Методическая разработка по теме «Курсы толерантности»
методическая разработка по обж по теме

Шляхтов Вячеслав Александрович

Ознакомление с «Курсами толерантности» предполагает изучение значительного блока правовых знаний (в связи с политическими, экономическими, социологическими, этическими, культурологическими знаниями).

  «Курсы толерантности» рекомендуется учащимся 5-11 классов, из расчета – 1 час в неделю, предпочтительно в часы внеклассной работы.

     «Курсы толерантности» - особый курс, он существенно отличается от традиционного преподавания в школе. Он основан на концепции личностно-ориентированного обучения, в рамках другой концепции поставленных целей достигнуто не будет. Невозможно научить детей толерантности, но можно поставить их в такую ситуацию, когда они получат опыт взаимодействия в этом мире и сами научаться выстраивать отношения с окружающими людьми на принципах толерантности. Занятия этого курса становятся не тем предметом, куда ученики приходят «проходить» материал, а приходят общаться. Главным становится умение встать на противоположную точку зрения. Речь идет не о компромиссах – подлинная толерантность рождается не тогда, когда мы просто показываем равноправность разных логик, а тогда, когда учащийся видит дополняющие друг друга точки зрения и осознанно придерживается одной из них или вырабатывает свою. При этом ученик признает право других иметь свой взгляд на любую проблему. Толерантность возникает в одновременном звучании, казалось бы, непримиримых точек зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme_kursy_tolerantnosti.docx146.28 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Уссурийское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка

по теме «Курсы толерантности»

Рассмотрено

на заседании ОД (РПС) 12.04.2013 г.

Разработал: преподаватель отдельной дисциплины (ОБЖ, основ военной подготовки)

Шляхтов Вячеслав Александрович

2013 год

 АННОТАЦИЯ

                                                                                                          Необходимо поощрять методы систематического и рационального

обучения толерантности….

из материалов ЮНЕСКО      

                                                                                                                               

     Ознакомление с «Курсами толерантности» предполагает изучение значительного блока правовых знаний (в связи с политическими, экономическими, социологическими, этическими, культурологическими знаниями).

          «Курсы толерантности» рекомендуется учащимся 5-11 классов, из расчета – 1 час в неделю, предпочтительно в часы внеклассной работы.

     «Курсы толерантности» - особый курс, он существенно отличается от традиционного преподавания в школе. Он основан на концепции личностно-ориентированного обучения, в рамках другой концепции поставленных целей достигнуто не будет. Невозможно научить детей толерантности, но можно поставить их в такую ситуацию, когда они получат опыт взаимодействия в этом мире и сами научаться выстраивать отношения с окружающими людьми на принципах толерантности. Занятия этого курса становятся не тем предметом, куда ученики приходят «проходить» материал, а приходят общаться. Главным становится умение встать на противоположную точку зрения. Речь идет не о компромиссах – подлинная толерантность рождается не тогда, когда мы просто показываем равноправность разных логик, а тогда, когда учащийся видит дополняющие друг друга точки зрения и осознанно придерживается одной из них или вырабатывает свою. При этом ученик признает право других иметь свой взгляд на любую проблему. Толерантность возникает в одновременном звучании, казалось бы, непримиримых точек зрения.

     Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что данные курсы не могут быть чем-то однозначно заданным. Они должны изменяться в зависимости от уровня подготовки класса, его особенностей, начиная от социальных и заканчивая психологическим климатом в коллективе. Руководитель при преподавании этих курсов вынужден встать на позицию сотрудничества с воспитанников, поэтому изменения в курсах оказываются в прямой зависимости от самого преподавателя (его готовности, интересов, задач). Таким образом, «Курсы толерантности» - есть основа для творческой работы учителя. Преподавание данных курсов требует от руководителя существенного изменения педагогического мировоззрения. Во главу угла ставится индивидуальность, самобытность, неповторимый субъектный (не субъективный), т. е. лично накопленный опыт ученика, через призму которого и воспринимается субъектом все происходящее.  Для того чтобы опыт воспитанника стал помощником педагога, целесообразно обеспечить специальное диалоговое конструирование учебного материала. Эта конструкция должна обеспечивать:

 — выявление субъектного опыта ребенка;

 — выделение опыта на уровень осознания педагога и самим учащимся;

 — выделение знаний, нацеленных на согласование этого опыта с опытом других и научным содержанием;

 — активное стимулирование воспитанника  к самооценке, самовыражению, саморазвитию, рефлексии.

