Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Абрамова Валентина Дмитриевна

 

1. Организационное начало урока

2. Изучение нового материала

  • Банковские услуги, предоставляемые гражданам
  • Дистанционные банковские услуги

3. Закрепление изучение материала (решение практических задач)

4. Рефлексия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx44.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР № 4 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.П.ТРУБАЧЕНКО» Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, корпус 3

Учебное занятие

Обществознание  8 класс

Тема «Банковские услуги»

Учитель: Абрамова В.Д.

Тема урока: Банковские услуги

Тип урока: изучения нового материала

Цель: Формирование финансовой грамотности обучающихся через знакомство с деятельностью финансовых организаций, на примере банка и умения использовать знания ключевых банковских понятий на практике.

Планируемые результаты:

 - Предметные:

1. Формирование представлений обучающихся о понятиях «банк», «депозит», «кредит», «микрофинансовые организации», «платежная карта».

2.  Описание различных форм банковского обслуживания и финансовых услуг.

2. Умение характеризовать и конкретизировать примерами основные финансовые услуги банка; объяснять экономический смысл потребительского кредитования; различать виды и потребительскую полезность карт; описывать роль дистанционных форм банковского обслуживания; выражать собственное отношение к правилам финансовой безопасности.

- Метапредметные:

1. Умение производить простые расчеты на условных примерах: проценты по депозитам и кредитам.

2. Проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в экономике семьи.

3. Контроль и самоконтроль выполнения действий по изучению экономике семьи.

4. Умение планировать свою деятельность, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

- Личностные:

1. Осознание себя как потенциального участника банковской системы.

2. Понимание важности личного участия в системе банковской деятельности.

3. Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Методы обучения: словесные, иллюстративные, групповой метод работы, метод развития критического мышления, работа с текстом, метод контроля и самоконтроля

Основные понятия темы: банк, банковские услуги, банковская (платежная карта), банковский кредит, депозит, дебетовая карта, кредитная карта.

План урока:        

1. Организационное начало урока

2. Изучение нового материала

  • Банковские услуги, предоставляемые гражданам
  • Дистанционные банковские услуги

3. Закрепление изучение материала (решение практических задач)

4. Рефлексия. Домашнее задание. Выставление отметок

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

деятельность

учителя

деятельность

обучающихся

I. Организационный момент.

1. Приветствие, проверка готовности к уроку.

Здравствуйте всем! Сегодня мы с вами будем работать в необычной обстановке.

Прошу вас повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня.

Я желаю вам работать дружно, и открыть сегодня на уроке для себя новое и интересное, то, что понадобится вам в жизни.

2.Ознакомление с маршрутным листом

- Организация рабочего места

- Ответное приветствие  учителю

Личностные:

- управление своим настроение;

- выражение эмоции;

- соблюдение дисциплины на уроке

Метапредметные:

- организация своего рабочего места;

- сознательный настрой на познавательную деятельность

- умение планировать свою деятельность: определять цели и задачи урока;

- умение анализировать финансовую проблему

- Организация обучающихся

- качественная готовность к уроку

Предлагаю просмотреть небольшой видео фрагмент. Во время просмотра видеоролика попробуйте  сформулировать тему нашего урока.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?  

Как мы видим, одни герои имеют избыток денежных средств, другие - их недостаток.

Где и каким образом удается удовлетворять финансовые интересы основных участников экономики?

Где мы можем получить помощь в необходимых денежных средствах или выгодно использовать избыточные деньги?  

Они оказывают ….услуги…

Как будет звучать тема урока?

Правильно, ребята! Тема  урока «Банковские услуги»

Просматривают видеоролик

Анализ проблемной ситуации, формулировка темы урока, определение цели и задач урока

Записываю тему в маршрутный лист

- Осознание темы урока

- Формулирование цели и задач урока

II. Изучение нового материала

III. Первичное закрепление изученного материала

За последние годы россияне на сбережения от общего объема расходов семьи откладывают около 5%. По статистике из этой суммы хранят в банках 44%, в наличных деньгах 36%, вложено в покупку ценных бумаг 19%

Ребята, а что такое банк?

