Рабочая программа по обж
методическая разработка по обж по теме
Рабочая программа по учебнику ОБЖ Латчук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_na_2012g.doc | 268.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №47 им. Д. С. Лихачева Петроградского района
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ
средняя школа №47
им. Д. С. Лихачева
Рыхлова В.Н.
«____» ______20__г.
Рабочая программа по ОБЖ в 5-9 классах
на 2012-2013 учебный год.
Разработчик: Минакина Т. А. преподаватель-организатор ОБЖ
Обсуждена и согласована на Принята на методическом или
методическом объединении педагогическом совете
Протокол №_____от «___»_____201_г. Протокол №_____от «___»_____201_г.
2012 г.
Пояснительная записка.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и зашиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Общая характеристика курса.
Курс предназначен для:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;
формирование отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Ситуации, связанные с воздействием на личность угроз и опасностей, в психологическом и практическом отношении всегда трудны для человека, так как сопряжены с повышенными, предельными и даже запредельными нагрузками, ответственностью, разного рода рисками, которые чреваты нежелательными последствиями. Успех действий человека в таких ситуациях возможен только при условии его полноценной и высокой подготовленности. Поэтому главной функцией программы основного общего образования является ее ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путем выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей. Ориентация курса ОБЖ на личную безопасность отвечает букве и духу Федерального закона РФ «О безопасности», который ставит на первое место обеспечение безопасности личности. В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий: опасность причина опасности последствие опасности действие.
Под опасностью здесь понимается ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду. Причина опасности — это событие, предшествующее и вызывающее другое опасное событие, явление или процесс, именуемый следствием. Последствие опасности — негативное изменение, вызванное причиной. Действие — это то, что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или здоровью.
При изучении предмета школьники получают знания об опасных и экстремальных ситуациях в бытовой (городской), природной и социальной среде, о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.
Большое внимание в программе уделено формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, изучению приемов оказания первой медицинской помощи.
В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
-соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
-использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
-семинары и круглые столы;
-индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
Учащиеся должны:
знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявление бдительности при угрозе террористического акта; обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 1. Основы здорового образа жизни.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов.
В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Место курса в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов(1 час в неделю).
Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, разработано на основе сборника «Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы» (М.: Просвещение, 2011).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ
I. Основы безопасности личности, общества и государства
1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1.1. Обеспечение безопасности дорожного движения
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Правила безопасного поведения на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия и их причины.
Пешеходы. Правила безопасного поведения пешеходов на дорогах. Пассажиры. Общественный транспорт, краткая его характеристика, обеспечение безопасности пассажира в общественном транспорте. Водитель. Общие обязанности водителя. Велосипедисты, правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.
1.2. Пожарная безопасность
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности в доме (квартире) при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня, во время проведения новогодних и праздничных мероприятий. Соблюдение мер пожарной безопасности в школе.
Правила безопасного поведения человека при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале).
1.3. Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация, бытовой газ и др.). Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Система обеспечения безопасности города (населенного пункта) (милиция, пожарная охрана, скорая помощь, служба спасения, коммунальная и другие службы), правила их вызова.
Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Опасные вещества и средства бытовой химии, соблюдение мер безопасности при их использовании.
Соблюдение мер безопасности при пользовании различными инструментами, необходимыми для выполнения хозяйственных работ дома и на приусадебном участке.
1.4. Водоемы. Обеспечение безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Основные меры безопасного поведения человека на водоемах. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах; безопасное поведение на берегу водоемов во время отдыха. Меры предосторожности при движении по льду водоемов, состояние льда, признаки, указывающие на возможность безопасного передвижения по льду. Оказание самопомощи и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
1.5. Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения.
Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми.
Общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций (безопасность у телефона, нападение в лифте, в подъезде дома и др.).
Обеспечение личной безопасности на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание безопасных зон в городе (места расположения отделений милиций, постов ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте и в толпе. Взрывное устройство на улице.
2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
2.1. Подготовка к активному отдыху на природе
Природа и человек. Ориентирование на местности. Определение
своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.
2.2. Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Подготовка и проведение лыжных походов. Водные и велосипедные походы.
2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях (в горах, в местах с жарким или холодным климатом). Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта (наземным, водным, воздушным).
