Рабочая программа по ОБЖ 5 класс
рабочая программа по обж (5 класс) по теме

Копнина Людмила Николаевна

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса  составлена в соответствии с   федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на основе комплексной  программы ОБЖ   /Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obzh_5_klass.doc840 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Крутовская школа»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Копниной Людмилы Николаевны

по учебному предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»

5 класс

2013

Пояснительная записка

        Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса  (далее – Программа) составлена в соответствии с   федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на основе комплексной  программы ОБЖ   /Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010.    

Цель - формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; индивидуальной системы здорового образа жизни.

              Задачи:

  • формировать у обучающихся   представления о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
  • вырабатывать умения предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного  и социального характера и адекватно противодействовать им;
  •  развивать способности оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей;
  • формировать индивидуальную систему здорового образа жизни, умений оказывать первую медицинскую помощь;

         Рабочая программа вносит следующие изменения в авторскую программу:

  • На 1 час сокращено количество часов, выделяемых на изученные раздела  «Основы медицинских знаний и оказание  первой медицинской помощи». Данный час отводится на проведение итоговой контрольной работы (тестирование)  за курс 5 класса (объединены темы «Первая медицинская помощь при  отравлениях» и «Первая медицинская помощь при    отравлениях никотином»).  
  •  Считаю целесообразным уплотнить материал по темам (относятся  к единому блоку изучения раздела), совпадающим с государственными праздничными датами  (09.05) и изучить данный материал  02.05  («Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах»  (практическое занятие)  (урок 31 02.05) и «Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении» (практическое занятие)  (урок 32 09.05)

          Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под общей ред. Смирнова А.Т. - М.: Просвещение, 2008;
  • Основы безопасности жизнедеятельности.  Рабочая тетрадь. 5 класс: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений   под ред. А.Т.Смирнова; М.: «Просвещение», 2011.

 Согласно федеральному компоненту базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется   в объеме 1 часа в неделю 35 учебных часов в год.

  В рабочей программе реализуются требования Конституции РФ, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2010г. и федеральных законов «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне».

Структурные элементы программы представлены в двух учебных модулях. Модульная системы построения учебной программы позволит более рационально распределить учебный материал.

Модуль I (М-I) Основы безопасности личности общества и государства. Модуль обеспечивает формирование у обучающихся комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.      В 5 классе изучается Раздел 1 (Р-1)  Основы комплексной безопасности.

 Модуль II (М-II) Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.

Раздел III (Р-III) Основы здорового образа жизни.

Раздел IV (Р-IV) Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Основной формой организации учебного процесса при реализации данной рабочей программы является урочная деятельность.  Преобладающий тип уроков - комбинированные. Комбинированные уроки дополняются проведением уроков в форме   лекции-визуализации и уроков в форме практических занятий. Продолжением программы во внеурочное время являются подготовка и участие обучаемых в соревнованиях «Безопасное колесо»,  «Школа безопасности», военно-спортивной игре «Зарница», объектовых тренировках по гражданской обороне,   профилактических операциях «Внимание - дети!», «Внимание! Дорога!», в туристических походах и спортивных соревнованиях.

Основной формой текущего контроля знаний обучающихся являются устные ответы обучающихся на теоретические вопросы. С целью выявления уровня освоения  программы обучающимися  выполняется итоговое задание после изучения каждого модуля, итоговая контрольная работа в конце учебного года.  Аттестация обучающихся 5 классов проводится на основании текущих оценок за первое и второе полугодия и за учебный год (в соответствии с п.18.3 Устава школы).

