интегрированный урок "биоритмы", ОБЖ - 10 класс
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме

интегрированный урок по ОБЖ 10 класс "биоритмы человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.rar2.13 МБ

Предварительный просмотр:

урок ОБЖ

 "Биоритмы и их влияние на работоспособность человека"

Цели урока:

  1. Образовательная: формирование представлений о биоритмах, теории “трех циклов”; овладение навыками здорового образа жизни и умениями рассчитывать свои биоритмы;
  2. Воспитательная: воспитание потребности вести здоровый образ жизни;
  3. Развивающая: развивать познавательный интерес к изучению возможностей своего организма.

I. Организационный момент.

Проверка домашнего задания: презентации

Выводы:

II. Вводная часть.

Внимание! В1729 году французский астроном де Мерам обнаружил, что листья бобов поднимаются днем и опускаются ночью. Ему захотелось установить, движутся ли они потому, что их освещает солнце, или потому, что растение ощущает вращение земли. Он пересаживает растение с грядки в темный подвал. Туда не проникают солнечные лучи, а ровная температура, неизменная днем и ночью, не подскажет растению, какое на дворе время суток. Но бобы словно не замечают смены обстановки: их листья столь же исправно встают торчком, когда на улице играет день, и столь же регулярно ложатся спать. Лишь полтораста лет спустя великий Дарвин высказывает догадку…

? О чем догадался Дарвин? Какую догадку высказал он?

(Если для растения неважны внешние воздействия, значит причина скрыта в нем самом. Бобы сами знают, когда вставать и когда ложиться спать, значит внутри растения есть свои часы. Оно подчиняется своему какому-то собственному ритму.)

И это правильный ответ. К тому же было произнесено ключевое слово нашего урока – ритм. Запишем тему урока…

Цель нашего урока:

  1.  найти ответ на вопрос «Что такое  о биологические ритмы, их виды»;
  2. доказать, что биоритмы  оказывают влияние на работоспособность человека;
  3. научиться рассчитывать свои биоритмы.

III. Изучение нового материала.

1. Итак, мы выяснили, что ритм – это универсальное свойство живых систем. И наш с вами организм тоже подчинен определенным колебаниям, как и все живое в природе.

? Давайте попробуем привести примеры ритмических колебаний нашего организма.

(– ритмично сокращается наше сердце;

– происходит ритмичная смена вдоха и выдоха;

– сон и бодрствование;

– труд и отдых;

– покой и движение).

Кстати, каждый орган в нашем организме живет по часам. К примеру, сердце лучше работает с 11 до 13 часов. А желчный пузырь, наоборот, в это время отдыхает. И лечиться неплохо бы в зависимости от того, в каком ритме работает тот или иной орган, а не когда придется. Принцип – одна таблетка три раза в день – безнадежно устарел. Гораздо меньшая доза препарата, принятая в то время, когда это действительно нужно, принесет большую пользу.

– Мы много раз повторили слово биоритм, настала пора дать определение этому слову.

(Работа с раздаточным материалом)Работа со словарем?

2. Ритм – это основа жизни. Жить – значит чувствовать ритм, приспосабливаться к нему и использовать его для благих целей. Обратите внимание на ключевые слова этой фразы: ритм– жизнь, жить – ритм.

Фрагмент танца   2 ученика:  1 – ритмично,  2 – не ритмично

Примерно то же самое происходит в живой природе. Организм, который по какой-либо причине не хочет или не может вписаться в природный ритм, уходит из жизни. Иногда этот уход длится десятки лет.

3. Каждый человек индивидуален, он не похож на других, имеет свои биологические ритмы. В зависимости от характера биоритмов людей можно разделить на три хронотипа: жаворонки, голуби, совы.

Сейчас вы попробуйте определить свой хронотип, для этого откройте на рабочем столе папку “ОБЖ, 10 класс”, тест.

Тест “Определение своего хронотипа” выполните в тетради. Это сокращенный вариант теста Остберга.

Здесь же в папке есть рекомендации для каждого хронотипа, познакомьтесь с ними, для того чтобы понять, живете ли вы согласно биоритмам вашего хронотипа или нет. К этой теме мы вернемся на последующих уроках. Сегодня вводный урок раздела “Здоровый образ жизни”.

4. Рабочий день в большинстве стран мира, в том числе и нашей стране, создан для жаворонков, то есть начало работы приходится на 8–9 часов.

А) Испытывают ли трудности при пробуждении в 6–7 часов жаворонки?

– Нет.

– Голуби, а вы испытываете трудности?

– Легко и трудно в 6–7 часов.

– Совы, а вы?

– Да (в 10–12 часов должны просыпаться).

Б) Совы и голуби, я обращаюсь к вам: что нужно сделать вам, чтобы облегчить процесс раннего пробуждения?

С – мягкий будильник;

– магнитофон;

– сразу встать;

– контрастный или горячий душ;

– кофе;

– энергетический напиток (зеленый чай с половинкой лимона);

Г – контрастный душ;

– кофе.