2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде
Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
2.5. Опасные ситуации в природных условиях Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
3. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
3.1. Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины). Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
3.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и возможные последствия
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера, понятие аварии и катастрофы. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и с учетом тяжести последствий. Потенциально опасные объекты.
Аварии на радиационно-опасных объектах, химически опасных объектах, пожаро-, взрывоопасных объектах. Причины возникновения таких аварий и возможные последствия.
Рекомендации населению по правилам поведения при авариях на радиационно-опасных, химически опасных и пожаро-, взрывоопасных объектах.
Аварии на гидротехнических объектах, их возможные причины и последствия. Мероприятия, проводимые по уменьшению последствий аварий на гидротехнических опасных объектах. Рекомендации по поведению населения при угрозе аварии на гидротехническом объекте.
Аварии на городских автодорогах, на железных дорогах и на воздушном транспорте, их краткая характеристика, возможные последствия, меры, принимаемые для обеспечения безопасности населения.
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Действия населения по сигналам оповещения.
4. Современный комплекс проблем безопасности
4.1. Концепция национальной безопасности России
Концепция национальной безопасности России — система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Угрозы национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности России.
.
4.2. Нарушение экологического равновесия в местах проживания
Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.
Мероприятия по защите здоровья человека в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
5. Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие интересы личности, общества и государства. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.
5.2. Государственные структуры по защите населения в чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Государственная противопожарная служба МЧС России.
МЧС России — федеральный орган управления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.3. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, организация оповещения населения. Инженерная, радиационная и химическая защита населения. Эвакуация населения из опасных районов. Организация аварийно-спасательных работ.
II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
6. Основы здорового образа жизни
6.1. Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности развития человека в подростковом возрасте
Особенности физического развития человека в подростковом возрасте. Забота о собственном организме, формирование правильного отношения к особенностям своего пола.
Особенности психического развития человека в подростковом возрасте. Развитие и укрепление чувства зрелости. Развитие волевых качеств. Поступки, в которых проявляются волевые качества.
Социальное развитие подростка и его взаимоотношения с окружающими. Формирование личности подростка и его взаимоотношения со взрослыми; формирование взаимоотношений со сверстниками; формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Здоровье подростка и факторы, на него влияющие.Здоровый образ жизни и его составляющие. Формирование навыков здорового образа жизни. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Режим дня и здоровье подростка. Переутомление, его причины и профилактика.
Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья. Здоровый образ жизни и профилактика заболевания. Профилактика инфекционных заболеваний. Профилактика факторов риска основных неинфекционных заболеваний.
6.3. Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Алкоголь и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее последствия для здоровья человека. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП). Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики факторов, разрушающих здоровье.
6.4. Правовые аспекты взаимоотношений полов
Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России. Репродуктивное здоровье — составная часть здоровья человека и общества.
Брак и семья. Основные функции семьи и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Федерации. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей. Права и обязанности несовершеннолетних супругов.
7. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
7.1. Основы медицинских знаний
Основные инфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний. Основные, наиболее часто встречающиеся инфекционные болезни, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.
Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка. Природные лекарственные средства. Перевязочный материал, дезинфицирующие средства.
Первая медицинская помощь (практические занятия)
Первая медицинская помощь при отравлениях угарным газом,
препаратами бытовой химии и лекарствами.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавших.
Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.
Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Правила проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.
Проверочные работы по курсу ОБЖ.