В течение года запланировано:

  •        Тестовых работ – 2
  • Практических занятий – 9
  • Итоговая контрольная работа – 1
  • Итоговое задание  - 2

Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса  

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

   знать/понимать

  • о чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти с человеком в жилище, вне дома
  • правила безопасного поведения в доме, общественных местах, в случае возникновения ЧС
  • правила пожарной безопасности в жилых зданиях
  • вредные привычки и их профилактику; основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье

      уметь

  • действовать при возникновении пожара в жилище и ЧС
  • оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении; отравлении;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в жилище, на улицах и дорогах; при возникновении ЧС
  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
  • пользования бытовыми приборами и инструментами;
  • обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи;

Учебный план

№   модуля, раздела, темы


Наименование модулей, разделов, тем


Количество часов

М-I

Основы безопасности личности, общества, государства

22

Р-1

Основы комплексной безопасности

22

 Тема 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

Тема 2

Опасные ситуации техногенного характера

6

Тема 3

Опасные ситуации природного характера

2

Тема 4

Опасные ситуации социального характера

3

Глава 5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

Итоговое задание

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

Р-III

Основы здорового образа жизни

5

Глава 7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

Глава 8

Факторы, разрушающие здоровье

2

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

7

Глава 9

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

7

Итоговое задание

Итоговая контрольная работа (тестирование)  

1

Всего часов

  35

Календарно-тематическое планирование


раздела,

темы, урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плано

вые сроки прохож

дения

 

Приме

чание

Раздел I

 Основы комплексной безопасности

16

Тема 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

Город как среда  обитания. Правила поведения на улицах и дорогах

1

 

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

1

3

Особенности природных условий в городе

1

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность  

1

5

Основы  безопасности жизнедеятельности человека

1

Тема 2

 Опасные ситуации техногенного характера

6

6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения  

1

7

Пешеход. Безопасность пешехода

1

8

Пассажир. Безопасность пассажира. Тест

1

9

Водитель

1

10

Пожарная безопасность

1

11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.  

1

Тема 3

 Опасные ситуации природного характера

2

12

Погодные условия и безопасность человека

1

13

Безопасность на водоемах

1

Тема 4

Опасные ситуации социального характера

3

14

Криминогенные   ситуации   и  личная   безопасность

1

15

Обеспечение личной безопасности дома

1

16

Обеспечение личной безопасности на улице. 

1

Тема 5

 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

17

Чрезвычайные ситуации природного характера

1

18

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

19

Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  (практическое занятие)  

1

20

Отработка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного характера (практическое занятие)  

1

21

Отработка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации  техногенного  характера  (практическое занятие)  

1

22

Отработка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации (практическое занятие).  Итоговое задание  

1

Раздел III

Основы здорового образа жизни

5

Тема 6

Возрастные    особенности    развития    человека и здоровый образ жизни

3

23

О здоровом образе жизни

1

24

Двигательная  активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья

1

25

Рациональное питание. Гигиена питания.  

1

Тема 7

Факторы, разрушающие здоровье

2

26

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

1

27

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. Тест  

1

Раздел IV

Основы  медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

7

Тема 8

 Первая медицинская помощь и правила ее оказания

7

28

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

1

29

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

1

30

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах  (практическое занятие)  

1

31

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах  (практическое занятие)  

1

 

32

Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении (практическое занятие)  

33

Первая медицинская помощь при  отравлениях   (практическое занятие)  

1

34

Итоговая контрольная работа (тестирование)  

1

35

Первая медицинская помощь при  отравлениях, отравлениях никотином  (практическое занятие). Итоговое задание  

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (22час.)

Раздел I. Основы комплексной безопасности (22час.)

Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 час.)

  1.  Город как среда обитания

Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.

  1.  Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.

  1.   Особенности природных условий в городе.

Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

  1.  Взаимоотношения  людей, проживающих в городе, и безопасность.

Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.

  1.  Основы безопасности жизнедеятельности человека.

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера (6 час.)

  1. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.

Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

  1. Пешеход. Безопасность пешехода

Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

  1. Пассажир. Безопасность пассажира

Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

  1. Водитель
  2. Пожарная безопасность.

Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.

  1. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

Тема 3. Опасные ситуации природного характера (2 час.)

  1. Погодные условия  и безопасность человека

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.

  1. Безопасность на водоемах

Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.

Тема 4. Опасные ситуации социального характера (3 час.)

