План-конспект урока по ОБЖ 7 класс.
учебно-методический материал по обж (7 класс) на тему

Шайкин А.Н.

Цель:   учащиеся должны

 – познакомиться с происхождением и  классификацией лесных пожаров;

  -познакомиться с основными действиями в зоне пожара. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7kl_lesnye_pojary.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по ОБЖ 7 класс.

Тема:    Лесные пожары.

Цель:   учащиеся должны

 – познакомиться с происхождением и  классификацией лесных пожаров;

  -познакомиться с основными действиями в зоне пожара. 

  1. Организационный момент – 3 мин. 
  2. Проверка домашнего задания.- 7мин.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы изучали «Наводнения», давайте проверим уровень выполнения вами домашнего задания;

  1. Тесты:
  1. Дайте определение: « Наводнение- это…..» Выберите ответ:

А) затопление водой местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море;

Б) постоянное затопление значительной части суши в результате поднятия земной коры;

В) стихийное бедствие – затопление суши водой, выступившей из берегов.

2.  Нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее на некоторых участках подъём уровня воды – это:

А) половодье;

Б) зажор;

В) затор;

3.  Одним из последствий наводнения является:

А) нарушение сельскохозяйственной деятельности и гибель урожая;

Б) взрывы промышленных объектов в результате действия волны прорыва;

В) возникновение местных пожаров, изменение климата;

4. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:

А) открыть окна и двери нижних этажей;

Б) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;

В) перенести на нижние этажи ценные вещи.

 5. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует:

А) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению или радио, при этом вывесить белое или цветное полотенце, чтобы вас обнаружили;

Б) спуститься на нижний этаж здания и подавать световые сигналы;

В) быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом подать сигналы, позволяющие вас обнаружить;

6. Вынужденную самостоятельную эвакуацию во время внезапного наводнения необходимо начинать тогда, когда уровень воды:

А) достиг отметки вашего пребывания и создается реальная угроза вашей жизни;

Б) достиг первого этажа здания, где вы находитесь;

В) станет резко подниматься;

 7. Если вы оказались в воде, что необходимо делать? Выберите ответ:

А) следует кричать и звать на помощь;

Б) следует плыть к ближайшему незатопленному участку не против течения, а под углом к нему;

В)  следует плыть против течения;  

   

2. Пазлы:

Наводнение – это 

 затопление водой местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море;

Половодье –

 периодически повторяющийся подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега или обильными дождями на равнинах реках, а также весеннее-летним таянием снега и ледников на реках берущих начало в горных районах.

Затор-

 Нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее на некоторых участках подъём уровня воды

Площадь затопления-

 размеры прилегающей к реке местности, покрытой водой.

Продолжительность затопления-

время с момента выхода воды на пойму и до входа реки в русло.

Поражающие факторы наводнений-

 1.поток воды характеризующийся высоким уровнем подъема, а также скоростью течения; 2.затопление окружающей местности;3. подтопление подвалов и канализационных сетей;

 

 Правильные ответы с обратной стороны крыла доски.

(1-а; 2-в; 3-а; 4-б; 5-в; 6-а; 7-б.)

(Учащиеся должны сами сверить свои ответы.)

Учитель: Ребята,  теперь поменяйтесь своими тестами с соседом по парте и проверьте ответы у него.

( после этого тесты нужно у них собрать, пазлы и задания проверить )

     

      3. Основное содержание урока -   мин.

Учитель: 1.Вы любите загадки? Ну, тогда от меня загадки, а от вас отгадки.

Зимой и летом
одним цветом.
(Ель, сосна).

В шубе – летом,
А зимой – раздетый.
(Лес).

С языком – не лает,
Без зубов, а кусает.
Без рук, без ног, а бушует,
Шипит и злится, а воды боится.
(Огонь).

Без рук, без ног к небу ползет. (Дым).

Учитель: О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Дети: О лесе и о пожаре.

1.Учитель: А тема нашего сегодняшнего урока: Лесные пожары.

Цель нашего урока: – познакомиться с происхождением и  классификацией лесных пожаров;

  -познакомиться с основными действиями в зоне пожара. 

Ребята, а когда человек научился добывать огонь?

(Ответ детей: еще  первобытные люди научились добывать огонь)

Но вот какую легенду об огне расскажут нам  (Калугина Лена и Сорокин Саша)

“Сказка об огне”.

(Материал подготовленный учениками)

Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:

- Слушай, человек, давай померимся силой.

Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:

- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица “Дерево с огнем не дружит”. И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда!

2.- Учитель:  А какая может прийти беда?

- Пожар.

- Учитель:  А что мы называем пожаром?

(Объяснение учащихся).

- Учитель:  А теперь прочитаем, что такое пожар на “Раздаточных листах” (раздаточные листы розданы заранее).