5 класс |
№ п/п | Тема | Форма проведения | Номер урока |
1 | Затопление жилища | тестирование | 4 |
2 | Взрыв и обрушение дома | проверочная работа | 6 |
3 | Ситуации криминогенного характера на улице. | проверочная работа | 10 |
4 | Изменение среды обитания человека в городе (загрязнение воздуха, воды, почвы). | тестирование | 11 |
5 | Понятие раны, виды ран. | тестирование | 21 |
6 | Оказание ПМП при различных видах кровотечений. | проверочная работа | 23 |
7 | Огнестойкость зданий и сооружений. Средства пожаротушения. | проверочная работа | 26 |
8 | Подбор размера противогаза и подготовка его к использованию. | проверочная работа | 30 |
6 класс |
1 | Внимание. Восприятие | проверочная работа | 4 |
2 | Определение сторон горизонта – основа ориентирования на местности: с помощью компаса, по солнцу и часам, по звездам, луне и часам. | проверочная работа | 11 |
3 | Туристские узлы и их применение. | тестирование | 16 |
4 | Виды переломов. Оказание ПМП при переломах конечностей. | проверочная работа | 22 |
5 | Повторение. | проверочная работа | 31 |
7 класс |
1 | Тропические циклоны: ураганы, тайфуны. | проверочная работа | 11 |
2 | Сели и их характеристика | проверочная работа | 16 |
3 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | проверочная работа | 22 |
4 | Наложение повязок на пальцы, ладонь, предплечье, локоть, плечо. | проверочная работа | 25 |
5 | Режим учебы и отдыха подростка | тестирование | 29 |
8 класс |
1 | Общие сведения о взрыве и пожаре. Их действие на здания и сооружения. | тестирование | 2 |
2 | ПМП при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка, при ожогах химическими веществами. | проверочная работа | 22 |
3 | Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. | проверочная работа | 27 |
4 | Повторение | проверочная работа | 29 |
9 класс |
1 | Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов | тестирование | 6 |
2 | Первая медицинская помощь при травмах | тестирование | 18 |
3 | Экстренная реанимационная помощь | тестирование | 22 |
Контрольные работы по курсу ОБЖ
№ п/п | Тема | Номер урока |
6 класс. |
1 | Опасные ситуации в природе. | 6 |
2 | Ориентирование. | 18 |
3 | Оказание первой помощи. | 25 |
7 класс. |
1 | Вулканы. | 7 |
2 | Оползни, сели, обвалы. | 13 |
3 | ЧС гидрологического характера. | 20 |
4 | Лесные и торфяные пожары. | 23 |
5 | Оказание первой помощи. | 31 |
8 класс. |
1 | Пожары и взрывы. | 5 |
2 | Аварийно химически опасные вещества. | 9 |
3 | Радиационные аварии. | 13 |
4 | Гидродинамические аварии. | 18 |
5 | Оказание первой помощи. | 24 |
9 класс. |
1 | РСЧС. | 3 |
2 | Международное гуманитарное право. | 7 |
3 | Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. | 12 |
4 | Профилактика травм в старшем школьном возрасте | 16 |
5 | Оказание первой помощи. | 19 |
6 | Экстренная реанимационная помощь. | 23 |
7 | Здоровый образ жизни. | 28 |
8 | Физиологические и психологические особенности организма подростка. | 32 |
Учебно-методический комплект, реализующий учебную программу.
Учебники:
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений/В. В. Поляков, М. И. Кузнецов, В.В. Марков, В. Н. Латчук. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.: ил.
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений/А. Г. Маслов, В. В. Марков, В. Н. Латчук, М. И. Кузнецов и др. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.: ил.
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений/С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 206 с.: ил..
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений/С. Н. Вангородский, В. Н. Латчук, В. В. Марков. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 254 [2] с.: ил..
Основы безопасности жизнедеятельности. 9 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений/С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 208 с.: ил.
Учебно-методический комплекс:
Пособия для учителя:
Латчук В. Н., Марков В. В., Фролов М. П.. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2001.- 320 с.: ил. ISBN 5-7107-4925-7
Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя.-М.:Просвещение,2000.-96 с.- ISBN 5-09-008993-0
Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)». Комплект тестовых заданий для учащихся старшей ступени средних школ, гимназий, лицеев (включая профессиональные), колледжей и профессиональных училищ./Тупикин Е. И.-М.: Интеллект-Центр 1999-128 с.
Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Комплект тестовых заданий для учащихся 5-6 классов./Соловьев С. С.-М.: Интеллект-Центр, 2001-120 с.
Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Комплект тестовых заданий для учащихся 7-8 классов./Соловьев С. С.-М.:Интеллект-Центр,2001-144 с.
Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 5 класс/авт.-сост. Г. Н. Шевченко.-Волгоград: Учитель, 2006.-115 с. ISBN 5-7057-0618-9
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: Метод. пособие.-3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2001.-128 с. ISBN 5-7107-4837-4
Латчук В. Н.,Марков В. В.Основы безопасности жизнедеятельности.7 кл.: метод. пособие.-3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2001.-96 с. ISBN 5-7107-4838-2
Латчук В. Н., Марков В. В.Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: метод. пособие.-3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2001.-128 с. ISBN 5-7107-4836-6
Е. Н. Лукьянов «Экстремальные ситуации в природе и в городе» Санкт-Петербург 1999
Сборник ситуационных задач по курсу основ безопасности жизнедеятельности: Учеб.- метод. пособие/С. П. Данченко. – СПб.: СПбАППО. – 184 с
Пособия для учеников:
Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности.5кл./В.Н. Латчук, С. К. Миронов.-6-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2008.-44,[4]с.: ил ISBN 978-5-358-04379-4
Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности.6кл./В. Н. Латчук, С. К. Миронов.-6-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2008.-453,[3]с.: ил ISBN 978-5-358-04419-7
Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности.7кл./В. Н. Латчук, С. К. Миронов.-7-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2009.-45,[3]с.: ил ISBN 978-5-358-06330-3
Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности.8кл./В. Н. Латчук, С. К. Миронов.-5-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2007.-45,[3]с.: ил ISBN 978-5-358-02338-3
Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности.9кл./В. Н. Латчук, С. К. Миронов.-3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2006.-47,[1]с.: ил ISBN 5-358-00200-6
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №47 им. Д. С. Лихачева Петроградского района
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ
средняя школа №47
им. Д. С. Лихачева
Рыхлова В.Н.
«____» ______20__г.
Рабочая программа по ОБЖ в 10-11 классах
на 2012-2013 учебный год.
Разработчик: Минакина Т. А. преподаватель-организатор ОБЖ
Обсуждена и согласована на Принята на методическом или
методическом объединении педагогическом совете
Протокол №_____от «___»_____201_г. Протокол №_____от «___»_____201_г.
2012 г.
Пояснительная записка.
Программа для 10-11 классов предназначена для изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.
Общевоенная подготовка должна быть тесно связана с воинским воспитанием. При этом особое внимание должно быть уделено воспитанию у кадет беззаветной преданности Отечеству, выработке у них высокого создания общественного и воинского долга, дисциплинированности, любви к военной службе.
В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «О борьбе с терроризмом», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а также Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
• освоение учащимися знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
развитие у учеников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения здорового образа жизни;
обучение учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В программе представлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний», «Основы здорового образа жизни».
В разделе III «Основы военной службы» изучаются темы: «Основы обороны государства», «Воинская обязанность», «Основы подготовки к военной службе» (практические занятия в воинской части).
Программа рассчитана на 35 учебных часов в каждом классе. Разработанная программа предусматривает теоретические и практические занятия по разделу «Основы военной службы» из расчета 1 час в неделю (35 часа в год) с завершением обучения проведением 5-дневных сборов по 40-часовой учебной программе на базе воинских частей, организацией РОСТО (ДОСААФ), оборонно-спортивных учреждений (лагерей, центров и т.п.) и образовательных учреждений среднего (полного) общего образования (по отдельной программе).
Программа направлена на формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:
формирование цельного представления о безопасности жизнедеятельности и ее значении для благополучного развития личности, общества и государства;
ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения в различных ситуациях;
изучение правил оказания и овладение навыками первой медицинской помощи в сложных случаях при острой необходимости;
ознакомление с задачами и структурами государственных организаций, занимающихся вопросами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
воспитание личной заинтересованности, создания необходимости личного участия каждого гражданина в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
изучение правовых основ подготовки граждан к военной службе и воинской обязанности;
оценка и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни требований личной и общественной безопасности;
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать мировоззренческие взгляды;
осуществление осознанного выбора пути продолжения образования и будущей профессии.
Межпредметные связи:
Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура – ЗОЖ; история – ОВС; биология – ЗОЖ, оказание ПМП; география – выживание в природе, химия – опасные вещества, экологическая безопасность; физика – природные явления, техногенные аварии и катастрофы.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.
Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад.)
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Требования к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ.
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
Требования к знаниям и умениям обучающихся:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен знать:
основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;
основные принципы здорового образа жизни;
правила оказания первой медицинской помощи;
основы обороны государства и военной службы;
боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.
Выпускники старших классов должны уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);
пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
знать и уметь:
(минимальные требования к уровню подготовки учащихся)
Уметь правильно оценить ситуацию во время техногенных аварий, пожаров и взрывов;
Знать правила поведения во время ЧС с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамических авариях;
Знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в старшем школьном возрасте;
Уметь применять знания по оказанию первой медицинской помощи;
Знать основы здорового образа жизни;
Объяснять и применять на практике правила дорожного движения, знать об ответственности за их нарушение.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Содержание программы
10 КЛАСС
Безопасность и защита человека в среде обитания
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера
Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера. Отработка практических действий по овладению навыками безопасного поведения: во время внезапного землетрясения; при сходе оползней, селей, обвалов и лавин; при возникновении ураганов, бурь и смерчей; при наводнении; во время природных пожаров.
