Урок ОБЖ для 5 класса "Ядовитые растения и грибы"
план-конспект урока по обж (5 класс) по теме

Мусралеева Татьяна Борисовна

Урок ОБЖ для учащихся 5 класса разработан в соответствии с новыми ФГОС. Для закрепления материала дается ссылка на фильм "Ядовитые растения и грибы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obzh_yadovitye_rasteniya_i_griby.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Городовиковская СОШ №3»

ПРИРОДА И БЕЗОПАСНОСТЬ. ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ. ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ.

Составитель:

Мусралеева Т. Б.,

учитель ОБЖ

МКОУ «Городовиковская СОШ №3»

Образовательные задачи: - сформировать первичные представления о разнообразии ядовитых растений и грибов, раскрыть значение ядовитых растений и грибов в природе и в жизни человека, их различия с неядовитыми растения и грибами; определить причины отравлений ядовитыми растениями и грибами; познакомить учащихся с первой помощью при отравлениях.

Развивающие задачи: - развивать и формировать у обучающихся умения и навыки, представления о ядовитых растения и грибах;

- развивать навыки самообразования, интереса к знаниям о живой природе и безопасности;

- формировать умения различать ядовитые растения и грибы от неядовитых.

Воспитательные задачи: - стимулировать положительное личностное воспитание учащихся;

- формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений различать растения и грибы в природе;

- создание благоприятной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.

Личностная значимость изучаемого для учащегося: живая природа обладает большим разнообразием, одним из которых являются растения. Знания о растениях нужны каждому человеку, для расширения кругозора, для умения отличать ядовитые растения и грибы от неядовитых.

Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная.

Тип урока: комбинированный урок.

Активные методы обучения: эвристическая беседа, проблемный рассказ.

Оформление, оборудование и инвентарь: на доске написана тема урока, перед учащимися плакаты «Съедобные и ядовитые грибы. Растения»; гербарий ядовитых растений, встречающихся на территории России; мультимедийный проектор для показа слайдов «Первая помощь при отравлениях ядовитыми грибами. Растениями».

Ход урока

  1. Организация класса.

  1. Работа над новым материалом.

Учитель. Летом многие из вас отдыхают за городом, на даче, в деревне, уезжают на море, в лес, на природу.

Наверное, всем из вас нравится быть на природе, играть на траве, купаться в реке. Но надо всегда помнить о том, как оградить себя от беды, не принести вред своему здоровью.

А. Вопросы к эвристической беседе:

- Какие опасности для человека таит природа?

- Какие опасности нас подстерегают во время прогулки по лесу?

- Какие опасности нас подстерегают при отдыхе на природе, загородом?

Б. Вопросы к беседе с учащимися:

- Почему случаются отравления?

- Основная причина несчастных случаев?

Учитель. Основная причина несчастных случаев – неосведомлённость (незнание) об опасностях, которые хранит природа, излишняя самоуверенность, а порой полное пренебрежение простейшими правилами собственной безопасности при нахождении на природе.

Ядовитые растения – это те растения, которые содержат ядовитые вещества, вызывающие отравления у людей.

Отравление может привести к тяжёлому заболеванию и даже к смерти.

Сегодня мы рассмотрим ядовитые растения, которые распространены на территории России (показ гербария).

Белена: растёт на пустырях, выгонах, вдоль дорог, на полях, на заброшенных пашнях. Цветёт желтовато-белыми цветами с фиолетовыми жилками, начиная с июня до сентября месяца. Вместе с цветением растение даёт зелёные коробочки с крышечками – плоды, которые содержат семена. Семена – буро-серого цвета. Эти семена очень похожи на зёрнышки мака, поэтому некоторые ребята думают, что это мак, и отравляются этими коварными семенами.

Но белена «предупреждает» человека об опасности: издаёт неприятный запах, и, конечно, надо помнить о том, что цветки у мака красного, а не жёлтого цвета.

Следующий ядовитый цветок – наш любимый ландыш майский. Сколько стихов, песен сложено о его красоте. Но забывают сказать о его ядовитости.

У ландыша ядовиты плоды – ярко-красные ягоды. Некоторые из людей могут принять их за съедобные, и тогда наступит отравление.

Признаки отравления: головная боль, шум в ушах, головокружение, рвота, расстройство кишечника, редкий пульс, сужение зрачков. В тяжёлых случаях развиваются судороги.

Вороний глаз: это растение растёт в лесу. Среди четырёх крупных листьев расположена ягода – крупная, чёрно-синего цвета. Похожа на чернику. Но надо различать: у черники листьев много, они мельче, растёт по несколько ягод.

Очень много у нас в лесах, парках, кустарника, который также ядовит. Это волчье лыко или волчья ягода. Цветёт ранней весной (в апреле – мае) до появления листьев. Цветы розовые, душистые. Плоды ярко-красные. Если съесть эти ягоды, возникает сильное жжение во рту.