  1. Криминогенные ситуации  и  личная безопасность

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.

  1.  Обеспечение личной безопасности дома

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

  1.  Обеспечение личной безопасности на улице

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.

Тема 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (6 час.)

  1. Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

  1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

  1. Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Организация эвакуации населения.

Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.

Итоговое задание

Раздел  III. Основы здорового образа жизни  (5 час.)

Тема 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни ( 3 час.)

6.1.      О здоровом образе жизни

Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.

  1. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.

  1. Рациональное питание. Гигиена питания

Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

Тема 7.  Факторы, разрушающие здоровье (2 час.)

  1.    Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

7.2.    Здоровый образ жизни, вредные привычки и  профилактика вредных привычек

Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств.

Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье.

Обсуждаемые вопросы

  1. Влияние курения и употребления спиртных напитков на развитие человека, на его физические и умственные способности.
  2. Почему курение и употребление спиртных напитков несовместимо с занятиями физической культурой и спортом?
  3. Как подготовить себя и твердо сказать «нет!», когда предлагают сигарету или спиртное.

Курение

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения.

Употребление алкоголя

Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.

Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (7 час.)

Тема 8.  Первая медицинская помощь и правила ее оказания (7 час.)

8.1.Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.

Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую помощь, правила ее вызова.

Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.

  1. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия)

Последовательно отрабатываются навыки в оказании первой медицинской помощи:

  • при ушибах;
  • при ссадинах;
  • при носовом кровотечении.
  1. Первая медицинская помощь при отравлении, отравлении никотином (практические занятия).

Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

  • Итоговая контрольная работа (тестирование) (1 час)

Итоговое задание

Формы и средства контроля

           Для оценки освоения школьниками содержания учебного материала отдельных часов на проведение контрольных работ, проверочных и других письменных работ не выделяется. Основной формой текущего контроля знаний учащихся являются устные ответы учащихся на теоретические вопросы, практические занятия.  Письменный контроль предлагается осуществлять в форме тестирований, проводимых после изучения раздела. Тесты по содержанию вопросов и уровню их сложности позволяют учителю осуществить проверку знаний без дополнительных затрат времени, а учащимся дают возможность подготовиться к опросу, зачетам и самостоятельно проверить правильность усвоения материала. 

        Итоговая контрольная  работа служат для контроля за качеством усвоения учащимися учебного материала и их умением применять знания на практике. На основании выполнения этих работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных учащимися знаниях и приобретенных ими навыках и умениях

         Аттестация обучающихся 5 классов проводится на основании текущих оценок за первое и второе полугодия и за учебный год (в соответствии с п.18.3 Устава школы).

Тестирование по теме:

Опасные ситуации техногенного характера

  Из предложенных вариантов ответов выбрать правильный

1. Как ты будешь переходить дорогу, если опаздываешь?

А) шагом.

Б) бегом.

В) шагом, предварительно приостановившись для наблюдения.

2. Можно ли оглядываться на оклик товарища при переходе через проезжую часть?

А)  Можно

Б)  Нельзя

3. Безопасно ли начинать переход при зеленом мигающем сигнале светофора?

А)  Безопасно, так как горит разрешающий сигнал.

Б)  Небезопасно, так как к перекрестку может подъезжать машина, водитель которой попытается преодолеть перекресток с ходу.

В) небезопасно, так как запрещающий сигнал может застать на проезжей части.

Г) Верны п. 1 и 2.

4. Какие «бытовые» привычки опасны на дороге?

А)  Болтать во время движения.

Б) Внезапно выбегать из-за кустов, из-за углов дома или из-за других препятствий.

 В)  Оглядываться на оклик товарища.

Г)  Все вышеперечисленные привычки - не для дороги.

5. К противоположной стороне улицы подъезжает «твой» автобус. Твои действия?

А)  Побыстрее перебежать дорогу, чтобы успеть на автобус.

Б)  Остановиться, посмотреть налево и направо и только после этого переходить дорогу, продолжая наблюдать.

6. Что делать, если во время перехода уронил какой-то предмет?