В) Каким должен быть завтрак, чтобы начать трудовой день с высокой работоспособностью?

Ж – полноценный завтрак, их желудки требуют пищи;

– А как вы завтракаете?

С – стакан минеральной воды, чтобы пробудить желудок или сок, желудок не может переваривать пищу с утра, поэтому совам можно есть кисломолочные продукты, фрукты;

– А как вы завтракаете?

Г  овощи, бутерброды, каша, нежирный творог.

– А как вы завтракаете?

– Вы теперь знаете, как правильно вставать утром, и зарядить себя энергией на весь день. Вам необходимо придерживаться распорядка дня для своего хронотипа, так как сбивание биоритмов приводит к депрессии, в результате организм дает сбой в самый неожиданный момент.

– Мы не случайно затронули этот вопрос. Многие компании, фирмы обращают внимание на хронотип. Например, для работы в ночные часы стараются подобрать персонал исключительно из сов. Почему?

(Это повышает производительность труда, снижает травматизм и процент брака.)

5. В жизни каждого человека есть творческие и бесплодные дни, счастливые и несчастные дни, дни, когда он пребывает в приподнятом или подавленном состоянии. И эти дни легко вычислить, пользуясь теорией “трех циклов”.

Согласно этой теории, человек со дня рождения находится в трех биологических ритмах:

– физический (с периодом 23 дня), он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения;

– эмоциональный (с периодом 28 дней), обуславливает состояние нервной системы и настроение;

– интеллектуальный ( с периодом 33 дня), определяет творческую способность личности.

А теперь слово учителю, которая научит вас использовать теорию “трех циклов” во благо себе, рассчитывать свои благоприятные и критические дни.

6. Учитель

  1. на основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности.
  2. Указанные циклы можно описать приведенными ниже выражениями, в которых переменная x – количество прожитых человеком дней:

        Физический цикл                                      ФИЗ(х) = sin(2пи x/23)

Эмоциональный цикл                               ЭМО(х) =sin(2пи x/28)

Интеллектуальный цикл                           ИНТ (х) =sin(2пи x/33)

Составим компьютерную модель

Компьютерная модель.

Составьте компьютерную модель по приведенному образцу. Введите в ячейки исходные данные, расчетные формулы.

Ячейка                          Формула

A9                             =$B$5                                                                            (1)

A10                           =A9+1                                                                            (2)

B9                             =СИН(2*ПИ()*(A9-$B$4)/23)                                     (3)

C9                             =СИН(2*ПИ()*(A9-$B$4)/28)                                     (4)

D9                             =СИН(2*ПИ()*(A9-$B$4)/33)                                     (5)

Построение графика.

7. Учитель ОБЖ.

– По-настоящему опасны дни, когда совпадают 2 цикла, или все 3, эти дни называют критическими. Таких дней, как правило, в месяц у человека бывает примерно шесть. А общее количество критических дней составляет приблизительно 20,4% от всех прожитых человеком дней.

– Один из знаменитых ученых в этой области науки, Рассел К. Андерсен, проводил исследования, выяснял, как связаны биоритмы с несчастными случаями. Он исследовал 300 несчастных случаев в четырех различных категориях: металлообрабатывающие, химические, текстильные, трикотажные заводы. Он получил ошеломляющие результаты: 70% несчастных случаев произошли в критические дни жертв. Например, один из операторов мощного пресса со стажем 20 лет в день, когда в одной точке сошлись все три цикла, лишился 4 пальцев.

Нам с вами ничего не страшно, потому что мы научились высчитывать свои биоритмы. Это умение поможет вам добиться преимуществ в различных областях профессиональной и личной жизни.

7. Берегите себя! Слушайте свои биоритмы, и тогда тело наполнится энергией, разум – творческой силой, а сердце – любовью ко всему окружающему.

III. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу, и мне очень хочется узнать, понравился ли он вам. Если вам урок понравился и вы узнали что-то новое, синего цвета, а если урок не понравился и вы ничего нового не открыли, желтого цвета.

Я знал

Я узнал

Что хочу УЗНАТЬ

Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности программа (интегрированная) 1 – 4 класс.

Пояснительная записка. Основной задачей обучения в начальных классах является получение первоначального представления о системе «Природа-Человек-Общество», о том, что такое жизнедеятельност...

интегрированный урок 10 класс (биология, география)

интегрированный урок  10 класс (биология, география) Лес- наш дом...

География и математика -интегрированный урок 6 класс

урок 6класс "География и математика "...

интегрированный урок 6 класс Береза - источник вдохновенья

интегрированный урок по русскому родному  языку и изобразительному искусства 6 коласс "Береза-источник вдохновения"...

Интегрированный урок (5 класс) "Бутерброды"

Интегрированный урок расчитан на проведение как в делимом, так и неделимом классе. Ведущая задача урока - развивать социокультурную компетенцию в контексте диалога культур. На уроке ученики узнают ист...

Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»

Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....

интегрированный урок 8 класс "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Урок способствует эффективному усвоению знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания. Учащиеся получают возможность выявлять необходимость соответствия калорийности пищи энер...