     Общая задача при этом - не вытеснение опыта учащегося, а его выявление, окультуривание, согласование с иным опытом, что и есть результат обучения в рамках личностно - ориентированного обучения. В определенном смысле преподавание «Курсов толерантности» выстроено в русле философии и педагогики, предполагающей стремление педагога к созданию на всех занятиях многокрасочной, полифоничной картины, где слышен голос каждого ученика, каким бы наивным он ни был.

     Данная методическая разработка рекомендуется в помощь преподавателям всех дисциплин, командному составу рот суворовцев и включает в себя рекомендации, общие принципы работы с малыми социальными группами, а также тематическое планирование по курсам.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Аннотация……………………………………………………………………………2
  2. Содержание…………………………………………………………………………..4
  3. Основная часть……………………………………………………………………...4
  1. Общие рекомендации по проведению занятий………………….…………… ...5
  2. Принципы работы с группой……………….…………………………………….6
  3. Подготовка к работе в малых группах…………….……………………………..8
  4. Рефлексия…………………………………………………………………………..9
  5. Обратная связь…………………………………………………………………….10
  6. Тематическое планирование……………………………………………………..13
  1. Заключение…………………………………………………………….………….…14
  2. Список использованных источников………………………………………….....16

                                   

                                   

                                 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

Занятия предлагаемых курсов во многом напоминают  психологический тренинг: в первую очередь ставятся задачи развития личностных качеств и приобретения опыта, используются преимущественно активные методики, поэтому хотелось бы подробнее остановиться на некоторых важных моментах в организации работы на занятиях курса.

Роль педагога в преподнесении материала очень сложна: с одной стороны он должен активно влиять на учащихся, изменяя их ценностные установки, с другой, он должен минимизировать это влияние, сохраняя суверенность личности.  Любое навязывание преподавателя своей точки зрения будут проявлением интолерантности. Поэтому педагог может достичь успеха только в том случае, если ему удастся создать атмосферу сотрудничества между педагогом и группой, а главное внутри группы.

Желательно, чтобы для проведения занятий было выделено отдельное помещение, в котором от занятия к занятию сохранялась бы неповторимая творческая атмосфера формирования толерантного сознания. По мере проведения занятий помещение бы наполнялось атрибутикой (продуктами творчества группы) и позволяла бы более быстро погружаться в атмосферу занятий.

Организатору необходимо ориентироваться не только на конкретное содержание (предоставление информации, развитие определенных навыков), но и на процесс (динамику отношений между участниками группы).

Особенно большую роль в проведении занятий играют активные формы обучения, групповые формы работы, однако групповая форма работы таит в себе довольно много опасностей, поэтому, чтобы их избежать, есть смысл воспользоваться некоторыми технологическими приемами.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ГРУППОЙ

1. Предоставление воспитанникам полной информации о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых участникам.  Следует рассказать о том, что может происходить в группе. В идеале желательно, чтобы каждый участник дал согласие на свое участие в уроке-тренинге.

2. Договор о конфиденциальности. Все о чем говориться в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. Такое, казалось бы, простое правило очень сильно способствует созданию атмосферы доверительности, безопасности и самораскрытия. Полное соблюдение конфиденциальности вряд ли возможно, но если участник группы потребует табу на ту или иную информацию, он должен быть уверен, что информация останется в группе. С другой стороны, каждый имеет право на молчание и может открыться ровно настолько, насколько он пожелает.

3. Обеспечение психологической и физической безопасности участников группы. В группе недопустима физическая или вербальная агрессия. Организатор должен стать гарантом безопасности всех участников группы. Участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга. Учащиеся должны понимать, что они могут задать вопрос педагогу в том случае, когда никто из членов группы не знает ответ, и все хотят его узнать.