А)  Быстро поднять предмет и продолжить движение.

Б)  Сначала посмотреть в обе стороны. Поднять предмет', только убедившись, что опасности нет.

7.Ты подошел к перекрестку. На светофоре горит зеленый сигнал. Как долго - ты не знаешь. Как безопаснее поступить в этой ситуации?

А)  Перейти дорогу, соблюдая обычные меры предосторожности, если во время перехода загорится красный сигнал - переждать на осевой.

Б)  Быстро перебежать через проезжую часть.

В)  Дождаться следующего зеленого сигнала.

8. В сумерки или в темное время безопаснее, если ты одет...

 А)  В темную одежду.

Б)  В светлую одежду или одежду со световозвращающими вставками.

9. Какие правила безопасности нужно соблюдать при переходе проезжей части?

А)  Не отвлекаться

Б)  Внимательно наблюдать за дорогой.

В)  Не бежать через дорогу

Г)  Все вышеперечисленные правила.

10. Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса?

А)  Сзади автобуса.

Б)  Спереди автобуса

В)  Дождаться, когда автобус отойдет от остановки на достаточное расстояние, и перейти

11. Как правильно и безопасно перейти дорогу, если на проезжей части не видно машин?

А)  Остановиться у края проезжей части, посмотреть налево и направо и только после этого переходить, продолжая наблюдать.

Б)  Машин нет - значит можно переходить.

В)  Быстро перебежать дорогу, пока на проезжей части нет машин.

12. Где разрешается пешеходам пересекать железнодорожные пути?

А) На переезде, а при его отсутствии — в местах, где видимость в обоих направлениях не менее 1000 м.

Б) В местах, наиболее удобных с точки зрения пешехода.

В) Только на железнодорожных переездах.

Г) Не ближе 1000 м от железнодорожной станции.

13. Разрешается ли перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля?

А) Разрешается перевозка детей в возрасте не моложе 7 лет.

Б) Разрешается перевозка детей до 12 лет при наличии специального детского сиденья.

В) Разрешается независимо от возраста при наличии взрослого пассажира.

14. В каком случае разрешается посадка и высадка пассажиров со стороны проезжей части?

А) При вынужденной остановке транспортного средства.

Б) По усмотрению водителя при условии, что это будет безопасно и не создает помех другим участникам движения.

В) Если это невозможно сделать со стороны тротуара или обочины и при условии, что это будет безопасно и не создает помех другим участникам движения.

Г) На дорогах с односторонним движением, имеющих две полосы или более.

15. Как должны обозначаться колонны людей при движении по дороге днем?

А)  Белыми флажками спереди и сзади.

Б) Красными флажками только сзади.

В)  Красными флажками спереди и сзади.

Ключ к тесту

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

В

Б

Г

Г

Б

Б

В

А

Г

В

А

А

Б

В

В

90 %  и  более  правильных ответов  -  «отлично»

70 %  и  более  правильных ответов -  «хорошо»

50 %  и  более  правильных ответов -  «удовлетворительно»

Менее  50 %  правильных ответов -  «неудовлетворительно»

Итоговое задание (тестирование) по разделу:

Основы комплексной безопасности

  1. Наиболее часто встречающиеся опасные ситуации в городе:

А) ситуации, связанные с нарушением правил дорожного движения;

Б) ситуации, связанные с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и электричеством;

В) ситуации, связанные с различными природными явлениями (дождь, гроза, сильный снегопад, гололед и др.);

Г) все выше перечисленное.

  1. Загрязнение природных вод происходит за счет:

А) выпадения из атмосферы загрязняющих веществ и сброса сточных вод в реки и водоемы промышленными предприятиями;

Б) наличия зеленых насаждений;

В) большого количества личного автотранспорта;

Г) таяния ледников полярной зоны.

