открытый урок по НВП и ОБЖ "Ручные гранаты"
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме

Соболевская Марина Сергеевна

Эту разработку можно использовать, как на уроке НВП так и на уроке ОБЖ в разделе Огневая подготовка. на уроке использованы  методы технологии интерактивного обучения, информационно-коммуникативного обучения, креативного мышления. Приемы: Диаграмма Венна, "Блиц-опрос",схема "Фишбоун", кластеры и перфокарты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор _________________

_________________

     (подпись, дата)

ПЛАН – КОНСПЕКТ

проведения занятия

ГЛАВА: IV       ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ЗАНЯТИЕ: 10 (§ 10.) Ручные гранаты.

ЦЕЛЬ: Изучить с учащимися назначение, боевые свойства и устройство ручных осколочных гранат.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 

  1. Гранаты и их назначение.
  2. Боевые свойства и устройство ручной осколочных гранат РГД-5, Ф-1

     3) Обращение с гранатами, уход за ними и сбережение.

ВРЕМЯ: 45 минут.

МЕСТО:  Кабинет НВП.

МЕТОД: Рассказ.  Применение методов и приемов технологии интерактивного обучения, информационно-коммуникативного обучения, креативного мышления: схема «Фишбоун», кластеры, «Блиц-опрос», диаграмма «Венна», перфокарты.

 

РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Учебник НВП; учебно-методическое пособие по НВП.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:  презентация «Ручные гранаты»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учебные вопросы, время на их отработку


Действие руководителя


Действия обучаемых

1

2

3

Вводная часть

10 минут

   Принимает рапорт командира взвода, (отделения, дежурного) поверяет наличие обучаемых и их внешний вид, их материальное имущество, приготовленное к уроку.

Проверка домашнего задания: Автомат и пулемет Калашникова

1.Уважаемые курсанты у вас на столах лежат листы с диаграммой Венна, которую необходимо заполнить. Диаграмма Венна выглядит, как две сферы соединенные между собой ваша задача в центр вписать свойства, которые характерны АК и РПК, а по краям записать различия между ними.

На это задание вам дается 3 минуты.

Обменяйтесь диаграммы и проверьте друг друга.

2.Продолжаем проверку домашнего задания «Блиц-опросом» я вам задаю вопрос, а вы быстро даете ответ. Если вы не можете ответить на данный вопрос. Отвечаете: затрудняюсь ответить.

Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы.  

Курсанты перед тем, как мы приступим к новой теме, давайте с вами пополним наш словарный запас новыми военными терминами на казахском языке:

Граната- жарылғыш

Взрыв- жарылыс

Безопасность-қауіпсіздік

Наступление- шабуыл

Оборона-қорғаныс

Делая вывод из данной терминалогии? Как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке:

Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу.

Отвечают на поставленные учебные контрольные вопросы, записывают тему и учебную цель занятия

1-й учебный вопрос

10 минут


   Ручные осколочные гранаты (рис. 72) предназначаются для поражения осколками живой силы противника в ближнем бою (при атаке, в окопах, убежищах, населенных пунктах, в лесу, в горах и т. п.). Рис. 72. Общий вид ручных осколочных гранат:  РГД-5: РГН, РГО;  Ф-1.

Ребята на ваших столах лежат кластеры, которые вы должны заполнить в течении урока. Поэтому будьте очень внимательны.


На вооружении армии Казахстана состоят:

-ручная граната РГД-5;

- ручная граната РГН;

ручная граната РГО

- ручная граната Ф-1.

   В зависимости от дальности разлета осколков гранаты подразделяются на наступательные и оборонительные. 

Ручные гранаты РГД-5 и РГН относятся к наступательным,  граната Ф-1, РГО - оборонительные.

Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.

2-й учебный вопрос

10 минут

Устройство гранаты.

   Сейчас  курсант Малиновская должна повернуться к остальным курсантам и вы будете работать в группе. Вы должны открыть учебник на странице 214 и по нему составить схему «Фишбоун». Основой для вашей схемы будет вот этот рыбий скелет.  В голове этого скелета написан проблемный вопрос по которому вы будете работать. В настоящий момент проблемным вопросом для нас является строение гранаты. На косточках схемы вы должны написать все составные части гранаты. А в хвосте вы должны подумать и сделать вывод: что будет с гранатой если хотя бы одна из частей будет неисправна и чем это грозит человеку?