На основе этих принципов вырабатываются правила работы в микрогруппе и во всем коллективе.

Следует помнить, что эффективность и слаженность работы группы напрямую зависит от умения ведущего давать четкие недвусмысленные инструкции работы, понятные всем участникам группы.

В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. Кроме вопросов по теме занятия можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии:

- «Что вы сейчас чувствуете?»;

- «Какими мыслями хотелось бы вам поделиться с группой?»;

- «Что вас сегодня удивило?».

Работа «здесь и сейчас» с непосредственными чувствами приводит к тому, что постепенно воспитанники привыкают считаться с особенностями настроения других, у них развивается умение слушать и слышать, что развивает эмпатию, основу психологии толерантности.

Важным условием создания атмосферы сотрудничества является вопрос формирования учебных групп.

Можно предложить ребятам объединиться в группы так, как им захочется, можно провести жеребьевку, а можно составить список каждой группы заранее. В зависимости от целей будущей работы преподаватель может выбрать любой из этих способов, но вот некоторые правила, соблюдение которых не даст распасться атмосфере сотрудничества в коллективе и увеличит КПД занятий.

Количество человек в группе должно быть 3-7. Если группа слишком большая, ей трудно работать и в ней сложно всем проявиться; маленькая группа обедняет обсуждение.

И однородные и разнородные группы могут оказаться полезными. Объединение самых разнородных учащихся – более сильных и более слабых, более активных и более спокойных – позволяет расширить социальный опыт ребят. В то же время в группах, где объединены ребята, схожие по способностям и уровню успеваемости, легче проявить себя «середнячкам», тихим ребятам.

Желательно, чтобы в группе было как минимум два человека, в чем-то отличающихся друг от друга (два друга среди членов другой дружеской компании). Оказавшись в одиночестве, человек, отличающийся от остальных членов группы, может остаться в изоляции.

Выработайте правила работы в малых группах и старайтесь им следовать.

Группа работает вместе, но за знания, которые получит в группе ученик, отвечает каждый самостоятельно.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ

Выберите поле деятельности для работы малых групп (обсуждение проблемы, изучение разных материалов, создание творческого продукта). Убедитесь, что можно обеспечить положительную взаимозависимость членов группы и их индивидуальную отчетность.

  1. Заранее подготовьте материалы для работы групп. Если работа большая, будет хорошо, если группа получит задание на карточке. На карточке можно также написать критерии, по которым будут оцениваться результаты работы.
  2. Решите, какими будут группы по размеру и как разделить ребят на группы. Подготовьте жребии или карточки с фамилиями членов каждой группы (если вы разделили их сами) или напишите списки групп на доске.
  3. Особенно если группа большая, то есть смысл дать некоторым ребятам в группе четко описанные роли. Они могут быть примерно такими:

- «организатор работы» – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;

- «протоколист» – записывает идеи и результаты работы;

- «хранитель времени» - следит за временем, отведенным на задание, сообщает, сколько еще осталось в определенные промежутки времени;

- «контролер» – проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли ли результаты обсуждения;

- «связист» – устанавливает связи с другими членами группы и с организатором;

- «оратор» (докладчик) – рассказывает о результатах работы группы всему классу.

   Могут быть также другие роли в зависимости от задач, которые ставит преподаватель, сложности задания, подготовленности класса, наличия времени и других факторов.

4. Если вы решили дать некоторым ребятам в группе определенные роли, то решите, какие это будут роли, как ребята их получат (выберут сами или будут назначены учителем) и какие функции будут у каждой роли. Подготовьте карточки с описанием ролей.

  1. Рассчитайте время, определите, сколько времени потребуется на групповую работу, сколько времени будет дано докладчикам от групп.
  2. Решите, как работа каждой группы будет включена в общую работу (например, каждая группа работает над одной из проблем общей темы).
  3. Продумайте задание для работы в микрогруппах:

Давая задание, педагог должен:

         четко и ясно описать, что предстоит сделать;

         показать, как связано задание с уже имеющимися знаниями ребят;

         рассказать о том, какие действия потребуются для выполнения задания (если могут возникнуть серьезные сложности по ходу работы);

         убедиться, что все ребята поняли задание.