  1. Промышленные города – это:

А) важнейшие политические, экономические и культурные центры, крупнейшие транспортные узлы страны;

Б) города, в силу своих климатогеографических условий предназначены для отдыха и лечения населения страны;

В) наиболее распространенные типы городов, нередко представляющие собой скопление срастающихся поселков, каждый из которых вырос возле шахты, рудника или завода;

Г) города, основным предназначением которых является обеспечение проведения фундаментальных научных исследований.

  1. Чрезвычайные ситуации социального характера:

А) могут быть вызваны землетрясением, наводнением, ураганом, бурей, смерчем, оползнем, селем, цунами, извержением вулкана, циклоном;

Б) могут быть вызваны промышленной аварией, взрывом, транспортной аварией, пожаром, гидродинамической аварией;

В) наступают вследствие ведения военных действий, при террористических актах, при эпидемиях;

Г) не существуют.

  1. Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться:

А) сигналами регулировщика;

Б) сигналами пешеходного светофора;

В) сигналами транспортного светофора;

Г) интуицией.

  1. Водителям велосипеда запрещается:

А) двигаться по дороге в темное время суток;

Б) двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки;

В) выполнять левый поворот или разворачиваться на дорогах с одной полосой для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения;

Г) держаться крайней правой полосы, на расстоянии не более 1 м. от тротуара или обочины.

  1. Организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, бесплатно обеспечивает и осуществляет их тушение:

А) Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

Б) Отдел вневедомственной охраны;

В) Добровольное пожарное общество;

Г) Государственная противопожарная служба.

  1. В случае возникновения пожара в квартире, необходимо:

А) Немедленно вызвать пожарных;

Б) Не дожидаясь прибытия пожарных, попытаться потушить возгорание подручными средствами (бензин, керосин);

В) Покинуть здание на лифте;

Г) Немедленно покинуть квартиру, оставив дверь открытой.

  1. Чем опасна утечка газа?

А) может привести к отравлению человека и взрыву помещения;

Б) может привести к ожогу;

В) может привести к остановке сердца или остановке дыхания;

Г) может привести к банкротству «ГАЗПРОМА».

  1. Если на берегу водоема установлен знак: «Купаться запрещено»:

А) можно купаться, только если дно водоема пологое, ровное и плотное;

Б) можно купаться, если скорость течения воды менее 10 м/мин.;

В) можно купаться, если температура воды выше +180 С, а глубина водоема не превышает 1,2 метров;

Г) нельзя купаться.

  1. Чтобы уменьшить вероятность возникновения опасной ситуации при обращении с незнакомыми людьми, необходимо:

А) принимать подарки и угощения от незнакомых людей;

Б) вступать в разговор с незнакомым человеком на улице;

В) не пускать посторонних в свою квартиру;

Г) садиться в чужую машину без родителей.

  1. Дорожные знаки, устанавливающие очередность проезда перекрестков, пересечения проезжих частей или узких участков дороги называются:

А) предупреждающие знаки;

Б) запрещающие знаки;

В) знаки приоритета;

Г) предписывающие знаки.

    13. Управлять велосипедом на дорогах Правилами дорожного движения, а также участвовать в туристических походах разрешается:

А) с 12 лет;

Б) с 13 лет;

В) с 14 лет;

Г) с 15 лет.

14.Ситуационная задача 1

Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращении с электрической энергией.

Задание:  выберите правильный вариант, соответствующий правилам электробезопасности.

А) Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети.

Б) Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.

В) – Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? -  попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.

       15.Ситуационная задача 2

Где должен остановиться пешеход, если на середине проезжей части его застал красный сигнал светофора?

Задание: выберите правильный ответ

А) Вернуться к тротуару, от которого начал переход проезжей части.

Б) Закончить переход, дойдя до тротуара или обочины на противоположной стороне дороги.

В) Должен остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Ключ к тесту

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

Г

А

В

В

А

Б

Г

А

А

Г

В

В

В

А

В

90 %  и  более  правильных ответов  -  «отлично»

70 %  и  более  правильных ответов -  «хорошо»

50 %  и  более  правильных ответов -  «удовлетворительно»

Менее  50 %  правильных ответов -  «неудовлетворительно»

Итоговая контрольная работа (тестирование)

1. Какой знак запрещает движение для пешеходов?

