Обеспечение водой в условиях автономного существования.
план-конспект урока по обж (6 класс) по теме

Салин Андрей Александрович

План-конспект урока по ОБЖ, 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obespechenie_vodoy_6_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Пушкино

Обеспечение водой в условиях автономного существования.

План-конспект урока по ОБЖ, 6 класс.

А. А. Салин, учитель ОБЖ  

 

  1. Цели, задачи, средства.

Тип урока:   изучение нового материала.

Цель урока:

Формирование у учащихся умения добывать и очищать воду в аварийных ситуациях природного характера и умения правильно организовать водопотребление при недостатке воды.

Задачи:

а) Образовательная:

- сформировать специальные умения по способам добывания и очистки воды в аварийной ситуации;

- обеспечить в ходе урока повторение вопросов жизнедеятельности человека в условиях автономного существования;

- закрепить практические навыки по изготовлению простейших водяных фильтров.

б) Воспитательная:

- способствовать воспитанию рационального подхода к решению сложных проблем вынужденной автономии;

- профилактика страха перед автономным существованием.

в) Развития:

- навыков принятия ответственных решений;

- познавательного интереса, речи, словарного запаса.

Формы проведения:

Общеклассная, индивидуальная.

Оборудование:

  Подручные средства для изготовления простейших водяных фильтров: полиэтиленовая пленка, пакеты, пластиковые бутылки, песок, древесный уголь, марля (бинт), вата.

Методы урока:

Организация учебно-познавательной деятельности: словесно-дедуктивный, репродуктивный.

Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно-поисковый.

Стимулирование ответственности: убеждение-упражнение.

Контроль: устный, письменный.

Содержание урока:

Теоретическая часть: наиболее интересные и нужные сведения проблеме  водообеспечения  в ситуации автономии.

Практическая часть: изготовление фильтра для воды с использованием подручных средств.

Структура урока:

- организационный момент;

- изложение нового материала;

- практическая работа учащихся;

- закрепление нового материала;

- подведение итогов урока.

2. План урока.

1)   Важность проблемы водообеспечения в автономии.

2) Характеристики работы человеческого организма при развитии обезвоживания.

3)   Способы добывания воды:

- солнечный конденсатор;

- пакет на ветвях кустарника;

- выпаривание;

- рытье колодца;

- растапливание снега.

4)  Растения и животные - «водоуказчики» в пустыне:

- тополь разнолистный;

- тростник;

- дикий арбуз;

- финиковая пальма;

- тропы животных;

- стрекозы, мошка, комары.

5)  Виды водоисточников и их краткая характеристика.

6)  Опасность инфекционных и глистных заболеваний при употреблении воды из стоячих и слабопроточных водоемов.

7)   Способы очистки воды:

- механическая: грубая фильтрация от взвесей и мусора;

- химическая: дезактивация вредных примесей;

- биологическая: дезинфекция с использованием йода, марганцево-кислого калия, веток черемухи, кипячения.

8) Основные способы механической очистки. Изготовление простейшего водяного фильтра.  

   В пластиковую бутылку с обрезанным дном заправляется фильтрующий «картридж»: вата (закрыть отверстие), 3см слой песка, дробленый костровой древесный уголь  (3-5см), 3см слой песка, уплотнитель (мох, марля, водопроницаемая ткань). Фильтр подвешивается на перекладине (штативе). Под ним – емкость для отфильтрованной  воды.

9)    Способы сохранения воды.

10) Правила водопотребления при недостатке воды. Профилактика обезвоживания.

3. Ожидаемый результат.

По окончании урока, учащиеся должны:

Знать:

1) основные способы добывания воды в аварийной ситуации;

2) о возможных последствиях употребления сырой воды из непроверенных источников;

3) способы изготовления простейших импровизированных фильтров для очистки воды.

Уметь:

1) Изготавливать из подручного материала фильтр для очистки воды.

4.  Методический материал к уроку.

   Для сохранения жизни и здоровья вода имеет более важное значение, чем пища. Без пищи можно прожить полтора месяца, без воды длительное существование невозможно, особенно в жару, когда организму требуется большое количество воды в связи с повышенным потоотделением.

   В идеальных условиях человек может прожить без воды 12—14 суток. Однако условия, в которые попадают люди, передвигающиеся по опасной территории, далеки от идеальных. Особенно велика опасность обезвоживания при высокой температуре воздуха.

   В такой ситуации большое значение имеет нормирование воды. Установлено, что при разовом употреблении одного литра воды значительная часть ее (от 16 до 58%) выделяется через почки, или, попросту говоря, выходит с мочой. Если столько же воды выпивать каждый час порциями по 82—85 г, то суммарная потеря ее через почки составит всего 5—11%. Таким образом, когда запасы воды ограничены, суточная норма ее должна быть разбита на 4—8 порций. Пить воду следует маленькими глотками, подолгу задерживая ее во рту.