Предлагаю вам письменно в маршрутном листе сформулировать определение банка.

Знакомство обучающих со значением понятия «банк», «банковская система»; объяснение функций банка.

В каких случаях мы обращаемся в банк? Предлагаю поделиться на группы

Сейчас я вам раздам фрагменты из Гражданского кодекса РФ.  Прочтите  извлечения и выполните задания.

Вы готовы? Проверяем:

ДЕПОЗИТ

1) О каких двух видах банковских услуг идет речь в данном фрагменте Гражданского кодекса? (Банковский вклад и банковский счет)

2) Что такое депозит, вклад? (Депозит, вклад – это денежная сумма, внесенная вкладчиком в банк на хранение и получения (начисления процентов) для получения прибыли.)

3) Какие два вида вкладов предусмотрены Кодексом? Чем они различаются (Вклад до востребования – вклад выдается по первому требованию. Срочный вклад – возврат вклада по истечении определенного договором срока)

4) Объясните, почему договор банковского вклада, как и банковского счета, может быть заключен только в письменной форме? (Заключение договора в письменной форме установлено законом ГК ст. 836 ч.10.   А исполнение закона обязательно для всех.)

КРЕДИТ

1)Какой документ предоставляется Заёмщику в банке? (Кредитный договор)

Кредитный договор необходимо читать полностью, особенно пункты, прописанные мелким шрифтом.

2)В какой форме составляется Форма кредитного договора? (В письменной форме)

3)В каких случаях банк выдаёт отказ от предоставления или получения кредита?

4) На каких условиях банк предоставляет деньги?

Можно выделить принципы кредитования:

Срочность: Возвратность: Гарантированность: Платность:

Письменно в маршрутном листе сформулируйте определение депозита  и банковского кредита

сравните свое определение с определением на слайде, если вы дали не полное определение, подкорректируйте его.

Запись определения термина «банк», «банковская система»

Делятся на группы

Знакомятся с текстом ГК РФ

 

Подготовка к ответам на вопросы с опорой на статьи ГК  РФ представляют результаты

Личностные:

- развитие познавательного интереса по теме;

- формирование границ собственного знания и «незнания»

 Метапредметные:

- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний для решения задач в области личных и семейных финансов

Предметные:

- ознакомление с понятиями «банк», «депозит», «кредит», «банковский счёт»;

- рассмотрение структуры банковской системы

- определение принципов кредитования

Личностные:

- понимание принципа хранения денег на банковском счете;

- оценивание вариантов использования финансовых услуг для удовлетворения своих бытовых вопросов;

- осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих затрат;

- осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании;

- умение рассчитывать банковский процент;

- умение пользоваться банковской картой и услугами бакинга;

- умение оформлять кредит;

- умение высказывать свои мысли;

- умение работать в группе, строить коммуникацию с одноклассниками и учителем

- ведение здорового образа жизни

Метапредметные:

- умение сознательно организовывать свою деятельность;

- умение выполнять познавательные и практические задания с использованием проектной деятельности;

- использование причинно-следственных связей;

- искать необходимую информацию на сайтах банков и др. финансовых организаций;

- оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

- откладывать деньги на определенный срок, используя банковские услуги;

- умение защищаться от мошенников

Предметные

- знакомство с основными видами банковских услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережений на различных этапах жизненного цикла

- Понимание сущности терминов «банк», «депозит», «кредит», «банковский счёт»; осмысление функций банка, принципов кредитования

- Понимание сущности понятий «депозит», «процентная ставка», «банковский кредит», «потребительский кредит», «ипотечный кредит», «целевой кредит», «МФО», «платежная карта», «дебетовая карта», «кредитная карта», «банкомат», «мобильный бакинг», «онлайн-бакинг»

.  Описание различных форм банковского обслуживания и финансовых услуг

- Умение характеризовать и конкретизировать примерами основные финансовые услуги банка;

-Объяснение экономический смысла потребительского кредитования;

-Умение различать виды и потребительскую полезность карт; - - Умение описывать роль дистанционных форм банковского обслуживания

-Выражение собственного отношения к правилам финансовой безопасности

- Проектирование своей деятельности

-  Умение работать в команде

- Умение брать ответственность за членов команды на себя

- Осуществлять контроль и самоконтроль

Кредиты  бывают  целевые и потребительские.  Потребительские кредиты предоставляются  на нужды заемщика (мебель, бытовая техника, туризм и др.)