3.Учитель: Все пожары в лесу начинаются по какой-то причине. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – ЛЕС горит по вине человека. Давайте попробуем назвать причины из-за которых возникают лесные пожары. (Причины лесных пожаров называют дети, учитель дополняет ответы детей.)

- брошенная горящая спичка, окурок;

- непогашенный костер;

- тлеющие охотничьи пыжи из пакли или бумаги;

- люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;

- осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;

- хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил ТБ. (Корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог).

- при сжигании на лесосеках порубочных остатков нерадивыми лесозаготовителями;

- выжигание сухой прошлогодней травы.

Учитель: Помните ребята! Всего этого в лесу делать нельзя.

4.Учитель: Мы с вами говорили о разных науках - зоология, биология, а еще существует наука - изучающая лесные пожары и называется она ПИРОЛОГИЯ.  Посмотрите и прочитайте в своих раздаточных материалах.

5. Учитель: Когда начинается сезон лесных пожаров?

(Ответы детей.)

Учитель: Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.

Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются – Зоной бедствия. (карточка крепится на доску).

Учитель: - Почему?

(Объяснения детей).

6. Учитель:  Какие бывают лесные пожары?

(На доске три рисунка, дети должны самостоятельно работая с “Раздаточными листами” определить на каком рисунке, какой пожар изображен).

Учитель: По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.- Посмотрите на свои раздаточные листы.

(Учитель рассказывает, а дети читают на “Раздаточных листах”).

Учитель: Посмотрите- на блок-схеме в раздаточном листе показаны виды лесных пожаров в зависимости от того, в каких ярусах леса распространяется пожар.

Теперь откройте учебник на стр.112, а Сорокин Саша прочитает нам о низовом, верховом и подземном торфяном пожарах.

7. Учитель: Что делать, если вы попали в зону пожара?

А для этого ознакомьтесь с памяткой.

( учащиеся знакомятся с памяткой;)

Памятка

Что делать, если вы попали в зону пожара?

  1. Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.

  1. Если вы видите, что своими силами пожар потушить невозможно, то нужно срочно покинуть зону огня.

  1. Идти надо в наветренную сторону, перпендикулярно кромке пожара, по просекам, дорогам, берегам ручьев и рек.

( учитель объясняет по схеме, как правильно выйти из опасной зоны.)

  1. При сильном задымлении рот и нос необходимо прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды.

     5.Особую опасность на пути представляют падающие деревья, по этому                остерегайтесь их.

     6. Нельзя бежать в загоревшейся одежде! Лучше сбросить её или загасить огонь, катаясь по земле.

4. Закрепление нового материала-    мин.

Учитель: - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Давайте проверим, как мы все это запомнили.

 Тест.

1. Как называется наука о лесных пожарах

а) экология;

б) прирология;

в) геология.

2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при торфяном.

3. При каком пожаре горят кроны деревьев

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при подземном.

4. Как тушат только что начавшийся пожар

а) сбивая пламя веником из зеленых веток;

б) накрывая пламя собственной одеждой;

в) задувая пламя.

5. Неконтролируемый процесс горения, что это-

а) Лесной пожар;

б) Пожар;

в) Торфяной пожар.

( правильные ответы: 1-б; 2-а; 3-б; 4-а; 5-б.)

 (Проверка по окончанию выполнения теста).

Учитель: Ребята, какие затруднения у вас возникли, кто не смог выполнить какое задание.

5. Домашнее задание и оценивание учащихся-      мин.

1. П.7 стр.109-123.

2. оценки выставляются за проверку домашнего задания и за активное участие при объяснении нового материала.

Раздаточный лист

  1. Пожар – это стихийное распространение горения, проявляющееся в уничтожающем действии огня, вышедшего из-под контроля человека.

  1. Пирология – наука изучающая лесные пожары.

  1. Виды лесных пожаров

Виды лесных пожаров

                                                                                                                 

Низовой

Верховой

Подземный

(торфяной)

                                                               

Устойчивый

Беглый

Устойчивый

Беглый

  1. Характеристика различных типов лесных пожаров.

Сила пожара

Скорость распространения м\мин

Высота пламени,

м

Сильный

Низовой

Верховой

Подземный

Более 3

Более 100

Более 0,5

Более 1,5

Средний

Низовой

Верховой

Подземный

1-3

10-100

До 0,5

0,5 – 1,5

Слабый

Низовой

Верховой

Подземный

До 1

3-10

До 0,25

Не более 0,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».

Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова,  организовать их первичную тренировку, ...

План-конспект открытого урока в 6 классе «Миногонты дзырдарæзт фалхат кæныны урок.»

laquo;Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæдæр у Мад!»                                         ...