   Во время перехода человек испытывает немалую физическую нагрузку и потребность организма в воде ощущается острее. Однако пить много и когда захочется не следует. Беспорядочный прием жидкости приводит к усиленному потоотделению и изнуряет организм. С потом из организма выводится большое количество солей, необходимых для правильного обмена веществ, что отрицательно сказывается на работоспособности и самочувствии. Поэтому основное количество воды рекомендуется выпивать во время завтрака и ужина, не ограничивая себя. А вот на маршруте, наоборот, себя следует ограничивать, На привалах лучше всего прополоскать рот водой и сделать три-четыре глотка. После остановки пейте не сразу, отдохните 5—10 минут, чтобы тело остыло. Иначе жидкость почти сразу выйдет из организма в виде испарины.

   Когда хочется пить во время ходьбы, рекомендуется сосать и медленно прожевывать кислые конфеты или сухофрукты (одна конфета или ягода на часовой переход). Хорошо помогает древний прием жителей пустыни ^— сосать чистый гладкий камушек, косточку от урюка, сливы, персика. При этом происходит усиленное слюноотделение и увлажнение слизистой оболочки рта, сухость которой и порождает чувство жажды.

   Добывать воду в зоне вооруженного конфликта весьма непросто. Отправляясь на поиски воды, следует искать небольшие родники или ручьи, удаленные от населенных пунктов. Противник может наблюдать за известными ему источниками воды, поэтому следует соблюдать осторожность, предварительно разведав обстановку, наблюдая за местом расположения источника и маскируя следы своего пребывания. Пригодной для питья может стать дождевая вода, отстоявшаяся в углублениях, имеющихся в почве, или впадинах, ложбинках, а также вода, добываемая из растений.

   Умение находить питьевую воду — очень важный навык для выживания. Очень хороша вода из источника, бьющего на склоне берега реки или водоема. В рыхлой почве воды обычно больше и ее легче найти, чем в местности с каменистой почвой. Воду нужно искать в самых низких точках долин или там, где склоны гор переходят в долину, — именно здесь уровень грунтовых вод ближе всего к поверхности.

   Родники и различные источники можно встретить выше уровня воды в реках и ручьях, после того, как вода спадет после половодья. Прежде чем копать землю в поисках воды, нужно сначала поискать в окрестностях признаки наличия воды. Но еще прежде, путем тщательного наблюдения, выявить возможное присутствие противника. Если противник находится на безопасном расстоянии или путь его пролегает далеко в стороне, можно, соблюдая меры скрытности, попробовать рыть в долине под крутым склоном или в местах, густо покрытых травой, где в дождливое время года; возможно, был родник.

   В лесах, растущих в низменностях, вдоль морских побережий и в долинах рек уровень грунтовых вод близок к поверхности. Даже небольшая яма обычно становится хорошим источником воды.

   Вода атмосферных осадков скапливается выше уровня грунтовых вод и образует ручьи, пруды и болота. В целях безопасности эту воду лучше считать опасной и подвергать ее обеззараживанию. Интенсивное кипячение в течение 10 минут — наиболее радикальный способ обеззараживания прудовой и болотной воды. Если вскипятить воду не представляется возможным, частично обеззаразить ее можно несколькими каплями йода (8—10 капель на литр воды) или таблетками «Пантоцида» (2—3 таблетки на литр воды). Через 35—40 минут вода будет пригодна для питья, Воду можно продезинфицировать, растворив в ней несколько кристалликов марганцовки до появления бледно-розовой окраски, дать ей простоять час, затем профильтровать, чтобы избавиться от мути.

   Набирая воду из заболоченного пруда, не следует ее просто зачерпывать. Лучше вырыть рядом с прудом ямку и подождать несколько минут, пока она заполнится более чистой, фильтрованной через грунт водой. Это можно сделать вполне незаметно от противника. В период половодья и таяния снегов вода из лесных озерков и ям не требует очистки.

   Для фильтрования хорошо использовать специальные трубки для очистки воды (типа «Родник» и т. п.). Такую трубку достаточно извлечь из чехла, опустить ее одним концом в воду, а через другой засасывать уже очищенную воду. Такие малогабаритные трубки-фильтры позволяют обеззараживать воду практически из любого пресноводного водоема. Для фильтрования воды можно использовать самодельные фильтры, изготовленные в виде деревянной треноги с растянутыми на ней кусками ткани. В верхний фильтр укладывается трава, в средний — песок, в нижний — древесный уголь, который можно получить из костра.

   В умеренной зоне для утоления жажды можно воспользоваться соком березы или клена. Для этого в коре молодого деревца сделайте ножом продольные, поперечные или в виде буквы «V» надрезы глубиной 3—4 см Под надрезом укрепите желобок из бересты или кусок бинта. Стекающий сок соберите в сосуд. За ночь таким способом можно получить до 1 литра сока.

Не все виды виноградников содержат приятный сок, но, встретив любой из них, можно попробовать получить влагу. Для этого применяется следующий метод:

- сделать глубокую зарубку на виноградной лозе как можно выше;

- подрезать ствол у самой земли и пить капающий сок или собирать его в сосуд;

- когда сок перестанет капать, нужно отрезать кусок ствола. Такая операция повторяется до тех пор, пока не прекратится истечение сока.