Вслед за этим – резкий отёк слизистой оболочки языка, губ, гортани, затрудняется дыхание.

Человек может даже задохнуться. У этого растения ядовита и кора. Стоит только прикоснуться к влажной коре, чтобы получить сильные ожоги.

Поэтому, чтобы избежать отравлений, надо помнить о том, что:

  1. Нельзя употреблять в пищу все подряд растения, многие из них ядовиты.
  2. Использовать надо только те растения, которые вы знаете.
  3. Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из него сок. Сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито (исключение составляет одуванчик).
  4. Можно потереть губы соком растения или положить маленький кусочек листа на кончик языка. Если в течение 4-5 минут появится ощущение жжения или горечи, это растение не годится в пищу.

Учитель. Что же делать, если вы отравились?

Обучающиеся. Нужно действовать быстро и решительно. Надо попытаться вызвать рвоту и промыть желудок. Для этого надо выпить несколько стаканов тёплой воды с добавлением в каждый стакан 1-2 чайные ложки соли.

Затем вызвать рвоту, надавив двумя пальцами на корень языка. Повторить несколько раз до появления воды. И, конечно, обратиться к врачу.

  1. Закрепление пройденного материала.

Учитель. Какие ядовитые растения есть в наших лесах?

Обучающиеся. Ландыш майский, белена, волчье лыко, вороний глаз.

Учитель. Чем опасны ядовитые растения?

Обучающиеся. Они могут вызвать отравление и даже привести к смерти.

Учитель. Света Иванова очень любит собирать цветы. Однажды в лесу она нашла целую поляну ландышей. Что она сделает?

  1. Нарвёт букет;
  2. наестся ягод;
  3. сфотографирует поляну цветов.

Обучающиеся. Она может собрать букет и сфотографировать цветы.

Учитель. А почему нельзя есть ягоды?

Обучающиеся. Ягоды ядовитые, ими можно отравиться.

Учитель. Какие опасности ещё подстерегают в лесу?

Обучающиеся. Грибы. Если съесть ядовитые грибы, то можно отравиться.

Учитель. Всегда, когда начинается грибной сезон, из укромных мест извлекаются корзинки и походная одежда. Готовятся к этому сезону и врачи, так как сбор грибов – занятие, таящее в себе определённый риск. Грибы очень опасны. Нельзя собирать незнакомые грибы, некоторые из них очень ядовиты. Ими можно отравиться и даже умереть.

  • Кто не слышал о чрезвычайной ядовитости бледной поганки?

Самый «страшный» гриб – это бледная поганка.

Имеет зеленоватую шляпку с белыми пластинками, а у основания ножки – клубневидное утолщение и тонкое белое кольцо. Если гриб растереть в руках, он издаёт неприятный запах.

  • На какой гриб похожа бледная поганка? (Плакат «Съедобные и ядовитые грибы».)

Обучающиеся. На шампиньон.

Учитель. Бледная поганка, маскируясь то под шампиньон, то под сыроежку, нет-нет да и попадёт к неопытному грибнику. Чтобы не спутать бледную поганку с шампиньоном, надо помнить:

  1. бледная поганка, если потереть её в руках, имеет запах сырого картофеля, а шампиньон не пахнет;
  2. пластинки у бледной поганки – белые, а у шампиньона – розовые.

Следующий ядовитый гриб очень красив – шляпка красная или оранжевая с белыми горошинами. Это мухомор.

Грибы известны людям с незапамятных времён. На сегодня изучено около 100 тысяч видов.

Существует поговорка: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут». Почему?

Обучающиеся. Грибы группируются на съедобные и ядовитые.

Учитель. Отгадайте загадки:

Физкультпауза.

Загадка:                      На бору, на яру

                                    Стоит мужичок –

                                    Красный колпачок.

                                                                         (Мухомор)

Учащимся необходимо выполнить движения (2 – 3 раза) и отгадать загадку:

Когда идешь тропинкою,                   (учащиеся шагают на месте)

Куда ни глянь, в полях                       (поворачивают голову в стороны)

Белеют чудо-шарики

На тонких стебельках,                        (встают на носочки)

Сквозные, серебристые

Они как пух легки.                              (размахивают руками)

Стоят и чуть касаются                         (раскачиваются на месте)

От ветерка с реки                                                        (Одуванчик). 

Учитель. Пришёл грибник на старый выруб, а там возле пней хороводы грибов. Маленькие и крупные, с тёмной и светлой шляпкой, на которых как будто бы осенний загар. Грибы, грибы – целая кладовая. Глаза разбегаются.

Обучающиеся. Опята.

Учитель. Самый ядовиты, смертельно опасный гриб.

Обучающиеся. Бледная поганка.

