Рабочая программа по ОБЖ 11 класс
рабочая программа по обж (11 класс) по теме

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 классов разработана в соответствии с Государст­венным образовательным стандартом среднего (полного) общего об­разования и предназначена для реализации Государственных требо­ваний к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы. Программа является единой для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования. Авторы программы — А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов, В. А. Васнев. <?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_obzh_11_klass.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Зиминский лицей

«Рассмотрено»

ТОУ гуманитарных наук

Протокол №____ от

«____» ________  2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______/Н. Н. Гладышева /

«_____»________ 2011г.

«Утверждено»

Директор лицея

_______/Е.Л. Мутовина /

Приказ № ____  от

«____»_________2011 г.

   

Рабочая программа

по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

11 класс (базовый уровень)

Составитель: Карелина Татьяна Александровна,

   учитель ОБЖ МОУ Зиминский лицей

   Образование: высшее

   Квалификационная категория: вторая

   

Программа составлена на основе федерального компонента государственного  стандарта среднего (полного) общего образования, программы «Основы безопасности жизнедеятельности: программы общеобразовательных учреждений, 1-11 классы»  (под общей редакцией А.Т.Смирнова. — М.: Просвещение, 2008) к учебно-методическому комплекту «Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс» (Авторы: М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. — М.: ООО «Издательство Астрель» 2007.)

 

2011-2012 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ п/п

Название документа

Страницы

1

Титульный лист

1

2

Пояснительная записка

3

3

Тематическое планирование уроков

4

4

Поурочное планирование уроков. Содержание учебного материала

5

5

Требования к уровню подготовки учащихся

11

6

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся

12

7

Перечень учебно-методического обеспечения

13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 классов разработана в соответствии с Государст венным образовательным стандартом среднего (полного) общего об разования и предназначена для реализации Государственных требо ваний к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы. Программа является единой для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования. Авторы программы — А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов, В. А. Васнев.

Предлагаемая рабочая программа «Основы безопасности жизне деятельности» предназначена для обеспечения базового уровня под готовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания обра зования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.

 Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10—11 клас сах направлено на достижение следующих целей:

•  воспитание у обучаемых ответственности за личную безопас ность, безопасность общества и государства; ответственного отно шения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедея тельности личности, общества и государства;

•  развитие духовных и физических качеств личности, обеспечи вающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрез вычайных ситуаций природного, техногенного и социального харак тера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защи те Отечества;

•  освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального ха рактера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной сис теме защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

•  формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуа циях; использования средств индивидуальной и коллективной защи ты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состоя ниях.

 Реализация указанных целей обеспечивается содержанием про граммы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Тематическое планирование уроков

Структурно программа состоит их трех разделов и тринадцати тем.

 Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвы чайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний, обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности че ловека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, по лученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5—9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона — состав ная часть обороноспособности страны».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жиз ни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболе ваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой ме дицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной под готовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, озна комятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Фе дерации, их структуре и предназначении для обеспечения националь ной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриоти ческого воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества. Программа рассчитана на 34 учебных часа.

Поурочное планирование учебной программы ОБЖ (11 класс)

№ раздела,

темы и урока

Наименование раздела, темы и урока

Количество часов

Раздел

Тема

I

Основы медицинских знаний и здорового об раза жизни

10

1

Основы здорового образа жизни

6

1.1

Правила личной гигиены и здоровье

1

1.2

Нравственность и здоровье. Формирование пра вильного взаимоотношения полов

1

1.3

Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики

1

1.4

СПИД и его профилактика

2

1.5

Семья в современном обществе. Законодательст во и семья

1

2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

4

2.1

Первая медицинская помощь при острой сердеч ной недостаточности и инсульте (практические занятия)

1

2.2

Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия)

1

2.3

Первая медицинская помощь при травмах (прак тические занятия)

1

2.4

Первая медицинская помощь при остановке сердца

1

II

Основы военной службы

24

3

Воинская обязанность

8

3.1

Основные понятия о воинской обязанности

1

3.2

Организация воинского учета и его предназначе ние

1

3.3

Обязательная подготовка граждан к военной службе

1

3.4

Добровольная  подготовка  граждан к  военной службе

1

3.5

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при по становке на воинский учет

