Урок ОБЖ в 5 классе по теме "Оповещение и эвакуация при пожаре.Средства пожаротушения."
план-конспект урока по обж (5 класс) на тему

Шило Татьяна Николаевна

Тема урока" Оповещение и эвакуация при пожаре.Средства пожаротушения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_obzh_v_5_klasse.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

 по ОБЖ в 5 классе

по теме: «Оповещение и эвакуация при пожаре.

Средства тушения пожаров».

Учитель ОБЖ Павлюченко Т.Н.

Цели урока:

-актуализировать знания о важности оповещения и эвакуации при пожаре и средствах борьбы с огнём;

-закрепить знания о правилах оповещения и эвакуации при пожаре и средствах борьбы с огнём;

-научить правилам эвакуации при пожаре в ОУ и в жилище;

-научит способам борьбы с небольшим загоранием с использованием имеющихся средств.

Задачи урока:

-изучить правила оповещения и эвакуации при пожаре и средства борьбы с огнём;

-развивать умения правильно понимать и выполнять правила пожарной безопасности;

-воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций ПБ.

 Тип урока: комбинированный.

                                                                   План урока:

1.Организационный момент.

 Сконцентрировать внимание учащихся, нацелить их на предстоящую работу.

2.Актуализация знаний учащихся.

Чтение учителем  пожарной сводки по Будённовскому району. Просмотр короткометражного фильма (2-3 мин. ) по теме : « Пожары в жилище. Причины и  последствия» . Далее идёт обсуждение услышанного и увиденного по вопросам учителя в форме фронтальной беседы:                                      Как вы считаете, ребята, что является самой распространённой причиной пожаров в жилище? Какие нарушения правил пожарной безопасности допускают недисциплинированные люди? Зачем нужно изучать возможные причины пожаров?

3.Объяснение нового материала.

Вводное слово учителя.

Во время пожаров в помещении дискотек ,кинотеатров , магазинов ежегодно погибают тысячи молодых и сильных людей, которые могли бы спастись. Но они не  знали правил и приёмов эвакуации при пожаре .В сухом помещении пожар развивается иногда так стремительно, что люди не успевают покинуть опасное место. Например , автомобиль сгорает за 40 секунд. Поэтому созданы специальные устройства для обнаружения дыма и огня. Как вы считаете, ребята ,изучению чего мы сегодня посвятим наш урок? Над какой темой будем сегодня работать?

Тема  сегодняшнего урока : «Оповещение и эвакуация при пожаре. Средства тушения пожаров».(слайд № 1).

Понятие о сигналах оповещения о пожаре.

-По каким признакам мы можем понять, что начался пожар? (дым, гарь, горячая стена, дверь). А если здание большое и в нём трудно обнаружить сразу всем признаки пожара, что нам поможет? (сигналы оповещения при пожаре ( слайд № 2) .Сигналы оповещения об опасности могут быть:

-звуковые (слайд №  3 );

-световые (слайд № 4 );

-речевые (слайд № 5 );

-смешанные (слайд № 6 ).                                                                                                                                                                                                                                                                                            

К звуковым сигналам опасности можно отнести звонки, сирены, гудки и другие звуковые устройства; к речевым- микрофоны, громкоговорители ,магнитофоны , усилители; к световым- табло, указатели, знаки.

Понятие эвакуации.

-Что же нужно делать при поступлении этих сигналов?

Услышав или увидев сигнал опасности , осмотрись и выбери наиболее безопасный и быстрый способ, чтобы покинуть здание. Каждый учащийся и взрослый человек должны хорошо знать и понимать правила и способы эвакуации из многоэтажных зданий , театров, клубов, музеев, магазинов, рынков . А что нам сможет помочь, если здание не знакомое или человеку трудно сориентироваться в опасной ситуации? (План эвакуации). В каждом общественном здании, учреждении , на каждом этаже есть план эвакуации. (слайд № 7, 8, 9 ). Свой план эвакуации есть и твоей школе. Дети знакомятся с планом эвакуации, условными обозначениями, учатся его читать.