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отработка практических навыков безопасного поведения: при пожарах и взрывах; при авариях с выбросом опасных химических и радиоактивных веществ; при гидродинамических и транспортных авариях.
Правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера
Понятие о ядерном оружии, его классификация и поражающие факторы. Правила безопасного поведения и способы защиты от ядерного оружия.
Понятие о химическом оружии и боевых токсичных химических веществах (БТХВ). Классификация БТХВ. Признаки поражения БТХВ. Правила безопасного поведения и способы защиты от химического оружия.
Понятие о бактериологическом (биологическом) оружии, его поражающие факторы и признаки применения. Правила безопасного поведения и способы защиты от бактериологического (биологического) оружия.
Современные обычные средства поражения, их классификация и характеристика. Способы защиты от современных обычных средств поражения.
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Организация и функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Цели и задачи РСЧС. Структура РСЧС. Функции и задачи подсистем и уровней РСЧС. Органы управления, координирующие и рабочие органы РСЧС. Режимы функционирования РСЧС. Силы и средства РСЧС.
Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения при ведении военных действий
Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны. История создания гражданской обороны. Предназначение гражданской обороны. Организация гражданской обороны на территории Российской Федерации. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении. Силы и средства гражданской обороны. Нештатные аварийно-спасательные формирования.
Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов
Международное гуманитарное право о защите населения. Правовая защита раненых и больных, медицинского персонала, военнопленных и гражданского населения при вооруженных конфликтах. Пропавшие без вести и погибшие при вооруженных конфликтах.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы медицинских знаний
Инфекционные заболевания и их профилактика
Понятие об инфекционном заболевании. Классификация инфекционных заболеваний и их внешние признаки. Возникновение и распространение инфекционных заболеваний, пути их передачи. Понятие об иммунитете. Наиболее распространенные инфекционные заболевания и их профилактика. Профилактика инфекционных заболеваний.
Первая медицинская помощь при острых состояниях
Экстренная реанимационная помощь. Понятие о клинической смерти. Признаки клинической смерти. Основные правила определения признаков клинической смерти. Последовательность проведения реанимационных мероприятий. Подготовка пострадавшего к реанимации. Понятие о прекардиальном ударе. Техника и последовательность действий при нанесении прекардиального удара. Понятие о непрямом массаже сердца. Техника и последовательность действий при проведении непрямого массажа сердца. Понятие об искусственной вентиляции легких. Техника и последовательность действий при проведении искусственной вентиляции легких. Отработка метода искусственного дыхания «рот в рот».
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Сохранение и укрепление здоровья — важное условие достижения высокого уровня жизни. Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасности личности.
Факторы, укрепляющие здоровье человека
Основные факторы, способствующие укреплению здоровья. Рациональное питание, режим труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и закаливание.
Факторы, разрушающие здоровье человека
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его влияние на организм курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Алкоголь и репродуктивная функция. Профилактика разрушающего влияния алкоголя на здоровье человека. Наркомания и токсикомания. Профилактика наркомании и токсикомании.
Основы военной службы
Основы обороны государства
Защита Отечества — долг и обязанность граждан России
Законодательство РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан. Отражение государственной политики в области обороны государства и воинской обязанности граждан в Конституции Российской Федерации, законах Российской Федерации «Об обороне», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».
Вооруженные Силы Российской Федерации — основа обороны государства
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству.
Государственная и военная символика России, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
Символика Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ордена и медали — почетные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги. Система государственных наград в Российской Федерации.
Понятие о боевых традициях. Дни славных побед в истории России. Формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях. Понятие о героизме и мужестве, примеры героизма и мужества. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации: приведение к военной присяге, вручение Боевого Знамени воинской части, вручение военнослужащим вооружения и военной техники, проводы военнослужащих, уволенных в запас или в отставку.
Основы подготовки к военной службе {практические занятия на базе воинской части)
Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы. Обязанности часового. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая подготовка.