3

3.6

Увольнение  с  военной службы  и  пребывание в запасе

1

4

Особенности военной службы

10

4.1

Правовые основы военной службы

1

4.2

Общевоинские уставы  Вооруженных  Сил  Рос сийской Федерации — закон воинской жизни

3

4.3

Военная присяга — клятва воина на верность Ро дине — России

1

4.4

Прохождение военной службы по призыву

2

4.5

Прохождение военной службы по контракту

1

4.6

Права и ответственность военнослужащих

1

4.7

Альтернативная гражданская служба

1

5

Военнослужащий — защитник своего Отечества Честь и достоинство воина Вооруженных Сил

6

5.1

Военнослужащий — патриот, с честью и досто инством несущий звание защитника Отечества

1

5.2

Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

1

5.3

Требования воинской деятельности, предъявляе мые к моральным, индивидуально-психологиче ским  и  профессиональным  качествам  гражда нина

1

5.4

Военнослужащий — подчиненный,  строго  со блюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

1

5.5

Как стать офицером Российской армии

1

5.6

Международная  (миротворческая)  деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации

1

Всего часов

34

Содержание учебного материала

Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

1. Основы здорового образа жизни

1.1.  Правила личной гигиены и здоровье

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очище нии организма.

1.2.  Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необ ходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

1.3.  Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилак тики

 Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, при чины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

1. 4. СПИД и его профилактика

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения.

СПИД — это финальная стадия инфекционного заболевания, вы зываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

 Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-ин фекцией.

1.5. Семья в современном обществе. Законодательство и семья

Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и поря док заключения брака.

Личные права и обязанности супругов. Иму щественные права супругов. Права и обязанности родителей.

2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

2.1.  Первая медицинская помощь при острой сердечной недо статочности и инсульте (практические занятия)

Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая меди цинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

2.2.  Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия)

Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.

2.3.  Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Пер вая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.

Первая медицинская помощь при остановке сердца

Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причи ны клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непря мого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

Раздел II. Основы военной службы

3. Воинская обязанность

3.1.  Основные понятия о воинской обязанности

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохож дение военных сборов в период пребывания в запасе.

3.2.  Организация воинского учета и его предназначение

Организация воинского учета. Первоначальная постановка граж дан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при перво начальной постановке на воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Основное содержание обязательной подготовки граждан к воен ной службе.

Основные требования к индивидуально-психологическим и про фессиональным качествам молодежи призывного возраста для ком плектования различных воинских должностей (командные, оператор ские, связи и наблюдения, водительские и др.).

Добровольная подготовка граждан к военной службе

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.

Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по до полнительным образовательным программам, имеющим целью воен ную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразователь ных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионально го образования.

3.5.  Организация медицинского освидетельствования и меди цинского обследования граждан при постановке на воинский учет

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психоло гического отбора граждан при первоначальной постановке их на во инский учет.

3.6.  Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил Россий ской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граж дан от военных сборов.

4. Особенности военной службы

4.1.  Правовые основы военной службы

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, про ходящим военную службу по призыву. Военные аспекты междуна родного права.

4.2.  Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Фе дерации — закон воинской жизни

 Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламен тирующие жизнь и быт военнослужащих.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федера ции, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав  Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Россий ской Федерации, их предназначение и основные положения.  

4.3.  Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России

Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жиз ни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужа щим воинского долга.

4.4.  Прохождение военной службы по призыву

Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва.

Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужа щих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повсе дневный порядок жизни воинской части.

Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас.

Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

 Военная форма одежды.

Прохождение военной службы по контракту

Основные условия прохождения военной службы по контракту

Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

4.6.  Права и ответственность военнослужащих

Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужа щих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, матери альная, уголовная).

 Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

 Уголовная ответственность за преступления против военной служ бы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотно шений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

4.7.Альтернативная гражданская служба

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе».

Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.

Право гражданина на замену военной службы по призыву альтер нативной гражданской службой.

Сроки альтернативной гражданской службы для разных катего рий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативное гражданской службы.

 Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтер нативной гражданской службой.

5. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил

5.1.  Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защи ту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.

5.2.  Военнослужащий — специалист, в совершенстве владе ющий оружием и военной техникой

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможно стей вверенного вооружения и военной техники, способов их исполь зования в бою, понимание роли своей военной специальности и долж ности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовые к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях совре менного боя.

5.3.  Требования воинской деятельности, предъявляемые к мо ральным, индивидуально-психологическим и профессиональные качествам гражданина

 Виды воинской деятельности и их особенности. Основные эле менты воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывно го возраста к военной службе. Требования к психическим и мораль но-этическим качествам призывника, основные понятия о психоло гической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

5.4. Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Рос сийской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, уме ние и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно пови новаться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.

5.5. Как стать офицером Российской армии

Основные виды военных образовательных учреждений профессио нального образования.

Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

5.6. Международная (миротворческая) деятельность Воору женных Сил Российской Федерации

Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворче ских операциях как средство обеспечения национальной безопасно сти России.

Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.

Требования к уровню подготовки УЧАЩИХСЯ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

знать:

•  основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияю щие на него;

•  потенциальные опасности природного, техногенного и соци ального происхождения, характерные для региона проживания;

•  основные задачи государственных служб по обеспечению безо пасности жизнедеятельности населения;

•  основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;

•  состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Феде рации;

•  основные права и обязанности граждан по призыву на воен ную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

•  особенности прохождения военной службы по призыву, кон тракту и альтернативной гражданской службы;

•  предназначение, структуру и задачи РСЧС;

•  предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь:

•  перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использо вать для ликвидации возгорания;

•  перечислить порядок действий населения по сигналу «Внима ние всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, ко торый следует взять с собой в случае эвакуации;

•  объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;

•  назвать способы ориентирования на местности, подачи сигна лов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае ав тономного существования в природных условиях;

•  показать порядок использования средств индивидуальной за щиты;

•  рассказать о предназначении и задачах организации граждан ской обороны;

использовать приобретенные знания и умения в практиче ской деятельности и повседневной жизни для:

•  ведения здорового образа жизни;

•  действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

•  пользования бытовыми приборами;

•  использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;

•  пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

•  соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;

•  соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

•  соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;

•  соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;

•  оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находя щимся в неотложных состояниях;

•  вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соот ветствующих служб экстренной помощи;

•  подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.

 

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся

Оценка "5" выставляется, если ответ:

полный, содержание материала раскрыто в объеме программы и отличается самостоятельностью суждений обучающихся, использованы ранее приобретенные знания (на уроках ОБЖ и других предметах), а также знания из личного опыта и опыта других людей; ответ построен логично, грамотно и последовательно с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, сопоставления, обобщения и выводов); четко даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.

Оценка "4" выставляется, если:

раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно, грамотно в речевом отношении; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; встречаются 1-2 неточности в ответе, определение понятий неполное, допускаются незначительные нарушения последовательности, искажение научного термина (в выводах и обобщениях).

Оценка "3" выставляется, если:

усвоено основное содержание предмета ОБЖ, но изложение фрагментарное, не всегда последовательное; определения понятий даны недостаточно четко; не используются в качестве доказательства выводы и обобщения, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии.

Оценка "2" выставляется, если:

не раскрыто основное содержание учебного материала; не даны ответы на вспомогательные вопросы; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: программы общеобразовательных учреждений, 1-11 классы/под общей редакцией А.Т.Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. — М.: ООО «Издательство Астрель» 2007.
  3. Гражданская защита: энциклопедический словарь / под общей ред. С. К. Шой гу. - М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.                
  4. Рыбин А. Л. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: пособие для учащихся: 10—11 кл. / А. Л. Рыбин, Б.О.Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
  5. Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 10—11 кл. /А. Л. Рыбин, Б.О.Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
  6. Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ ного и техногенного характера», «О противодействии терроризму», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона Российской Федерации «Об обра зовании», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» // Собрание законодательства Российской Федерации: офици альное издание. — М., 1998—2007.
  7. Журналы «ОБЖ. Основы безопасности жизни», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы военной службы» - 2004-2009 г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...