  1. Подготовьте помещение для работы микрогрупп (столы должны стоять так, чтобы все члены группы видели друг друга и могли без напряжения разговаривать).

        Подводя итоги из всех рекомендаций, приведенных выше, хотелось бы заметить, что на занятиях «Курсы толерантности» главное - создание атмосферы комфортного общения между всеми участниками занятия. Именно в этом общении появляется основа плодотворного взаимообогащения, и формируется опыт толерантного отношения к другим точкам зрения. «Обучение через активное общение» - основной принцип организации занятий.

РЕФЛЕКСИЯ

Групповая рефлексия – это организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения. В результате рефлексии определяется, какие из действий группы и ее участников были эффективны, какие неудачны, стоит их использовать дальше или нет.

Рефлексия – мощный инструмент, который легко может при недостаточно профессиональном   использовании стать вредным для обучающихся, отсутствие же рефлексии фактически сводит использование активных методов обучения к нулю.

Специально разработанная процедура проведения рефлексии позволяет повысить эффективность работы, при этом защищая членов группы от излишних напряжений.

Процедура проведения рефлексии:

Сформулируйте стоявшую перед группой цель. Убедитесь, что все члены группы согласны с этой формулировкой.

Составьте перечень действий группы (в чем они состояли). Вспоминая действия, воздерживайтесь от их оценки и обсуждения. Вспомните и обсудите (собственно рефлексия, или постнаблюдение) действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогли достижению цели, а какие нет. Акцентируйте внимание на положительные моменты. Говоря о недостатках, будьте конструктивны, концентрируйтесь на возможных путях их преодоления.

Решите, какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие желательно изменить. Составьте план изменения ситуации. Убедитесь, что за реализацию каждого пункта плана назначен ответственный (адресность рефлексии).

Организуя групповую рефлексию, опытный педагог обязательно напомнит учащимся, что цель групповой рефлексии – повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы, увеличить его возможный вклад в достижение общих целей.

Чтобы рефлексия прошла успешно, преподавателю необходимо обеспечить выполнение четырех ключевых условий:

- не спешить, выделить на рефлексию достаточно времени;

- ясно и полно формулировать свои ожидания относительно результатов рефлексии;

- напоминать о необходимости использовать навыки групповой работы;

- обращать внимание на положительные сдвиги в работе группы и ее членов.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

В условиях проведения занятий с использованием активных методов обучения очень большую роль начинает играть такой компонент занятия как «обратная связь». В английском языке есть такое понятие Feed–back, именно оно переводится на русский язык как «обратная связь». Оно происходит от двух слов: «feed» – кормить, давать пищу, «back» − возвращение.

Действительно, смысл обратной связи в том, что каждый человек, нуждается в том, чтобы его окружали другие люди, которые помогли бы ему сориентироваться в дальнейших путях его  саморазвития. Любой шаг человека – изменение окружающего мира. Он, так или иначе изменяет отношения между человеком и природой, между человеком и обществом, межличностные отношения. Без обратной связи других людей на поступки, которые мы совершаем, наше развитие невозможно себе представить.

Таким образом, мы видим, что конечная цель обратной связи не столько в сохранении статус-кво окружающего мира (человек, природа, общество). Это, несомненно, важно, но гораздо более важной целью, представляется, развитие человека, и создание условий для активного включения этого человека в мир.

Обратная связь – это поддержка человека со стороны окружающих его людей. Даже если результат взаимодействия был  отрицательный, другие люди могут только помочь определиться этому человеку во взаимоотношениях с миром, но не могут заставить человека быть другим. Если обратная связь вызывает ступор человека, раздражение, желание оправдаться и защититься, то ее нельзя назвать, в полной мере, полноценной.

 Обратная связь должна помочь человеку, который ее получает!!!!!

Чтобы это удалось, человек, который хочет получить обратную связь должен быть способен:

понять информацию;

готов ее принять;

готов как-то ее использовать.