Учитель. Эти грибы обильно растут на пастбищах, лугах, в садах и на полях. Очень редко – в ельниках. Шляпка белая с розовыми пластинками. На изломе мякоть цвет не меняет. Учитывая высокую питательность, гриб выращивают искусственно.

Обучающиеся. Шампиньоны.

Учитель. Шляпка серо-жёлтая с бугорком в центре. Ножка тонкая, не имеющая пластинчатого кольца. Мякоть жёлтая с неприятным землистым запахом и горьким вкусом.

Обучающиеся. Ложный опёнок.

Учитель. Сколько их? Гриб зелёный, гриб жёлты, гриб синий, гриб зелёно-красный… Название одно, а мякоть, подобно белому грибу, всегда остаётся сахарно-белой.

Обучающиеся. Сыроежка.

Учитель. Итак, грибы бывают съедобные и ядовитые. Недостаток знаний о грибах часто приводит к тяжёлым отравлениям, особенно среди детей. Отравления грибами не столько редки.

Пример: в один из летних дней пятилетняя девочка отправилась со своей сестрой в лес за грибами. В лесу нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у неё началась рвота, тошнота.

Девочку отправили срочно в больницу, где ей сделали промывание желудка, после чего девочка почувствовала себя хорошо, и хотя врачи возражали, родители забрали девочку домой. А спустя несколько часов произошло резкое ухудшение, вскоре девочка… умерла.

Причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.

Бледная поганка – самый ядовитый гриб в нашей местности. Каждый год из-за неё страдают во всём мире сотни людей. Многие из них погибают. Высокая смертность объясняется сильным действием яда и его необычными свойствами: он не растворяется в воде, никакой обработкой не уничтожается, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного кипячения, с трудом выводится из организма человека. В одном грибе бледной поганки содержится смертельная доза для взрослого человека.

  • Каковы симптомы отравления бледной поганкой?

Признаки отравления наступают через 6-12 часов после употребления грибов. Это обильное слюнотечение, сильные боли в животе, рвота, расстройство кишечника. Через день-два может наступить смерть.

Отравление может произойти и съедобными грибами, если они неправильно приготовлены или плохо хранятся. Поэтому, собирая грибы в лесу, вы должны знать некоторые правила (плакат):

  1. Будь внимателен при сборе грибов.
  2. Изучай внешние признаки съедобных грибов.
  3. Знай признаки отличия ядовитых грибов от съедобных.
  4. Не собирай грибы у дорог, у предприятий.
  5. Не собирай грибы старые, перезрелые.
  6. Не срезай гриб, если сомневаешься.
  7. Отвари грибы в подсоленной воде 20-30 минут, слей воду.

Ну, а если произошло отравление грибами, то ваши действия должны быть таковыми:

  1. Немедленно вызвать врача.
  2. До прихода врача надо действовать быстро и решительно.

Необходимо:

  1. дать слабительное;
  2. промыть желудок раствором марганца;
  3. дать активированный уголь;
  4. дать холодную, слегка подсоленную воду.

Демонстрация обучающих электронных картинок с изображением ядовитых грибов и растений.

Ядовитые растения:  http://rndnet.ru/part-photop/yadovitye-griby-i-rasteniya

Смертельно опасные грибы:  http://wikibit.net/youtube/FknRPppBL7Y/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%8B-%D0%9E%D0%A2%D0%9A

  1. Итог урока.

Учитель. На уроке вы познакомились с отличительными признаками ядовитых растений, ядовитых и съедобных грибов. Узнали, что отравления ядовитыми грибами, растениями бывают в очень тяжёлых формах заболевания, поэтому надо соблюдать правила личной безопасности.

Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно собирать только те, которые вы хорошо знаете.

Здоровье и даже жизнь отравившегося грибами во многом зависят от того, насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь. Помните, что в случае отравления грибами, пусть даже на первый взгляд нетяжёлого, необходимо немедленно обращаться к врачу.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий

Конспект урока в 10 классе "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий".   Обобщающий урок по общей биологии в разделе «Цитология». Форма проведения урока -...

Урок – игра по теме «Царства прокариоты, грибы, растения».

Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты, грибы, растения" 7класс....

Тест к обобщающему уроку по разделу "Растения, бактерии, грибы"

Тест разработан для проверки знаний по естествознанию у учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида...

растения и грибы презентация урока по природоведению 5 класс

презентация урока 5 ласс  "Растения и грибы"...

Урок ОБЖ "Природа и безопасность. Ядовитые растения и грибы"

Урок  "Природа и безопасность. Ядовитые ратсения и грибы" - урок изучения новой темы. В конспекте урока даются скриншоты к фильмам "Ядовитые растения", "Ядовитые грибы". Они послужат хорошим нагл...

План урока биологии для 6 класса "Царство Грибы".(Викторов В.П., А.И. Никишов А.И. «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», 6 класс)

Урок для повторения темы "Царство Грибы" с использованием игротехнических приемов....