   Снежной зимой, если вам не удалось добыть огонь или запас горючего невелик, можно наполнить флягу кусочками льда или снега и поместить ее под верхнюю одежду.

   В жарком климате в утренние часы для питья можно использовать росу, оседающую на камнях и металлических предметах. Для этой цели на кусок брезента, ткани или расстеленную рубашку вечером следует сложить груду гальки. За ночь на ней образуется достаточное для утоления жажды количество влаги.

   При сильной жажде напиться холодной водой очень трудно, поэтому желательно воду подогреть на костерке, а еще лучше сделать чай, если есть такая возможность.

   Если в найденном вами источнике вода имеет соленый или мыльный привкус, пить такую воду нельзя. Ее можно использовать только для смачивания одежды.

   Добывать воду можно и из растений, с помощью полиэтиленового пакета. Для получения воды на растение надевают замкнутую водонепроницаемую оболочку — большой полиэтиленовый мешок. Внизу у корневой части мешок завязывают или присыпают песком. За один час в таком мешке конденсируется 30—60 г чистой воды. Часто эта вода прозрачна, чиста и приятна на вкус. Правда, некоторые растения придают воде терпкий или горьковатый вкус. Кроме того, вкус воды зависит от продолжительности пребывания куста или его ветки в мешке. Через 2—3 часа такой изоляции растение погибает и вкус воды ухудшается. Однако в критической ситуации, как раз в той, в которой вы находитесь, этим можно пренебречь. Эффективность этого способа подтверждает и практика. Небольшая группа с мешками размером 1x0,5 метра (несколько мешков общим весом 300—400 г) может в течение дня собрать с их помощью 2 и более литров воды.

   В горной местности источник воды можно отыскать у подножия горных плато, на обрывистых склонах. Местами вода выпотевает, покрывая густыми каплями породу, или скрывается под тонким слоем почвы, поросшей ярко-зеленой растительностью. Нередко после прошедших дождей вода скапливается во впадинах у основания скал, по краям галечной россыпи. Найти воду можно в трещинах и пещерах, где ее источниками являются родники. Чаще родники встречаются в известняковых пещерах. Источники воды в горах нужно искать также в руслах высохших ручьев, на пологих склонах долин или в низких местах. Ключи и родники в горной местности могут быть найдены там, где сухие овраги прорезают пласты пористого песчаника.

   В долинах с рыхлой почвой воду нужно искать на дне долины или у основания наиболее крутых склонов, главным образом там, где растет сочная, яркая трава.

   Во всех случаях при поиске воды в горах нужно соблюдать меры предосторожности и маскировки, памятуя о том, что в горной местности человека можно легко обнаружить.

   Полезные советы. После длительной жажды, когда у вас появится достаточное количество воды, пить ее надо очень и очень осторожно. Сначала прополощите рот, потом начинайте пить, но очень маленькими глотками и понемногу. Без опасения пить сколько угодно воды можно лишь к исходу вторых — началу третьих суток. После длительной жажды сразу же пить неограниченное количество воды очень опасно — это может вызвать сильные спазмы и послужить причиной заболевания,

   Учтите, что выпитая вода не может сразу же уменьшить жажду, так как ее всасывание и поступление в кровь и ткани организма начинается примерно через 10—15 минут.

   Помните, избыточное употребление воды вредно, усиливает потоотделение и изнуряет организм.

   Воспитывайте в себе привычку воздерживаться от частого и обильного питья, тогда через некоторое время ощущение жажды будет появляться меньше.

5. Рекомендуемая  литература:

  1. Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М., Мысль, 1983.
  2. Ильичев А. А.  Популярная энциклопедия выживания. Южно-Уральское книжное издательство, 1996.
  3. Мухамадиев Н. Ф.  Выживание и безопасность человека., г. Нижний Новгород, ГИПП «Нижполиграф»,  1997г.
  4. Некляев С. Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы., М., ГИЦ «Владос», 2004г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Природные лекарственные средства" к проекту "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"

Презентация - один из продуктов проекта "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"...

Презентация "Несъедобные и ядовитые грибы" к проекту "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"

В презентации представлены наиболее известные виды несъедобных и ядовитых грибов, а также описаны признаки отравления грибами и оказание первой помощи при отравлении....

Питание в условиях автономного существования, презентации, 6 класс

Презентации проекта, выполненного учащимися. Растительная пища. Грибы. Нетрадиционная пища...

Методическая разработка обобщающего интерактивного урока по ОБЖ в 10 классе: «Оказание первой помощи в условиях автономного существования»

Обобщающий интерактивный урок по теме:«Оказание первой помощи в условиях автономного существования»10 класс...

Мастер-класс "Возможности выживания человека в условиях автономного существования в природе"

Презентация, которая поможет обучающимся познать возможности выживания, если они оказались одни в природных условиях, поможет соорудить временное жилище, научить ориентироваться на местности...

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБЖ ДЛЯ 6 КЛАССА «УСЛОВИЯ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕ-КА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»

Приложение 1Цели внеурочного учебного занятия:Познакомить обучающихся с причинами попадания человека в условия  вынужденной автономии; с факторами, способствующими в...