с пунктом а) ст. 11 будет гражданином РФ, так как его отец гражданин РФ.

Задача 3: Петр Иванович Николаев, имеющий 3-летнюю дочь Ирину, которую он обязан содержать по закону, обратился в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Николаев собирается стать гражданином государства, с которым у РФ нет международного договора о правовой помощи. Ходатайство Николаева о выходе из гражданства было отклонено.

– Как же так? – возмущался Николаев. – Я не являюсь обвиняемым по уголовному делу, в отношении меня не вынесен приговор суда, я не получил повестку о прохождении военной службы. Почему же мне отказали в удовлетворении ходатайства? Если затрудняетесь ответить, то используйте статью 20 закона “О гражданстве РФ”. Ответ: Николаеву отказано в соответствии с пунктом в) ст. 20, так как нет гарантий, что он приобретет гражданство данного государства.

Задача 4: В Москве был найден маленький мальчик. Кто является его родителями и где они – неизвестно. Гражданином какого государства будет мальчик? Ответ: Ребенок, который находится на территории РФ и его родители неизвестны, становится российским гражданином, если родители не объявятся в течение шести месяцев.

Задача 5: Сергей Николаев является российским гражданином. Получив повестку в армию, он решил отказаться от гражданства, мотивируя это тем, что желает уехать учиться в другую страну. Он подал заявление о выходе из гражданства, но ему было в этом отказано. Возмущенный тем, что принцип добровольности нарушен, молодой человек пришел к адвокату за советом. Объясните ситуацию Сергею с точки зрения закона. Если затрудняетесь ответить, то используйте статью 20 закона “О гражданстве РФ”. Ответ: Одной из обязанностью граждан РФ является служба в армии и в соответствие с пунктом а) ст. 20 Сергей имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство.

Задача 6: Нина Петровна вышла замуж за гражданина другого государства. Переехав жить к мужу, она решила порвать отношения со своей родиной. Однако вскоре брак распался, Нина возвратилась домой. Может ли она быть восстановлена в российском гражданстве? Ответ: Да, так как она раньше уже имела гражданство и проживала на территории РФ не менее трех лет.



Предварительный просмотр:

Извлечения из закона РФ “О гражданстве РФ” № 62-ФЗ от 31 мая 2002 г.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

  1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

      2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

      3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

      4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

      5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

      6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

      7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Статья 6. Двойное гражданство

      2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Как видим, закон допускает возможность быть одновременно гражданином РФ и гражданином другого государства.

Статья 8. Гражданство Российской Федерации и брак

  1. Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.

      2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

      3. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Какому принципу гражданства РФ соответствует данная статья?

3. Российские граждане, которые проживают за пределами нашей страны, находятся под защитой и покровительством России. Документом, удостоверяющим российское гражданство, является паспорт гражданина РФ. Этот документ получает каждый 14-летний россиянин. Для получения документа необходимо обратиться в органы внутренних дел по месту жительства.

Давайте посмотрим, на каких основаниях приобретается гражданство РФ. Прочитайте ст. 11:

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации.

      Гражданство Российской Федерации приобретается: 
      а) по рождению; 
      б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; 
      в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; 
      г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Ребенок приобретает гражданство по рождению:

1. если оба его родителя (или единственный родитель) имеют российское гражданство (независимо от места рождения);

2. если один родитель имеет российское гражданство, а другой – лицо без гражданства, признан безвестно отсутствующим и пр.;

3. если оба родителя иностранцы или лица без гражданства, но проживают на территории России, и ребенок родился в России, при этом государство, гражданами которого являются родители, не предоставляют ему гражданства.

Ребенок, который находится на территории РФ и его родители неизвестны, становится российским гражданином, если родители не объявятся в течение шести месяцев.

Восстановлены в гражданстве могут быть иностранцы или лица без гражданства, если они раньше уже имели гражданство и проживали на территории РФ не менее трех лет.