Целевой кредит выдается строго на определённые цели (ипотека, автокредит). В течение всего срока кредита имущество находится в залоге у банка. Владелец может пользоваться этим имуществом, но не может продать его другому лицу.

Кроме банков, оказание услуги по выдаче потребительских займов оказывают микрофинансовые организации (МФО). В отличие от банков, МФО выдают небольшие займы и при этом не требуют залога, поручителя, сбора документов. Но за быстроту % по займу намного выше, чем в банке.

Давайте проверим, так ли это, решив задачу «Кому доверять?».  

В какой организации предлагаются более выгодные условия? Почему организация «Деньги мигом» не требует подтверждения дохода? Как поступить Сергею Игнатьевичу?

Ребята, кредит Сергея Игнатьевича это какой кредит: целевой или потребительский?

Молодцы! А сейчас поработаем в паре. Поработаем с целевым кредитом.

 На столе вы найдете необходимые данные для покупки автомобиля и квартиры.

Итак, одни работают над заданием оформления ипотеки, а другие  над заданием оформления авто кредита.

Ваша задача:

  1. Выбрать оптимальный вариант банка, в котором вам выгодно взять кредит.
  2. Сравнить сумму займа с суммой итоговой выплаты банку.

Вопросы группам Ребята, а чем является переплата для банка? Правильно, исходя из этого, складывается банковский доход (прибыль).

Доход банка - это разница между процентом займа и процентом вклада.

Физминутка

«Деньги любят счёт», гласит известная пословица, а чтобы считать нужно еще и зоркие глаза. Давайте немного дадим им отдохнуть, выполнив небольшую гимнастику для глаз.

Ребята, вспомните, что такое инфляция?

Назовите самый простой и популярный способ, позволяющий частично сократить потерю покупательской способности денег из-за инфляции. Правильно – Депозит.

Выбирая банк, нужно сначала выяснить, на каких условиях в этот момент готовы принять ваши сбережения другие российские банки. Это можно сделать, например, на сайте www.banki.ru, позволяющем сравнить условия размещения сбережений в разных банках страны.

ЕСЛИ ВАШИ ПРАВА БЫЛИ НАРУШЕНЫ можно обратиться за защитой в правоохранительные органы, Роспотребнадзор и др.

Но так было далеко не всегда. Приведём исторический пример

Картина известного русского художника Владимира Маковского «Крах банка»

Какие  чувства передаёт нам автор  обманутых вкладчиков?

Самостоятельно решают задачу

аргументировано отвечают на вопросы

Решают задачи в паре

аргументировано отвечают на вопросы

Выполнение упражнений физминутки

аргументировано отвечают на вопросы

Чтобы получить доступ к свои деньгам, которые лежат на банковском счете, необязательно ходить в банк. Можно использовать платежные карты.

Что такое платежная карта?  Это инструмент для оплаты товаров и услуг в безналичной форме, для хранения и перевозки денег, снятия наличных и проведения расчетов в Интернете.

Какие бывают виды карт, узнаете, прочитав  учебник с. 216

Современные электронные технологии влекут за собой новые угрозы, и, чтобы не оказаться жертвой мошенников, нужно соблюдать простые принципы безопасности. Знаете какие? С. 219 учебника.