                                     

  1. Я - как один из субъектов (неважно учитель, воздействующий на группу или ученик в этой группе) совершаю определенные действия по отношению к другому субъекту.
  2. Второй субъект воспринимает эти действия, перерабатывает информацию, изменяет ее и дает определенную реакцию, которую от него я жду, как обратную связь на свои действия.
  3. Человек дает мне обратную связь (« возвращает пищу для ума»)
  4. Происходит столкновение той информации, которую я хотел передать, и той, которую получил в ответ. Необходимо соотнести то, чего я хотел достигнуть, и то, что увидел в итоге.
  5. После того, как я соотнес свою деятельность с определенной деятельностью тех, на кого собственно она и была направлена, я корректирую свою деятельность. Обратная связь помогает мне и происходит мое саморазвитие.

Если будет выпадать любое из звеньев этой цепочки, то установить полноценную обратную связь, которая бы обогатила обоих субъектов, будет очень трудно. Это должны понимать оба субъекта.

Нам представляется, что стремление человека к саморазвитию, росту и улучшению являются естественными желаниями человека. Поэтому такой же естественной должна быть готовность воспринимать другого человека, искренне стараться ему помочь, поддерживать его. Значит, необходимость полноценной обратной связи при взаимодействии с другими людьми представляется тоже естественной. Взаимная поддержка в своем развитии лежит в основе толерантности, поэтому обучение толерантности невозможно без организации процесса передачи обратной связи.

Особую роль обратная связь имеет в образовательном процессе, ведь цель этого процесса развитие личности. Часто обратную связь в педагогической литературе просто включают в процесс  рефлексии, это вполне правильно. Однако обратная связь могут не возникать во время рефлексии. В этом случае рефлексия малопродуктивна для каждого члена группы.

 Представляется, что цель рефлексии – оценить, что происходило с человеком в ходе деятельности, какого результата удалось достигнуть. Объектом рефлексии является деятельность. Обратная связь имеет целью дать пищу для ума, т.е. не только и даже не столько рассмотреть деятельность, сколько через нее отследить, как другие меня воспринимают, и выйти на определенные изменения себя. Обратная связь нужна учителю не меньше, чем ученику. Она не может произойти в условиях, если ученик останется объектом воздействия педагога. Для обратной связи необходим ученик субъект, тогда как во время рефлексии учитель может ограничиться тем, что отследит, насколько понята та или иная информация, как ученики отреагировали на нее. Рефлексия – это наблюдение реакции на определенный стимул. Обратная реакция – это возвращение моей реакции на стимул от другого субъекта, для того, чтобы и он, и я задумались.

Некоторые рекомендации о том, как давать и как получать обратную связь для того, чтобы она была наиболее полезна для всех участников:

Как получать обратную связь:

  • слушать активно, даже если не очень приятно;
  • задавать уточняющие вопросы;
  • найти хоть что-то полезное в том, что говориться;
  • поблагодарить за обратную связь, даже если она не очень удачная;
  • сказать, что выбудете делать дальше с полученной информацией (даже если только примете во внимание);
  • собирать информацию и из других источников и потом проанализировать услышанное;
  • не принимайте все слишком близко к сердцу, но возможно Вам захочется что-то изменить в своем поведении и проанализировать результаты;
  • всегда помните, что право принять или не принять обратную связь остается только за Вами!

Чего следует избегать:

  • блокироваться, не воспринимать информацию из-за формы, в которой она высказана;
  • действовать оборонительно (но вполне возможно, что Вам захочется защититься);
  • объясняться вместо того, чтобы слушать;
  • делать что-то параллельно (рисовать, разговаривать);
  • игнорировать или отрицать обратную связь;
  • чересчур «загружаться».

Если вы хотели бы осуществить обратную связь:

  • подумайте, способен ли человек вас услышать;
  • говорите о поведении, а не о человеке;
  • сфокусируйте свое внимание на наблюдении за поведением человека, Вашей реакцией, последствиях этого поведения, информацией, которую получатель может использовать.

Будьте осторожны:

  • избегайте оценок и ярлыков;
  • не повторяйтесь;
  • не давайте советов, если вас об этом не просят;
  • не привлекайте, не относящиеся к делу факты из прошлого;
  • думайте о том, когда вы осуществляете обратную связь - в какие-то периоды не стоит поднимать некоторые вопросы;
  • не преувеличивайте и не обобщайте (ты никогда, ты всегда).