     

         А                 Б          В

2. Какой из знаков устанавливается непосредственно у пешеходного перехода?

                     

                  А                           Б                             В                        Г

3. В каком случае пешеходу разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

А) в любых случаях
Б) при отсутствии светофора или постового
В)  если человек очень торопится
Г)  если нет в зоне видимости специальной пешеходной разметки

        4 . Как необходимо перейти на другую сторону улицы человеку, который вышел из автобуса?

А) следует поступить, как большинство людей
Б)  следует обойти автобус сзади
В)  следует обойти автобус спереди
Г)  следует дождаться пока автобус отойдет

5. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это:

 А) стихийный пожар

 Б) природный пожар

 В) лесной пожар

6. Во время просмотра телепередачи загорелся телевизор. Ваши дальнейшие действия:

А) взять ведро с водой и залить пламя, если телевизор взорвался и пожар усилился, открыть окно и попытаться сбить пламя или сообщить о возгорании в пожарную охрану

Б) сообщить о возгорании в пожарную охрану; если пожар усилился, покинуть помещение, открыв двери и окна

В) обесточить телевизор, накрыть его плотной тканью; если пожар усилился, покинуть помещение, закрыв двери и окна и сообщить о возгорании в пожарную охрану

7. Можно ли пользоваться лифтом, если в подъезде стоит дым или что-то горит?

 А) можно, но соблюдая осторожность

 Б) можно, это совершенно безопасно

 В) нельзя, так как может отключиться электричество

8. Вы находитесь дома один, раздается звонок в дверь. Вы подходите к двери и видите в глазок незнакомого человека. Он пытается уговорить вас открыть дверь. Ваши действия:

А) открыть дверь и узнать, что ему нужно, а затем позвонить родителям или в милицию

Б) не вступать в разговор, попробовать громко разговаривать с родителями (обмануть)

В) сказать, что вы вызвали милицию, позвонить родителям или в милицию

Г) сказать, что дома никого нет, а открывать дверь запретили, а затем позвонить родителям

9. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

 А) перейдете несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях, побежите в людное место

 Б) остановитесь и уясните причину преследования

В) броситесь бежать к телефонной будке

10. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

 А) ЧС экологического характера

 Б) ЧС природного характера

 В) ЧС техногенного характера

Г) стихийного бедствия

11. Вы находитесь дома. Неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла, посуды. Времени, чтобы выбежать из дома нет. Определите, что вы будете делать и в какой последовательности:

А) отключить электричество, газ, воду

 Б) занять безопасное место в проеме дверей

В) позвонить в аварийную службу

Г) занять место у окна

Д) отойти от окон и предметов мебели, которые могут упасть

12. Расскажите, как поступать, если поблизости нет специально оборудованных пляжей:

А) купание допускается, если ребята предварительно проверят глубину и безопасность места купания

Б) руководитель группы обязан лично проверить глубину и безопасность места, выбранного для купания, удобный спуск, отсутствие камней, ям и др.

В) купание возможно, если пловцы-разрядники, имеющиеся в группе, несколько раз пройдут выбранный участок по всем направлениям и будут показаны границы купания всем купающимся

13. Что необходимо предпринять, услышав специальный предупредительный сигнал “Внимание всем!”?

А) не следует что-либо предпринимать

Б) срочно укрыться в убежище

В) необходимо включить радиоприемник и выполнять рекомендации штаба гражданской обороны

Г) надо плотно закрыть окна и двери квартиры, укрыть продукты питания  

14. В чем рекомендуется носить учащимися школьные принадлежности для

выработки правильной осанки?