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

      1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: 
      а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных
 частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
      б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; 
      в) имеют законный источник средств к существованию; 
      г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин; 
      д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. 
      2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом “а”
части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 
      а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; 
      б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации; 
      в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом. 
      3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных 
частью первой настоящей статьи.

4. Существуют два порядка приема в гражданство РФ.

Первый – общий порядок приема. Рассмотрение заявлений и принятие решений о приеме в гражданство в общем порядке осуществляется в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов. Решения по вопросам российского гражданства в общем порядке принимаются Президентом РФ.

Второй – упрощенный порядок. Он может быть использован теми, у кого имеются нетрудоспособные родители или один такой, имеющий российское гражданство; имели гражданство СССР, проживают или проживали в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданства этих государств. Рассмотрение заявлений и принятие решений о приеме в гражданство в упрощенном порядке осуществляется в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов. Этой льготой может также воспользоваться ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя. Такое согласие не нужно, если ребенок уже проживает на территории РФ.

Какие органы рассматривают заявления и принимают решения о приеме в гражданство? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте ст. 28:

Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

      1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;
  • федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Президент РФ решает вопросы: приема в гражданство в общем порядке; восстановления в гражданстве; выхода из гражданства; отмены решений по вопросам гражданства. Он издает указы по вопросам гражданства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы принимают от лиц заявления по вопросам гражданства РФ; проверяют факты и предоставленные для обоснования заявлений документы по вопросам гражданства и могут по необходимости запрашивать дополнительные сведения; направляют Президенту РФ заявления по вопросам гражданства, документы и материалы; исполняют принятые Президентом решения по вопросам гражданства в отношении лиц, проживающих на территории РФ; рассматривают заявления по вопросам гражданства, подданные лицами, проживающими на территории РФ и принимают решения по вопросам приема в гражданство в упрощенном порядке; оформляют гражданство, осуществляют отмену решений по вопросам гражданства.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами РФ: определяют наличие российского гражданства у лиц, проживающих за пределами РФ; принимают от них заявления по вопросам гражданства; проверяют факты; направляют Президенту РФ заявления, исполняют принятые им решения по вопросам гражданства в отношении лиц, проживающих за пределами РФ и т.д.

Заявления по вопросам гражданства подается по месту жительства заявителя: лицом, проживающим на территории РФ – в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел; лицом, проживающим за пределами РФ – в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящееся за пределами РФ.

Заявление подается лично. Заявление по вопросам гражданства составляется письменно по форме. При подаче заявления о приеме в гражданство, восстановлении или выходе из него взимается госпошлина.

Решения по вопросам гражданства РФ оформляются письменном виде с указанием оснований их принятия.

Статья 36. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

      1. Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения. 
      2. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения срока, установленного частью первой настоящей статьи.

Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации

      Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 40. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации

      Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации

      Гражданство Российской Федерации прекращается: 
      а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; 
      б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Чтобы выйти из российского гражданства, лицо, проживающее на территории РФ, должно осуществить добровольное волеизъявление. Однако в некоторых случаях выход из российского гражданства не допускается. Прочитайте ст. 20 и перечислите основания отказа в выходе из гражданства РФ:

Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

      Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации: 
      а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; 
      б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; 
      в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Российский закон не разрешает уход “в никуда”, поэтому и вводится пункт в), по которому гражданин не может быть лишен гражданства РФ, если он не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ: «ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 КЛАССЕ.

Тип урока: комбинированный Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование Применяемые технологии: груп...

Методическая разработка урока обществознания, 6 класс "Быть гражданином"

Программа курса "Обществознание" Л.Н.Боголюбова...

Обществознание 6 класс "Гражданин России".

Урок по обществознанию в 6 классе "Гражданин России" Применение различных видов работы: индивидуальная, групповая, в парах....

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Открытый урок по обществознанию 5 класс "Гражданин России"

урок, посвящённый формированию представлений у обучающихся как о достойных гражданах России...