Особенно подумайте перед тем, как критиковать человека:

  • в состоянии ли Вы сейчас осуществить конструктивную критику?
  • услышат ли Вас?
  • может ли человек что-то сделать с той информацией, которую вы ему даете?
  • готов ли я взять на себя часть ответственности за улучшение ситуации и помочь человеку?
  • говорю ли я о том, что происходит здесь и сейчас?
  • может быть, вместо критики сейчас человеку нужна поддержка и поощрение

 

Пять этапов обратной связи:

  1. Обдумывание ситуации, ответ на вопрос, почему я хочу дать обратную связь.
  2. Подача обратной связи. Передача информации.
  3. Соотнесение того, что мне показалось, и того, что человек делал.
  4. Запрос. Предложение по поводу того, как можно изменить ситуацию, улучшить ее.
  5. Результаты. Приму я или не приму обратную связь, зависит только от меня. Результат удачной обратной связи взаимообогащение всех субъектов процесса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

     Представленные курсы рассчитаны на 35 часов и состоит из трех проблемных блоков:

     1. Вводное занятие – (1 час);

     2. Понятие толерантности  -  (4 часа);

     3. Проявление нетерпимости -  (19 часов);

     4. Я и толерантность вокруг меня - (10 часов);

     5. Итоговое занятие – (1 час).

     Первый блок основной задачей ставит ознакомление с понятием «толерантность», разделить понятия толерантности и терпимости, т.е. его цель - «договориться» об основных понятиях, на которых будет выстраиваться весь курс.

     Во втором блоке рассматриваются различные ситуации проявления нетерпимости в общественной жизни.

     Третий блок посвящен рассмотрению проблем противостояния нетерпимости, здесь же большое внимание уделяется развитию способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного диалога с окружающими и самим собой.

    Также в четвертом блоке учащиеся делают миниисследования, в которых рассматривают проблемы толерантности в непосредственно окружающем их мире.       

п/п

Кол-во

часов

Раздел/тема

примечание

I

1

Введение

1

Вводное занятие

II

4

Понятие толерантности

2

Чем мы отличаемся друг от друга

2

Что такое «толерантность»

III

19

Проявление нетерпимости

1

Большинство и меньшинство

2

Богатые и бедные

2

Инвалиды и здоровые люди

2

Нетерпимость по отношению к инакомыслящим

2

Нетерпимость к асоциальным группам

2

Проблемы межнациональных отношений

2

Отцы и дети

2

Мужчины и женщины

2

Столица и провинция

2

Учитель и ученик

IV

10

Я и толерантность вокруг меня

2

Что такое стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь

2

Как противостоять нетерпимости

2

Декларация принципов толерантности

2

Насколько я толерантная личность

2

Толерантность вокруг меня

V

1

Подведение итогов

1

Итоговое занятие

итого

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование понятия толерантности приходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Педагог ведет своих воспитанников по ступенькам формирования толерантного сознания. Главная причина успеха этого движения – это постоянная и кропотливая работа в этом направлении. Отдельное занятие по толерантности, как бы успешно оно не было проведено, не сможет оформить толерантного сознания.  

Понятие "толерантность" подразумевает не просто терпимость к чужому мнению и снисходительность к поступкам других людей. Оно порождает также и такие ассоциации, как гуманизм, уважение, равенство, справедливость. Но если это так, то путь к толерантному миру возможен лишь через воспитание зрелой, активной и терпимой личности, уважающей традиции и обычаи других вне зависимости от того, сколь загадочными и странными они кажутся.    

Создание нормальных, толерантных отношений в классе среди подростков, сплочение группы, образование команды является важным шагом на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процесса. Особенно эта задача актуальна в настоящее время, когда в результате различных социальных изменений происходит расслоение общества, снижение материального благосостояния отдельных групп населения, миграция и связанные с ней трудности вхождения в другую культуру. При этом часто дети из семей, различающихся своим достатком, этнической принадлежностью, культурными ценностями учатся в одном учреждении, классе, общаются и взаимодействуют друг с другом. Нередко возникают проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями, возможностями или интеллектуальным уровнем.    