А) в рюкзаке

Б) в каталке на колесиках

В) в портфеле

15.  Одной из составляющих здорового образа жизни является:

А) малоподвижный образ жизни

Б) небольшие и умеренные физические нагрузки

В) оптимальный уровень двигательной активности

Г) курение и употребление алкоголя в небольших количествах

16. Регулярное закаливание способствует:

А) повышению аппетита

Б) замедлению процесса старения

В) отвыканию от вредных привычек

17.Ночной сон должен составлять:

А) не менее 4 часов

Б) 6-8 часов

В) не менее 10 часов

Г) 12-14 часов

18. К основным типам питательных веществ, необходимых организму относятся:

А) белки, жиры и углеводы

Б) морепродукты

В) аминокислоты

Г) протеин

19. Помимо никотина, табачный дым содержит:

А) витамины и углеводы

Б) пивные дрожжи

В) эфирные масла

Г) кислород

20. Пассивный курильщик – это человек:

А) находящийся в одном помещении с курильщиком

Б) выкуривающий до двух сигарет в день

В) выкуривающий одну сигарету натощак

21. Что необходимо сделать с раной перед наложением давящей повязки:

А) обработать рану водой или слабым раствором марганцовки

Б) промыть рану перекисью водорода и обработать ее зеленкой

В) обработать рану йодом

22. Какова последовательность оказания первой помощи при ушибах:

А) на место ушиба приложить теплую грелку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение

Б) на место ушиба наложить холод, тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение

В) на место ушиба нанести йодную сетку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение

Ключ к тесту

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ответ

А

В

Г

Г

В

В

В

В

А

В

Б,Д,А

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Б

В

А

А

Б

В

А

В

А

Б

Б

90 %  и  более  правильных ответов  -  «отлично»

70 %  и  более  правильных ответов -  «хорошо»

50 %  и  более  правильных ответов -  «удовлетворительно»

Менее  50 %  правильных ответов -  «неудовлетворительно»

Тестирование по разделу

Основы здорового образа жизни

  1. Дополните предложение: Здоровый образ жизни – это…

А) способ существования разумных существ;

Б)  государственная политика, направленная на формирование у людей правильного      поведения;

 В)  индивидуальная система поведения человека , направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.

  1. Составляющими  здорового образа жизни  не являются:

А)        малоподвижный образ жизни;

Б)     оптимальный    уровень    двигательной    активности;

В)        курение и употребление алкоголя в небольших количествах.

  1. Правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года, это:

А)     жизнедеятельность человека;

Б)     динамика работоспособности;

В)     режим. 

  1. Одно из самых эффективных средств укрепления механизмов приспособления к холоду и жаре, повышения устойчивости организма к изменениям природных условий, это

А)     Физическая культура;

Б)     Закаливание;

В)     Личная гигиена.

  5.        Солнечные ванны летом лучше всего принимать:

А)    до полудня; 

Б)     утром;

В)     после полудня;

Г)         вечером.

6. Все продукты питания могут быть поделены на группы:

А)    животного происхождения;

Б)     растительного происхождения;

В)     минеральные;

Г)     искусственные.

7. Какую роль играют витамины в развитии человека:

А)        являются главным источником энергии;

Б)        являются строительным материалом;

В)        обеспечивают устойчивость организма к воздействию  болезнетворных микробов.

8. Укажите, жиры какого происхождения должны преимущественно   использоваться с   пищей в подростковом возрасте:

    А) животного происхождения

    Б) растительного происхождения.

9. Укажите, какие из приведенных ниже названий привычек человека являются вредными потому, что они разрушают его здоровье:

А)    систематическое соблюдение правил личной и общественной гигиены;

Б)     систематическое курение;

В)     систематические занятия физической культурой;

Г)     систематическое употребление пива;

Д)     употребление наркотиков.

10. Пассивный курильщик — это человек:

А)        находящийся в одном помещении с курильщиком;

Б)        выкуривающий до двух сигарет в день;

В)        выкуривающий одну сигарету натощак.

11. Основу опорно-двигательного аппарата составляет:

А)        костная и мышечная системы;

Б)        система кровообращения;

В)        сердечно-сосудистая система.