   Ручная осколочная граната РГД-5 — дистанционного действия, предназначена для поражения живой силы противника в наступлении и в обороне. Метание фанаты осуществляется из различных положений при действиях в пешем порядке и на бронетранспортере (автомобиле). Радиус разлета убойных осколков фанаты—около 25м. Средняя дальность броска гранаты - 40 - 50 м. Масса снаряженной фанаты — 310г. Время горения замедлителя запала-3,2 - 4,2 с.  состоит из корпуса с трубкой для запала, разрывного заряда и . запала. Корпус фанаты предназначен для размещения в нем разрывного заряда, трубки для запала, а также для сбора осколков при взрыве фанаты. Он состоит из двух частей - верхней  и нижней.

   Верхняя часть корпуса состоит из внешней оболочки, называемой колпаком, и вкладыша колпака. К верхней части с помощью манжеты присоединяется трубка для запала. Трубка служит для присоединения запала к фанате и для герметизации разрывного заряда в корпусе. Для предохранения трубки от загрязнения в нее ввинчивается пластмассовая пробка. При подготовке гранаты к метанию вместо пробки в трубку ввинчивается  запал. Нижняя часть корпуса состоит из внешней оболочки, называемой поддоном, и вкладыша поддона.

   Ручная осколочная граната Ф-1 —дистанционного действия, предназначена для поражения живой силы преимущественно в оборонительном бою. Метать гранату можно из различных положении и только из-за укрытия, из бронетранспортера или танка (самоходно-артил-лерийской установки). Радиус разлета убойных осколков при взрыве гранаты — около 200 м. Средняя дальность броска гранаты - 35 - 45 м. Масса снаряженной гранаты — 600 г. Время горения замедлителя запала-3,2 -4,2 с.  

Ручная осколочная фаната Ф-1  состоит из корпуса, разрывного заряда и запала. Корпус предназначен для размещения разрывного заряда и запала, а также для образования осколков при взрыве гранаты. Корпус гранаты чугунный с продольными и поперечными бороздками, по которым граната обычно разрывается на осколки. В верхней части корпуса имеется нарезное отверстие для ввинчивания запала. При хранении транспортировке и переноске гранаты в это отверстие ввернута пластмассовая пробка.

  А сейчас давайте с вами вернемся к нашим кластерам, которые вы должны были уже закончить заполнять. Поменяйтесь кластерами и проверьте друг друга.

Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.

3-й учебный вопрос

10 минут

  Сейчас мы с вами приступим к третьему вопросу:  Обращение с гранатами, уход за ними и сбережение.

Гранаты поступают в войска в деревянных ящиках, причем фанаты, рукоятки и запалы укладываются отдельно в металлических коробках. Для вскрытия коробок имеется нож. На стенках и крышке ящика есть маркировка, в которой указываются: количество фанат в ящике, их масса, наименование фанат и запалов, номер завода-изготовителя, номер партии фанат, год изготовления и знак опасности. Все запасы гранат и запалов, кроме носимых, надо хранить в заводской упаковке. Солдаты переносят гранаты в специальных сумках (рис. 80). Запалы помещаются в них отдельно от гранат, при этом каждый запал должен быть завернут в бумагу или чистую ветошь. В танках (бронетранспортерах, самоходно-артиллерийских установках) гранаты и отдельно от них запалы укладываются в сумки. Перед укладкой в сумку и перед заряжанием фанаты и запалы осматриваются. При осмотре надо обращать внимание на то, чтобы корпус гранаты не имел глубоких вмятин и проржавления; трубка для запала не была засоренной и не имела сквозных повреждений; запал был чистым и не имел проржавления и помятостей; концы предохранительной чеки были разведены и не имели трещин на изгибах. Запалы с трещинами или с зеленым налетом к применению непригодны. Необходимо оберегать гранаты и запалы от сильных толчков, ударов, огня, грязи и сырости. Если гранаты были загрязнены или подмочены, то при первой же возможности их надо тщательно обтереть и просушить на солнце или в теплом помещении, но не около огня. Просушивать гранаты нужно обязательно под наблюдением. Гранаты, хранящиеся в сумках длительное время, должны периодически осматриваться. Неисправные гранаты и запалы сдаются на склад для уничтожения. Заряжать гранату (вставлять запал) разрешается только перед ее метанием. Боевые гранаты выдаются солдатам, только обученным обращению с ними. Разбирать боевые гранаты и устранять в них неисправности, переносить гранаты вне сумок (подвешенными за кольцо предохранительной чеки), а также трогать неразорвавшиеся гранаты запрещается. Для изучения устройства гранат, приемов и правил их метания пользуются учебными, учебно-имитационными гранатами и плакатами. К метанию боевых гранат допускаются солдаты, успешно выполнившие упражнения по метанию учебных и учебно-имитационных гранат. При обучении метанию боевых гранат необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

1) обучаемые должны быть в стальных шлемах;

2) перед заряжанием осмотреть гранаты и запалы; в случае обнаружения неисправностей—доложить командиру;