Толерантное поведение ребенка является одновременно необходимым условием и показателем степени его адаптивности. Толерантные установки и способы поведения помогают воспитанникам получить помощь и одобрение взрослых, быстрее психологически обжить новое пространство жизнедеятельности.   Важным в период адаптации к жизни суворовского училища является приобретение воспитанником опыта психологически компетентного, конструктивного, толерантного взаимодействия с самим собой, другими и окружающим его миром. Выработка такого стиля поведения способствует дальнейшему позитивному развитию его как субъекта социального взаимодействия, повышает уверенность в своих возможностях и перспективах. Ускорить, а при необходимости - скорректировать процессы групповой динамики, сплочения группы и коллектива в целом помогает социально-психологический тренинг, в основу которого положены психодраматические технологии, ролевая игра, методы командообразования. Психодраматические техники помогут подростку осознать разрушительность интолерантного поведения, дадут возможность побыть на месте "иного", "странного другого", почувствовать, что значит "быть не таким как все", осознать ценность многообразия человеческих характеров и культур. Психодраматические техники и ролевые игры дают возможность получить обратную связь от другого человека, изменить свое общение в сторону толерантности. Кроме того используются упражнения, целью которых является создание команды, направленные на так называемое "командообразование".  

Для успешного и результативного проведения занятий педагог должен создать у учащихся позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.  

Предполагается, что результатом реализации данных курсов будет расширение образа мира воспитанника, приобретение навыков толерантного взаимодействия, гармонизация самопонимания и понимания окружающей действительности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.

2. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в    общественном сознании России. М., 1998.

3. Бондырева С.К. Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М., 2003.

4. ИоффеА.Н. Многообразие понимания толерантности. – М., ИД «Камерон»,2004.

5. На пути к толерантному сознанию/ Отв.ред. А.Г.Асмолов. – М., 2000

6. Нетерпимость в России / под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. М., 1999.

7. Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Вып. 1-5. М., 2000-2001.

8. Права ребенка и толерантность использование сообществ в рамках обучающего процесса: Пособие для учителя 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002.

9. Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 классы). Пермь, 2004.

Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. М., 2000.

10. Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова/ Пермь, 2005.        

11. Солдатова Г.У. Шайгерова Л. А. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2000.

12. Толерантность – мой шаг. Информационный сборник для учащихся 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002.

13. Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

14. Уолцер М. О терпимости. М., 2000.

15. Уроки прав человека. Пермь, 2002.

16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Методическая разработка урока по курсу "Духовное краеведение Подмосковья" на тему "Бородино.История памятных мест"

Данный урок является звеном мероприятий, посвященных празднованию 200-летию Бородинского сражения. В тоже время он продолжает общую тему «Святыни Подмосковья», которая изучается в курсе «Духовное кра...

Методическая разработка программы элективного курса по теме "Проценты в нашей жизини"

представлена программа элективного курса ,тематическое планирование для 9 классаов на 9 часов и на 34 часа.,  презентация, графики в Excel...

Методическая разработка на тему «Уроки русского языка, включающие компонент интеграции с предметами школьного курса»

Пояснительная записка к методической разработке на тему «Уроки русского языка, включающие компонент интеграции с предметами школьного курса».Проведение интегрированных уроков, объединяющих в одн...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Планета толерантности – наша планета!»

В связи с последними событиями, происходящими в нашей стране, проблемы формирования личности не отвечают новым требованиям времени.  В каждом человеке должны быть критерии воспитанности, которые ...

Методическая разработка открытого урока "Формирование толерантности у студентов"

Данная методическая  разработка представляет собой воспитательное мероприятие по  формированию толерантной мировоззренческой позиции к себе и окружающему миру  у подростков возрастной к...

Методическая разработка «Формирование понятия этнической толерантности у школьников в поликультурной среде».

Воспитание в детях терпимого отношения к людям различных национальностей, конфессий. Уважительного отношения к  людям различных социальных слоев, к старшему поколению....