Правила эвакуации при пожаре.

-Что нужно делать, если в здании, где ты находишься, нет автоматических систем оповещения об опасности? ( Стучи в двери, по трубам, кричи: «Пожар!», побыстрее эвакуируйся). На случай эвакуации есть проверенные правила- рекомендации. Запомните их! ( стр. 41-43 учебника).

Средства тушения пожаров.

-Если очаг возгорания небольшой, то чем можно воспользоваться? Какие существуют средства тушения пожаров?

Средства тушения пожаров можно разделить на 2 вида: специальные и подручные. ( слайд №11 ). К специальным средствам относятся : огнетушители , пожарные краны. Огнетушители могут быть  порошковыми, углекислотными, химическими пенными ( слайд № 12) . На корпусе каждого огнетушителя написана и нарисована инструкция по применению. Не пожалейте времени и прочитайте инструкцию, т . к. во время пожара изучать инструкцию будет некогда. Огнетушитель заменяет целую ванну воды и поэтому является эффективным средством тушения пожаров. Применяя огнетушители, помните, что они работают недолго ( около 1 мин.) и предназначены для тушения небольших очагов возгорания. Пенным огнетушителем нельзя тушить электрооборудование, находящееся под напряжением. Учитель демонстрирует огнетушитель и рассказывает о правилах его эксплуатации.

В крупных зданиях существуют внутренние пожарные краны.( слайд №   13 ). В случае необходимости откройте или разбейте дверцу шкафчика , на котором написано «ПК» ,раскатайте шланг, присоедините его крану и направьте ствол в сторону огня. Затем  с помощью палки или другого человека поверните вентиль до отказа . После подачи воды направить струю вместо горения.

А если нет под рукой специальных средств , как быть тогда? Используются подручные средства пожаротушения: песок, земля и др. средства, которые уменьшат доступ кислорода к огню. Эти средства можно найти и на специально оборудованных пожарных щитах ( слайд № 14  ). Где у вас в школе находится пожарный щит?

Все описанные действия  можно начать только после вызова пожарной охраны и защиты от дыма и огня.

Практическая работа:

Учащимся предлагается под руководством учителя потушить небольшие очаги возгорания различными подручными средствами (песок, мокрое полотенце, стиральный порошок).

4.Первичная проверка и закрепление знаний.

Игра

Класс делится на 3 группы. Участники групп по очереди вытягивают задания и после обсуждения дают ответ на вопросы. Вопросы:

-Как перемещаться по задымленному помещению?

-Что нужно сделать с органами дыхания во время пожара?

-Что рекомендуют надеть на себя при пожаре?

Что нужно сделать, выходя из горящей комнаты?

-Чем нельзя пользоваться во время пожара?

-Что следует сделать, если квартиру покинуть невозможно?

-Какие специальные средства тушения пожаров вы знаете?

-Какие виды огнетушителей вы знаете?

-Что поможет вам быстрее найти выход из здания?

-Когда вы покинете горящее здание?

-Чего нельзя тушить водой и пенным огнетушителем?

-Какие  подручные средства помогут перекрыть доступ кислорода к огню?

Подводятся итоги игры, выявляются победители.

Чтение учителем ситуационной задачи на стр. 44 учебника . Перед чтением учитель ставит перед детьми ключевые вопросы:  Какова причина пожара? Какие подручные средства тушения огня использовали люди? Обсуждение  ведётся по вопросам учителя (2-3).                                                                                                                                                          

5.Подведение итогов урока.

Что нового сегодня узнали на уроке? Чему учились?

6.Домашнее задание.

Стр. 40-45.Нарисовать условный план эвакуации своего дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: Пожар. Средства пожаротушения

Основным метод проведения этого урока - рассказ.  Это обусловлено, прежде всего, целью и задачами урока. В ходе урока учитель не ставит своей целью обучение пятиклассников правилам тушения ...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"

Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....