12. Чтобы сохранить правильную осанку, необходимо:

А)        сидеть прямо, плечи держать на одном уровне, грудную клетку и голову держать прямо, лишь немного наклоняя вперед, руки свободно положить на стол, ноги согнуты в коленях под прямым углом, а ступни упереть в пол;

Б)        сидеть, опираясь левым локтем на стол, чтобы грудная клетка упиралась в край стола, ноги должны быть вытянуты  под столом и   опираться пятками о пол;

В) голова должна быть наклонена как можно ближе к плоскости (крышке) стола, ноги должны быть  вытянуты  под столом и опираться пятками о пол.

 13. Гиподинамия — это:

А)        избыток движения;

Б)        недостаток движения;

В)        физическое перенапряжение организма.

14. Основной причиной умственного утомления является:

А)        длительная и интенсивная умственная деятельность;

Б)        длительная и интенсивная деятельность опорно-двигательного аппарата;

В)        нарушение   деятельности   системы   кровообращения.

Ключ к тесту

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ответ

В

А,В

В

Б

А

А,Б

В

Б

БГД

А

А

А

Б

А

90 %  и  более  правильных ответов  -  «отлично»

70 %  и  более  правильных ответов -  «хорошо»

50 %  и  более  правильных ответов -  «удовлетворительно»

Менее  50 %  правильных ответов -  «неудовлетворительно»

Проверочные работы по ОБЖ – 5 класс

№ п/п

Тема проверочной работы

Форма проведения

 Время работы

№ урока п/п

1

Опасные ситуации техногенного характера

 

Тестирование

20 мин.

8

2

Итоговое задание по разделу «Основы комплексной безопасности»

Тестирование

25 мин.

22

3

Основы здорового образа жизни

Тестирование

20 мин.

27

4

Итоговая контрольная работа (тестирование)

Тестирование

45 мин.

34

5

Итоговое задание по разделу

Выполнение заданий по карточкам

25 мин.

35

Практические работы по ОБЖ – 5 класс

№ п/п

Тема практической  работы

Место проведения

 Время работы

№ урока п/п

1

Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 

Класс

20 мин.

19

2

Отработка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного характера

Класс

15 мин.

20

3

Отработка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера

Класс

15 мин.

21

4

Отработка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного  и техногенного характера

Территория школы

20 мин.

22

5

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах

Класс

20 мин.

30

6

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах

Класс

20 мин.

31

7

 Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении

Класс

20 мин.

32

8

 Оказание первой медицинской помощи при отравлениях

Класс

20 мин.

33

9

 Оказание первой медицинской помощи при отравлениях, отравлениях никотином

Класс

20 мин.

35

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература:

Для учителя:

      Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2008

Для ученика:

  • Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2008
  • Основы безопасности жизнедеятельности.  Рабочая тетрадь. 5 класс: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений   под ред. А.Т.Смирнова; М.: «Просвещение», 2011.

Дополнительная литература:

  1. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова. - Изд.2-е — Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  3. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР, 2011.
  4. ОБЖ. Библиотека электронных наглядных пособий 5-11 классы.   Компакт-диск
  5. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендациии. 5-11классы   /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, В.А.Васнев, М.В.Маслов; под общей редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук. -М.: Просвещение,2010 — (Академический школьный учебник).
  6. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова. - Волгоград: Учитель, 2006
  7. Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.:ВАКО,2011. – 176с. – (Педагогика. Психология. Управление). В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, М.И.Хабнер.
  8. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Систенма заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. -176с – (Работаем по новым стандартам)  

Сайты:

МЧС России http://www.emercom.gov.ru

Департамент образования Белгородской области http://www.beluno.ru

Журнал «Вестник обазования» http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «1 сентября» http://www.1september.ru

 Фестиваль педагогических идей “Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности http://www.opasno.net

Личная безопасность http://personal-safety.redut7.ru

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности  http://www.alleng.ru

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России http://www.school-obz.org/topics/bzd/html

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Все о Безопасности Жизнедеятельности http://www.besopasnost.edu66.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...