3) метание осколочной оборонительной и противотанковой гранат производить из окопа или из-за укрытия, не пробиваемого осколками, под руководством офицера;

4) при метании одним обучаемым нескольких каждую последующую гранату бросать не менее чем через 5 с после взрыва предыдущей;

5) если граната не была брошена (предохранительная чека не вынималась), то разряжать ее можно только по команде и под непосредственным наблюдением командира;

6) вести учет неразорвавшихся гранат и отмечать места их падения красными флажками; по окончании метания неразорвавшиеся гранаты уничтожить подрывом на месте падения согласно правилам, изложенным в Руководстве по хранению и сбережению артиллерийского вооружения и боеприпасов в войсках; подрыв гранат (запалов) организовывает командир части;

7) район метания ручных гранат оцеплять в радиусе не менее 300 м;

8) личный состав, не занятый метанием гранат, отводить в укрытие или на безопасное удаление от огневого рубежа (не ближе 350 м);

9) исходное положение для метания гранат обозначать белыми флажками, огневой рубеж—красными;

10) пункт выдачи гранат и запалов оборудовать в укрытии не ближе 25 м от исходного положения.

№ вопроса

Верно

Неверно

1.

+


2.


+

3.


+

4.

+


5.


+

6.

+


7.


+

8.


+

9.

+


10.


+

Слушают преподавателя – организатора НВП, заполняют «перфокарту»

Заключи - тельная часть

5 минут

Ну и в завершении нашего занятия я вам предлагаю написать и отправить мне, как вашему руководителю «Боевой листок» на котором укажите понравился  ли вам урок и чему бы вы хотели уделить внимание на следующем уроке. Ребята давайте с вами подведем итог нашего урока: обратите внимание на нашу цель, которую мы поставили перед собой в начале урока,  как вы думаете мы достигли этой цели?

Домашнее задание:  составить кластер по назначению и боевым свойствам гранат РГН и РГО стр 218-221.

Оценки за урок:

Урок закончен всем встать! Сауболыныздар курсант мырзалар!

Записывают домашнее задание

                                                                                                             Руководитель занятия:   _______________

                                                                                                                             (подпись, дата)

        

Блиц-опрос

1.Для чего предназначены автомат и пулемет Калашникова?

(для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника)

2. какие виды патронов применяются для стрельбы из автомата Калашникова?

(обыкновенные, трассирующие и бронебойно-зажигательные)

3.на чем основано автоматическое действие автомата Калашникова?

(на частичном использовании энергии пороховых газов)

4.под чьим руководством автомат- пулемет готовится к стрельбе?

(командира отделения)

5. что нужно сделать с автоматом непосредственно перед стрельбой?

( прочистить канал ствола, осмотреть патроны, снарядить магазин)

6. если автомат- пулемет долго находился на морозе, что нужно с ним сделать перед его заряжением?

(несколько раз передернуть затворную раму)

Перфокарта

  1. Все гранаты и запалы надо хранить в заводской упаковке+
  2. Перед укладкой в сумку и перед заряжением гранаты запалы не осматриваются –
  3. Запалы с трещинами или зеленым налетом пригодны к применению-
  4. Необходимо оберегать гранаты и запалы от сильных толчков, ударов, огня, грязи и сырости +
  5. Неисправные гранаты и запалы выбрасывают на свалку бытовых отходов-
  6. Заряжать гранату (вставлять запал) разрешается только перед ее метанием+
  7. Для изучения устройства гранат, приемов и правил их метания выдаются боевые гранаты –
  8. При метании гранат можно не соблюдать меры предосторожности –
  9. Гранаты, хранящиеся в сумках длительное время должны периодически осматриваться+

10.К метанию боевых гранат допускаются все подряд солдаты-

Боевой листок

Боевой листок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по НВП на тему: «Ручные гранаты.»

Тналиев Дуйсен ГубайдуллиновичУчитель НВП ОСШ имени М.МаметовойБокейординского районаЗападно-Казахстанской области Открытый урок по НВП на тему: «Ручные гранаты.»ЦЕЛЬ: Изучить с учащимися назначе...

Открытый урок по физической культуре в 10 классе по теме: «Обучение технике метания гранаты».

Методическая цель урока: методика использования ИКТ  в  процессе изложения нового материала и проверки знаний.Учебные задачи: учить технике метания гранаты с 6—8 шагов разбега, совершенствов...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Интегрированный урок в XI классе.Метание гранаты и толкание ядра.

Практическое выполнение задания: метание гранаты 700 г и толкание ядра 4 кг или 5 кг на дальность.Затем по физической формуле( баллистическое движение) опрделить скорость вылета спортивного снряда и о...