 

Выполнение практических заданий для закрепления темы урока:

- решение задачи № 6 ОГЭ вариант  7 с. 45

Решение кроссворда с помощью платформы LerningApps.org

https://learningapps.org/watch?v=p2t8kzqga21

аргументировано отвечают на вопросы

прочтение и освоение материала

Решение практических заданий с применением полученных знаний на уроке

Личностные:

- Понимание принципа  хранения денег на банковском счете;

- понимание возможных рисков при сбережении, взятии кредита в банке и иных финансовых организациях

Метапредметные:

- умение использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

 - Умение вести расчеты с целью определения суммы долга займа;

- Умение определять сумму банковского процента;

- Умение делать правильный выбор по улучшению личного и семейного благосостояния, определять риски

IV. Рефлексия деятельности

Организация обсуждение итогов урока, оценка степени усвоения обучающимися темы урока

- В современной социально-экономической ситуации хранить сбережения дома не только опасно, но и неразумно. Деньги могут украсть, может случиться пожар, к тому же стоимость денег уменьшает инфляцию.

- Свои доходы можно не только уберечь от разных рисков, но и нарастить с помощью разных финансовых организаций.

- Финансовых организаций существует очень много, поэтому при выборе организации необходимо проявить осмотрительность. Следует выяснить как можно больше о деятельности выбранной организации (в том числе на сайтах официальных контролирующих и правозащитных организаций), проанализировать найденную информацию и только тогда принимать решение.

Оценка своей работы на уроке, качество усвоения знаний

Заполнение маршрутного листа

Личностные:

-умение рассчитывать сумму и процент переплаты кредитов и займов

- умение проверить себя;

- умение давать оценку своим действиям

- усвоение темы уроки, осознание достигнутых обучающимися цели и задач урока

V. Выставление отметок. Домашнее задание

- Выставление отметок и краткий анализ

- Домашнее задание написать эссе« Банки охотно дают деньги тем, кто может доказать, что  в них не нуждается».

- Запись домашнего задания в дневник

- Умение осуществлять самоконтроль

Маршрутный лист (ФИО)____________________________________________________

Тема:________________________________________________

№ задания

Задание

Оценка

1

Сформулируйте определения:

Банк – это

Банковский кредит –

Депозит (вклад) –

Сформулировано верно «5», допущена негрубая неточность «4», допущена грубая неточность «3».

2

Работа в группе фрагмент из ГК РФ

Критерии оценивания: активно участвовал в работе группы, выдвигал верные идеи «5»; выдвигал идеи, но не всегда правильные «4»; в работе группы мало принимал участия «3» .

3

Задача «Кому доверять?»

Выполнено верно «5»; ход решения верный, ошибка в математическом расчете «4»;  не верные ход решения и ответ «3»

4

Задача по целевому кредитованию (ИПОТЕКА или АВТОКРЕДИТ)

Работа в паре

Выполнено верно «5»; ход решения верный, ошибка в математическом расчете «4»;  не верные ход решения и ответ «3»

5

Активность на уроке

Моя  оценка за урок __________

Оценка учителя________

Прочтите  извлечения из Гражданского кодекса РФ и выполните задания.

Статья 819. Кредитный договор

 

1. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Статья 820. Форма кредитного договора

 

Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным.

 

Статья 821. Отказ от предоставления или получения кредита

 

1. Кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.

2. Заемщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или кредитным договором.

3. В случае нарушения заемщиком предусмотренной кредитным договором обязанности целевого использования кредита (статья 814)кредитор вправе также отказаться от дальнейшего кредитования заемщика по договору.

Ответить  на вопросы:

  • Какой документ предоставляется Заёмщику в банке?
  • В какой форме составляется Форма кредитного договора?
  • В каких случаях банк выдаёт отказ от предоставления или получения кредита?

Прочтите  извлечения из Гражданского кодекса РФ и выполните задания.