11 КЛАСС
Безопасность и защита человека в среде обитания
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения
Основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций. Оповещение и информирование населения об опасностях.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Понятие о защитных сооружениях гражданской обороны, их классификация и предназначение. Убежища, противорадиационные и простейшие укрытия. Правила поведения в защитных сооружениях.
Средства индивидуальной защиты населения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, их классификация. Назначение, устройство и принцип работы фильтрующих противогазов и респираторов. Средства индивидуальной защиты кожи, их классификация и назначение
Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Содержание и основные виды обеспечения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения.
Правовые основы обеспечения безопасности и защиты населения
Деятельность государственных органов в области гарантий прав и свобод человека и гражданина, охраны его жизни и здоровья, регламентируемых Конституцией Российской Федерации. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Краткое содержание законов Российской Федерации: «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне». Основные права и обязанности граждан, предусмотренные этими законами.
Государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан
МЧС России как система государственной защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поисково-спасательные
службы и их предназначение. Пожарная охрана, основные задачи и функции по защите населения от пожаров. Милиция как государственная система в области защиты прав, свобод и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи как система в области защиты здоровья населения. Государственные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.
Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов
Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве. Международные отличительные знаки, используемые во время вооруженных конфликтов.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы медицинских знаний
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях
Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях. Отработка приемов остановки кровотечений: пальцевым прижатием; наложением жгута; наложением жгута-закрутки; максимальным сгибанием конечности; наложением давящей повязки. Остановка носового кровотечения. Первая медицинская помощь при большой открытой ране и при незначительных открытых ранениях.
Понятие о закрытых повреждениях и их характеристика. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при закрытых повреждениях: уши-
бах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах.
Основные принципы и способы транспортной иммобилизации.
Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при переломах костей верхних и нижних конечностей, переломе ребер.
Травмы головы и позвоночника. Причины и признаки травм головы и позвоночника. Особенности шинирования при переломах позвоночника; перекладывание пострадавшего с земли на носилки. Основные правила оказания первой медицинской помощи при сотрясении головного мозга.
Понятие о травматическом шоке, его причины и последствия. Признаки травматического шока. Основные правила оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке.
Первая медицинская помощь при острых состояниях
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах.
Характеристика острых состояний — острой сердечной недостаточности и инсульта. Оказание первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности, инсульте и остановке сердца.
Поражение электрическим током. Основные правила оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током.
Основы здорового образа жизни
Репродуктивное здоровье
Понятие о репродуктивном здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, влияющие на гармонию совместной жизни. Семья в современном обществе. Законодательство о семье.
Ранние половые связи. Нежелательная беременность. Аборт и его последствия.
Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем. Правила личной гигиены.
Факторы, разрушающие здоровье человека
Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) и его профилактика. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией.
Основы военной службы
Воинская обязанность
Воинский учет и подготовка граждан к военной службе
Понятие о воинской обязанности и военной службе. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Ответственность граждан за невыполнение обязанностей по воинскому учету.
Организация и проведение медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке граждан на воинский учет.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание и установленные формы проведения обязательной подготовки граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
Правовые основы военной службы
Вопросы защиты Отечества в Конституции Российской Федерации и федеральных законах: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих». Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни. Права военнослужащих.
Особенности военной службы
Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву. Статус военнослужащего. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, направленным для прохождения альтернативной гражданской службы.
Воинская дисциплина и ответственность военнослужащих
Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Принцип единоначалия в Вооруженных Силах. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды. Ответственность военнослужащих (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная).
Военно-профессиональная ориентация
Ориентирование на овладение военно-учетными специальностями. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Ориентация на обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профессионального образования. Как стать офицером Российской армии. Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования. Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования.
Тематический план проведения пятидневных учебных сборов
с участием юношей 10 классов.