Глава 44. Банковский вклад

Статья 834.Договор банковского вклада

1. По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором…

Статья 836. Форма договора банковского вклада

1. Договор банковского вклада должен быть заключен в письменной форме. Письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

2. Несоблюдение письменной формы договора банковского вклада влечет недействительность этого договора. Такой договор является ничтожным…

Статья 837. Виды вкладов

1. Договор банковского вклада заключается на условиях выдачи вклада по первому требованию (вклад до востребования) либо на условиях возврата вклада по истечении определенного договором срока (срочный вклад)…

Глава 45. Банковский счет

Статья 845. Договор банковского счета

1. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету…

Статья 857. Банковская тайна

1.Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте…

1) О каких двух видах банковских услуг идет речь в данном фрагменте Гражданского кодекса?

2) Что такое депозит, вклад?

3) Какие два вида вкладов предусмотрены Кодексом?

Чем они различаются (подчеркни соответствующиеположения ГК РФ)?

4) Объясните, почему договор банковского вклада, как и банковского счета, может быть заключен только в письменной форме?

Задача «Кому доверять?»

Сергею Игнатьевичу необходим кредит (100 тыс.руб.) на срочный ремонт автомобиля, на котором он работает. Он прочитал объявление об организации «Деньги мигом», которая даёт деньги с процентной ставкой 0,1% в день по предъявлении одного паспорта. Друг посоветовал взять кредит в банке под 20% в год. Но в этот банк требуется предоставить целый пакет документов.

В какой организации предлагаются более выгодные условия? Почему организация «Деньги мигом» не требует подтверждения дохода? Как поступить Сергею Игнатьевичу?

Задача целевой кредит «Ипотека»

  1. Выбрать оптимальный вариант банка, в котором вам выгодно оформить ипотеку, если стоимость квартиры 2 500 000 рублей.
  2. Сравнить сумму займа с суммой итоговой выплаты банку.

Ипотека

Ромашка

Прометей

Геракл

Срок кредитования

5 лет

5 лет

5 лет

Процентная ставка:

13.5%

12,25%

11,50%

Максимальная сумма

5 000 000 (рубли РФ)

5 000 000 (рубли РФ)

2 000 000 (рубли РФ)

Задача целевой кредит «Автокредит»

  1. Выбрать оптимальный вариант банка, в котором вам выгодно взять авто кредит, если стоимость автомобиля 1 500 000 рублей.
  2. Сравнить сумму займа с суммой итоговой выплаты банку.

Автокредит

Гарант

Победа

Сити банк

Срок кредитования

5 лет

5 лет

5 лет

Процентная ставка:

15.0%

14.25%

12,5%

Максимальная сумма

5 000 000 (рубли РФ)

5 000 000 (рубли РФ)

2 000 000 (рубли РФ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по изучению темы «Правовые основы и порядок осуществления переводов денежных средств в валюте РФ»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по изучению темы «Правовые основы и порядок осуществления переводов денежных средств в валюте РФ»Рабочая тетрадь предназначена для освоения темы «Правовые основы и порядок осущест...

План-конспект урока обществознания в 8 классе "Банковские услуги"

Урок направлен на развитие функциональной грамотности: финансовой компетентности в 8 классе...

Тестовая работа по обществознанию по теме Банковские услуги по учебнику Обществознание Боголюбов Л.Н. 8 класс

Тестовая работа по обществознанию по параграфу 25 "Банковские услуги" по учебнику Обществознание Боголюбова Л.Н. 8 класс предназначена для проверки усвоения материала конкретной темы. Охваты...

Банковские услуги

Презентация подготовлена на основе учебника для 8 класса, издательство "Просвещение"...

Рабочий лист к уроку обществознания на тему "Банковские услуги"

Рабочий лист предназначен для урока обществознания в 8 классе (или 9-ом, если экономическая сфера не изучалась ранее). Материал содержит задания для обучающихся на весь урок и дополнительный материал,...

Технологическая карта урока обществознания на тему "Банковские услуги" 8 класс

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе на тему "Банковские услуги".Образовательные ресурсы: учебник "Обществознание" Л. Н. Боголюбов, М.: - Просвещение, 2020 г., чек...

Банковские услуги

Технологическая карта урока "Банковские услуги"...