№ п/п | Темы занятий | количество часов |
1. | Основы подготовки гражданина к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках. | 1 |
2. | Размещение и быт военнослужащих. Содержание помещений. Распорядок дня воинской части. Подъём, утренний осмотр и вечерняя поверка. Часы занятий, завтрак, обед, ужин. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды. | 3 |
3. | Суточный наряд и его обязанности. Назначение и состав суточного наряда. Подготовка суточного наряда. Обязанности лиц суточного наряда. | 4 |
4. | Организация караульной службы. Назначение и задачи караульной службы. Наряд караулов и подготовка караулов. Часовой и его обязанности. Пост. | 4 |
5. | Строевая подготовка. Строевые приёмы и движение без оружия. Строи отделения, взвода и роты. Движение походным и строевым шагом в составе отделения и взвода. Прохождение торжественным маршем. Прохождение с песней. | 4 |
6. | Огневая подготовка. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Автомат Калашникова: тренировка и выполнение норматива по неполной разборке и сборке АК-74. Приёмы и правила ведения огня. Меры безопасности при проведении стрельб. Практическая стрельба из пневматической винтовки. | 11 |
7. | Тактическая подготовка. Действия солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижения в бою и порядок их выполнения. Способы передвижения на поле боя. Выбор и занятие места для стрельбы, оборудование и маскировка окопа для стрельбы лёжа. Преодоление препятствий и заграждений. | 3 |
8. | Медицинская подготовка. Оказание само- и взаимопомощи при ранениях и травмах на поле боя. | 2 |
9. | Радиационная, химическая и биологическая защита. Приёмы и способы индивидуальной защиты. Преодоление участка местности, заражённого радиоактивными веществами. | 3 |
10. | Физическая подготовка. Разучивание и выполнение упражнений комплекса утренней гимнастики. Выполнение упражнений на спортивных снарядах. Сдача нормативов: бег на 100 м, кросс 1 км, метание гранаты (700 г), подтягивание на перекладине. | 5 |
Всего | 40 |
Проверочные работы по курсу ОБЖ.
№ п/п | Тема | Форма проведения | Номер урока |
10 класс |
Автономное существование человека в условиях природной среды | тестирование | 2 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | тестирование | 6 |
Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время. | проверочная работа | 8 |
Сохранение и укрепление здоровья — важное условие достижения высокого уровня жизни | тестирование | 17 |
Здоровый образ жизни и его составляющие | тестирование | 20 |
Профилактика вредных привычек | проверочная работа | 23 |
11 класс |
Нравственность и здоровье. Семья в современном обществе. | тестирование | 2 |
Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учёта и его предназначение. | проверочная работа | 13 |
Правовые основы военной службы | проверочная работа | 16 |
Права и ответственность военнослужащих. | тестирование | 20 |
Повторение. | проверочная работа | 26 |
Практические работы по курсу ОБЖ
№ п/п | Тема | Номер урока |
10 класс. |
1 | Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования. | 1 |
2 | Средства индивидуальной защиты населения. | 14 |
11 класс |
1 | ПМП при кровотечениях и ранениях. | 5 |
2 | ПМП при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика. | 6 |
3 | Экстренная реанимационная помощь. | 10 |
4 | ПМП при остановке сердца | 11 |
Учебно-методический комплект, реализующий учебную программу.
Учебники:
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений/ В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 363,[5] с.: ил.
Основы безопасности жизнедеятельности.11 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений/В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский.-3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2002.-288с.: ил.
Учебно-методический комплекс:
Пособия для учителя:
Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя.-М.:Просвещение,2000.-96 с.- ISBN 5-09-008993-0
Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)». Комплект тестовых заданий для учащихся старшей ступени средних школ, гимназий, лицеев (включая профессиональные), колледжей и профессиональных училищ./Тупикин Е. И.-М.: Интеллект-Центр 1999-128 с.
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.10-11 кл.-М.:Дрофа,2003.-80 с.
Основы безопасности жизнедеятельности.10 кл. Поурочные планы./Сост. Ю. П. Засядько.-Волгоград: «Учитель-АСТ»,2004.-96 с.
Основы безопасности жизнедеятельности.11 кл. Поурочные планы./Сост. Ю. П. Засядько.-Волгоград: «Учитель-АСТ»,2004.-96 с.
Начальная военная подготовка. Учебник/под общ. ред. А. М. Попова. – М., Воениздат, 1978. – 303 с., ил.
Е. Н. Лукьянов «Экстремальные ситуации в природе и в городе» Санкт-Петербург 1999
Сборник ситуационных задач по курсу основ безопасности жизнедеятельности: Учеб.- метод. пособие/С. П. Данченко. – СПб.: СПбАППО. – 184 с
Пособия для учеников:
Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности.10кл./В. Н. Латчук, С. К. Миронов.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2007.-63,[1]с.: ил ISBN 978-5-358-02340-6
Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности.11кл./В. Н. Латчук, С. К. Миронов.-4-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2007.-43,[5]с.: ил ISBN 978-5-358-02744-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...